СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проблемы в учебе. Что делать?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

             Многим детям обучение в школе дается с трудом. Эти трудности могут быть вызваны различными причинами: слабое развитие двигательных навыков, детский инфантилизм, недостаточная сформированность пространственных представлений, слабая память, нарушение усвоения навыков чтения, письма, счета, малый запас знаний об окружающем мире, астения, психотравмирующие ситуации.

Просмотр содержимого документа
«"Проблемы в учебе. Что делать?"»

Г(О)БУ ППМПС-центр












/Консультация для педагогов и родителей./









Подготовила

учитель-дефектолог

Кожевникова Р.Н.






г. Липецк


Трудности в усвоении школьной программы

и пути их преодоления.


Многим детям обучение в школе дается с трудом. Эти трудности могут быть вызваны различными причинами: слабое развитие двигательных навыков, детский инфантилизм, недостаточная сформированность пространственных представлений, слабая память, нарушение усвоения навыков чтения, письма, счета, малый запас знаний об окружающем мире, астения, психотравмирующие ситуации. Повысить успеваемость ребенка в школе возможно, если правильно и разумно отнестись к этой проблеме. Для решения этой задачи необходимо выявить причины, которые приводят к снижению учебной деятельности, и оказать своевременную помощь ребенку.

К сожалению, не все родители и педагоги знают, в чем состоит истинная причина неуспеваемости различных детей. Важно понимать, что некоторые особенности психики детей могут провоцировать различные трудности в обучении.


1. Трудности в обучении, которые связанны с недостаточностью двигательных умений.

Встречаются случаи, когда дети с трудом овладевают навыками письма: буквы неровные, не вписываются в строку. При этом обнаруживается, что дети не могут регулировать нажим на ручку или карандаш. Ребенок медленно пишет, особую трудность вызывают закругленные детали цифр, букв, фигур. При просмотре тетрадей таких учеников, создается впечатление, что задания выполнены небрежно. Тем не менее, ребенок тратит на выполнение письменного упражнения очень много времени. Самая большая сложность для таких детей – письмо под диктовку. Классные упражнения, диктанты у них часто не дописаны, или неразборчивы. Домашняя работа выполняется лучше, потому, что не нужно спешить.

Анализируя развитие двигательных умений этих детей можно отметить их особенности: поздно начали ходить, поздно начали захватывать игрушку и удерживать ее, часто неловки, с трудом сходят с лестницы, им трудно прыгать на одной ножке, застегивать пуговицы, рисовать, лепить, играть с мячом. Ручку или карандаш они держат всеми пальцами, не могут нажать с определенной силой. На занятиях физкультурой они неповоротливы, неуклюжи. Эти дети не любят рисовать. Рисунки детей в старшем дошкольном возрасте не отличаются от рисунков двухлетних детей. Врач невролог не выявляет у них никаких параличей.

Рекомендации. Вырабатывать навыки самообслуживания. 10-15 мин. в день отводить на занятия по формированию мелкой моторики рук (мозаика, мелкие бусы, пазлы, рисование, лепка, вырезание ножницами). Для выработки координации движений – занятия под музыку, логоритмика. Ежедневно непродолжительные упражнения каллиграфией.


2.Трудности в обучении у детей, которые страдают инфантилизмом.

Инфантилизм – незрелость волевого поведения ребенка. Дети-инфантилы – несамостоятельны, не имеют собственного мнения, подражают более активным сверстникам. Они очень внушаемы, одноклассники могут заставить их кукарекать, гримасничать. Понятно, что такое поведение на уроке приводит к тому, что они «выключаются» из хода урока, не понимают изучаемый материал и соответственно отставать в учебной деятельности. Часто такие дети приносят в школу игрушки, играют в них на уроке, при этом забывают записать домашнее задание. Они эмоционально неустойчивы: плачут по пустякам, но могут быстро успокоиться, если их внимание переключится на какую-либо игру.

