12
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
Ростовской области
«Новочеркасская специальная школа-интернат №1».
ПРОЕКТ
«10 самых умных животных»
Разработали: учитель Яричевская Л.И.,
воспитатель Гатамова Ф. З.,
обучающийся 6б класса Белашев В.
Новочеркасск, 2024г.
ПРОЕКТ «10 самых умных животных»
Кто любит животных, тот долго живет,
И молодость в нем никогда не умрет,
Кто кошке с собакой даст в доме приют,
Там будет в душе и тепло, и уют.
Проверено жизнью, известнейший факт:
Погладишь собаку – отступит инфаркт.
Где “меньшие братья” – в семье доброта,
Без них одиноко, вокруг – пустота.
Они ежедневно нам радость дают,
Быть преданным другом пример подают .
Тип проекта: познавательно-игровой, творческий.
Сроки: краткосрочный (2 недели).
Участники: обучающиеся 6б класса, воспитатель, учитель.
Место проведения: 6б класс.
Актуальность проекта:
Дети с нарушением интеллекта в недостаточной степени имеют представление о животных планеты Земля, об образе их жизни, повадках, питании и жилищах. Это происходит потому что, во-первых, переход к городскому образу жизни отдалил детей от животных деревни, дома не все содержат домашних питомцев, а зоопарк посещают лишь некоторые. Во-вторых, немногие родители находят время познакомить детей с животными, читают им, беседуют и рассматривают энциклопедии о животных.
Участие обучающихся 6б класса в проекте «10 самых умных животных» позволит максимально обогатить знания и представления детей с нарушением интеллекта о животных, об их повадках, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность. Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме - важный фактор воспитания. Ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. Вовлекая обучающихся 6б класса в совместную поисковую, исследовательскую и творческую деятельность в процессе выполнения проекта педагоги развивают в них чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают бережное отношение к животным, готовность помогать делом. У детей развивается наблюдательность, интерес, наглядно-образное, наглядно-действенное и понятийное мышление, воспитывает познавательное отношение к окружающему миру, способствует накоплению морально-ценностного опыта, воспитанию любви, бережного и заботливого отношения ко всему живому; развивается эстетическая сфера обучающихся.
Цель :
Расширить и систематизировать знания детей по теме проекта.
Задачи:
Образовательные:
-
Расширить и закрепить знания о животных;
-
Дать представления о животных планеты Земля, их образе жизни, питании, жилищах, о повадках и поведении;
-
Учить выделять признаки животных для группировки (дикие - домашние, хищники – травоядные, животные суши и морей).
-
Познакомить с самыми умными животными;
-
Упражнять в умении соотносить внешние особенности со средой обитания, повадки со способами питания;
-
Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида, узнавать по описанию, по части, сравнивать;
Развивающие:
-
Обогатить словарь;
-
Стимулировать стремление детей (при помощи взрослого) получать знания из разных источников;
-
Развивать любознательность, стремление изучать природу и живых обитателей Земли более подробно;
-
Развивать у детей образное мышление, наблюдательность и воображение;
-
Развивать умение отгадывать загадки.
Воспитывающие:
-
Воспитывать у детей любовь, бережное отношение природе, животным;
-
Воспитывать у них желание оказывать помощь животным.
Этапы реализации проекта:
I этап. Подготовительный.
· Постановка проблемы (Кто самый умный среди животных?)
· Подбор наглядных пособий (в том числе видео- и звукозаписи).
· Подбор энциклопедической, художественной литературы (стихи, загадки, сказки, пословицы, поговорки).
· Подбор материалов для проведения задания – исследования.
· Подбор дидактических, развивающих игр по теме проекта.
· Подбор материалов для творческой деятельности.
II этап. Деятельностный (включающий все направления развития
ребёнка, образовательные области).
