СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пробный вариант ЕГЭ по истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант ЕГЭ по истории, который дети решали в конце 2й четверти.

Просмотр содержимого документа
«Пробный вариант ЕГЭ по истории»

1 Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти.

 1) Цер­ков­ная ре­фор­ма Ни­ко­на

2) Вве­де­ние пат­ри­ар­ше­ства на Руси

3) Окон­ча­тель­ный раз­дел хри­сти­ан­ской церк­ви на ка­то­ли­че­скую и пра­во­слав­ную


2 Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между круп­ны­ми во­ен­ны­ми сра­же­ни­я­ми вто­рой по­ло­ви­ны XIX — пер­вой по­ло­ви­ны XX в. и их да­та­ми.

 ВО­ЕН­НЫЕ СРА­ЖЕ­НИЯ

 

ДАТЫ

A) Кур­ская битва

Б) Си­ноп­ский бой

B) обо­ро­на Шипки

Г) Цу­сим­ское сра­же­ние

 

1) 1853 г.

2) 1877−1878 гг.

3) 1905 г.

4) 1916 г.

5) 1943 г.

6) 1856 г.

 


3 Ниже при­ведён пе­ре­чень по­ня­тий, тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к пре­об­ра­зо­ва­ни­ям Алек­сандра I.  

«Воль­ные хле­бо­паш­цы», Не­глас­ный ко­ми­тет, Го­су­дар­ствен­ный совет, зем­ства, во­ен­ные по­се­ле­ния.


4а­пи­ши­те про­пу­щен­ное сло­во­со­че­та­ние.

 

«_________», на­зна­ча­е­мые Се­на­том из числа мест­ных по­ме­щи­ков, долж­ны были ре­гу­ли­ро­вать и кон­тро­ли­ро­вать вы­куп­ные сдел­ки, со­став­лять устав­ные гра­мо­ты.


5 Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между об­ще­ствен­ны­ми дви­же­ни­я­ми, на­прав­ле­ни­я­ми об­ще­ствен­ной мысли и по­зи­ци­я­ми, иде­я­ми, ими за­щи­ща­е­мы­ми

Общественные движения, направления общественной мысли

 

Позиции, идеи

A) сла­вя­но­фи­лы

Б) анар­хи­сты

B) де­каб­ри­сты

Г) марк­си­сты

 

1) в ре­зуль­та­те ре­во­лю­ции долж­на уста­но­вить­ся дик­та­ту­ра про­ле­та­ри­а­та

2) по­став­лен­ных целей

можно до­бить­ся путём во­ен­но­го пе­ре­во­ро­та, что пре­дот­вра­тит вы­ступ­ле­ние «черни»

3) сила вла­сти — царю, сила мне­ния — на­ро­ду

4) кре­пост­ное право есть благо для Рос­сии, со­от­вет­ству­ю­щее её тра­ди­ци­он­ным усто­ям

5) любая го­су­дар­ствен­ная власть есть зло

6) уста­нов­ле­ние стро­жай­шей дис­ци­пли­ны в мо­на­сты­рях, под­ня­тия внеш­не­го бла­го­че­стия и по­дав­ле­ния вся­ко­го воль­но­ду­мия

  

