СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пробный вариант ЕГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант пробного экзамена по обществозннаию в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Пробный вариант ЕГЭ по обществознанию»

1. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

 ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛЬ

Учение

При­об­ре­те­ние зна­ний

...

До­сти­же­ние прак­ти­че­ски по­лез­но­го ре­зуль­та­та, со­зда­ние про­дук­тов по­треб­ле­ния


2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных

Семейное право, предпринимательское право, частное право, трудовое право, гражданское право.


3. Приведены термины. Все они, кроме 2, свя­за­ны с де­я­тель­но­стью Цен­траль­но­го банка. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда 

1) эмиссия

2) национализация

3) учетная став­ка процента

4) амортизация

5) норма резервирования

6) лицензирование

 

4. Выберите вер­ные суж­де­ния об обществе и социальных институтах  

1) Общество является постоянно развивающейся динамической системой.

2) Общественный прогресс характеризуется деградацией, возвратом к уже отжившим структурам и отношениям.

3) В широком смысле под обществом понимают обособившуюся от природы, но связанную с ней часть мира, включающую в себя способы взаимодействия и формы объединения людей.

4) Социальные институты выполняют функцию социализации человека.

5) Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.


5. Установите соответствие между признаками и типами обществ 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

 

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

А) начало серийного производства товаров массового потребления

Б) выдвижение на первый план сферы услуг

В) преобладание натурального хозяйства

Г) ведущая роль информации в жизни общества

Д) появление массовой культуры

 

1) традиционное

2) индустриальное

3) постиндустриальное

  

6. Члены «Клуба лю­би­те­лей древностей», по­се­тив раскопки ряда древ­них городищ, вы­дви­ну­ли собственную вер­сию их возникновения. Од­на­ко профессиональное со­об­ще­ство археологов и ис­то­ри­ков признало дан­ную версию ненаучной.Какие из приведённых ниже ос­но­ва­ний могли стать ос­но­вой такой оцен­ки ученых?

 

1) версия опро­вер­га­ла положения, при­ня­тые в науке

2) выводы чле­нов клуба не имели ло­ги­че­ских обоснований

3) предположения лю­би­те­лей древностей не по­лу­чи­ли практического подтверждения

4) версия со­дер­жа­ла положения, опи­ра­ю­щи­е­ся на веру и не име­ю­щие доказательств

5) участники раскопок, ар­хео­ло­ги и историки, не яв­ля­ют­ся членами клуба

6) разработчики вер­сии признают вме­ша­тель­ство неземного разума


7. Найдите примеры, иллюстрирующие проявление фрикционной безработицы на рынке труда.

1) Гражданка М., квалифицированный экономист, два года не работала, ухаживая за больной матерью, приступив к поискам работы, не смогла найти место по специальности, отказавшись пойти на работу курьером.

2) В связи с длительной рецессией, предприятие вынуждено было сократить треть персонала, а часть отпустить в бессрочный отпуск без содержания.

3) В связи с запретом на игорный бизнес, закрылись все городские казино и их персонал потерял работу

4) Врач-педиатр переехал в другой город, пока он не смог найти работу по специальности и получает пособие по безработице.

5) В связи с экономическим спадом в стране потеряли рабочие места многие банковские и конторские служащие, «офисный планктон»

6) Бывший банковский юрист, имеющий опыт работы, ищет работу по своему профилю, предложенные ему вакансии его не устроили.


8. Установите соответствие между примерами и факторами экономического роста

примеры

 

Факторы экономического роста

А) замена производственной техники более современной

Б) повышение производительности труда

В) установка дополнительных станков, аналогичных данным

Г) увеличение численности обслуживающего персонала

Д) расширение производственных площадей

 

1) интенсивные

2) экстенсивные

 

9. Назовите усло­вия по­вы­ше­ния про­из­во­ди­тель­но­сти труда работника.  