Образовательная область «Речевое развитие»
· Беседы: «Домашние животные»; «Домашние - дикие животные-различия»; «Про обезьян», «Про дельфинов», «Про слонов», «Про свиней», «Про собак», «Про кошек». «Про крыс», «Про ворон», «Про осьминогов»…
Чтение художественной литературы: Пришвин М. «Про птиц и зверей»; Житков Б. «Рассказы о животных»; А. Барков; «Азбука живой природы», В. Бианки. «Познавательная энциклопедия»; Л. Толстой «Лучшие сказки»; Сутеев «Кот-ворюга».
· Чтение В. Сутеев «Кот- рыболов».
· Словесные игры: «Что лишнее?», «Угадай по признаку», «Доскажи словечко», «Назови детёнышей».
· Весёлая разминка с животными.
«Социально-коммуникативное развитие»
· Дидактические игры: «Найди лишнее», «Морские животные и животные суши».
· Проблемно-игровые ситуации: «Что бы было, если бы слон оказался в Антарктиде?», «Что случится, если белочка не успеет сделать запасы?», «Что произойдет, если обезьяна увидит себя в зеркале?»
· Сюжетно-ролевые игры: «Мы идём в зоопарк!»
· Слушание детских песен: «Про слона», «Про дельфина», «Про кошек», «Про собаку»…
Образовательная область «Познавательное развитие»
· Образовательные ситуации: «Чей голос?»
· Задание — подбери картинку: «Кто лишний?»
Художественно –эстетическое развитие.
· «Дельфин» (аппликация);
· «Животные-компаньоны» (рисование с использованием нетрадиционных техник в рисовании).
· «Обезьяна с бананом» (сюжетное рисование)
· «Слон» (лепка)
III этап. Завершающий.
· Викторина «В мире животных».
· Обсуждение итогов проекта (рефлексия проектной деятельности).
1-ая неделя:
Понедельник
Познание (формирование целостной картины мира)
«Домашние и дикие животные».
Цель: Систематизировать представления о домашних и диких животных, о местах обитания диких животных. Учить применять конкретные знания о поведении и потребностях. Воспитывать интерес к жизни животных.
Образовательные ситуации: «Чей голос?».
Весёлая разминка с животными.
Вторник
Познавательно-исследовательская деятельность «Чем питаются домашние и дикие животные?»
Цель: Расширять представления о пище, которую употребляют животные, учить отличать особенности в питании (хищники, травоядные), поощрять любопытство.
Художественное творчество «Слон» (лепка)
Цель: Закреплять умения лепить из пластилина, правильно передавать пропорции тела. Развивать аккуратность в работе. Воспитывать умение правильно оценивать свои работы и работы других.
Среда
Дидактические игры: «Найди лишнее», «Морские животные и животные суши».
Цель: Закреплять представления детей об обитателях морей и суши, учить использовать прилагательные в описании животных, учить различать животных суши и морей.
Художественное творчество «Дельфин» (аппликация)
Цель: Учить вырезать фигурки по контуру (техника-аппликация). Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой.
Четверг
Познание: «Животные - компаньоны»
Цель: Познакомить с животными-компаньонами, со средой их обитания, повадками и способами питания, роли человека в их жизни.
Художественное творчество
«Животные – наши верные друзья» (рисование с использованием нетрадиционных техник в рисовании: закрашивание губками по контуру).
Цель: Учить работать губкой, разукрашивать печатающими движениями по намеченному силуэту.
Пятница
Викторина: «Как ребята зверей из беды выручали»
Цель: Расширить и систематизировать знания детей о диких и домашних животных.
Задачи:
- Учить различать животных по внешним признакам,
- Поощрять активность,
- Учить работать слаженно,
-Развивать творческие способности,
-Развивать логическое мышление, внимание, память.
2-ая неделя:
Понедельник
Слушание детских песен: «Про слона», «Про дельфина», «Про кошек», «Про собаку»…
Просмотр отрывков художественных фильмов с участием животных.
Цель: Обобщить и расширить представления детей о животных через музыкальное творчество, просмотр видеосюжетов.
