Г.В. Ткачук, учитель математики
Проблемы преемственности в преподавании математики
между начальной школой и 5 классом
При изучении школьного курса математики, как и при строительстве любого здания, важен основательный, прочный фундамент, иначе, каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не будет устойчивым. В то же, и на прочном фундаменте можно возвести хлипкое сооружение. Потому и пути решения проблем преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние». С одной стороны, необходимо обеспечить достаточное общее и специальное математическое развитие учеников начальных классов. А с другой стороны – учителю в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т.д., одновременно постепенно избавляясь от «пережитков прошлого» в соответствии с повышением уровня образования школьников, с логикой развития изучаемого материала, применением имеющихся у детей знаний и умений уже на новом уровне.
Необходимо заранее познакомиться со своим будущим классом и их учителем, полезно побывать на уроках в этом классе, внимательно понаблюдать за особенностями работы учителя и детей, своеобразием отдельных школьников, привычным для них оснащением и организацией урока, предъявляемыми учителем требованиями, вместе с учителем начальной школы составить и провести итоговую проверочную работу, при необходимости наметить коррекционные мероприятия. Конечно, эти наблюдения необходимо будет продолжать и в дальнейшем – на протяжении всего времени обучения в 5 – 6 классах.
Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом можно поделить на три большие группы: организационно – психологические; общеучебные умения и навыки, элементы развития; специальные математические знания, умения и навыки.
Организационно – психологические проблемы.
1.Недостаточная наполняемость урока материалом, неоправданно медленный темп урока, отсутствие материалов для «сильного» ученика, перенос основной тяжести усвоения курса на домашнюю работу. Возможности разрешения: уменьшение доли фронтальных бесед и других малоэффективных методов работы на уроке, использование раздаточных дидактических материалов, уменьшение пауз в работе детей.
2.Недостаточно организованное и четкое начало урока, окончание урока, выделение дополнительного – сверх отведенных 45 мин – времени на выполнение письменных проверочных работ, из-за чего дети не приучаются быстро включаться в работу, эффективно и быстро работать. Возможности разрешения: приучать детей начинать работу на уроке по звонку, быстро включаться в работу, не давать отдельным детям дополнительного времени на выполнение контрольных и других проверочных работ, заканчивать урок также со звонком с урока.
3.Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ. Возможности разрешения: разъяснения родителям наносимого ущерба интеллектуальному развитию их ребенка, включение в уроки заданий, контролирующих степень самостоятельности школьников выполнении домашних заданий.
4.Бедность арсенала и однообразие используемых материалов обучения, несоответствие методического багажа учителя реальным учебным возможностям детей. Возможности разрешения: распространение опыта успешного обучения детей в современных условиях (школьным методическим объединениям учителей начальных классов и математики полезно знакомиться с лучшим опытом.)
5.Пассивность большинства учащихся в процессе обучения. Возможности разрешения: использование форм и методов организации занятий, требующих от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы.
6. Несформированность у учащихся представления об отличном устном ответе, ответе у доски на уроке математики (эталоне). Возможности разрешения: учителям математики совместно с учителями начальной школы определиться в требованиях к ответу ученика и постепенно разъяснять детям эти требования, учитывать их, оценивая ответы на уроке.
7.Привычка у детей получать отметки за любое - самое малое - действие, в т.ч. за краткое или односложные, невразумительные ответы. Возможности разрешения: добиваться от детей развернутых, полных ответов, четкой и грамотной речи: не допускать выставления необоснованно высоких отметок за неполные ответы.
8. Обедненная (вплоть до конца обучения в начальной школе) речь учителя, отсутствие динамики в использовании лексики от 1 к 3-4 классам, «сюсюканье». Возможности разрешения: полезно создание и внедрение учителями математики совместно с учителями начальной школы словаря-программы постепенного ознакомления детей со «взрослой» лексикой, проведение отдельных уроков в начальной школе вместе с учителем средних классов.
9.Создание у детей учителем и родителями в конце 4 класса «психологического барьера» - настороженного ожидания трудностей учения в 5 классе. Возможности разрешения: знакомство родителей и детей со своими будущими учителями уже в 4 классе, проведение математических праздников, олимпиад, соревнований, отдельных уроков, родительских собраний совместно с учителем 5 класса.
Общеучебные умения и навыки, элементы развития.
1.Недостаточная техника чтения (в особенности – математических текстов, условий задач), большие проблемы в понимании текста учащимися из-за обедненного лексического запаса у части детей, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его. Возможности разрешения: постоянно предлагать учащимся задания на проверку знания и понимания смысла математических терминов, вести словарики терминов, читать вслух и анализировать условия задач, рекомендовать и родителям проводить такую работу с детьми при выполнении заданий по математике.
2.Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей.
Возможности разрешения: рекомендовать упражнения для развития мышц кисти руки, подходящую ручку, продолжать следить за правильностью написания букв и цифр, за верным положением ручки.
3.Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей.
Возможности разрешения: на уроках предлагать цепочные вычисления, дома – специальные упражнения на тренировку внимания и памяти.
4.Недостаточная тренированность долговременной механической памяти.
Возможности разрешения: практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только стихотворные, но и прозаические тексты.
5.Отсутствие у учащихся умения и привычки обращаться к энциклопедиям, справочникам, словарям, научно-популярной и дополнительной учебной литературе. Возможности разрешения: рекомендовать иметь в классе справочные издания, предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, поручать готовить сообщения, рассказы, сочинения по материалам дополнительной литературы.
Специальные математические знания, умения и навыки.
1.Недостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия в пределах до ста учащиеся должны выполнять устно). Возможности разрешения: постоянное подкрепление знания таблиц сложения и умножения, систематическое проведение содержательного и напряженного устного счета.
2.Ошибки в письменном делении многозначных чисел. Возможности разрешения: регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения деления, систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и деление, сложение и вычитание.
3.Ошибки в письменном умножении многозначных чисел. Возможности разрешения: регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения умножения, систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и сложение.
4.Слабое знание правил порядка действий (в том числе и в выражениях со скобками). Возможности разрешения: после записи вычислительных примеров начинать с выделения отдельных «блоков», из которых он состоит, обращать внимание на «сильные» и « слабые» знаки арифметических действий, а затем расставлять номера действий.
5.Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже в одно-два действия) Возможности разрешения: предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой речь в задаче, изобразить ее на рисунке или схеме; при обсуждении решения – вопросы: как догадались, что первое действие именно такое?
6.Недостаточное развитие графических умений. Возможности разрешения: регулярное выполнение чертежей как на бумаге в клетку, так и на нелинованной бумаге, построение фигур по командам.
7.Формальные представления об уравнении, его корне, способах проверки правильности решения уравнения. Возможности разрешения: большее внимание уделять первым этапам формирования понятия переменной, верного и неверного равенства, нахождение значения выражения с переменной.
8.Недостаточно грамотная математическая речь учащихся. Возможности разрешения: учителю чаще давать образцы чтения выражений, равенств, уравнений и неравенств, склонять числительные, тренировать школьников в верном чтении математических выражений, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах.
Знакомясь с новым для себя 5 классом, в начале сентября необходимо проверить, что из основных знаний и умений, полученных детьми в начальных классах, забыто, какой материал недостаточно в свое время усвоен. Такую проверку проводится в различных формах. Это и контрольный устный счет, и тесты, а также различные письменные проверочные работы.
В преподавании математики в 5 классе проводятся диагностические тесты после изучения каждой темы. С помощью этих тестов выявляются пробелы в знаниях учащихся, проводятся дополнительные занятия с такими детьми. После проведения тестов проводятся уроки коррекции и развития.