Рекомендации. Такой ребенок нуждается в помощи в адаптации к школьной жизни. Для этого ему можно давать интересные задания, используя красочный наглядный материал. Можно предложить ему самому придумать и смастерить простые наглядные пособия, которые впоследствии будут использоваться на уроке. Чтобы активизировать интерес к школьному обучению нужно использовать его творческие возможности. На первых порах можно проводить занятия в форме игры, дозировать задания и игровую деятельность. Воспитывать ответственность за порученное задание сначала в игре, потом в школьной жизни. Показывать на примерах, что может случиться с людьми, если они будут делать только то, что им хочется. Учить ребенка анализировать прошедший день, выделять то, что хорошего он сделал сегодня. Поощрять за положительные поступки, журить за плохие. Стараться вести воспитательный разговор так, чтобы вывод ребенок смог сделать самостоятельно. Игрушки прятать нельзя! Нужно договориться об их своевременном использовании.


3. Трудности в обучении, которые связанны с недостаточным развитием пространственных представлений.

Пространственные представления у ребенка развиваются в мозговых структурах теменной области. Также, пространственные представления зависят от своевременности формирования двигательных навыков и умений. Ребенку с нарушением пространственных представлений трудно научиться считать. Особенные трудности они испытывают при счете с переходом через десяток. Им сложно усвоить понятие числового ряда. При подготовке к школе, а также в 1-ом классе у них обнаруживается «зеркальное» письмо. Если ребенку предъявить рисунок, букву, цифру в перевернутом виде он может этого не распознать. Такие дети не могут и не любят рисовать. Это происходит именно потому, что им сложно понять пространственную перспективу. В дальнейшем ученики с трудом будут выполнять чертежные работы. Наибольшие трудности у них связаны с изучением геометрии в старших классах. Им сложно понять последовательность различных операций при изучении физики, химии.

Рекомендации. Еще в дошкольном возрасте необходимо начинать специальную тренировку по развитию и коррекции пространственных представлений. Несколько раз в день у ребенка нужно спрашивать, где левая/правая рука, нога. Просят выполнить задания типа: достань правой рукой левое ухо, т.о. изучают расположение частей тела. Потом постепенно начинают переходить к окружающим предметам. Просят взять ребенка игрушку и определить ее в какое-либо место: на стол, под стул, за шкаф, под корзинку, взять предмет левой рукой, отсчитать 4 предмета только правой рукой и т.п. Динамические паузы, физкультминутки полезно «оречевлять», называя направление движения рук, тела. Ребенка знакомят с плоскостными фигурами и объемными телами. Интересные задания, которые тренируют ориентировку в пространстве – рассматривание изображений (картинок, фигур, букв, цифр) в перевернутом виде. Также для узнавания предъявляются контурные изображения или детали рисунка. Особенно важно тренировать ребенка в умении конструировать. Этот вид деятельности наиболее сложен для детей с пространственными нарушениями. Поэтому, важно приобрести различные виды конструктора. Вначале конструктивные действия выполнять совместно с ребенком, потом учить его ориентироваться по образцу, и только потом можно требовать самостоятельного выполнения задания. При этом следует постоянно спрашивать ребенка где-какая сторона, верх-низ конструкции, из каких деталей она состоит. Своевременные и систематические занятия помогут преодолеть ребенку недостатки в восприятии пространства, и в дальнейшем ученик сможет без затруднений осваивать программный материал.


4. Трудности в обучении, связанные с нарушением памяти.