Вторник
Познавательно-исследовательская деятельность «Кто самый умный из животных?»
Цель: Изучение, анализ полученной информации по теме проекта, систематизация представлений о самых умных животных.
Художественное творчество: «Обезьяна с бананом» (рисование).
Цель: Закрепить знания о приматах. Учить рисовать самое умное животное - обезьяну, её характерные особенности. Воспитывать любовь к животным.
Среда
Интегрированное занятие (речевое развитие +познавательное развитие) «10 самых умных животных».
Цель: Обобщить и расширить представления детей о самых умных животных; учить составлять описательный рассказ (подготовка и презентация докладов о животных).
Четверг
Игра-викторина «В мире животных».
Цель: Обобщить и расширить представления детей о животных.
Пятница
Защита проекта «10 самых умных животных».
Предполагаемая самостоятельная деятельность детей.
Деятельность в различных центрах по интересам детей:
-С/ игра «Зоопарк».
-Д/игры: - Игра-викторина «В мире животных».
-Рассматривание предметных картинок, иллюстраций по теме
-СХД – лепка, рисование
- Индивидуальная работа (форма работы: дидактическая игра, игровое упражнение и др.)
- Совершенствовать умение обводить шаблон карандашом и вырезать по контур;
-Театрализованные игры: имитация повадок и движений животных, звукоподражание.
Достигнутые результаты:
Дети классифицируют животных, знают места обитания животных. Дети закрепили представления о разнообразии животного мира, их связью со средой обитания; сформировано осознанно-правильное отношение к представителям животного мира. Дети научились решать проблемные ситуации.
Рассказы, беседы и просмотр тематического видеоматериала, презентаций вызвал повышенный интерес у детей и желание выразить свои впечатления художественным способом. Дети стали делиться полученными знаниями, искать новые источники получения информации. Обучающиеся стали проявлять любовь и заботу к животным, появилось желание оберегать их.
Защита проекта «10 самых умных животных»
Основная часть
В своей презентации мы хотим познакомить вас с десятью самыми умными животными. По мнению ученых-зоологов это:
Приматы
Слоны
Дельфины
Собаки
Кошки
Крысы
Вороны
Белки
Свиньи
Осьминоги
Давайте разберемся почему.
ПРИМАТЫ.
Пожалуй, одними из самых умных животных на планете являются приматы. К семейству приматов относятся люди, а также шимпанзе, гориллы, орангутаны, бабуины, гиббоны и мартышки. Эти животные, если не считать людей, занимают шесть первых мест в списке десяти самых умных животных, который составил биолог Эдвард Уилсон; на первом месте — шимпанзе). Приматы имеют большой, сложный мозг, они умеют строить сложные культуры, и в какой-то степени способны контролировать свое окружение. Они могут общаться с животными своего вида, и у них развиты определенные языковые навыки.
СЛОНЫ.
Слон — самое крупное млекопитающее на нашей планете! Самый большой слон из когда-либо живущих на Земле был зарегистрирован в Анголе в 1956 году. Этот самец весил около 12000 кг (26400 фунтов), а в высоту достигал 4,2 м (13,8 футов), что на метр (3,4 фута) выше среднего Африканского слона. Самые маленькие слоны, размером с корову или крупную свинью, обитали в доисторическом периоде на острове Крит. Слоны являются королевским символом Азиатской культуры и известны своей отличной памятью и высоким интеллектом, и их даже приравнивают к китам и гоминидам (относящихся к семейству высших приматов). Аристотель однажды сказал, что слон — "животное, которое превосходит всех других в остроумии и интеллекте". Недавние открытия показали, что слоны могут связываться между собой на длинных расстояниях, производя глухой грохот, который проходит по земле быстрее, чем звук по воздуху. Другие слоны получают сообщения через чувствительную кожу на подошвах ног и хоботах. Считается, что именно таким образом группы призывают друг друга к помощи.
ДЕЛЬФИНЫ.
