1 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) Церковная реформа Никона
2) Введение патриаршества на Руси
3) Окончательный раздел христианской церкви на католическую и православную
2 Установите соответствие между крупными военными сражениями второй половины XIX — первой половины XX в. и их датами.
ВОЕННЫЕ СРАЖЕНИЯ | | ДАТЫ |
A) Курская битва Б) Синопский бой B) оборона Шипки Г) Цусимское сражение | | 1) 1853 г. 2) 1877−1878 гг. 3) 1905 г. 4) 1916 г. 5) 1943 г. 6) 1856 г. |
3 Ниже приведён перечень понятий, терминов. Все они, за исключением одного, относятся к преобразованиям Александра I.
«Вольные хлебопашцы», Негласный комитет, Государственный совет, земства, военные поселения.
4апишите пропущенное словосочетание.
«_________», назначаемые Сенатом из числа местных помещиков, должны были регулировать и контролировать выкупные сделки, составлять уставные грамоты.
5 Установите соответствие между общественными движениями, направлениями общественной мысли и позициями, идеями, ими защищаемыми
Общественные движения, направления общественной мысли | | Позиции, идеи |
A) славянофилы Б) анархисты B) декабристы Г) марксисты | | 1) в результате революции должна установиться диктатура пролетариата 2) поставленных целей можно добиться путём военного переворота, что предотвратит выступление «черни» 3) сила власти — царю, сила мнения — народу 4) крепостное право есть благо для России, соответствующее её традиционным устоям 5) любая государственная власть есть зло 6) установление строжайшей дисциплины в монастырях, поднятия внешнего благочестия и подавления всякого вольнодумия |
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «В первые же годы своего правления князь добился того, что в Москву из Владимира была переведена митрополичья кафедра. Он сумел приобрести расположение митрополита Петра, так что этот святитель жил в Москве больше, чем в других местах. Пётр умер и был погребен в ней. Гроб святого мужа был для Москвы так же драгоценен, как и пребывание живого святителя: выбор Петра казался внушением Божьим. Другие князья хорошо видели важные последствия этого явления и сердились; но поправить дело в свою пользу уже не могли. Во все продолжение своего правления князь ловко пользовался обстоятельствами, чтобы, с одной стороны, увеличить свои владения, с другой — оказывать влияние на князей в прочих русских землях. В этом помогала ему более всего начавшаяся вражда между Тверью и Ордой. Княживший в Твери князь Александр Михайлович принял участие в народном восстании, в котором тверичи убили Чол-хана и перебили всю его свиту. Узбек очень рассердился, узнав об участи Чол-хана, и, по некоторым известиям, послал за московским князем, но, по другим известиям, московский князь поехал в Орду сам, торопясь воспользоваться тверским происшествием. Узбек дал ему ярлык на великое княжение и 50 000 войска. Присоединив к себе еще князя суздальского, московский князь пошел в Тверскую волость; татары пожгли города и села, людей повели в плен и, по выражению летописца, положили пусту всю землю Русскую. Спаслись лишь Москва да Новгород, который дал татарским воеводам 2000 гривен серебра и множество даров. Александр бежал в Новгород, потом в Псков, но и оттуда его вынудили уехать в Литву. Обстоятельства продолжали благоприятствовать Москве…..»
Б) «…Князь же великий, распределив полки, повелел им через Оку-реку переправляться и при казал каждому полку и воеводам: "Если же кто пойдет по Рязанской земле, — не коснитесь ни единого волоса!" И, взяв благословение от архиепископа коломенского, князь великий перешел реку Оку со всеми силами и отправил в поле третью заставу, лучших своих витязей, чтобы они сошлись со сторожей татарской в степи…. Князь же Олег Рязанский услышал, что князь великий соединился со многими силами и следует навстречу безбожному царю Мамаю да к тому же вооружен твердо своею верою, которую на бога-вседержителя, всевышнего творца, со всею надеждой возлагает. И начал остерегаться Олег Рязанский и с места на место переходить с единомышленниками своими, так говоря: "Вот если бы нам можно было послать весть об этой напасти к многоразумному Ольгерду Литовскому, узнать, что он об этом думает, да нельзя: перекрыли нам путь. Думал я по старинке, что не следует русским князьям на восточного царя подниматься, а теперь как все это понять? И откуда князю помощь такая пришла, что смог против нас трех подняться?" Князь же Ольгерд Литовский, в согласии с прежним замыслом, собрал литовцев много и варягов, и жмуди и пошел на помощь Мамаю. И пришел к городу Одоеву, но, прослышав, что князь великий собрал великое множество воинов, — всю русь и словен, да пошел к Дону против царя Мамая, — прослышав также, что Олег испугался, — и стал тут с тех пор недвижимо, и понял тщетность своих помыслов, о союзе своем с Олегом Рязанским теперь сожалел, метался и негодовал, говоря: "Если человеку не хватает своего ума, то напрасно чужого ума ищет: никогда ведь не бывало, чтобы Литву поучала Рязань! Ныне же свел меня с ума Олег, а сам и пуще погиб ".
