СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемные ситуации и подходы к их решению

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лектор рассказывает о проблемных ситуациях и подходах к их решению

Просмотр содержимого документа
«Проблемные ситуации и подходы к их решению»

Тема. Проблемные ситуации и подходы к их решению



Проблема — это сложный вопрос, требующий решения или исследования.

Задание № 1. Приведите пример проблемы: (у каждого ученика он свой)

________ни одна проблема непохожа на другую_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проблемные ситуации и подходы к их решению

Название проблемы

Образ проблемы

Определение проблемы

Пример

Проблемы, похожие на мозаику

Проблема, похожая на мозаику, состоит их нескольких отдельных частей. Проблема в целом решается, когда решается каждая ее часть

Проблема: Новый год в джунглях!


Способы решения:

1. Нужно выбрать маршрут.

2. Нужно собраться в дорогу.

3. Нужно продумать программу праздника.

Проблемы, похожие на многослойное желе

Решение многослойных проблем состоит из последовательных действий. Такие проблемы решаются, если совершаются все действия и в правильном порядке

Проблема:

Как вырастить цветок?


Способы решения:

1. Узнать особенности ухода за данным растением.

2. Купить (или подобрать из имеющихся) горшок для цветов.

3. Подготовить грунт для посадки растения.

4. Приготовить для посадки семена (рассаду, клубни и т.д.) растения.

5. Приготовить удобрения.

Проблемы, похожие на снежинку

Проблема, похожая на снежинку, имеет много вариантов решения. Необходимо исследовать все возможные варианты и выбрать наилучший

Проблема: переоборудование учебного кабинета.


Способы решения:

1. Распределиться на группы.

2. Каждая группа учащихся нарисовать на листе бумаги свой вариант оформления кабинета, подготовить защиту своего проекта.

3. В ходе презентации проектов выбрать лучший вариант.

Проблемы, похожие на олимпийские кольца

Такие проблемы возникают из-за того, что люди не помогают друг другу, работают только на свой результат. Каждый должен сам добиться успеха в своем деле и помочь это сделать всем остальным участникам




Проблема:

сбор металлолома

Способ решения: нужно совместить в одной ситуации два условия: личный успех и помощь другому.

Проблемы, похожие на притчу о слоне

Четверо слепых впервые в жизни встретились со слоном. Один из них дотронулся до хобота и сказал: «Слон похож на толстый канат». «Слон похож на столб», — сказал другой, ощупав ногу слона. Третий коснулся слоновьего живота и заявил: «Слон похож на огромную бочку». «Он похож на циновку», — потрогав слона за ухо, возразил четвертый

Такие проблемы возникают из-за того, что люди по-разному понимают значение слов или поступков. Для того чтобы решить такую проблему, необходимо понять, что имеет в виду каждый собеседник, и прийти к взаимопониманию






Проблема. Два друга решили в выходной день встретиться и погулять вместе. Они договорились о встрече в определенном месте в девять часов. Один из них пришел на место встречи в девять утра и напрасно прождал своего приятеля целый час. Обеспокоенный, он позвонил другу и... разбудил его своим звонком! Проснувшись, друг сказал: «Я думал, что мы встречаемся вечером»


Способ решения: необходимо было уточнить время суток.

Задание № 2. Приведите пример проблемной ситуации в четвертом столбце таблицы.

Название проблемы

Предложенный образ

Формулировка

Проблемная ситуация

Проблемы, похожие на мозаику

Проблема, похожая на мозаику, состоит из нескольких отдельных частей. Проблема в целом решается, когда решается каждая ее часть.


Проблемы, похожие на многослойное желе

Решение многослойных проблем состоит из последовательных действий. Такие проблемы решаются, если совершаются все действия и в правильном порядке.


Проблемы, похожие на снежинку

Проблема, похожая на снежинку, имеет много вариантов решения. Необходимо исследовать все возможные варианты и выбрать наилучший.


Проблемы, похожие на олимпийские кольца

Такие проблемы возникают из-за того, что люди не помогают друг другу, работают только на свой результат. Каждый должен сам добиться успеха в своем деле и помочь это сделать всем остальным участникам.


Проблемы, похожие на притчу о слоне

Четверо слепых впервые в жизни встретились со слоном. Один из них дотронулся до хобота и сказал: «Слон похож на толстый канат». «Слон похож на столб», — сказал другой, ощупав ногу слона. Третий коснулся слоновьего живота и заявил: «Слон похож на огромную бочку». «Он похож на циновку», — потрогав слона за ухо, возразил четвертый.

Такие проблемы возникают из-за того, что люди по-разному понимают значение слов или поступков. Для того чтобы решить такую проблему, необходимо понять, что имеет в виду каждый собеседник, и прийти к взаимопониманию.





Задание № 3. По описанию проблемной ситуации определите вид проблемы.
№ п/п Проблемная ситуация Название проблемы
1.