Бытует мнение, что самые умные животные — дельфины. Когда дельфинов начали изучать и дрессировать в середине прошлого века, то первые результаты этой работы показались такими необычными, и даже удивительными, (об этом много говорили, писали и снимали кино), что постепенно сложилась легенда о необычайно высоком интеллекте дельфинов; часто можно было услышать, что они — не глупее человека, только ум у них — другой. Мозг взрослого дельфина весит около 1700 граммов, а у человека — 1400. У дельфина в два раза больше извилин в коре головного мозга. В тоже время, в кубическом миллиметре его вещества относительно мало нейронов (меньше, чем в мозге приматов). Результаты исследований поведения и о физиологии мозга дельфинов весьма противоречивы. Некоторые ставят их способность к обучению примерно на уровень собаки и показывают, что до шимпанзе дельфинам очень далеко. Исследования способов общения дельфинов, напротив, подталкивает к выводам о том, что мы пока не подошли вплотную к пониманию этой формы жизни в естественных условиях и сравнивать уровень интеллекта дельфинов и шимпанзе просто некорректно. Одно свойство дельфиньего мозга совершенно уникально: он никогда, по-настоящему — не спит. Спят — поочередно — то левое, то правое полушария мозга. Дельфину необходимо, время от времени, всплывать на поверхность для дыхания. Ночью, за это, по очереди, отвечают бодрствующие половины мозга. Известно, что британская разведка во время войны использовала дельфинов в качестве диверсантов.
Собаки.
Собака — всеядное млекопитающее из семейства псовых, одомашнено более 10 тыс. лет назад. Собаки способны понимать 250 слов и жестов, считать до пяти, а также совершать простейшие математические действия. Собака лучший друг человека, всегда рядом, всегда подаст лапу и повиляет хвостом. Стоит упомянуть, что самая умная порода собак — пудель.
КОШКИ.
Коты – одни из самых умных животных мира. Чтобы доказать это я приведу вам один пример. Был у знакомых кот, причем весьма чистоплотный. И приучили его ходить на унитаз, но не просто ходить, а еще и смывать за собой! Долго регулировали кнопку, чтобы мягко шла. И как-то в один из дней хозяюшка заметила, что кот, зашедший по своим делам, что-то долго не выходит. Заглянув в туалет, она была в шоке. Кот (в течении получаса) нажимал лапкой на слив, прислушивался и нажимал повторно.
ХОЛОДНУЮ ВОДУ В ТОТ ВЕЧЕР ОТКЛЮЧИЛИ!!! Этот смешной случай доказывает то, что кошки довольно легко поддаются дрессировке и обладают неплохим интеллектом.
ВОРОНЫ.
Ворона – птичий гений, самая умная птица. Она виртуоз по части краж, ворует все, что плохо и не очень плохо лежит. Вороны не только мелкие воришки, но и похитители птенцов. Они часто собираются в стаи для того чтобы овладеть добычей, которая недоступна каждой птице в отдельности. Например, одна ворона дразнит бедную птичку, а другая в это время утаскивает яйцо прямо из-под нее, а если птицы слабые, тогда похитительница просто выбрасывает их из гнезда. Ворона хорошо знакома с гравитацией. Когда ей не удается разбить ракушку или орех с помощью клюва, она поднимается в небо и бросает их на твердую поверхность (камень, асфальт). Это также значит, что пернатые гении хорошо разбираются в свойствах грунта, могут отличить мягкий песок от камня. А ещё вороны умеют считать до пяти, но вот с дальнейшим подсчетом у особей этого вида проблемы. Гнезда вороны строят весной, вот тогда они и тащат туда все, что блестит. Там можно найти медальоны, позолоченные вещи, медную проволоку. Был случай, когда птичий гений обустроил свое жилище рукописью диссертации. Вороны делают гнезда из сухих веток, шерсти, травы, тряпья, в этом ответственном деле принимают участие самец и самка. Обычно в кладке вороны четыре-пять яиц, окрашенных в голубовато-зеленый цвет.
