СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Л.Н.Толстой писал:"Хорошему учителю достаточно иметь только два качества-большие знания и большое сердце". Работать с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу требуется все это вдвойне.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

Проблемы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

В. Н. Алфёрова, директор КГОБУ «Елизовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – тот, который имеет физические и (или) психические недостатки, препятствующие освоению образовательных программ. Особенностью воспитания детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) является максимально возможная их интеграция в общество. Для этого необходимо обратить внимание на коррекцию их недостатков и оказание помощи в усвоении общеобразовательных программ. 

Своеобразие воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) определяется особенностями аномального развития ребенка, а именно:

1) особенностями познавательной деятельности;

2) особенностями эмоционально-волевой сферы ребенка;

3) особенностями формирования характера.

В современных условиях одной из сторон, происходящих в системе образования перемен, является переосмысление обществом своего отношения к детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, детям с особенностями развития. С уверенностью можно сказать о формировании государственной политики в этом направлении. Разработана стратегия развития воспитания в Российской Федерации во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, опирающаяся на ст. 23 Конвенции о правах ребенка, в которой все государства-участники признают, что «особые» дети должны вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинства, способствуют его уверенности в себе и облегчают его участие в жизни общества, по возможности более полно способствуют вовлечению в социальную жизнь. Дети с особенностями развития должны выйти из стен учебно-образовательного учреждения не социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом, а оптимально-развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе своего развития. Система образования и воспитания должна обеспечить ориентацию школьников и воспитанников на ценности гражданского общества, на общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию отношений с окружающим социумом, природой, самим собой, формированию у детей готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности, формированию таких ценностей, как семья. Важно формирование собственных ценностных ориентаций и убеждений, знаний и умений, полезных в социальном общении и гражданском поведении.

В качестве приоритетной цели обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется воспитание способности личности к жизненному самоопределению, выработка у него навыков «социального самовыстраивания», самовоспитания. От уровня развития этих умений и навыков обучающихся зависит не только эффективность обучения и воспитания, но и вся их дальнейшая жизнь как в профессиональном, так и личном плане. Особенно это актуально, в решении сложных и неоднозначных ситуаций, требующих всех познавательных и эмоциональных ресурсов.

Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, обращают внимание на главную сложность - передачу особому ребёнку социального опыта. Сверстники, развивающиеся в норме, как правило, с лёгкостью принимают эти знания и умения от педагога, но к детям с выраженными патологиями в развитии нужен особый подход. Организовывают и планируют его специалисты, работающие в учебном учреждении-психологи, дефектологи, логопеды,

которые определяют направления коррекционного воздействия на особого школьника с учётом характера и степени выраженности патологии.

Усиленное внимание уделяется индивидуальному сотрудничеству особого школьника и педагога. Связано это с тем, что, кроме социализации, компенсации недостатков в развитии, следует обеспечить условия для усвоения ребёнком общеобразовательной программы.

Если говорить об условиях, меха­низмах и путях индивидуализации, то следует рассматривать создание ситу­ации успеха, внедрение индивидуаль­ной модели обучения (индивидуальной траектории обучения).

Создание ситуации успеха в шко­ле предполагает:

- добровольность включения ребен­ка в социально значимую деятельность:

- доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели;

- оптимистическая стратегия в оп­ределении воспитательных задач;

- предупреждение негативных по­следствий в процессе педагогического
воздействия;

- учет актуальных и потенциаль­ных интересов и потребностей уча­щихся, их индивидуальных вкусов;

- формирование у детей готовности к социальной самозащите своих интересов при осознании своей соци­альной защищенности.

Ситуации успеха учеников в обра­зовательном процессе создаются по­степенно, поэтапно. Выделяется шесть шагов, которые составляют модель де­ятельности педагога по созданию си­туаций успеха.

Первый шаг: осуществление пси­холого-педагогической диагностики школьников и написание на этом ос­новании их педагогических портре­тов. Обязательным условием состав­ления подобных портретов является содружество педагогов, психологов, родителей.

Второй шаг: целеполагание и раз­работка программы индивидуализиро­ванной педагогической помощи школь­нику в его развитии и социальной адаптации.