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Речь в отрывке идет о князе московском Юрии Даниловиче.
2) рязанскому князю Олегу и литовскому князю Ольгерду не удалось принять участие в битве на стороне ордынцев
3) победа князя Дмитрия Ивановича над Мамаем окончательно избавила русские земли от необходимости выплачивать Орде дань
4) Речь идет о князе, которого прозвали «собирателем земли русской»
5) Перемещение кафедры митрополита из Владимира в Москву при Иване Калите сделало её духовной столицей Руси
6) События, описываемые в отрывке, произошли во второй половине XIV в.
7 Какие три из перечисленных событий относятся к периоду правления царя Алексея Михайловича? Выберите три события ответа
1) издание Новоторгового устава
2) создание Преображенского и Семёновского полков
3) восстание под предводительством К.А. Булавина
4) подписание Андрусовского перемирия между Россией и Речью Посполитой
5) учреждение патриаршества в России
6) Медный бунт в Москве
8 Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов
А) Героиня обороны Москвы, Герой Российской Федерации _______была повешена немцами 29 ноября 1941 в совхозе Головково Наро-Фоминского района.
Б) Первый артиллерийский салют в Москве, в честь освобождения Орла и Белгорода, был дан в _____ году.
В) Встреча наших войск с союзниками произошла на реке ____________.
Пропущенные элементы:
1) Эльба
2) Висла
3) Зоя Космодемьянская
4) Вера Волошина
5) 1945 г.
6) 1943 г.
9 Установите соответствие между событиями военной истории и их участниками
УЧАСТНИКИ | | СОБЫТИЯ |
A) Дмитрий Боброк Б) Кузьма Минин B) Александр Меншиков Г) Григорий Потёмкин | | 1) освобождение Москвы от поляков в 1612 г. 2) Куликовская битва 3) «стояние на Угре» 4) Северная война 5) присоединение Крыма |
10 Прочтите отрывок из документа и укажите его автора.
«Выступая перед вами в последний раз в качестве Президента СССР, считаю нужным высказать свою оценку пройденного с 1985 года пути. Тем более что на этот счет немало противоречивых, поверхностных и необъективных суждений. Судьба так распорядилась, что, когда я оказался во главе государства, уже было ясно, что со страной неладно... Я понимал, что начинать реформы такого масштаба и в таком обществе, как наше, – труднейшее и даже рискованное дело. Но и сегодня я убежден в исторической правоте демократических реформ, которые начаты весной 1985 года. Процесс обновления страны и коренных перемен в мировом сообществе оказался куда более сложным, чем можно было предположить. Однако то, что сделано, должно быть оценено по достоинству. Общество получило свободу, раскрепостилось политически и духовно. И это – самое главное завоевание, которое мы до конца еще не осознали, а потому что еще не научились пользоваться свободой.».
11 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные.
Правитель | Договор | Год |
__________(A) | Ништадтский мир | __________(Б) |
Екатерина II | __________(B) | 1774 г. |
__________(Г) | __________(Д) | 1807 г. |
Мейдзи | Портсмутский мир | __________(E) |
Пропущенные элементы
1) Ясский мир
2) Пётр I
3) 1905 г.
4) Николай I
5) Тильзитский мир
6) 1721 г.
7) 1877 г.
8) Александр I
9) Кючук-Кайнарджийский мир
12 Прочтите отрывок из «Повести о Шевкале»
«В год 6834 (от Сотворения мира)… Александру Михайловичу было дано княжение, и он пришел из Орды и сел на великокняжеский престол. Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов, когда бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль, сказали они своему беззаконному царю: "Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними". Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный диаволом: "Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе". И царь велел ему так сотворить. Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть. Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени.
И случилось так, что 15 августа, ранним утром, когда собирается торг, некий диаконтверянин, — прозвище ему Дудко, — повел кобылицу, молодую и очень тучную, напоить водой к Волге. Татары же, увидев ее, отняли. Диакон же очень огорчился и стал вопить: "Люди тверские, не выдавайте!" И началась между ними драка. Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала. Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле стада коней. Те взяли лучших жеребцов и быстро бежали в Москву, а оттуда в Орду, и там возвестили о кончине Шевкала. (...) Убит же был Шевкал в 6835 году. И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю — пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушел во Псков с княгиней и детьми своими и остался в Пскове»
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) после подавления восстания в Твери тверские князья добровольно отказались от прав на великое Владимирское княжение в пользу Москвы
2) события, описанные в повести, произошли в первой половине XIV в.
