МКОУ «Фентисовская основная общеобразовательная школа»
Золотухинского района Курской области.
Проблемные ситуации на уроках
биологии.
Подготовила учитель биологии
Емельянова И. А.
Категория 1.
2016год.
Проблемная ситуация- это интеллектуальные затруднения человека,когда он не находит объяснения какому-то факту,явлению, процессу.Это затруднение и является условием возникновения познавательной потребности.
Способы создания проблемной ситуации:
1.Способ аналогий.
2.Индуктивный,аналитико-синтетический способ.
3.Выдвижение проблемного вопроса.
4.Создание проблемной ситуации на основе высказывания учёного.
5.Отыскание причин, обуславливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов,анализа изучаемого материала.
6.Сообщение парадоксального факта,выдвижение гипотез,предположений.
7.Сообщение противоположных точек зрения на один и тот же факт.
1.Способ аналогий.
В этом случае мы опираемся на имеющийся у учащихся житейский опыт или актуализируем ранее полученные знания для решения новых задач.
НАПРИМЕР:
1) В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза.Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах?Ответ поясните.
2)При закладке на хранение клубней картофеля и корнеплодов моркови их масса к весне уменьшается. Объясните почему.
2.Индуктивный, аналитико-синтетический способ.
Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают небходимые научные выводы.
Так, при изучении темы «Лишайники» учащиеся узнают, что долгое время учёные принимали лишайники за обычное растение и относили их к мхам. Лишь в 1867г. русским учёным А. С.Фаминциму и О.В. Баронецкому удалось выделить зелёные клетки из лишайника ксанории и установить, что они не только могут жить вне тела лишайника, но и размножаться делением и спорами, а значит зелёные клетки лишайника- самостоятельные растения, водоросли.Формулируется проблема: что же такое лишайники?К какой группе организмов их нужно было отнести?
3.Выдвижение проблемного вопроса.
Этот приём используется тогда, когда для решения проблемы и овладения новыми знаниями нужно творчески применять какой-то ранее изученный принцип или закономерность.
Примеры заданий:
1) Почему у зародыша птицы закладываются жаберные щели, если газообмен идёт через скорлупу яйца, а не через них?
2) Почему при стирке белья, пилке дров больше всего работают руки, а устаёт спина?
3) Почему врачу важно знать, кем является человек- правшой или левшой?
4.Создание проблемной ситуации на основе высказывания учёного.
ЗАДАНИЕ:известный географ и путешественник А.Гумбольд утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопроваждают пустыни».Почему так считает учёный?
5.Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала.
Примеры заданий:
1) Более трёхсот лет назад учёный Ван Гельмонт поставил опыт:
Поместил в горшок 80 кг. Земли и посадил в неё ветку ивы, предварительно взвесив её. Ива росла 5 лет, не получая никакого питания, а только поливалась водой, не содержащей солей.Взвесив иву через 5 лет, учёный обнаружил, что вес ивы увеличился на 65кг.,а вес вес земли в горшке уменьшился всего на 50г. Почему произошло такое явление?
2) Амёб поместили в две колбы: одну с родниковой водой, а другую с кипячёной.В одной из колб через некоторое время амёбы погибли.Как вы объясните, почему в одной из колб погибли амёбы?
6.Сообщение парадоксального факта, выдвижение гипотез, предположений.
Факт первый.В прошлом веке на одном из островов Атлантического океана вспыхнула эпидемия кори, которую завёз человек, заразившийся в Европе. Из 7 тысяч населения остались здоровыми только 98 самых старых людей, которые переболели корью 65 лет назад.
Факт второй.В 1967 году молодой хирург из Кейптауна Кристиан Барнард впервые сделал пересадку сердца от одного человека другому.Операция была выполнена стирильно, с высоким мастерством. Однако надёжного прижевления не произошло, спасти жизнь больного не удалось.Как не парадоксально, но эти два факта связаны между собой.Как?
Уничтожение в лесу хищных птиц сначала привело к увеличению численности других птиц, а затем их число резко сократилось.Объясните причины данного явления.
7.Сообщение противоположных точек зрения на один и тот же факт.
Проблемное обучение может быть связано с подчёркиванием противоречивых положений, заключённых в содержании учебного материала, и их объяснений обучающимися.
Рассудите спор: известно, что даже при небольшой мышечной работе артериальное давление возрастает.
1-й ученик: «Это происходит потому, что работающие мышцы выделяют в кровь вещества, влияющие на просвет сосудов».
2-й ученик: « Когда мозг посылает к мышцам сигналы, заставляющие их работать, он одновременно посылает сигналы к сосудам, меняющим кровяное давление».
Используя проблемные ситуации, учитель создаёт осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует:
-творческого поиска,
-заставляет ученика мыслить,
-искать выход,
-рассуждать,
-переживать радость от правильного найденного решения.
Список литературы:
1.А.А.Калинина.Поурочные разработки по биологии.Бактерии.Грибы.Растения. 6 класс.-М.:ВАКО,2014 год.
2. В.В.Латюшин, Г. А. Уфимцева.Методическое пособие к учебнику В. В. Латюшина, В.А.Шапкина Биология.Животные.М.:Дрофа 2016г.
3.Интернет- ресурсы:kiro 46.ru