1) по­вы­ше­ние квалификации

2) сте­пень го­су­дар­ствен­но­го регулирования

3) внед­ре­ние до­сти­же­ний науки и техники

4) раз­де­ле­ние труда

5) по­вы­ше­ние за­ра­бот­ной платы

6) мо­но­тон­ный ха­рак­тер прак­ти­че­ской деятельности


10. На рисунке отражена ситуация на рынке стационарных компьютеров: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P — цена товара, Q — объем спроса товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

 1) ростом числа продавцов компьютеров на рынке

2) переходом многих пользователей на ноутбуки и нетбуки

3) снижением пошлин на ввоз комплектующих для компьютеров

4) падением доходов потребителей

5) существенным удешевлением системных блоков и мониторов


11. Выберите вер­ные суж­де­ния об от­ли­чи­ях мо­ло­де­жи от дру­гих групп

1) Молодежь от­ли­ча­ет­ся от дру­гих групп со­ци­аль­ной активностью.

2) Перед мо­ло­де­жью стоит за­да­ча про­фес­си­о­наль­но­го самоопределения.

3) В от­ли­чие от дру­гих со­ци­аль­ных групп, жиз­не­де­я­тель­ность мо­ло­де­жи целенаправленна.

4) К осо­бен­но­стям мо­ло­де­жи от­но­сит­ся вы­со­кий уро­вень мобильности.

5) Молодежь от­ли­ча­ет­ся ак­тив­ным по­ис­ком сво­е­го места в жизни.


12. В ходе со­цио­ло­ги­че­ско­го опро­са ре­спон­ден­там раз­ных воз­раст­ных групп пред­ла­га­лось от­ве­тить на вопрос: «Что важ­нее всего в молодости?» Какие вы­во­ды можно сде­лать на ос­но­ва­нии дан­ных гистограммы? 

 

1) С воз­рас­том по­ни­ма­ние зна­че­ния со­зда­ния семьи в мо­ло­дости возрастает.

2) Опрошенные в воз­расте 25−39 лет считают, что в мо­ло­до­сти в рав­ной сте­пе­ни важно и по­жить в свое удовольствие, и сде­лать карьеру.

3) Главным при­о­ри­те­том мо­ло­де­жи яв­ля­ет­ся успеш­ное про­дви­же­ние по со­ци­аль­ной и слу­жеб­ной лестнице.

4) Респонденты в воз­расте 40−54 лет считают, что сде­лать ка­рье­ру в мо­ло­до­сти важнее, чем со­здать семью.

5) Среди тех, кто считает, что в мо­ло­до­сти глав­ное по­жить в свое удовольствие, боль­ше всего пред­ста­ви­те­лей сред­них поколений.


13. В го­су­дар­стве за­ко­но­да­тель­ную власть осу­ществ­ля­ет парламент, а все­на­род­но из­би­ра­е­мый глава го­су­дар­ства фор­ми­ру­ет пра­ви­тель­ство и воз­глав­ля­ет ис­пол­ни­тель­ную власть. Граж­да­не об­ла­да­ют всей пол­но­той прав и свобод, раз­ви­ты ин­сти­ту­ты граж­дан­ско­го общества. Го­су­дар­ство вклю­ча­ет в себя тер­ри­то­рии субъектов, ко­то­рые об­ла­да­ют определённой по­ли­ти­че­ской самостоятельностью. Пар­ла­мент имеет двух­па­лат­ную структуру. Най­ди­те ха­рак­те­ри­сти­ки формы го­су­дар­ства  

1) конституционная монархия

2) пре­зи­дент­ская республика

3) федеративное государство

4) демократическое государство

5) абсолютная монархия

6) унитарное государство


14. Установите со­от­вет­ствие между ти­па­ми партий и ос­но­ва­ни­я­ми для их классификации:

ПРИМЕРЫ

 

ВИДЫ СО­ЦИ­АЛЬ­НО­ГО КОНТРОЛЯ

A) ком­му­ни­сти­че­ские

Б) правящие

B) оп­по­зи­ци­он­ные

Г) либеральные

Д) социал-демократические

Е) консервативные

 

1) по от­но­ше­нию к власти

2) по ба­зо­вой идеологии

 

15. Найдите при­ме­ры рационально-легального по­ли­ти­че­ско­го лидерства.

1) Во главе по­ли­ти­че­ской пар­тии ока­зал­ся лидер по призванию, на­род­ный вождь.

2) Монарх в вы­бо­ре своих ре­ше­ний опи­ра­ет­ся на обы­чаи и традиции.

3) Глава го­су­дар­ства осу­ществ­ля­ет свою власть на ос­но­ве законов.