Часто школьные трудности сопровождаются нарушением какой-либо интеллектуальной составляющей (например, памяти). Это проявляется по-разному. Ученику сложно выучить материал, который не требует осмысления, т.е такой материал может быть заучен механически (таблица умножения, стихотворение, иностранные слова и т.д.)., но ребенок не может запомнить материал даже с наглядным подкреплением. Например, буквы алфавита (название и начертание) ребенок помнит только в момент изучения. Через небольшой промежуток времени – не может вспомнить ничего. С трудом запоминает цифры, имена людей, названия улиц, забывает, как зовут воспитателя/учителя. Впервые подобные трудности у ребенка можно заметить уже в детском саду: он не может научиться читать т.к. не запоминает буквы. Не может запомнить цифры, при этом правильно соотносит количество и число. При напоминании ребенок вспоминает знаки, но через непродолжительное время забывает снова. Он очень долго заучивает стихи, но быстро забывает выученное, при напоминании стихотворение всплывает у него в памяти, он его рассказывает, но через какое-то время вновь забывает. Плохая память сказывается на изучении гуманитарных дисциплин: литературы, географии, истории. Ученикам сложно осваивать иностранный язык, запоминать формулы и даты. Любая учебная деятельность протекает лучше, если она происходит с опорой на наглядность.

Рекомендации. Если взрослые обратили внимание на то, что ребенок уже в дошкольном возрасте испытывает сложности при запоминании, то необходимо начать тренировать функцию памяти. Это упражнения на запоминание различных названий, имен, городов, предметов, цветов, животных и т.д. У ребенка в 4-5 лет происходит пик развития механической памяти. И поэтому, тренировать ее нужно именно в этом возрасте. Буквы, цифры рекомендуется заучивать с наглядной опорой, чтобы ребенок смог «привязать» к чему-либо заучиваемый материал. В младшем школьном возрасте для тренировки памяти используют сюжетные картинки, палочки, кубики, лото и др. Ребенку предлагают запомнить изображения на 3-4 картинках, потом назвать их по памяти. Далее, просят найти эти же изображения на других похожих картинках. Подобным образом можно выучить цифры, буквы. Занятия следует проводить ежедневно в течение 15-20 мин.. Следующий этап: запоминание отвлеченных понятий: названий рек, стран, городов. Важный момент: тренируя память необходимо опираться на несколько органов чувств. Зрительное ощущение должно подкрепляться слуховым, или тактильным. Логические связи также способствуют хорошему запоминанию. Нередко дети сами подсказывают приемы запоминания, т.к. знакомясь с буквами или цифрами, могут придумать для них какие-то свойства. Очень полезно использовать фантазию самих детей для тренировки памяти.



5. Трудности в усвоении навыка письма.

Специфическое расстройство письма – дисграфия. Ребенок с таким расстройством затрудняется в соотнесении звуков речи с их графическим начертанием, пространственным расположением букв на строке, разделении слов, написании букв (элементы букв, зеркальность). Как правило, у ребенка с дисграфией нормальный слух, тем не менее, ему сложно различить сходные фонемы (глухие и звонкие). Такая форма дисграфии обусловлена недостаточностью фонематического слуха и носит название сенсорной дисграфии. Подобное нарушение чаще всего наблюдается у детей, которые поздно начали говорить, у которых было нарушено звукопроизношение. В том случае если с таким ребенком в дошкольном возрасте занимался логопед, то к началу школьного обучения у него сформирована достаточно чистая, правильная речь. Но при ускорении речевого темпа он все же может искажать некоторые звуки. А вот в школе такой ребенок не может грамотно писать. Даже зная правило, не может отдифференцировать сходные по звучанию согласные и пишет так же как слышит. Больше всего ошибок обнаруживается при письме под диктовку. Ребенок ошибается также и при списывании, потому, что он прочитывает слово, а не срисовывает его и далее пишет под собственную диктовку и, конечно, с характерными ошибками. Понятно, что эти ошибки снижают успеваемость, расстраивают родителей. Они заставляют своего ребенка переписывать упражнение, обвиняют в небрежности. Но переписывание не дает положительного эффекта. В дальнейшем ученику очень трудно будет освоить правописание окончаний и др. По математике дети тоже получают неудовлетворительные оценки.

