СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы формирования информационного общества

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ознакомить обучающихся   с определением информационных ресурсов,   с понятием информационный продукт,   с понятием информационная услуга и их основными видами, формировать умения целенаправленно искать и работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера

Просмотр содержимого документа
«Проблемы формирования информационного общества»

Тема урока: «Проблемы формирования информационного общества»

Цели урока: 

Образовательная: ознакомить обучающихся с определением информационных ресурсов, с понятием информационный продукт, с понятием информационная услуга и их основными видами, формировать умения целенаправленно искать и работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера.

Развивающая: развивать логическое мышление, познавательный потенциал.

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету посредством применения новейших информационных технологий обучения.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: синтетическая.

Место урока в учебной теме: первичный

Методы и методические приемы:

1 Информационно - рецептивный:
а) словесный: рассказ - объяснение, описание, беседа,

б) наглядный: иллюстрации, демонстрация, ТСО.
Приемы обучения: изложение информации, объяснение, активизация внимания и мышления, получение из текста и иллюстраций новых знаний, работа с раздаточным материалом.
2. Репродуктивный.
Приемы обучения: подача материала в готовом виде, конкретизация и закрепление уже приобретенных знаний.
3. Визуальный: составление логических цепочек.
4. Суггестивный: применение различных видов искусства.

5. Перцептивный (восприятие и связь с жизнью):
6
. Релаксопедический: психологическая разгрузка.
Межпредметные связи: математика, экономика

Материалы и оборудование: флипчарт, проектор, ноутбук

Основные понятия и термины: информация, процессы, общество


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос

  1. Информационные ресурсы

  2. Информационный продукт

  3. Информационная услуга

  4. Информационный потенциал общества

  5. Информационная культура

  6. Уровни реализации культуры

  1. Изучение нового материала

Человеческое общество вступает в период своего развития, который называют информационным обществом.

Однако в наше время смысл и значение процесса информатизации существенно изменились. Как никогда раньше возросла роль информационных ресурсов (об этом уже говорилось выше) для всего общества и для каждого отдельного человека. Доступность информационных ресурсов определяет степень информированности людей. Поэтому основной целью нынешнего этапа информатизации становится обеспечение высокого уровня информированности населения, необходимого для кардинального улучшения условий труда и жизни каждого человека.

В информационном обществе преимущественным видом трудовой деятельности людей станет информационная деятельность. Информационные ресурсы становятся важнейшими из всех видов ресурсов, влияющими на общественный прогресс.

Средствами информационной деятельности людей выступает компьютерная техника, информационно-коммуникационные технологии — ИКТ.

Обсудим еще один часто употребляемый термин: информатизация. Информатизация — это процесс создания, развития и массового применения информационных средств и технологий. Этот процесс происходил в течение всей истории человеческого общества и начался отнюдь не с появлением ЭВМ. Мы уже обсуждали этот вопрос в данной главе. Именно способность работать с информацией, создавать орудия информационного труда окончательно выделила человека из мира животных.
Информатизация — это процесс создания, развития и массового применения информационных средств и технологий, обеспечивающий высокий уровень информированности населения, необходимый для кардинального улучшения условий труда и жизни каждого человека, повышения эффективности всех видов производства.

Цели информатизации

Всякий процесс направлен на достижение каких-то целей. В данном выше определении сформулирована глобальная цель информатизации, которую можно разделить на несколько составляющих. Их можно назвать основными целями информатизации. Таких основных целей четыре.

1. Информационное обеспечение всех видов человеческой деятельности. В качестве примеров видов деятельности можно назвать науку, образование, промышленное производство, сельское хозяйство, здравоохранение и многое другое. Информационное обеспечение складывается из специализированных фондов (баз данных, архивов, библиотек) и совокупности методов и средств их организации и использования.

2. Информационное обеспечение активного отдыха и досуга людей. В первую очередь эта цель достигается путем обеспечения населению возможности теледоступа ко всей сокровищнице мировой культуры, а также создание индустрии телеразвлечений.

3. Формирование и развитие информационных потребностей людей. Эта цель носит определенный воспитательный характер и является одной из задач общего образования.

Учебная или производственная деятельность людей должна стимулировать их к повышению своего уровня информированности. Без решения этой задачи нельзя рассчитывать на успех информатизации, так как ее результаты могут оказаться просто невостребованными.

4. Формирование условий, обеспечивающих осуществление информатизации. К таким условиям относятся различные виды обеспечения информатизации: экономические, организационные, научно-технические, правовые. Создание этих условий — функция государства, органов, управляющих процессами информатизации.

Информационные преступления и информационная безопасность

Многие черты информационного общества уже присутствуют в современной жизни развитых стран. Компьютеры контролируют работу атомных реакторов, распределяют электроэнергию, управляют самолетами и космическими кораблями, определяют надежность систем обороны страны и банковских систем, т. е. используются в областях общественной жизни, обеспечивающих благополучие и даже жизнь множества людей.
Жизненно важной для общества становится проблема информационной безопасности действующих систем хранения, передачи и обработки информации.

