СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пробный вариант ЕГЭ по истории (В-2)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант составлен на основе учебной книги для подготовки к ЕГЭ по истории "ЕГЭ. История. Отличный результат" (2024 год) под редакцией И.А. Артасова

Просмотр содержимого документа
«Пробный вариант ЕГЭ по истории (В-2)»

Часть 1

1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А – учреждение Правительствующего сената

1. 1583

Б – заключение Деулинского перемирия между Россией и Речью Посполитой

2. 1618

В – сражение за Зееловские высоты

3. 1711

Г – возведение Берлинской стены

4. 1943


5. 1945


6. 1961





А

Б

В

Г





2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) присоединение к России Казанского ханства

2) дарование конституции Царству Польскому

3) реставрация династии Стюартов в Англии

Ответ: ___________________

3. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ

СОБЫТИЯ

А – реформы Избранной рады

1. первый (учредительный) конгресс Коминтерна

Б – междоусобная война в Московском княжестве во второй половине XV века

2. создание Судебника Ивана III

В – Северная война

3. издание Уложения о службе

Г – внешняя политика большевиков в 1910-е гг.

4. ослепление Василия II


5. Гренгамское сражение


6. пограничный конфликт на о-ве Даманском



А

Б

В

Г









4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект

Событие (явление, процесс)

Время, когда произошло событие (явление, процесс)


(А)

Основание города

1580-е гг.

Козельск

___

(Б)


(В)


(Г)

Присоединение к России

1690-е гг.

Павловск


(Д)


(Е)

Пропущенные элементы:

1) 1230-е гг.

2) Тюмень

3) заключение мирного договора по результатам Русско-турецкой войны

4) 1790-е гг.

5) Азов

6) 1830-е гг.

7) оборона города от войск Батыя

8) Севастополь

9) строительство первой железной дороги общественного пользования

А

Б

В

Г

Д

Е







5. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

УЧАСТНИКИ

А – первое упоминание Москвы в летописи

1. Юрий Долгорукий

Б – водружение Знамени Победы над рейхстагом

2. А.В. Суворов

В – XIX Всесоюзная партийная конференция

3. М.С. Горбачёв

Г – Русско-турецкая война 1787-1791 гг.

4. А.Г. Стаханов


5. Ярослав Мудрый


6. М.В. Кантария



А

Б

В

Г









6. Прочтите отрывок из исторического источника.

«Пошёл ________ на греков, взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки “Великая Скифь”. И с этими всеми пошёл на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришёл к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел на берег, и начал воевать...

И повелел своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к : “Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь”. И остановил воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались треки, и сказали: “Это не _____, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом”. И приказал дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.

И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром...»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Описываемые события произошли после образования Древнерусского государства;

  2. Русское войско в походе состояло из представителей разных племён;

  3. Город, на который совершён поход, был развитым торговым центром;

  4. Автор пишет, что русское войско не могло долго воевать из-за недостатка кораблей;

  5. В период, когда произошёл поход, описанный в тексте, в Киеве оставалась править княгиня Ольга;

  6. Результатом похода, описываемого в отрывке, стала уплата денежной компенсации Русью в пользу противника.

Ответ: ____________________

7. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) «Хованщина»

1) Автор – член декабристских обществ

Б) «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»

2) Описанные в произведении события произошли в правление первого царя из династии Романовых

В) «Хождение за три моря»

3) Автор – А.Н. Пахмутова

Г) «До свиданья, Москва» (прощальная песня Олимпиады-80)

4) Автор – Е.А. Евтушенко


5) Автор – член творческого содружества «Могучая кучка»


6) Автор – современник Ивана III



А

Б

В

Г





8. Укажите название этапа Великой Отечественной войны, к которому относится данная карикатура.

Ответ: ____________________________________________

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9. Укажите название войны, события которой обозначены на схеме стрелками.

Ответ: ______________________________

10. Укажите название города под цифрой «1».

Ответ: ______________________________

11. Прочтите отрывок из сочинения историка о событиях на схеме. Используя схему, укажите название города, которое пропущено в тексте.

«И когда _________внезапно перешёл через Неман, русской армии было велено отступать в Дриссу. «Дрисский лагерь мог придумать или сумасшедший, или изменник», - категорически заявили в глаза Александру некоторые генералы посмелее, когда армия оказалась в Дриссе. «Русской армии грозит окружение и позорная капитуляция, Дрисский лагерь со своими мнимыми «укреплениями» не продержится и нескольких дней», - утверждали со всех сторон. В течение 10 жарких и томительных июльский дней русская армия шла от Дриссы через Полоцк к , последовательно получая донесения от лазутчиков и от разведки, что с главными силами идёт на .»

