Проект «75 лет Победе».
"75 лет Победе"–проект, посвящённый Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Он направлен на организацию творческо-познавательной деятельности обучающихся 4 б класса МАОУ «СОШ № 57 г.Улан-Удэ имени А. Цыденжапова» в условиях дистанционного обучения.
Цель: достоверно, эмоционально, образно информировать учащихся о победоносной роли нашего народа во Второй Мировой войне, формировать стойкую патриотическую позицию, вызывать у них интерес к изучению отечественной истории.
Задачи: расширять знания учащихся о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и способствовать сохранению исторической памяти о героях войны – наших земляках; развивать творческие способности детей; воспитывать уважение к старшему поколению, чувство гордости за свою Родину.
Актуальность проекта. 9 мая 2020 года наша страна отмечает праздник 75-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне. Самой важной задачей современности является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм – многогранное человеческое чувство. Это любовь к родным, к близким людям, к школе, к родному селу, родному городу, к родной земле, к родной стране. Потому очень важно в начальной школе формировать у детей достоверные знания об истории родной страны.
Партнёры проекта: родители учащихся 4 б класса.
Реализация проекта включала:участие в акциях «Бессмертный полк», «Окна Победы», семейный просмотр военных архивов, видеофильмов, чтение и анализ художественных произведений о Великой Отечественной войне, создание творческих работ (рисунки, аппликации на боевую тематику), выразительное чтение и разучивание стихотворений и песен о войне.
Проектбыл представлен на онлайн-уроках по предмету «ОРКСЭ» (тема уроков 30, 31 «Защитники Отечества»). При реализации проекта использовалась блочно-модульная технология подачи учебного материала и межпредметные связи (литературное чтение, музыка, изобразительное искусство).
Предмет ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики».
Тема урока 31: «Защитники Отечества».
Дата проведения: 24 апреля 2020 г.
Предметная цель: достоверно, эмоционально, образно информировать учащихся о победоносной роли нашего народа во Второй Мировой войне, формировать стойкую патриотическую позицию, вызывать у них интерес к изучению отечественной истории.
Планируемые результаты (УУД):
Регулятивные:развивать умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебного задания;умение планировать свою деятельность.
Познавательные:овладевать навыками смыслового чтения художественных текстов, логического построения устных речевых высказываний;
развивать умение правильно отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию; развивать умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные:формировать умение доносить своё мнение до других учащихся; умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета; умение слушать и понимать других; умение работать в группе и в коллективе.
Личностные результаты:
формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину;учить понимать ценность нравственности в человеческой жизни.
Конспект урока.
Видеопрезентация «И решали судьбу мира битвы этих дней…»
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!
И если бы вдруг нас спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
-Это замечательное стихотворение о России написал поэт Владимир Кудимов.
- Какие синонимы вы можете подобрать к слову Россия? (Родина, Отчизна, Отечество, матушка Русь, родная земля).
- Почему мы называем Россию Родиной? (Потому что здесь мы родились и выросли, здесь говорим на родном нам языке, здесь нам всё родное).
-Обратимся к учебнику (стр. 143), прочитаем значение слова «Отечество».
- Почему мы называем Россию Отчизной? (Потому что на этой земле жили испокон веку отцы и деды наши).
-Почему мы называем Родину матерью? (Потому что, как и мама, Родина у человека одна, она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от врагов).
- Сегодня наш урок посвящён знаменательному событию. 75 лет назад победоносно завершилась Великая Отечественная война.
22 июня 1941 г. В четыре часа утра фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. К захвату СССР Гитлер готовился задолго до 1941 года. Летом 1940 года верховное главное командование гитлеровских войск приступило к разработке стратегического плана против СССР. 18 декабря 1940 г. этот план был подписан Гитлером и получил кодовое название «план Барбаросса». Мощным ударом, ещё до наступления зимы, пройти парадом победителей по Красной площади поверженной Москвы. Так планировало немецко-фашистское командование ...
Война унесла миллионы жизней. Нет семьи, которая не потеряла бы в годы войны родного и близкого человека, прадеда, деда, отца, брата или сестру. Никогда не забудем мы наших земляков из Бурятии, павших в боях за нашу Родину.
Мы рассмотрим на сегодняшнем уроке два исторических сражения – героическая оборона Ленинграда и Сталинградская битва.
Ленинград стал первым городом, который гитлеровские войска не смогли захватить после продолжительной осады. Страшным был итог этого противостояния: за 900 дней блокады Ленинград потерял 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова на мемориальной стене Пискарёвского кладбища: «Их имён благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита, но знай внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто».