Третий шаг: выбор педагогом на основе составленной им программы помощи школьникам форм, методов и приемов, которые могут привести к успеху в учебной, трудовой, коммуни­кативной и других видах деятельнос­ти, к их личностному росту.

Четвертый шаг: моделирование си­туации успеха для каждого школьника.

Пятый шаг: создание ситуации ус­пеха в учебном процессе.

Шестой шаг: итоговый анализ, рефлексия деятельности по созданию ситуации успеха, оценка результатив­ности той или иной ситуации успеха, ее воспитывающего потенциала для каждого ученика.

Обучая ребенка с особенностями пси­хофизического развития, его учат учиться: учат сравнивать, анализиро­вать, выделять главное, делать выво­ды и обобщения, главным образом учат овладевать способами учебных действий. Для этого используются раз­нообразные педагогические приемы. К ним можно отнести: выделение этапов работы, дробление материала или наращивание усложнений, выбор ответа из двух, а затем и нескольких данных, использование технологичес­ких и пооперационных карт, кодиро­вание и раскодирование содержания материала в виде опорных сигналов, планирование, поиск по подсказкам, поиск подтверждения, поиск фактов, поиск примеров обыденной жизни и др. Коррекционная задача заключает­ся в том, чтобы помочь ребенку ов­ладеть способами учебных действий, овладеть ориентировочной основой действий с ее исполнительской и кон­трольной функцией, что, в конечном счете, является основой формирования знаний. Ценность данного подхода со­стоит в том, что ребенок, овладевая способами действий, включается в учебную деятельность, осуществляет ее, т. е. приобретает опыт самостоя­тельной работы, а не дожидается готового ответа или подсказки. Важны­ми являются и процесс включения в работу, и процесс выполнения рабо­ты, т. е. собственно учебная деятель­ность, а не готовый результат. Порой неверный результат, но добытый соб­ственным трудом, более ценен, чем заимствованный у других. Мудрость учителя заключается в том, чтобы, включая различные механизмы сти­мулирования и поощрений, макси­мально использовать природный ре­сурс ребенка по приобретению им са­мостоятельных умений и навыков.

В процессе коррекционно-образовательной работы важно добиться максимально возможного снижения уровня зависимости ребенка от посторонней помощи, повышения уровня его адаптации к окружающей социальной и природной среде, овладения опытом здоровой, безопасной жизни. Необходима разработка многоуровневых программ и обеспечение вариативности выбора индивидуализированного образовательного компонента в соответствии с потребностями и способностями личности. В процессе общения с детьми по такой модели реализуется принцип: “не рядом, не над, а вместе”. Это способствует развитию доверия ребенка к миру; стимулированию возникновения чувства радости существования, обеспечению психического здоровья; формированию личности и личностной культуры в целом; развитию индивидуальности ребенка. Значимыми для детей с нарушениями психофизического развития, помимо указанных аспектов, можно также назвать: исправление нарушений психофизического развития в единстве с развитием способностей личности и личностных качеств, необходимых на каждом конкретном возрастном этапе развития; поиск адекватных форм самовыражения личности (с учетом имеющихся нарушений развития); не приоритет нормативных программных требований в процессе коррекционно-развивающей работы, а индивидуализированный уровень сложности и трудности содержательного и операционального компонентов образовательного процесса, адаптация программных требований к нуждам конкретного ребенка; недопустимость форсирования, интенсификации развития ребенка в соответствии с образовательными стандартами, а адекватная психолого-педагогическая диагностика и оценка проблем и возможностей в развитии ребенка, предупреждение возникновения вторичных психофизических нарушений и личностных отклонении.

Какие качества необходимо воспитывать у сегодняшнего школьника с нарушениями интеллектуального развития, чтобы он мог проявить себя как личность?

Прежде всего, это:

  • сознательное отношение к труду интеллектуальному, физическому, профессиональному;

  • овладение трудовыми умениями и навыками, уважение к труду других;

  • приобщение к общественно полезному производительному труду;

  • формирование жизненных планов;

  • подготовка к выбору профессии;

  • духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание.