Ответ: ____________________

12. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) На схеме обозначены территории, которые вошли в состав Российской империи по условиям Фридрихгамского мира;

2) На схеме подписан город, где был заключён мир между Наполеоном и Александром I;

3) Территория под цифрой «2» накануне событий на схеме зависела от Франции;

4) На схеме есть Тарутинский манёвр русской армии;

5) В период событий на схеме в Российской империи была введена рекрутская повинность;

6) Современником событий был Н.М. Карамзин.

Ответ: _____________________

Часть 2

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«…Со дня размена ратификаций настоящего трактата быть на вечные времена миру и дружеству между е.в. императором всероссийским с одной, и е.в. императором французов, её в. королевой Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии, е.в. королём сардинским и е.и.в. султаном – с другой стороны, между их наследниками и преемниками, государствами и подданными.

…Е. в. император всероссийский обязуется возвратить е.в. султану город Карc с цитаделью оного, а равно и прочие части оттоманских владений, занимаемые российскими войсками…

Черное море объявляется нейтральным: открытый для торгового мореплавания всех народов вход в порты и воды оного формально и навсегда воспрещается военным судам, как прибрежных, так и всех прочих держав…

Свободная от всяких препятствий торговля в портах и на водах Чёрного моря будет подчинена одним лишь карантинным, таможенным, полицейским постановлениям, составленным в духе, благоприятствующем развитию сношений торговых…

Дабы пользам торговли и мореплавания всех народов даровать все желаемое обеспечение, Россия и Блистательная Порта будут допускать консулов в порты свои на берегах Черного моря, согласно с правилами международного права.

Вследствие объявления Черного моря нейтральным на основании статьи XI, не может быть нужно содержание или учреждение военно-морских на берегах оного арсеналов, как не имеющих уже цели, а посему е.в. император всероссийский и е.и.в. султан обязуются не заводить и не оставлять на сих берегах никакого военно-морского арсенала…»

13. Укажите год, когда был подписан данный договор. Укажите название войны, которую завершили этим договором. Назовите российского императора, при котором был подписан данный договор.

14. Какие меры должна была предпринять Россия в соответствии с условиями, изложенными в данном отрывке? Укажите три любые меры.

Рассмотрите изображения и выполните задания 15, 16.

15. Укажите год выпуска данной марки. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

16. Возведение какого из представленных ниже памятников архитектуры было завершено в той же половине века, когда установлен памятник, изображённый на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите архитектора, по проекту которого создан данный памятник архитектуры.

17. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Состоявшаяся на Чёрном море конференция «Большой тройки» (последняя, на которой присутствовал скончавшийся в апреле Рузвельт) стала очередным триумфом СССР. У Сталина снова были все военные козыри. Красная Армия почти контролировала Польшу, Чехословакию и Прибалтику, а также значительную часть Германии, а западным союзникам, несмотря на победу „Оверлорд“, ещё предстояло форсировать Рейн. Столь же значительным было преимущество Сталина и в разведданных. НКВД имел двух надежных агентов в министерстве иностранных дел Великобритании-Дональда Маклина в посольстве в Вашингтоне, имевшего возможность сообщать об англо-американских переговорах до конференции, и Гая Берджесса, который перешёл из «Би-би-си» в Управление информации министерства иностранных дел».

Б)

«Прежде всего следует подчеркнуть, что при различии позиций по тем или иным вопросам все три лидера сходились в одном великих держав значение для поддержания прочного мира на земле. Так, Черчилль признал, что вопрос о том, будет ли мир построен на прочных основах, зависит от дружбы и сотрудничества трёх великих держав. Президент Рузвельт в свою очередь напомнил, что на предыдущей встрече в Тегеране „три державы заявили о своей готовности принять на себя ответственность по созданию такого мира, который получит одобрение народов всего мира". Сталин заявил, это единство в том, что единство участниц антигитлеровской коалиции имеет решающее что „самое важное условие для сохранения длительного мира трёх держав“».

Укажите город, где состоялась конференция, о которой идёт речь в обоих представленных отрывках. Укажите год, когда состоялась первая из конференций «Большой тройки», проходивших в годы Великой Отечественной войны. Что, согласно одному из отрывков, по мнению И. В. Сталина, было важнейшим условием для сохранения длительного мира? Используя найденную в отрывках информацию и контекстные знания, выполните задание.

18. В 1801 году был убит император Павел I. Укажите:

А) последствие этого события для российского престола;

Б) последствие этого события для дворянства;

В) последствие убийства Павла I для внешней политики России.

Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок заполнения пунктов ответа).

А)____________________________________

Б)____________________________________________

В)____________________________________________

19. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «фреска». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в управлении Российским государством в 1530-х и 1580-х гг. по какому(-им) признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ оформите в следующем виде.

Тезис: _________________________________

Обоснования тезиса:

1) ________________________________

2) ________________________________

21. Вскоре после окончания Второй мировой войны изменилась международная обстановка. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что следствием изменения международной обстановки стала перемена отношения властей СССР и США к некоторым категориям граждан своих стран: один аргумент для России и одни – для США. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргумент для СССР: ___________________________________

Аргумент для США: ___________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!