Стихотворение Ольги Берггольц о блокаде Ленинграда читает Михайлова Ксения .
Я никогда героем не была,
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
Я не геройствовала, а жила.
И не хвалюсь я тем, что в дни блокады
Не изменяла радости земной,
Что, как роса, сияла эта радость,
Угрюмо озарённая войной.
О да, мы счастье страшное открыли –
Достойно не воспетое пока, -
Когда последней коркою делились,
Последнею щепоткой табака…
И ночь ли будет, утро или вечер,
Но в этот день мы встанем и пойдём
Воительнице-армии навстречу
В освобождённом городе своём.
Мы выйдем без цветов, в помятых касках,
В тяжёлых ватниках, в промёрзших полумасках,
Как равные, приветствуя войска.
И, крылья мечевидные расправив,
Над нами встанет бронзовая Слава,
Держа венок в обугленных руках.
- Для 300 жителей Бурятии слова «блокада Ленинграда»- это реальное воспоминание, до сих пор отзывающееся болью в сердце. Одни из них - бывшие ленинградцы - все ещё помнят ад бомбёжек, вкус хлеба из бумаги и водорослей. Другие – солдаты и офицеры Советской армии – шли в бой за город на Неве, своей кровью прокладывая знаменитую «дорогу жизни».
Стихотворение Юрия Воронова читает Скорик Никита.
Мне кажется, когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве по улицам идут,
Как все живые. Только не поют:
Не потому, что с нами не хотят,
А потому, что мёртвые молчат.
Мы их не слышим, мы не видим их,
Но мёртвые всегда среди живых.
Идут и смотрят, будто ждут ответ:
Ты этой жизни стоишь или нет?
- Сталинградское сражение. Его называют величайшим. В нём одновременно с обеих воюющих сторон участвовало свыше двух миллионов человек.
В Сталинградской битве принимали участие самые лучшие и отборные силы фашистов. В боевых действиях принимали участие пять армий: 2 немецкие, 2 румынские, 1 итальянская. Их поддерживали 1200 боевых самолетов 4-го воздушного флота Германии. И командовал ими фельдмаршал Паулюс, гордость немецкого генералитета. В составе нашей армии им героически противостояли сибирские дивизии.
Стихотворение Сергея Орлова читает Буртушкин Александр.
Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперёк России
И всю её прикрыл собой.
Фашисты ожесточенно штурмовали Сталинград, но, потеряв убитыми и раненными около 700 тысяч своих солдат и офицеров, так и не смогли сломить сопротивление защитников города. 304-я, 300-я Забайкальские дивизии первыми вступили в бой на дальних подступах к Сталинграду, на рубежах рек Чир и Дон. Шесть дивизий, сформированных в Забайкалье, в составе которых было несколько тысяч солдат и офицеров из нашей республики, бились с немецко-фашисткими ордами, показывая чудеса храбрости и стойкости. Из них непосредственно в боях сложили головы, защищая Сталинград, 1595 человек из Бурятии.
Рассказ Гончикова Артура о своём прапрадедушке.
В начале Великой Отечественной войны мой прапрадедушка Халзанов Харлампий Степанович был призван в армию и отправлен в Саратов, где выучился на телефониста. Затем его зачислили в 7-й стрелковый корпус 64-й армии Сталинградского фронта. Нашим воинам был отдан приказ всеми силами удерживать город. Красноармейцы защищали южную часть Сталинграда. Их задача: выбить немцев, закрепившихся на берегу Волги, из посёлка Купоросного. Бойцы 96-й стрелковой бригады обеспечивали бесперебойную наземную связь со штабом. Телефонное сообщение часто обрывалось. Под свистящими пулями и взрывами связист соединял провода, и связь восстанавливалась, командиры руководили боем. 24 ноября в два часа ночи мой дедушка старший телефонист Халзанов Харлампий погиб, честно выполнив свой воинский долг. После разгрома фашистов под Сталинградом останки бойцов захоронили в братской могиле на Мамаевом кургане.
На чёрном граните Мемориальной стены Волгограда у подножия монумента «Родина-мать зовёт!» свыше 24000 фамилий защитников Сталинграда. Среди них навечно высечено имя моего дедушки - рядовой Халзанов Х.С.
Я написал письмо своему дедушке-герою: «Дорогой прапрадедушка Харлампий Степанович.
