СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Продуктивное использование элементов информационно-коммуникативных технологий на уроках литературы и русского языка в 6 классе - реализация требований ФГОС второго поколения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать». (Л.Н. Толстой).

Просмотр содержимого документа
«Продуктивное использование элементов информационно-коммуникативных технологий на уроках литературы и русского языка в 6 классе - реализация требований ФГОС второго поколения.»

Продуктивное использование элементов информационно-коммуникативных технологий на уроках литературы и русского языка в 6 классе - реализация требований ФГОС второго поколения.


 «Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать».
(Л.Н. Толстой).


Все государственные нормативные документы в области образования указывают на то, что принципиальным отличием современного подхода к проведению урока является ориентация результатов освоения основных образовательных программ на ФГОС. Под результатами в новых образовательных стандартах понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Как написано в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», «учащиеся должны приобрести навыки, позволяющие им успешно адаптироваться к динамично меняющемуся миру».

Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развёртывается деятельность учеников.

В документах ФГОС сформулированы требования к учителю, в том числе:

  • уметь выбирать и использовать современные образовательные технологии;

  • использовать технологии оценки;

  • современные технологии проектирования образовательной среды.


Цели:

    • формирование умений работать с информацией;

    • развитие коммуникативных способностей;

    • подготовка личности «информационного общества»;

    • дать ребёнку так много учебного материала, как только он может усвоить;

    • формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.


Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор обучающихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приёмам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер, ноутбук являются средствами самоконтроля, тренажёрами знаний, презентациями результатов собственной деятельности.

Таким образом, мною была поставлена цель использования технологии:

  • развитие навыка использования Интернет-ресурсов в образовательной деятельности;

  • мотивация к самообразованию: формирование умений работать с информацией;

  • развитие коммуникативных способностей;

  • формирование исследовательских умений;

  • умений принимать оптимальные     решения.


Результат применения технологии:

    • использование ИКТ позволяет учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся разных классов;

    • создаётся благоприятный психологический климат на уроке;

    • сохраняется интерес детей к предмету;

    • повышается творческий потенциал личности, эффективность урока;

    • исчезает монотонность в преподавании.

На уроках русского языка задания с последующей проверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую зоркость (метапредметная связь). Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, виртуальных экскурсий делают урок интересным.

В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идёт процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление.

Благодаря использованию на уроках ИКТ отмечена положительная динамика в усвоении материала обучающимися (в том числе и с ОВЗ) не только на уроках русского языка, но и литературы. Применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причём материал находят сами обучающиеся в Интернете, составляют презентации.

Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность детей, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки с использованием ИКТ развивают умение обучающихся работать с компьютером, ноутбуком, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и даёт возможность ребятам самим оценить свои знания, свои возможности.

Обучающиеся лучше запоминают основные вехи жизненного пути изучаемого писателя, стали увереннее ориентироваться в его литературном наследии, более охотно участвуют в коллективной работе, в группах, парах, высказывают и обосновывают свои суждения, применяя знания из области литературоведения.


Ребята научены создавать презентации на школьном уровне, знают критерии её создания; выпустили электронный сборник, в соответствии с учебной тематикой по изучаемым дисциплинам:


Русский язык

1). «Красна речь фразеологизмами».

2). «Прилагательные, обозначающие оттенки цвета и образованные от имён существительных».

Проекты:

1). Проект «Словарное богатство русского языка»,

2). Проект «Наши друзья – словари».

3). Проект «Заимствованная лексика в наименовании цветов».


Литература -

1). Презентация по теме «Басня».

2). Презентация «Сказки А.С. Пушкина.

3). Презентация. Стихи о Родине, родной природе в иллюстрациях.

4). Сценарий диафильма по мотивам баллады М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».

5). Электронный альбом «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказам из цикла "Записки охотника“ и живописным полотнам русских художников)».

6). Презентация «Герои сказа „Левша“ в иллюстрациях».

7). Электронный альбом «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века, полотнах художников и романсах композиторов».

8). Иллюстрированный альбом «Мифы Древней Греции» (или «Подвиги Геракла»).


Создан проект «Басни И.А. Крылова».


Проведена и отражена документально исследовательская работа «Диалектные слова в творчестве В. П. Астафьева» (по материалам анализа рассказа « Конь с розовой гривой»).


При выполнении домашних работ обучающиеся часто используют презентации.