3) следствием восстания в Твери стала передача ханом Золотой Орды ярлыка на великое Владимирское княжение тверскому князю
4) в карательном походе монголо-татар против Твери принимали участие войска Ивана Калиты
5) темник в войске ордынцев командовали отрядом в тысячу человек
6) Чол-хан (Шевкал, Щелкан) был баскаком ордынского хана Узбека на Руси
13 Рассмотрите схему и выполните задание
Назовите страну, против которой были направлены указанные на схеме военные действия СССР.
14 Напишите фамилию руководителя СССР в период событий, указанных на схеме.
15 Укажите название указанной под цифрой 3 военно-морской базы, полученной в аренду СССР по итогам данной войны.
16Какие суждения, относящиеся к войне, которой посвящена схема, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) начало войны относится к 1939 г.
2) союзниками СССР в этой войне были США и Великобритания
3) результатом войны стало присоединение к СССР территории с городом Выборгом
4) основные военные действия в этой войне пришлись на зимний период
5) СССР не получил в результате войны территориальных приобретений
6) в ходе войны противник не оказал советским войскам серьезного сопротивления
17 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками:
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) «Бурлаки на Волге» Б) «Иван Васильевич меняет профессию» В) Памятник «Тысячелетие Руси» Г) «Поучение детям» | | 1) Своеобразные правила поведения, свод правил поведения в семье составлены в правление Ивана Грозного. 2) Режиссёром данной комедии является Эльдар Рязанов. 3) Один из персонажей фильма – первый русский царь. 4) Памятник установлен в Новгороде. 5) Автором является Владимир Мономах. 6) Творение создано в XIX в. |
18 Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о данном памятнике архитектуры являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Церковь была построена в X в.
2) Это первая каменная постройка на Руси.
3) Церковь построена в стиле нарышкинского барокко.
4) Церковь относится к шедеврам владимиро-суздальской архитектуры.
5) Строительство этого храма относится к правлению Андрея Боголюбского.
19. Задание Какой из нижеприведённых памятников архитектуры был построен в том же веке, что и изображённый выше? В ответе запишите цифру, под которой он указан.
Из воспоминаний И. П. Белоконского.
«Сначала откликнулись на призыв столицы крупные культурные центры, а затем волны понеслись далее и достигли самых отдаленных медвежьих углов. Первый грандиозный «банкет» — невиданное для России явление с самого начала ее существования — состоялся 20 ноября в С.-Петербурге, в зале Павловой, под председательством известного писателя В. Г. Короленко. Предлогом для этого банкета, как и для других, явилось 40-летие судебных уставов, а участниками были до 650 литераторов, ученых, врачей и других представителей либеральных профессий. После блестящих речей, в которых охарактеризовано было печальное положение суда, «как продукт общих наших политических условий», и выяснена была невозможность улучшения судебного строя вне общей коренной государственной реформы, единогласно была принята и всеми подписана «резолюция Союза»*. Затем почти такого же рода «резолюции» по поводу 40-летия судебных уставов были приняты во многих городах, как-то: в Москве. Киеве, Одессе, Саратове, Харькове. Курске, Ростове-на-Дону, Владимире, Воронеже, Ярославле, Тамбове, Смоленске, Н. Новгороде и других».
* «Союз освобождения» - общероссийская организация либералов.
20. Какое название в истории России получили события, о которых говорится в данном отрывке? В каком году они произошли?
21 Назовите общественное движение, к которому принадлежат участники «банкетов»? Используя знания по истории, назовите общественно-политические цели, которые выдвигали его представители?
22 Какое важное событие внешней политики России совпало по времени с указанными событиями общественной жизни страны? Какое влияние оно оказало на настроения общества?
23. Многие представители отечественной творческой интеллигенции с восторгом приняли новую советскую власть. В 1920-х гг. в Советском государстве существовали разнообразные творческие объединения, развивалось авангардное искусство, совершались смелые творческие эксперименты. Но в 1930-х гг. ситуация изменилась: утвердился единый метод — социалистический реализм, другие направления стали преследоваться, творческие объединения были закрыты или слиты в единые союзы, культура была поставлена под жёсткий партийный контроль, на часть творческой интеллигенции обрушились гонения и репрессии. Дайте не менее трёх объяснений произошедшим изменениям.
24 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Внутриполитическое развитие Советского государства во второй половине 1980-х гг. оставляло возможности для сохранения СССР». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
25 Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1019–1054 гг.;
2) 1725–1762 гг.;
3) 1917–1922 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия,
относящиеся к данному периоду.
8