Птенцы вороны легко становятся ручными и при общении с человеком повышают уровень своего интеллекта. Они могут снимать шляпу с гостя, подносить вилку или ложку к столу. Хозяину ручной вороны нужно очень хорошо прятать ценные вещи, так как отучить эту птицу воровать почти невозможно.
БЕЛКИ.
Белки считаются умными животными, в населённых пунктах они способны кормиться из птичьих кормушек, выкапывать высаженные растения в поисках семян и селиться в помещениях, таких как мансарды.
Белок можно приручить для кормления с рук. Поскольку они приспособлены прятать излишки еды, они будут брать у вас столько, сколько вы будете предлагать. Если человек начинает прикармливать белку, она вернётся к нему через день за новой порцией. Белки, живущие в парках и садах в черте города, давно усвоили, что человек является источником продовольствия.
Эти рыжие зверюшки умнее, чем многим кажется. Ученые в лабораторных условиях попытались отобрать у белок корм. И, надо сказать, столкнулись с отчаянным сопротивлением хвостатых. Это характеризует белок как животных, умеющих постоять за себя и свою «собственность». К сожалению, это ценное качество присуще далеко не всем «разумным людям».
СВИНЬИ.
Свиньи тоже входят в рейтинг "самые умные животные". Они легко привыкают к определенному распорядку дня, что значительно облегчает уход за ними.
Как и многие другие виды животных, свиньи отлично чувствуют время. Особенно это проявляется перед кормлением: буквально за несколько минут до него животные начинают волноваться и смотреть в сторону появления кормораздатчика. Как ни парадоксально, "интеллект" этих животных иногда служит тормозом успешного развития свиноводства. Живущие на фермах животные не любят отступлений от заведенного порядка. Даже хлопок в ладоши вызывает моментальную реакцию поросят во всем свинарнике — животные сразу отказываются от корма, настораживаются и как бы замирают в ожидании чего-то неизвестного и страшного. Лишь некоторые животные через 30 — 40 секунд начинают заниматься прежним занятием, а большинство испытывают тревогу еще 2 — 3 минуты. Не случайно лауреат Нобелевской премии академик И. П. Павлов отметил, что "самым нервным животным, окружающим нас, является свинья".
ОСЬМИНОГИ.
В начале 19 века у берегов Японии затонуло судно с дорогим корейским фарфором. Весь груз оказался на дне, причем на такой глубине, что ныряльщикам было до него не достать. Почти через сто лет одному рыбаку пришла в голову идея использовать осьминогов для подъёма фарфора со дна. К осьминогам привязывали верёвки и опускали. Через небольшой промежуток времени, когда осьминог находил себе убежище в одной из ваз, тянули за верёвку. Осьминог цепко хватался за то, что считал своим убежищем, и его вместе с грузом поднимали наверх.
Осьминог ведет придонный образ жизни, обитая среди камней, скал и водорослей. На Дальнем Востоке излюбленным укрытием его молоди являются пустые раковины приморского гребешка. Днем он менее активен, чем ночью, поэтому считается ночным животным. Робок, при приближении водолаза или аквалангиста обычно прячется под камни. Жилище свое содержит в чистоте: подметает струей воды из воронки, объедки складывают снаружи в мусорную кучу. Тащит в нору все, что найдет на дне: главное, чтобы вход был узок, а внутри — широко. Селится даже в ящиках, бидонах, шинах и резиновых сапогах. При приближении врагов спасается бегством, прячась в расщелинах скал и под камнями. У осьминогов есть защитное приспособление — автотомия: схваченное врагом щупальце может оторваться за счет сильного сокращения мышц, которые в этом случае сами себя разрывают.