Я много слышал про войну. Нам рассказывала учительница. Ещё узнал от прабабушки. Она сказала, что ты был солдатом, налаживал связь во время войны. Я видел в кино, как связисты воевали. Если бы я мог тебе помочь, я бы отдал тебе свой мобильный телефон, чтобы тебе не надо было лезть под пули.
9 мая в День Победы я с мамой и папой снова пойду в общей колонне «Бессмертного полка» по улицам города Улан-Удэ. Нас, твоих потомков, у тебя уже много, и мы по очереди будем нести твой портрет. Когда мой братик Аюша подрастёт, мы всей семьёй поедем в Волгоград и на Мамаевом кургане найдем надпись с твоей фамилией «рядовой ХАЛЗАНОВ Х.С.»
Мы гордимся тобой, твой праправнук Артур Гончиков.»
Сыны и дочери Бурятии среди сибиряков слыли храбрейшими. Золотую Звезду Героя и второй Орден Ленина Борис Иванович Быстрых получил уже под Сталинградом, куда был переброшен авиаполк, в котором он служил. А когда закончилось окружение, полку было присвоено почетное звание «96-й гвардейский Сталинградский полк скоростных бомбардировщиков». Принимали участие в боях за Сталинград и Герой Советского Союза Георгий Иванович Гусляков, Сергей Иванович Вандышев, Иван Михайлович Котов.
О многих наших земляках, павших на берегах Волги, есть очерки. Известно, что в сибирскую дивизию было призвано 4000 бурят, но только 29 человек дошли живыми до Берлина. В последней отчаянно дерзкой атаке пал политрук Буда Шарланов. В бою за хутор Вертячий погибла военврач Маргарита Андреева за пулеметом. Сибирская дивизия дала стране 18 Героев Советского Союза, 32 полных кавалера Ордена Славы, в их числе Николай Федорович Суворов, Иван Иванович Быков, БатоМикешкеевичДамчеев.
9 мая 1945 года Великая Отечественная война победоносно завершилась.
Стихотворение Леонида Мартынова читает Казанцева Яна.
Возвращались солдаты с войны,
По железным дорогам страны
День и ночь поезда их везли.
Гимнастёрки их были в пыли
И от пота ещё солоны
В эти дни бесконечной весны.
Возвращались сибиряки –
И охотники, и рыбаки,
И водители сложных машин,
И властители мирных долин, -
Возвращался народ-исполин…
Возвращался?
Нет! Шёл он вперёд!
Шёл вперёд
Победитель-народ!
- Вы, со своими родными, приняли участие в нашем проекте «75 лет Победе».Пожалуйста, представьте свои творческие работы, которые вы подготовили ко Дню Победы.
- К сожалению, с каждым годом остаётся в живых всё меньше ветеранов Великой Отечественной. Уходят солдаты, своей кровью добывшие Великую Победу. Но подвиг их бессмертен, он должен навсегда остаться в памяти потомков, в нашей с вами памяти.
-Какое впечатление оставил этот урок в ваших мыслях и чувствах?
(Этот урок заставил меня задуматься…
Этот урок помог мне осознать…
Меня потрясло мужество защитников Сталинграда…
Я восхищаюсь героизмом своих земляков…)
-Я надеюсь, вы будете любить Родину так сильно, как любили её деды и прадеды ваши – защитники земли российской.
-Мы в неоплатном долгу перед героями Великой Отечественной войны. Каждый человек, будь то взрослый или ребёнок, 9 мая должен вслух или мысленно сказать спасибо защитникам Родины. Спасибо за то, что они в 1941 году встали на защиту страны и подарили нам, ныне живущим, мир на Земле.
- Ребята и родители, примите участие в городских акциях «Бессмертный полк», «Окна Победы», «Песни Победы».
Список использованной литературы
1. Боброва Л.В. «Далекому мужеству верность храня…». Волгоград: Экстремум, 2006.
2. Данилов А. А., Косулина В. Г. История России XX - начала XXI века. Учебник.- М.: Просвещение, 2010.
3. Начальная школа. Сценарии тематических праздников. Серия: Портфель
учителя. Издательство: НЦ ЭНАС, 2003.
4. Гайдина Л.И., Кочерина А.В. Группа продлённого дня (3-4 классы). М.: Вакко, 2008.
Интернет-источники
Фотодокументы о годах ВОВ: http://victory.rusarchives.ru/index.php?p=3
Проект представлен учителем начальных классов Дмитриевой Ольгой Павловной.