Рекомендации. Внимательно отнестись к речевому развитию своего ребенка, вовремя обратиться к логопеду. Работа над фонематическим слухом, развитием звуко-буквенного анализа очень сложна, требует значительных усилий от ребенка, родителей и педагога. Но это крайне важно, чтобы исключить дисграфию в школе.


6. Трудности в усвоении навыка чтения.

Современная школьная программа рассчитана на то, что ребенок к концу обучения в первом классе умел бегло читать. Есть определенные нормативы по скорости чтения, выразительности чтения, правильной расстановке ударений. Трудность для ребенка заключается в том, что он не может соотнести букву и звук, следовательно, не может прочитать слово. Такое явление носит название – дислексия. Т.е в этом случае, ребенок не может усвоить каким звуком обозначается буква. Признаки дислексии проявляются, как правило, в дошкольном возрасте на этапе обучения ребенка чтению. Выясняется, что он не может запомнить как произносится та или иная буква, путает их. Родители не понимая причины происходящего, нередко раздражаются, заставляют ребенка подолгу учить буквы. Это приводит к тому, что у ребенка возникает стойкое стремление избежать занятий. Одни протестуют, другие пассивно подчиняются, но испытывая затруднения, начинают плакать, становятся нервными.

Рекомендации. Описанное выше поведение ребенка обязано заставить родителей задуматься о причинах такого состояния и вовремя обратиться к учителю-логопеду.


7. Трудности в обучении, связанные с овладением математическими навыками.

Ребенок испытывает трудности при выполнении счетных операций. Как правило, причина этих трудностей в том, что у ребенка нарушены пространственные представления. Пространственные нарушения проявляются в неумении различить правую и левую стороны тела, неправильном использовании в речи предлогов и наречий, нежелании и неумении рисовать, играть конструктором. Ребенок овладевает счетом, производит вычисления в пределе первого десятка, но выполнять действия с переходом через десяток ребенку очень трудно. Умножение и деление дается ему немного лучше, поскольку ребенок подменяет непонимания свойства таблицы умножения механическим запоминанием. На первых порах механическое запоминание компенсирует недостаток счетных навыков. В старших классах ребенку с трудом даются точные науки (химия, физика). В исторических датах ученик ориентируется с трудом, особенно в понятиях до новой эры и после.

Рекомендации. Если вы заметили, что ребенок не любит конструировать, рисовать, необходимо выяснить причину этого и начать заниматься с ребенком конструированием. Также ежедневно по 15-20 мин. заниматься устным счетом. Разбирать и тренироваться в понимании состава двухзначных и трехзначных чисел. Обязательно при этом использовать нагдядность. Другая причина математических затруднений. Для решения задач многим детям необходимо предъявить ее, используя наглядный чертеж, схему, поскольку они не могут представить задачу «в уме». Похожие задачи нужно прорешать дома. Ребенок должен усвоить решение типовой задачи, чтобы справиться с самостоятельной работой на уроке. Если этого не делать, ребенок станет бояться уроков математики. Учитель должен так организовать дополнительные занятия по математике, чтобы ученик пожелал сам справиться с заданием. Необходимо прочитать задачу вслух (это способствует ее лучшему пониманию), можно порассуждать. Многие дети приступают к «решению» задачи не думая, пытаются просто подобрать ответ, приучив себя к мысли, что математика им недоступна. Ученика нужно учить думать, а не догадываться, показывая при этом радость от достигнутых результатов.

8. Трудности в обучении, связанные с ограниченным запасом общей осведомлѐнности.

Трудности в обучении могут быть у детей из-за недостаточной информированности об окружающем мире. Ребенок может обладать развитым вниманием, хорошей памятью, достаточной работоспособностью, но малая информированность о предметах и явлениях, людях и их взаимоотношениях не позволит ребенку хорошо учиться. Придя в школу, такой ребенок не знает названия улицы, на которой он живет, не знает названия своего города, имен и отчеств своих родителей, не знает где и кем они работают. Довольно часто дети не знают названий и переодичности времен года, частей суток, различных явлений природы. Порой дети не могут рассказать известную всем сказку, стихотворение.