6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми 

ФРАГ­МЕН­ТЫ ИС­ТОЧ­НИ­КОВ

 А) «В пер­вые же годы сво­е­го прав­ле­ния князь до­бил­ся того, что в Моск­ву из Вла­ди­ми­ра была пе­ре­ве­де­на мит­ро­по­ли­чья ка­фед­ра. Он сумел при­об­ре­сти рас­по­ло­же­ние мит­ро­по­ли­та Петра, так что этот свя­ти­тель жил в Москве боль­ше, чем в дру­гих ме­стах. Пётр умер и был по­гре­бен в ней. Гроб свя­то­го мужа был для Моск­вы так же дра­го­це­нен, как и пре­бы­ва­ние жи­во­го свя­ти­те­ля: выбор Петра ка­зал­ся вну­ше­ни­ем Бо­жьим. Дру­гие кня­зья хо­ро­шо ви­де­ли важ­ные по­след­ствия этого яв­ле­ния и сер­ди­лись; но по­пра­вить дело в свою поль­зу уже не могли. Во все про­дол­же­ние сво­е­го прав­ле­ния князь ловко поль­зо­вал­ся об­сто­я­тель­ства­ми, чтобы, с одной сто­ро­ны, уве­ли­чить свои вла­де­ния, с дру­гой — ока­зы­вать вли­я­ние на кня­зей в про­чих рус­ских зем­лях. В этом по­мо­га­ла ему более всего на­чав­ша­я­ся враж­да между Тве­рью и Ордой. Кня­жив­ший в Твери князь Алек­сандр Ми­хай­ло­вич при­нял уча­стие в на­род­ном вос­ста­нии, в ко­то­ром тве­ри­чи убили Чол-хана и пе­ре­би­ли всю его свиту. Узбек очень рас­сер­дил­ся, узнав об уча­сти Чол-хана, и, по не­ко­то­рым из­ве­сти­ям, по­слал за мос­ков­ским кня­зем, но, по дру­гим из­ве­сти­ям, мос­ков­ский князь по­ехал в Орду сам, то­ро­пясь вос­поль­зо­вать­ся твер­ским про­ис­ше­стви­ем. Узбек дал ему ярлык на ве­ли­кое кня­же­ние и 50 000 вой­ска. При­со­еди­нив к себе еще князя суз­даль­ско­го, мос­ков­ский князь пошел в Твер­скую во­лость; та­та­ры по­жгли го­ро­да и села, людей по­ве­ли в плен и, по вы­ра­же­нию ле­то­пис­ца, по­ло­жи­ли пусту всю землю Рус­скую. Спас­лись лишь Москва да Нов­го­род, ко­то­рый дал та­тар­ским во­е­во­дам 2000 гри­вен се­реб­ра и мно­же­ство даров. Алек­сандр бежал в Нов­го­род, потом в Псков, но и от­ту­да его вы­ну­ди­ли уехать в Литву. Об­сто­я­тель­ства про­дол­жа­ли бла­го­при­ят­ство­вать Москве…..»


Б) «…Князь же ве­ли­кий, рас­пре­де­лив полки, по­ве­лел им через Оку-реку пе­ре­прав­лять­ся и при казал каж­до­му полку и во­е­во­дам: "Если же кто пой­дет по Ря­зан­ской земле, — не кос­ни­тесь ни еди­но­го во­ло­са!" И, взяв бла­го­сло­ве­ние от ар­хи­епи­ско­па ко­ло­мен­ско­го, князь ве­ли­кий пе­ре­шел реку Оку со всеми си­ла­ми и от­пра­вил в поле тре­тью за­ста­ву, луч­ших своих ви­тя­зей, чтобы они со­шлись со сто­ро­жей та­тар­ской в степи…. Князь же Олег Ря­зан­ский услы­шал, что князь ве­ли­кий со­еди­нил­ся со мно­ги­ми си­ла­ми и сле­ду­ет нав­стре­чу без­бож­но­му царю Мамаю да к тому же во­ору­жен твер­до своею верою, ко­то­рую на бога-все­дер­жи­те­ля, все­выш­не­го твор­ца, со всею на­деж­дой воз­ла­га­ет. И начал осте­ре­гать­ся Олег Ря­зан­ский и с места на место пе­ре­хо­дить с еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми сво­и­ми, так го­во­ря: "Вот если бы нам можно было по­слать весть об этой на­па­сти к мно­го­ра­зум­но­му Оль­гер­ду Ли­тов­ско­му, узнать, что он об этом ду­ма­ет, да нель­зя: пе­ре­кры­ли нам путь. Думал я по ста­рин­ке, что не сле­ду­ет рус­ским кня­зьям на во­сточ­но­го царя под­ни­мать­ся, а те­перь как все это по­нять? И от­ку­да князю по­мощь такая при­ш­ла, что смог про­тив нас трех под­нять­ся?" Князь же Оль­герд Ли­тов­ский, в со­гла­сии с преж­ним за­мыс­лом, со­брал ли­тов­цев много и ва­ря­гов, и жмуди и пошел на по­мощь Мамаю. И при­шел к го­ро­ду Одо­е­ву, но, про­слы­шав, что князь ве­ли­кий со­брал ве­ли­кое мно­же­ство во­и­нов, — всю русь и сло­вен, да пошел к Дону про­тив царя Мамая, — про­слы­шав также, что Олег ис­пу­гал­ся, — и стал тут с тех пор не­дви­жи­мо, и понял тщет­ность своих по­мыс­лов, о союзе своем с Оле­гом Ря­зан­ским те­перь со­жа­лел, ме­тал­ся и не­го­до­вал, го­во­ря: "Если че­ло­ве­ку не хва­та­ет сво­е­го ума, то на­прас­но чу­жо­го ума ищет: ни­ко­гда ведь не бы­ва­ло, чтобы Литву по­уча­ла Ря­зань! Ныне же свел меня с ума Олег, а сам и пуще погиб ".