Тема духовно - нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна. В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания, сформированные как в дореволюционный, так и в советский, и современный периоды его развития. Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности учащегося, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями учащийся социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Создание условий для формирования, становления и развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, умеющей полноценно жить и работать в современных социально – экономических условиях; понять и осознать нравственные, эстетические, духовные ценности, положительно относиться к окружающей действительности, формировать устойчивую убеждённость в ответственности за своё здоровье, навыки трудовой деятельности и положительное отношение к труду призвано образовательное учреждение. Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребенка с нарушением интеллекта. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его духовно - нравственного развития. Развитие морального сознания ребенка с ОВЗ происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания – моральное просвещение, цель которого – сообщить ребенку с нарушением интеллекта совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Воспитание «необычных» детей требует применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

1) недостаточностью исследования темы духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

2) дети отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии. У ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Для многих учащихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении. Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний о мире;

3) семьи многих детей зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению, количество семей, злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами, не уменьшается. Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на крайне низкий педагогический потенциал семей. Дети, проживающие в подобных семьях, с детства запечатлели в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт, увидели жизнь с «черного хода». Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в условия жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы;

4) стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения. На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы и результатов практической деятельности можно сделать вывод, что роль нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья велика, поскольку это способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует повышению профессиональной ориентации, способствует снижению числа безработных, воспитывает трудолюбие (добровольное отношение к труду и честность), формирует в сознании ребенка понятия труда, как общечеловеческой ценности; позволяет сократить количество неблагополучных семей; позволяет решить проблему социального инфантилизма. Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Духовно - нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности.

Работая над проблемами нравственной воспитанности школьников с ОВЗ, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

1) Склонность к игре.

В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам.

2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью.

Дети часто отвлекаются, переключают свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.

Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня: Ребенок должен до обучения в школе усвоить примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например, «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком. Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается среди подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены элементарному поведению. На 3 уровне (к 14-15 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»

4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения).

Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

Обратимся к опыту великих педагогов. В.А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

1.Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество. Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости».

Среди основных задач, которые ставит современное общество перед образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной сознательной творческой личности.

Таким образом, учащийся становится активным участником процесса обучения, т. е. субъектом учебной и воспитательной деятельности, только тогда, когда он владеет определенным содержанием, т. е. знает, что делать и для чего. Выбор того, как делать, определятся и его знаниями, и его уровнем овладения операционными структурами, и мотивами данной деятельности.

Воспитательный процесс должен строиться таким образом, чтобы в нем предусматривались ситуации, в которых воспитанник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях учащихся к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям.

Главная проблема нравственного воспитания детей с ОВЗ сформулирована следующим образом: каковы социально-педагогические условия эффективного использования воспитательного пространства коррекционной школы в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья?

Для решения данной проблемы необходимо:

1) на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы обосновывать содержание нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

2) определять социально-педагогические условия нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

3) разрабатывать методико-технологические основы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Эффективность духовно-нравственного воспитания учащихся возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной. Данные мероприятия дают динамику развития нравственных качеств учащихся в сторону увеличения. И, наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду. Не это ли главная цель работы педагога?

Таким образом, совершенствование традиционных форм и использование новых методик и технологий позволит создать воспитательное пространство коррекционной школы, способствующее формированию и коррекции духовно-нравственных качеств и нравственного поведения воспитанников.

Библиографический список

  1. Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование. - 2005.- № 1.- С. 83-95.

  2. Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М.: 2011. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М.: 2009.

  3. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: уч. пособие для студентов пед. Вузов / Н. Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2009. – 319 с.

  4. Об интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. – URL: http://www.fatihovalf.ucoz.ru/blog/chto_vy_dumaete_ob_integrirovannom_obrazovanii_detej_s_ogranichennymi_vozmozhnostjami_zdorovja/2010-05-26-1 (дата обращения).

  5. Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупова.– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 175 с.

  6. Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года. – URL: http://www.un.org/russian/documen/declarat/salamanka.pdf.

  7. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. – 2003. – № 5. – С. 100-106. (дата обращения).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!