Ученики 9-го класса решили поставить всем классом спектакль к Новому году. Решить-то они решили, а как это самим сделать — не знают. Как же им действовать в этой ситуации?


2.

Группа учеников 6-го класса очень заинтересовалась загадочным материком Антарктида. Решили ребята все о ней узнать. Подобрали в библиотеке литературу и ахнули: «Как много!» Есть книги о животных и растениях Антарктиды, о ее климатических особенностях, об истории освоения материка, о работе международных исследовательских станций.... Как все это прочитать? Что делать?!


3.

Один ученик готовился дома к уроку по истории. Выучил параграф, рассказал маме. И он, и мама остались довольны подготовкой. А учительница сказала, что это ответ «хороший», но совсем не «отличный», и поставила «четверку». Мальчик дома так и не смог объяснить маме, почему он получил «четверку», а не «пятерку»


4.

На уроке математики учительница сказала, что сегодня оценка каждого ученика будет зависеть от того, как будет работать весь класс. Она дала каждому ученику для решения 5 задач, но сказала, что «пятерку» класс получит только в том случае, если все-все задачи будут решены. Ребята не справились с заданием. Они объяснили это тем, что в классе был слабый ученик, который до звонка не смог решить и трех задач из пяти. Но учительница сказала, что ребята неправильно подошли к решению проблемы. Так ли это?


5. Ученик 5-го класса очень заинтересовался возможностью выступить с интересной лекцией перед младшими школьниками. Дело ответственное. Материал должен быть интересным, понятным малышам. Как подготовиться к такому выступлению?
6. Учащиеся одного очень дружного класса решили провести вместе несколько каникулярных дней весной. Но какой отдых предпочесть? Каждый предлагает свое, других не слушает... Чуть не поссорились! Как им следует поступить, чтобы найти общее и самое лучшее решение?

Проверь себя! Приведите пример проблемы и укажите способ ее решения.

№ п/п Название проблемы Проблемная ситуация Способ решения
1.

Проблема, похожая на мозаику



2.

Проблема, похожая на многослойное желе



3.

Проблема, похожая на снежинку



4.

Проблема, похожая на олимпийские кольца



5.

Проблема, похожая на притчу о слоне



Ответь на ключевые вопросы, поставленные вначале занятия:

Что такое проблема? ___________________________________________________________

Какие виды проблем бывают? __________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ответь на вопросы

1.

Занятие было интересным для меня

 

Занятие не было интересным для меня

2.

Наиболее интересным элементом этого занятия для меня была лекция.

 

Наиболее интересным элементом этого занятия для меня были практические задания.

3.

Самым ценным для меня на этом занятии были новые знания.


Самым ценным для меня на этом занятии были приобретенные умения.


Самым ценным для меня в этом блоке был обмен мнениями с одноклассниками.

4.

Что было для меня самым трудном в этом блоке

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

























Ответьте на вопросы рефлексии:

1.Какие чувства и ощущения возникали у меня во время выполнения данного задания.

________________________________________________________________________

2. Каковы мои главные результаты сегодня? Благодаря чему мне удалось их достичь?

________________________________________________________________________

3. Какие трудности встретились во время выполнения задания, как я их преодолевал (пытался преодолевать)?

_________________________________________________________________________

4. Вопросы, возникшие в связи с данной темой и своей деятельностью?

___________________________________________________________________________

Ответьте на вопросы рефлексии:

1.Какие чувства и ощущения возникали у меня во время выполнения данного задания.

________________________________________________________________________

2. Каковы мои главные результаты сегодня? Благодаря чему мне удалось их достичь?

________________________________________________________________________

3. Какие трудности встретились во время выполнения задания, как я их преодолевал (пытался преодолевать)?

_________________________________________________________________________

4. Вопросы, возникшие в связи с данной темой и своей деятельностью?

___________________________________________________________________________



Ответьте на вопросы рефлексии:

1.Какие чувства и ощущения возникали у меня во время выполнения данного задания.

________________________________________________________________________

2. Каковы мои главные результаты сегодня? Благодаря чему мне удалось их достичь?

________________________________________________________________________

3. Какие трудности встретились во время выполнения задания, как я их преодолевал (пытался преодолевать)?

_________________________________________________________________________

4. Вопросы, возникшие в связи с данной темой и своей деятельностью?

___________________________________________________________________________



Ответьте на вопросы рефлексии:

1.Какие чувства и ощущения возникали у меня во время выполнения данного задания.

________________________________________________________________________

2. Каковы мои главные результаты сегодня? Благодаря чему мне удалось их достичь?

________________________________________________________________________

3. Какие трудности встретились во время выполнения задания, как я их преодолевал (пытался преодолевать)?

_________________________________________________________________________

4. Вопросы, возникшие в связи с данной темой и своей деятельностью?

__________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!