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

 

1) Речь в от­рыв­ке идет о князе мос­ков­ском Юрии Да­ни­ло­ви­че.

2) ря­зан­ско­му князю Олегу и ли­тов­ско­му князю Оль­гер­ду не уда­лось при­нять уча­стие в битве на сто­ро­не ор­дын­цев

3) по­бе­да князя Дмит­рия Ива­но­ви­ча над Ма­ма­ем окон­ча­тель­но из­ба­ви­ла рус­ские земли от не­об­хо­ди­мо­сти вы­пла­чи­вать Орде дань

4) Речь идет о князе, ко­то­ро­го про­зва­ли «со­би­ра­те­лем земли рус­ской»

5) Пе­ре­ме­ще­ние ка­фед­ры мит­ро­по­ли­та из Вла­ди­ми­ра в Моск­ву при Иване Ка­ли­те сде­ла­ло её ду­хов­ной сто­ли­цей Руси

6) Со­бы­тия, опи­сы­ва­е­мые в от­рыв­ке, про­изо­шли во вто­рой по­ло­ви­не XIV в.

 

Фраг­мент А

Фраг­мент Б

 

 

 

 


7 Какие три из пе­ре­чис­лен­ных со­бы­тий от­но­сят­ся к пе­ри­о­ду прав­ле­ния царя Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча? Вы­бе­ри­те три со­бы­тия от­ве­та  

1) из­да­ние Но­во­тор­го­во­го уста­ва

2) со­зда­ние Пре­об­ра­жен­ско­го и Семёнов­ско­го пол­ков

3) вос­ста­ние под пред­во­ди­тель­ством К.А. Бу­ла­ви­на

4) под­пи­са­ние Ан­дру­сов­ско­го пе­ре­ми­рия между Рос­си­ей и Речью Поспо­ли­той

5) учре­жде­ние пат­ри­ар­ше­ства в Рос­сии

6) Мед­ный бунт в Москве


8 За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов


А) Ге­ро­и­ня обо­ро­ны Моск­вы, Герой Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции _______была по­ве­ше­на нем­ца­ми 29 но­яб­ря 1941 в сов­хо­зе Го­лов­ко­во Наро-Фо­мин­ско­го рай­о­на.

Б) Пер­вый ар­тил­ле­рий­ский салют в Москве, в честь осво­бож­де­ния Орла и Бел­го­ро­да, был дан в _____ году.

В) Встре­ча наших войск с со­юз­ни­ка­ми про­изо­шла на реке ____________.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) Эльба

2) Висла

3) Зоя Кос­мо­де­мьян­ская

4) Вера Во­ло­ши­на

5) 1945 г.

6) 1943 г.

 

9 Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми во­ен­ной ис­то­рии и их участ­ни­ка­ми 

УЧАСТ­НИ­КИ

 

СО­БЫ­ТИЯ

A) Дмит­рий Боб­рок

Б) Кузь­ма Минин

B) Алек­сандр Мен­ши­ков

Г) Гри­го­рий Потёмкин

 

1) осво­бож­де­ние Моск­вы от по­ля­ков в 1612 г.