О важности этой проблемы свидетельствуют многочисленные факты. Каждые двадцать секунд в США происходит преступление с использованием программных средств. Более 80% компьютерных преступлений осуществляется через глобальную сеть Интернет, которая обеспечивает широкие возможности злоумышленникам для нарушений в глобальном масштабе. Если компьютер, являющийся объектом атаки, подключен к Интернету, то для «взломщика» нет большой разницы, где он находится — в соседней комнате или на другом континенте. Потери от хищения или повреждения компьютерных данных составляют более 100 млн. долларов в год. Во многих случаях организации даже не подозревают, что «вторжение» имело место, хищение информации происходит незаметно.
Перечислим некоторые виды компьютерных преступлений, когда компьютер является инструментом для совершения преступления, а объектом преступления является информация:

  1. Несанкционированный (неправомерный) доступ к информации. Лицо получает доступ к секретной информации, например, путем подбора шифра (пароля). Подавляющее большинство разработок в области информационной безопасности посвящено именно этому виду преступлений, что позволяет обеспечить охрану государственных и военных секретов.

  2. Нарушение работоспособности компьютерной системы. В результате преднамеренных действий ресурсы вычислительной системы становятся недоступными, или снижается ее работоспособность. Примером такого рода преступлений является создание и распространение компьютерных вирусов.

  3. Подделка (искажение или изменение), т. е. нарушение целостности компьютерной информации. Эта деятельность является разновидностью неправомерного доступа к информации. К подобного рода действиям можно отнести подтасовку результатов голосования на выборах, референдумах и т. д. путем внесения изменений в итоговые протоколы.

Меры обеспечения информационной безопасности

Эти меры применяются в основном на этапе эксплуатации информационной системы.
Разработчики системы, предназначенной для обработки важной информации, должны предусмотреть средства защиты уже на этапе ее создания.

Существует даже специальный термин «защищенная система» — это информационная система, обеспечивающая безопасность обрабатываемой информации и поддерживающая свою работоспособность в условиях воздействия на нее заданного множества угроз (нарушение целостности информации, несанкционированный доступ, попытки нарушения работоспособности).
Основные меры по защите от компьютерных преступлений:

  •   технические и аппаратно-программные,

  •   административные,

  •   юридические.

Средства защиты современных информационных систем должны учитывать современные формы представления информации (гипертекст, мультимедиа и т. д.). Развитие локальных сетей и Интернета диктует необходимость эффективной защиты при удаленном доступе к информации. Необходимо осуществлять защиту от автоматических (программных) средств нападения: компьютерных вирусов, автоматизированных средств взлома.
Технология создания защищенных автоматизированных систем обработки информации предполагает использование и следование стандартам информационной безопасности, которые изложены в специальных документах. В России — это документы Гостехкомиссии, в США — так называемая «Оранжевая книга». Существуют также «Единые критерии безопасности информационных технологий», являющиеся результатом совместных усилий авторов стандартов информационной безопасности из США, Канады и Европы. Это свидетельствует о том, что проблема информационной безопасности является межгосударственной.
Наряду с программно-техническими средствами защиты информации действуют правовые, юридические меры защиты. В 1996 году в России впервые в уголовный кодекс был внесен раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». В нем определены меры наказания за перечисленные выше виды компьютерных преступлений.

К защите информации относится также и осуществление авторских и имущественных прав на интеллектуальную собственность, каковым является программное обеспечение.

Необходимой составляющей общей культуры современного человека становится информационная культура. Это понятие включает в себя не только умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий, но также и соблюдение правовых норм в своей информационной деятельности.
IV. Закрепление изученного материала 

  • Основная цель нынешнего этапа информатизации - обеспечение высокого уровня информированности населения, необходимого для кардинального улучшения условий труда и жизни каждого человека.

  • В информационном обществе преимущественным видом трудовой деятельности людей станет информационная деятельность. Информационные ресурсы становятся важнейшими из всех видов ресурсов, влияющими на общественный прогресс.

  • Информатизация — это процесс создания, развития и массового применения информационных средств и технологий.

  •  виды компьютерных преступлений, когда компьютер является инструментом для совершения преступления, а объектом преступления является информация:

1. Несанкционированный (неправомерный) доступ к информации.

2. Нарушение работоспособности компьютерной системы.

3. Подделка (искажение или изменение), т. е. нарушение целостности компьютерной информации. 

Практическая работа:

Создать бюллетень или листовку в любом продукте Microsoft на данную тему.

V. Подведение итогов урока

  1. понятие информационного общества

  2. раскройте понятие  информатизация;

  3. назовите цели информатизации;

  4. назовите виды информационных преступлений и меры обеспечения информационной безопасности.

  1. Домашнее задание

§ 26 стр. 188 – 190, задание 3 стр. 190


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!