Рекомендации. Сведения об окружающем мире и общую осведомленность необходимо развивать:

- новые знания, умения и навыки преподносить ребенку своевременно, с учетом его возраста;

- стимулировать активность познания;

- полученные ребенком знания необходимо контролировать, чтобы ребенок мог их использовать;

- для расширения кругозора использовать не столько дидактические материалы, сколько настоящие жизненные ситуации;

- после прочтения сказки, рассказа, после просмотра мультфильма или фильма побуждать ребенка к пересказу прочитанного, увиденного; учить называть главных героев, выделять главную мысль;

- использовать игровые приемы при обучении письму, чтению, счету;

- ребенок должен развиваться гармонично, нельзя отдавать предпочтение чему-либо одному, т.к. это провоцирует одностороннее развитие личности.


9. Трудности в обучении, связанные с астеническими состояниями.

Астения - состояние повышенной утомляемости, истощаемости, утраты способности к длительному физическому и умственному напряжению. Астения возникает у ребенка вследствие продолжительной болезни. Поскольку заболевание негативным образом отражается на всем организме, происходит ослабление функций мозговых структур. Головной мозг испытывает кислородное голодание. Кроме того, мозг подвергается воздействию различных токсических веществ, образующихся в процессе болезни. Во время течения болезни наступает временная когнитивная недостаточность. Снижается не интеллект ребенка, а его продуктивность. Тем не менее, такое состояние мешает ученику успешно учиться в школе. Необходимо отметить, что при улучшении физического состояния программа общеобразовательной школы не вызывает у такого ребенка особых затруднений, но его работоспособность может и не восстановиться полностью. У ребенка наблюдается ослабление памяти, ему требуется больше времени для заучивания материала по гуманитарным наукам (даты, иностранные слова, правила). Ученик может приготовить домашнее задание, но на уроке обнаруживается, что забыл все или часть материала. При письме дети с астенией могут пропускать буквы, переставлять слоги в словах. Когда ребенок отдохнет, он может и увидеть все свои ошибки. Подобные ошибки связаны также с недостаточностью внимания. Поскольку внимание таких учеников неустойчивое они могут отвлекаться в процессе работы и допускать большое количество ошибок. Такие дети могут даже выключаться из урока: ребенок не слышит и не воспринимает происходящее на уроке, не слышит учителя. При хорошем старте в начале урока, к концу количество ошибок у них возрастает в 3-4 раза. На уроках математики допускают пропуски знаков, заменяют одно действие другим. Ребенок истощается по мере нарастания нагрузки на уроке. Может не закончить контрольную работу, не дописать последних строчек, не успевает решить задачу или последний пример. Негативно на успеваемость ученика сказываются причины, которые мешают ему сосредоточиться: беседы соседа по парте, вопросы о правильности выполнения задания. Педагогу обязательно необходимо следить, чтобы ученику, вернувшемуся после болезни, никто не мешал выполнять контрольную работу. Продуктивность работы таких детей падает к концу учебного дня, а концу недели может случиться так, что ребенок не понимает даже элементарного задания. Работоспособность может снижаться вследствие любой эмоциональной нагрузки (положительной или отрицательной). Некоторые дети не переносят яркого света, резкого шума. Обстановку на уроке они переносят даже легче, чем шумные перемены. Их может утомлять, вызывать головную боль звук работающего телевизора или включенное радио. В зависимости от особенностей психики дети-астеники переносят нагрузки по-разному. Одни могут заснуть прямо на парте (вследствие наступившего торможения двигательных и психических функций). Другие, наоборот, при утомлении становятся более подвижными, бегают на перемене при этом еще более уставая.