2) Ку­ли­ков­ская битва

3) «сто­я­ние на Угре»

4) Се­вер­ная война

5) при­со­еди­не­ние Крыма

 

10 Про­чти­те от­ры­вок из до­ку­мен­та и ука­жи­те его ав­то­ра.

«Вы­сту­пая перед вами в по­след­ний раз в ка­че­стве Пре­зи­ден­та СССР, счи­таю нуж­ным вы­ска­зать свою оцен­ку прой­ден­но­го с 1985 года пути. Тем более что на этот счет не­ма­ло про­ти­во­ре­чи­вых, по­верх­ност­ных и не­объ­ек­тив­ных суж­де­ний. Судь­ба так рас­по­ря­ди­лась, что, когда я ока­зал­ся во главе го­су­дар­ства, уже было ясно, что со стра­ной не­лад­но... Я по­ни­мал, что на­чи­нать ре­фор­мы та­ко­го мас­шта­ба и в таком об­ще­стве, как наше, – труд­ней­шее и даже рис­ко­ван­ное дело. Но и се­год­ня я убеж­ден в ис­то­ри­че­ской право­те де­мо­кра­ти­че­ских ре­форм, ко­то­рые на­ча­ты вес­ной 1985 года. Про­цесс об­нов­ле­ния стра­ны и ко­рен­ных пе­ре­мен в ми­ро­вом со­об­ще­стве ока­зал­ся куда более слож­ным, чем можно было пред­по­ло­жить. Од­на­ко то, что сде­ла­но, долж­но быть оце­не­но по до­сто­ин­ству. Об­ще­ство по­лу­чи­ло сво­бо­ду, рас­кре­по­сти­лось по­ли­ти­че­ски и ду­хов­но. И это – самое глав­ное за­во­е­ва­ние, ко­то­рое мы до конца еще не осо­зна­ли, а по­то­му что еще не на­учи­лись поль­зо­вать­ся сво­бо­дой.».

11 За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные.

Пра­ви­тель

До­го­вор

Год

__________(A)

Ништадт­ский мир

__________(Б)

Ека­те­ри­на II

__________(B)

1774 г.

__________(Г)

__________(Д)

1807 г.

Мейд­зи

Портс­мут­ский мир

__________(E)

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты

1) Яс­ский мир

2) Пётр I

3) 1905 г.

4) Ни­ко­лай I

5) Тиль­зит­ский мир

6) 1721 г.

7) 1877 г.

8) Алек­сандр I

9) Кючук-Кай­нар­джий­ский мир

 

12 Про­чти­те от­ры­вок из «По­ве­сти о Шев­ка­ле» 

«В год 6834 (от Со­тво­ре­ния мира)… Алек­сан­дру Ми­хай­ло­ви­чу было дано кня­же­ние, и он при­шел из Орды и сел на ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол. Потом, не­мно­го дней спу­стя, из-за умно­же­ния наших гре­хов, когда бог поз­во­лил дья­во­лу вло­жить в серд­це без­бож­ных татар злую мысль, ска­за­ли они сво­е­му без­за­кон­но­му царю: "Если не по­гу­бишь князя Алек­сандра и всех кня­зей рус­ских, то не по­лу­чишь вла­сти над ними". Тогда без­за­кон­ный и про­кля­тый за­чи­на­тель всего зла Шев­кал, ра­зо­ри­тель хри­сти­ан­ства, от­верз свои сквер­ные уста и начал го­во­рить, на­учен­ный диа­во­лом: "Го­су­дарь царь, если ты мне ве­лишь, я пойду на Русь, разо­рю хри­сти­ан­ство, убью их князя, а кня­ги­ню и детей при­ве­ду к тебе". И царь велел ему так со­тво­рить. Без­за­кон­ный же Шев­кал, ра­зо­ри­тель хри­сти­ан­ства, пошел на Русь со мно­ги­ми та­та­ра­ми, и при­шел в Тверь, и вы­гнал ве­ли­ко­го князя с его двора, а сам по­се­лил­ся на ве­ли­ко­кня­же­ском дворе, ис­пол­нен­ный гор­до­сти и яро­сти. И со­тво­рил ве­ли­кое го­не­ние на хри­сти­ан — на­си­лие, гра­беж, из­би­е­ние и по­ру­га­ние. Люди же го­род­ские, по­сто­ян­но оскорб­ля­е­мые не­хри­стя­ми, много раз жа­ло­ва­лись ве­ли­ко­му князю, прося обо­ро­нить их. Он же, видя озлоб­ле­ние своих людей и не имея воз­мож­но­сти их обо­ро­нить, велел им тер­петь. Но тве­ри­чи не тер­пе­ли, а ждали удоб­но­го вре­ме­ни.