4) Журналисты отметили, что но­во­го главу го­су­дар­ства от­ли­ча­ет вы­со­кая уве­рен­ность в себе, убеждённость в своих соб­ствен­ных представлениях.

5) Политическую власть в стра­не воз­гла­вил че­ло­век неординарный, сильный.

6) Властные пол­но­мо­чия ли­де­ра чётко очер­ти­ли со­от­вет­ству­ю­щие по­ло­же­ния при­ня­той конституции.


16. Что из перечисленного ниже относится к социально-экономическим правам гражданина РФ?

1) право участвовать в референдуме

2) право на неприкосновенность частной жизни

3) право на частную собственность

4) свобода экономической деятельности

5) право на труд


17. Найдите юри­ди­че­ские факты, ко­то­рые яв­ля­ют­ся событиями.  

1) В ре­зуль­та­те зем­ле­тря­се­ния были раз­ру­ше­ны де­сят­ки домов.

2) Граж­да­нин К. перешёл до­ро­гу в не­по­ло­жен­ном месте.

3) В ре­зуль­та­те па­де­ния де­ре­ва повреждён кузов машины.

4) По до­сти­же­нии 14 лет под­ро­сток имеет право на по­лу­че­ние паспорта.

5) Су­пру­ги В. ку­пи­ли за­го­род­ный дом в кредит.

6) Граж­да­нин У. подал до­ку­мен­ты на вступ­ле­ние в наследство.


18. Установите соответствие между примерами и мерами юр ответственности

примеры

 

Меры юр.ответственности

А) взыскание неустойки

Б) выговор

В) ограничение свободы

Г) возмещение убытков

Д) компенсации морального вреда

 

1) способы защиты гражданских прав

2) дисциплинарные взыскания

3) наказания в Уголовном кодексе

 

 19. Степану 14 лет, Ивану 12 лет. Какие из дей­ствий Сте­пан впра­ве осу­ществ­лять самостоятельно, в от­ли­чие от Ивана?

1) вно­сить вкла­ды в кре­дит­ные учре­жде­ния и рас­по­ря­жать­ся этими вкладами

2) быть за­слу­шан­ным в ходе су­деб­но­го раз­би­ра­тель­ства по опре­де­ле­нию сво­е­го места жи­тель­ства при раз­во­де родителей

3) со­вер­шать сдел­ки по рас­по­ря­же­нию средствами, предо­став­лен­ны­ми ро­ди­те­ля­ми для сво­бод­но­го распоряжения

4) осу­ществ­лять права ав­то­ра му­зы­каль­но­го произведения

5) за­клю­чать тру­до­вой до­го­вор (работа курьера) с со­гла­сия родителей

6) со­вер­шать мел­кие бы­то­вые сделки


20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов

«Целью всякой ____(А) является власть — влияние на неё или участие в ней. Однако содержание власти не заключено в ней самой. Власть есть взаимодействие тех, кто её осуществляет, с тем, что в совокупности составляет _____(Б), в которой она осуществляется. В результате их взаимодействия происходит обмен деятельностью, _____(В), ценностями, информацией. Следовательно, власть может быть понята через связь с тем, что не является властью. При этом не только власть влияет на социальную среду, но и среда воздействует на власть. Взаимное влияние может иметь характер прямого взаимодействия власти и среды друг на друга на основе выполнения _____(Г). Например, государство как носитель и субъект власти осуществляет управление делами общества, обеспечивает законность и правопорядок, а граждане признают ____(Д) принимаемых властью решений и выполняют их. Следовательно, взаимодействие власти и общества определяет ___(Е) социальной системы, сё стабильность и динамизм.»

1) деятельность человека

2) социальная среда

3) правомерность

4) политический процесс

5) политическая деятельность

6) характер изменений

7) политические роли

8) политическое участие

9) ресурсы

 

B числе необходимых условий подлинной свободы помимо пресловутой «экономической свободы» часто и с большим основанием называют также экономическую защищённость. В определённом смысле это верно. Независимый ум или сильный характер редко встречаются у людей, не уверенных, что они смогут сами себя прокормить...