Рекомендации. При подобных проявлениях у детей нужно обратиться к детскому неврологу, или к детскому психиатру. Врачи назначает соответствующее лечение. Необходим обязательный дневной сон. Домашнее задание ребенок должен выполнять по схеме: 20 мин. занятий, 10 мин. активного отдыха. Чередовать трудные и более легкие задания. Перед уходом в школу повторять устные уроки. Ребенок должен сам отслеживать время выполнения заданий. Это нужно для того, чтобы он сам учился тренировать свое внимание. Ослабленная память, неустойчивое внимание, недостаточная работоспособность усугубляется грузом пропущенных по болезни уроков. Поэтому и следует придерживаться указанного графика выполнения уроков. Сначала следует повторить предыдущий материал, потом выполнить небольшую часть пропущенного, и завершить выполнением задания по текущему материалу. При выраженном астеническом расстройстве целесообразно оформить у врача разрешение на дополнительный выходной. Однако если в этот дополнительный выходной ребенок предоставлен сам себе и смотрит телевизор вместо того, чтобы подучить школьный материал, то полезнее определить его в санаторий. В результате лечения и благоприятного режима улучшится соматическое состояние ребенка и как следствие его возможности в освоении школьной программы.


10. Трудности в усвоении школьной программы, связанные с различными психотравмирующими ситуациями.

Психотравмирующие ситуации – условия жизни, взаимоотношения окружающих ребенка людей, которые приводят к появлению переживаний, отрицательных эмоций.

Негативная ситуация в семье, во взаимоотношениях со сверстниками снижает работоспособность ученика, отвлекает его от учения. Родители, выясняя отношения между собой, перетягивая ребенка каждый на свою сторону, совершенно забывают, что перед ними живой человек. Тем временем у ребенка из-за перенесенных волнений и переживаний может расстроиться сон, может меняться настроение от грустного до раздражительного. Ребенок может безучастно сидеть на уроке, вспоминая вчерашний скандал родителей. Психотравмирующая ситуация возникает в семье, где родители страдают алкоголизмом. Дети запуганы, не спят, могут быть голодными. Такой ученик не может воспринимать объяснение учителя, не участвует в ходе урока, не может сосредоточиться, у него низкая работоспособность. Ребенок погружен в себя, процесс обучения его не интересует. Он может проявить некое старание и попытаться выучить что-либо, но не может сосредоточиться и запомнить материал. Если психотравмирующая ситуация долго не разрешается это может привести к неврастении. Неврастения характеризуется истощением психических процессов, которое возникает на фоне долгих эмоциональных переживаний. У ребенка могут возникнуть трудности в овладении даже теми предметами, которые раньше давались легко. Сообразительность ребенка, его умение логически мыслить, обычно не страдают. Он просто не может сосредоточиться, не может вспомнить выученное правило, либо таблицу умножения, т.е. не способен к длительному напряжению.

Конфликты со сверстниками, учителями, старшими школьниками также являются причиной школьной неуспешности. Психотравмирующая ситуация негативно сказывается на эмоциональной сфере ребенка. Он легко расстраивается, становится очень ранимым, плаксивым, не терпит замечаний. Ему кажется, что его никто не понимает. Ребенок может часто без оснований плакать. У него часто начинает болеть голова, ухудшается внимание, память.

Часто родители сами являются причиной психотравмирующей ситуации. Это случается в том случае, когда родители предъявляют претензии педагогу в том, что он не увидел достоинств их ребенка и не выделяет его как особенного. Такое положение вещей приводит к тому, что ребенок привыкает к заступничеству и не может самостоятельно добиваться хороших оценок.

Рекомендации. Родители должны всегда помнить, что их ребенок живой человек со своими переживаниями, чувствами, эмоциями, не учитывать которые нельзя. Возникшую конфликтную ситуацию в классе необходимо решить совместно с классным руководителем, администрацией школы, психологом.