И слу­чи­лось так, что 15 ав­гу­ста, ран­ним утром, когда со­би­ра­ет­ся торг, некий диа­конт­ве­ря­нин, — про­зви­ще ему Дудко, — повел ко­бы­ли­цу, мо­ло­дую и очень туч­ную, на­по­ить водой к Волге. Та­та­ры же, уви­дев ее, от­ня­ли. Диа­кон же очень огор­чил­ся и стал во­пить: "Люди твер­ские, не вы­да­вай­те!" И на­ча­лась между ними драка. Та­та­ры же, на­де­ясь на свою власть, пу­сти­ли в ход мечи, и тот­час сбе­жа­лись люди, и на­ча­лось воз­му­ще­ние. И уда­ри­ли во все ко­ло­ко­ла, стали вечем, и вос­стал город, и сразу же со­брал­ся весь народ. И воз­ник мятеж, и клик­ну­ли тве­ри­чи и стали из­би­вать татар, где кого пой­ма­ют, пока не убили са­мо­го Шев­ка­ла. Уби­ва­ли же всех под­ряд, не оста­ви­ли и вест­ни­ка, кроме пас­ту­хов, пас­ших на поле стада коней. Те взяли луч­ших же­реб­цов и быст­ро бе­жа­ли в Моск­ву, а от­ту­да в Орду, и там воз­ве­сти­ли о кон­чи­не Шев­ка­ла. (...) Убит же был Шев­кал в 6835 году. И, услы­шав об этом, без­за­кон­ный царь зимой по­слал рать на Рус­скую землю — пять тем­ни­ков, а во­е­во­да у них Фе­дор­чук, и убили они мно­же­ство людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все твер­ские го­ро­да пре­да­ли огню. Ве­ли­кий же князь Алек­сандр, чтобы не тер­петь без­бож­ных пре­сле­до­ва­ний, оста­вив рус­ский ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол и все свои на­след­ствен­ные вла­де­ния, ушел во Псков с кня­ги­ней и детьми сво­и­ми и остал­ся в Пско­ве»

 

Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) после по­дав­ле­ния вос­ста­ния в Твери твер­ские кня­зья доб­ро­воль­но от­ка­за­лись от прав на ве­ли­кое Вла­ди­мир­ское кня­же­ние в поль­зу Моск­вы

2) со­бы­тия, опи­сан­ные в по­ве­сти, про­изо­шли в пер­вой по­ло­ви­не XIV в.

3) след­стви­ем вос­ста­ния в Твери стала пе­ре­да­ча ханом Зо­ло­той Орды яр­лы­ка на ве­ли­кое Вла­ди­мир­ское кня­же­ние твер­ско­му князю

4) в ка­ра­тель­ном по­хо­де мон­го­ло-татар про­тив Твери при­ни­ма­ли уча­стие вой­ска Ивана Ка­ли­ты

5) тем­ник в вой­ске ор­дын­цев ко­ман­до­ва­ли от­ря­дом в ты­ся­чу че­ло­век

6) Чол-хан (Шев­кал, Щел­кан) был бас­ка­ком ор­дын­ско­го хана Уз­бе­ка на Руси


13 Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

На­зо­ви­те стра­ну, про­тив ко­то­рой были на­прав­ле­ны ука­зан­ные на схеме во­ен­ные дей­ствия СССР.

14 На­пи­ши­те фа­ми­лию ру­ко­вод­ителя СССР в пе­ри­од со­бы­тий, ука­зан­ных на схеме.


