Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа №10 им. Майора В.В. Малярова г. Балаково Саратовской области.
«Биологические ритмы в жизни человека»
Презентацию подготовил:
Ученик 9 класса
МАОУ ООШ №10
Бобков Артём
Руководитель:
Учитель химии и биологии
Федорук Ю.И
Балаково
2021г.
Биоритмы. Что это такое?
БИОРИТМЫ — периодические изменения интенсивности и характера биологических процессов, которые саморегулируются и самовоспроизводятся в любых условиях.
Биологический ритм стал общим принципом живого, закрепленным в наследственности, неотъемлемой чертой жизни, ее временной основой, ее регулятором.
Характеристики биоритмов
► ПЕРИОД – продолжительность одного цикла колебаний в единицу времени
► ЧАСТОТА – количество периодических процессов в единицу времени
► ФАЗА – часть цикла, измеряемая в долях периода (начальная, конечная и т.д.)
► АМПЛИТУДА – размах колебаний между максимум и минимум
ЧАСТОТА РИТМОВ
► ВЫСОКОЧАСТОТНЫЕ – до 30 минут
► СРЕДНЕЧАСТОТНЫЕ – от 0,5 до 24 часов, 20-28 часов, 29 часов – 6 суток
► НИЗКОЧАСТОТНЫЕ – с периодом 7 суток, 20 суток, 30 суток, около одного года
Основные биологические ритмы
У человека выявлены и исследованы среди многих других четыре основных биологических ритма:
● Полутора часовой ритм
● Суточный ритм
● Месячный ритм
● Годовой ритм.
Ритмичность процессов прослеживается во всем и везде: по закону ритма живут человек и вся окружающая его природа, Земля, Космос.
Полутора часовой ритм
► Продолжительность – от 90 до 100 минут.
Характеризуется чередованием активности мозга как во время бодрствования, так и во время сна, являющийся причиной полуторачасовых колебаний умственной работоспособности и
полуторачасовых циклов
активности мозга. Через
каждые полтора часа человек
испытывает попеременно
то низкую, то повышенную
возбудимость, то
умиротворенность, то беспокойство.
СУТОЧНЫЙ РИТМ
► Продолжительность – 24 часа.
Влияет на состояние человека и
выражается в цикле бодрствование — сон.
Месячный ритм
► Продолжительность – 30 (31) дней.
Месячной цикличности подчинены определенные изменения в организме женщины.
Недавно установлен околомесячный ритм работоспособности и настроения мужчин.
ГОДОВОЙ РИТМ
► Продолжительность – 365 (366) дней.
Отмечаются циклические изменения организма ежегодно во время смены времен года. Установлено, что:
● в разное время года различно содержание гемоглобина и холестерина в крови
● мышечная возбудимость выше весной и летом и слабее осенью и зимой
● максимальная светочувствительность глаза наблюдается весной и ранним летом, а к осени и зиме падает.
Функции биоритмов
► Оптимизация жизнедеятельности организма
Цикличность — важное правило поведения биосистем, необходимое условие их функционирования. Это связано с тем, что биологические процессы не могут интенсивно протекать длительное время. В биосистемах за всякой активностью должно следовать ее снижение для отдыха и восстановления.
► Отражение фактора времени
Биоритмы — биологическая форма преобразования шкалы объективного, астрономического времени в биологическое время. Целью его является соотнесение циклов жизненных процессов с циклами объективного времени. Основными характеристиками биологического времени являются его независимость от нашего сознания и взаимосвязь его с физическим временем.
► Регуляторная функция
Ритмование — это рабочий механизм создания функциональных систем в центральной нервной системе ( ЦНС ) и важный принцип регуляции функций.
► Интеграционная (объединительная) функция
Биоритм — это рабочий механизм объединения всех уровней организации организма в единую суперсистему. Интеграция реализуется по принципу иерархичности : высокочастотные ритмы низкого уровня организации подчиняются средне и низкочастотным уровням более высокого уровня организации.
Практическая часть. Определение суточных биоритмов учащихся 9класса
► Известные отечественные хронобиологи В.А. Доскин и Н.А. Лаврентьева выявили, что большинство людей испытывают ритмические колебания работоспособности:
► 41% опрошенных предпочитают для работы утренние часы,
► 30% опрошенных - вечерние и даже ночные,
► 29% опрошенных трудятся одинаково эффективно в любые часы во время бодрствования.
Суточная ритмика работоспособности человека: 1 - утренний тип, 2 -средний тип, 3 - вечерний тип.
Анкетирование учащихся 9 класса « Изучение индивидуального характера суточной изменчивости уровня бодрствования»
В анкетировании приняли участие 16 ученика. Среди них: 3 человека «жаворонки» = 19%, «голуби» - 5 чел. = 31%, «совы» - 8чел. = 50%.
Таким образом из опрошенных:
31% «голубей»
19% «жаворонков»
«Сов» среди учащихся меньше всего
Результаты тестирования «Что вы за птица?»
«Тест для определения индивидуального биологического профиля (Доскин В.А., Куиджи Н.Н., 1989). Выявление индивидуальных биоритмов учащихся 4, 6, 9 класса.
Результаты индивидуальных биоритмов учащихся 4,6,9 класса
► Таким образом, из диаграммы видно, что с возрастом увеличивается учебная нагрузка, больше времени отводится на выполнение домашних заданий. Одновременно увеличивается время, затраченное на внеклассные и внешкольные занятия (творческая деятельность, общественно полезный труд, курсы), которые выбираются по собственному желанию и потребности школьника.
Рекомендации учащимся по соблюдению основных компонентов режима:
► После окончания учебных занятий рекомендуется в течение получаса побыть на воздухе.
► Стремитесь к правильному распределению умственной и физической нагрузки в течение дня.
► Типовой режим дня рассчитан на «голубей», они легко настраивают себя по социальным часам: и встают, когда надо, и вовремя заснут.
► Для «жаворонков» рекомендуется: перенести часы учебных занятий на утро. Плотный завтрак. Посильные домашние и собственные дела рекомендуется сделать с утра.
► Для «сов» рекомендуется: домашние задания, сборку портфеля стоит сделать с вечера. Не рекомендуется делать зарядку.
Спасибо за внимание!