Самый «умный» среди всех беспозвоночных: поддается дрессировке, имеет хорошую память, различает геометрические фигуры — маленький квадрат отличает от более крупного, прямоугольник, поставленный вертикально, от прямоугольника, поставленного горизонтально, круг от квадрата, ромб от треугольника. Узнает людей, привыкает к тем, кто их кормит. Если проводить с осьминогом достаточно времени, он становится ручным. Прекрасно обучаем. Зимует в более глубоких водах, а летом переселяется на мелководье.
А теперь давайте отгадаем загадки.
У нашей Анютки
Зверь в атласной шубке,
Возле печки греется,
Без водички моется.
(Кот)
Лежит – молчит,
Подойдешь – заворчит.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает.
(Пёс)
Пятак есть, а ничего не купит.
(Свинка)
Чьи ужимки без труда
Повторяет детвора?
Кто живет среди лиан?
Стая диких...
(обезьян)
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
(белка)
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я - ...
(осьминог)
Заключение и выводы.
Я ознакомилась с интересным материалом в ходе работы и узнала многое о многообразие животного мира.
Используемая литература
http://lifeglobe.net/blogs/details?id=347
Проект
«Животный мир России»
Автор проекта:
- воспитатель высшей квалификационной категории Кузнецова Виктория Павловна
Паспорт проекта
Вид проекта – долгосрочный
Участники – дети старшей группы, воспитатели, родители
Форма представления – презентация
Срок реализации проекта – сентябрь 2018 г. – май 2019 г.
Проблема
Осознанно-правильное отношение детей к окружающему миру строится на чувственном его восприятии, эмоциональном отношении к этому миру и не последнюю роль в этом играет общение с животными и наблюдение за ними, но, к сожалению, современные дети, проживая в больших мегаполисах, лишены возможности знакомства с животным миром в естественных условиях, а загруженные работой родители не могут позволить себе частое посещение зоопарка с ребёнком.
Актуальность
Недоступность в живой природе познакомиться с животным миром разных климатических зон России подтолкнуло нас заняться этим проектом, чтобы дать детям представление о внешнем виде животных, их повадках, образе жизни, приспособлении к окружающей среде. Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Различные ситуации общения с животными пробуждают интерес и любознательность ребёнка, развивают познавательный интерес к природе, мышление, связную речь, способствуют обогащению словарного запаса. Восприятие животного мира помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, ответственность, толерантность и т. д.
Гипотеза
Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. (А. Шопенгауэр)
Цель
Знакомство детей с миром животных, обитающих на территории России. Развитие любознательности и познавательного интереса к жизни животных. Научить детей бережному отношению к животным.
Задачи
1. Познакомить детей с многообразием животного мира нашей страны.
2. Познакомить детей с характерными особенностями внешнего вида, поведения, питания, образа жизни некоторых зверей, обитающих на территории России.
3. Воспитывать бережное отношение к животным. Способствовать формированию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным.
4. Знакомство с научным понятием «Красная Книга».
5. Формировать познавательную активность, внимание, воображение, память.
6. Стимулировать стремление детей отражать полученные знания в своей продуктивной деятельности (рисунки любимых животных, изготовление поделок на тему животного мира, оригами, конструирование, составление рассказов, придумывание сказок, показ кукольного и настольного театра.)
7. Развивать любознательность и стремление изучать природу и окружающий мир.
Этапы реализации проекта
-
Этап подготовительный:
- анализ предметной среды группы;
- беседа с детьми и родителями;
- формулирование целей и задач проекта;
- подбор и изучение материалов по теме проекта.
-
Основной этап:
- создание в группе условий для реализации проекта;
- деятельность в соответствии с планом проекта
-
Итоговый этап: - презентация проекта
Ожидаемый результат
Главным итогом проведения проекта станет понимание детьми необходимости существования на Земле животных и бережного отношения к ним. Проект позволит углубить и накопить знания, расширить представление о повадках и потребностях животных, развить внимательное, чуткое отношение ко всему живому. Дети получат простейшие представления о мероприятиях, направленных на охрану жизни исчезающих животных.
План мероприятий проекта