15 Ука­жи­те на­зва­ние ука­зан­ной под циф­рой 3 во­ен­но-мор­ской базы, по­лу­чен­ной в арен­ду СССР по ито­гам дан­ной войны.


16Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к войне, ко­то­рой по­свя­ще­на схема, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) на­ча­ло войны от­но­сит­ся к 1939 г.

2) со­юз­ни­ка­ми СССР в этой войне были США и Ве­ли­ко­бри­та­ния

3) ре­зуль­та­том войны стало при­со­еди­не­ние к СССР тер­ри­то­рии с го­ро­дом Вы­бор­гом

4) ос­нов­ные во­ен­ные дей­ствия в этой войне при­шлись на зим­ний пе­ри­од

5) СССР не по­лу­чил в ре­зуль­та­те войны тер­ри­то­ри­аль­ных при­об­ре­те­ний

6) в ходе войны про­тив­ник не ока­зал со­вет­ским вой­скам се­рьез­но­го со­про­тив­ле­ния


17 Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми:  

ПА­МЯТ­НИ­КИ КУЛЬ­ТУ­РЫ

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А) «Бур­ла­ки на Волге»

Б) «Иван Ва­си­лье­вич ме­ня­ет про­фес­сию»

В) Па­мят­ник «Ты­ся­че­ле­тие Руси»

Г) «По­уче­ние детям»

 

 

1) Свое­об­раз­ные пра­ви­ла по­ве­де­ния, свод пра­вил по­ве­де­ния в семье со­став­ле­ны в прав­ле­ние Ивана Гроз­но­го.

2) Ре­жиссёром дан­ной ко­ме­дии яв­ля­ет­ся Эль­дар Ря­за­нов.

3) Один из пер­со­на­жей филь­ма – пер­вый рус­ский царь.

4) Па­мят­ник уста­нов­лен в Нов­го­ро­де.

5) Ав­то­ром яв­ля­ет­ся Вла­ди­мир Мо­но­мах.

6) Тво­ре­ние со­зда­но в XIX в.

 

18 Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние

Какие суж­де­ния о дан­ном па­мят­ни­ке ар­хи­тек­ту­ры яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Цер­ковь была по­стро­е­на в X в.

2) Это пер­вая ка­мен­ная по­строй­ка на Руси.

3) Цер­ковь по­стро­е­на в стиле на­рыш­кин­ско­го ба­рок­ко.

4) Цер­ковь от­но­сит­ся к ше­дев­рам вла­ди­ми­ро-суз­даль­ской ар­хи­тек­ту­ры.

5) Стро­и­тель­ство этого храма от­но­сит­ся к прав­ле­нию Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го.


19. За­да­ние Какой из ни­же­при­ведённых па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры был по­стро­ен в том же веке, что и изоб­ражённый выше? В от­ве­те за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой он ука­зан.


Из вос­по­ми­на­ний И. П. Бе­ло­кон­ско­го.

«Сна­ча­ла от­клик­ну­лись на при­зыв сто­ли­цы круп­ные куль­тур­ные цен­тры, а затем волны по­нес­лись далее и до­стиг­ли самых от­да­лен­ных мед­ве­жьих углов. Пер­вый гран­ди­оз­ный «бан­кет» — не­ви­дан­ное для Рос­сии яв­ле­ние с са­мо­го на­ча­ла ее су­ще­ство­ва­ния — со­сто­ял­ся 20 но­яб­ря в С.-Пе­тер­бур­ге, в зале Пав­ло­вой, под пред­се­да­тель­ством из­вест­но­го пи­са­те­ля В. Г. Ко­ро­лен­ко. Пред­ло­гом для этого бан­ке­та, как и для дру­гих, яви­лось 40-летие су­деб­ных уста­вов, а участ­ни­ка­ми были до 650 ли­те­ра­то­ров, уче­ных, вра­чей и дру­гих пред­ста­ви­те­лей ли­бе­раль­ных про­фес­сий. После бле­стя­щих речей, в ко­то­рых оха­рак­те­ри­зо­ва­но было пе­чаль­ное по­ло­же­ние суда, «как про­дукт общих наших по­ли­ти­че­ских усло­вий», и вы­яс­не­на была не­воз­мож­ность улуч­ше­ния су­деб­но­го строя вне общей ко­рен­ной го­су­дар­ствен­ной ре­фор­мы, еди­но­глас­но была при­ня­та и всеми под­пи­са­на «ре­зо­лю­ция Союза»*. Затем почти та­ко­го же рода «ре­зо­лю­ции» по по­во­ду 40-летия су­деб­ных уста­вов были при­ня­ты во мно­гих го­ро­дах, как-то: в Москве. Киеве, Одес­се, Са­ра­то­ве, Харь­ко­ве. Кур­ске, Ро­сто­ве-на-Дону, Вла­ди­ми­ре, Во­ро­не­же, Яро­слав­ле, Там­бо­ве, Смо­лен­ске, Н. Нов­го­ро­де и дру­гих».