Подходя к этой проблеме, надо с самого начала различать два рода защищённости: ограниченную, которая достижима для всех и потому является не привилегией, а законным требованием каждого члена общества, и абсолютную защищённость, которая в свободном обществе не может быть предоставлена всем и не должна выступать в качестве привилегии, — за исключением некоторых специальных случаев, таких, например, как необходимые гарантии независимости судей, имеющие в их деятельности первостепенное значение. Таким образом, речь идёт, во-первых, о защищённости от тяжёлых физических лишений, о гарантированном минимуме для всех и, во-вторых, о защищённости, определяемой неким стандартом, уровнем жизни, о гарантированном относительном благополучии какого-то лица или категории лиц. Иными словами, есть всеобщий минимальный уровень дохода и есть уровень дохода, который считается «заслуженным» или «положенным» для определённого человека или группы. Защищённость первого рода может быть обеспечена всем, будучи естественным дополнением рыночной системы, в то время как защищённость второго рода‚ дающая гарантии лишь некоторым, может существовать только в условиях контроля над рынком или его полной ликвидации.

В обществе, которое достигло такого уровня благосостояния, как наше, ничто не мешает гарантировать всем защищённость первого рода, не ставя под угрозу свободу. Конечно, есть множество сложных вопросов, связанных c определением необходимого минимального уровня обеспеченности. Очень важен вопрос, должны ли те, кто находится на общественном иждивении, пользоваться теми же свободами, что и прочие члены общества. Невнимание к этим проблемам может повлечь за собой серьёзные политические затруднения. Но нет никакого сомнения, что определённый минимум в еде, жилье и одежде, достаточный для сохранения здоровья и работоспособности, может быть обеспечен каждому...

Планирование, опасное для свободы, — это планирование во имя защищённости второго рода. Его цель — застраховать отдельных индивидов или группы от того, что является нормой и случается сплошь и рядом в обществе, основанном на принципе конкуренции, — от уменьшения уровня их доходов. Такое уменьшение ничем морально не оправдано, чревато лишениями, но оно является неотъемлемой частью конкуренции…

 

21. Какие два условия подлинной свободы привёл автор?

22. Какие два рода защищённости рассмотрены в тексте? Какой из этих видов представляет угрозу для рыночной экономики? Как автор объясняет сущность этой угрозы?

23. Объясните, почему планирование во имя защищённости второго рода опасно для демократии? Используя текст и знания, дайте три объяснения.

24. Автор ставит очень важный вопрос: должны ли те, кто находится на общественном иждивении, пользоваться теми же свободами, что и прочие члены общества? Приведите три аргумента, подтверждающие, что в демократическом обществе на поставленный вопрос может быть дан только положительный ответ.

25. Какой смысл юри­сты вкладывают в по­ня­тие «объекты граж­дан­ско­го права»? При­вле­кая знания об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два предложения, со­дер­жа­щие информацию об объ­ек­тах гражданского права.

26. Учёные-обществоведы пишут о су­ще­ство­ва­нии осо­бо­го слоя людей – по­ли­ти­че­ской элиты. Какие ещё виды элит су­ще­ству­ют в обществе? На­зо­ви­те три вида и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми спо­соб­ность пред­ста­ви­те­лей каж­до­го типа вли­ять на при­ня­тие по­ли­ти­че­ских решений.

27. Гражданин Н., 17 лет, об­ра­тил­ся с ис­ко­вым заявлением в суд с хо­да­тай­ством о при­зна­нии себя пол­но­стью дееспособным (эмансипации). Суд удо­вле­тво­рил ходатайство. Укажите два обстоятельства, ко­то­рые могли стать ос­но­ва­ни­ем для удо­вле­тво­ре­ния иска Н. В каком слу­чае эмансипация на­сту­па­ет автоматически без ре­ше­ния суда?

28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Религия как социальный институт». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

 

Философия: «Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути — благо или зло». (Й. Хейзинга)

Экономика: «Предпринимательская деятельность служит интересам не только индивидуума, но и общества в целом». (С.Н. Канарейкин)

Социология, со­ци­аль­ная психология: «Настоящий патриотизм как частное проявление любви к человечеству не уживается с неприязнью к отдельным народам». (Н.А. Добролюбов)

Политология: «Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению или решению». (И.А. Ильин)

Правоведение: «Законы — прекраснейшее изобретение разума, но, обеспечивая народам покой, они умаляют их свободу». (Л. Вовенарг)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!