* «Союз осво­бож­де­ния» - об­ще­рос­сий­ская ор­га­ни­за­ция ли­бе­ра­лов.

 20. Какое на­зва­ние в ис­то­рии Рос­сии по­лу­чи­ли со­бы­тия, о ко­то­рых го­во­рит­ся в дан­ном от­рыв­ке? В каком году они про­изо­шли?

21 На­зо­ви­те об­ще­ствен­ное дви­же­ние, к ко­то­ро­му при­над­ле­жат участ­ни­ки «бан­ке­тов»? Ис­поль­зуя зна­ния по ис­то­рии, на­зо­ви­те об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ские цели, ко­то­рые вы­дви­га­ли его пред­ста­ви­те­ли?

22 Какое важ­ное со­бы­тие внеш­ней по­ли­ти­ки Рос­сии сов­па­ло по вре­ме­ни с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми об­ще­ствен­ной жизни стра­ны? Какое вли­я­ние оно ока­за­ло на на­стро­е­ния об­ще­ства?


 

 

23. Мно­гие пред­ста­ви­те­ли оте­че­ствен­ной твор­че­ской ин­тел­ли­ген­ции с вос­тор­гом при­ня­ли новую со­вет­скую власть. В 1920-х гг. в Со­вет­ском го­су­дар­стве су­ще­ство­ва­ли раз­но­об­раз­ные твор­че­ские объ­еди­не­ния, раз­ви­ва­лось аван­гард­ное ис­кус­ство, со­вер­ша­лись сме­лые твор­че­ские экс­пе­ри­мен­ты. Но в 1930-х гг. си­ту­а­ция из­ме­ни­лась: утвер­дил­ся еди­ный метод — со­ци­а­ли­сти­че­ский ре­а­лизм, дру­гие на­прав­ле­ния стали пре­сле­до­вать­ся, твор­че­ские объ­еди­не­ния были за­кры­ты или слиты в еди­ные союзы, куль­ту­ра была по­став­ле­на под жёсткий пар­тий­ный кон­троль, на часть твор­че­ской ин­тел­ли­ген­ции об­ру­ши­лись го­не­ния и ре­прес­сии. Дайте не менее трёх объ­яс­не­ний про­изо­шед­шим из­ме­не­ни­ям.


24 В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

 «Внут­ри­по­ли­ти­че­ское раз­ви­тие Со­вет­ско­го го­су­дар­ства во вто­рой по­ло­ви­не 1980-х гг. остав­ля­ло воз­мож­но­сти для со­хра­не­ния СССР». Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

 

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

 

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1)...

2)...

 

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1)...

2)...


25 Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии Рос­сии:

1) 1019–1054 гг.;

2) 1725–1762 гг.;

3) 1917–1922 гг.

В со­чи­не­нии не­об­хо­ди­мо:

– ука­зать не менее двух со­бы­тий (яв­ле­ний, про­цес­сов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду ис­то­рии;

– на­звать две ис­то­ри­че­ские лич­но­сти, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (яв­ле­ни­ях, про­цес­сах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии Рос­сии;

– ука­зать не менее двух при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми) в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии.

Ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний ис­то­ри­ков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии Рос­сии. В ходе из­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать ис­то­ри­че­ские тер­ми­ны, по­ня­тия,

от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду.


8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!