СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект 9 кл. "Биологические ритмы в жизни человека "

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект 9 кл. "Биологические ритмы в жизни человека "»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  Основная общеобразовательная школа №10 им. Майора В.В. Малярова  г. Балаково Саратовской области.   «Биологические ритмы в жизни человека» Презентацию подготовил: Ученик 9 класса МАОУ ООШ №10 Бобков Артём Руководитель: Учитель химии и биологии Федорук Ю.И Балаково 2021г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа №10 им. Майора В.В. Малярова г. Балаково Саратовской области.

«Биологические ритмы в жизни человека»

Презентацию подготовил:

Ученик 9 класса

МАОУ ООШ №10

Бобков Артём

Руководитель:

Учитель химии и биологии

Федорук Ю.И

Балаково

2021г.

Биоритмы. Что это такое? БИОРИТМЫ  — периодические изменения интенсивности и характера биологических процессов, которые саморегулируются и самовоспроизводятся в любых условиях. Биологический ритм стал общим принципом живого, закрепленным в наследственности, неотъемлемой чертой жизни, ее временной основой, ее регулятором.

Биоритмы. Что это такое?

БИОРИТМЫ  — периодические изменения интенсивности и характера биологических процессов, которые саморегулируются и самовоспроизводятся в любых условиях.

Биологический ритм стал общим принципом живого, закрепленным в наследственности, неотъемлемой чертой жизни, ее временной основой, ее регулятором.

Характеристики биоритмов ► ПЕРИОД – продолжительность одного цикла колебаний в единицу времени ► ЧАСТОТА – количество периодических процессов в единицу времени ► ФАЗА – часть цикла, измеряемая в долях периода (начальная, конечная и т.д.) ► АМПЛИТУДА – размах колебаний между максимум и минимум

Характеристики биоритмов

► ПЕРИОД – продолжительность одного цикла колебаний в единицу времени

► ЧАСТОТА – количество периодических процессов в единицу времени

► ФАЗА – часть цикла, измеряемая в долях периода (начальная, конечная и т.д.)

► АМПЛИТУДА – размах колебаний между максимум и минимум

ЧАСТОТА РИТМОВ ► ВЫСОКОЧАСТОТНЫЕ – до 30 минут ► СРЕДНЕЧАСТОТНЫЕ – от 0,5 до 24 часов, 20-28 часов, 29 часов – 6 суток ► НИЗКОЧАСТОТНЫЕ – с периодом 7 суток, 20 суток, 30 суток, около одного года

ЧАСТОТА РИТМОВ

► ВЫСОКОЧАСТОТНЫЕ – до 30 минут

► СРЕДНЕЧАСТОТНЫЕ – от 0,5 до 24 часов, 20-28 часов, 29 часов – 6 суток

► НИЗКОЧАСТОТНЫЕ – с периодом 7 суток, 20 суток, 30 суток, около одного года

Основные биологические ритмы У человека выявлены и исследованы среди многих других четыре основных биологических ритма: ● Полутора часовой  ритм ● Суточный  ритм ● Месячный  ритм ● Годовой  ритм.   Ритмичность процессов прослеживается во всем и везде: по закону ритма живут человек и вся окружающая его природа, Земля, Космос.

Основные биологические ритмы

У человека выявлены и исследованы среди многих других четыре основных биологических ритма:

Полутора часовой  ритм

Суточный  ритм

Месячный  ритм

Годовой  ритм.

  Ритмичность процессов прослеживается во всем и везде: по закону ритма живут человек и вся окружающая его природа, Земля, Космос.

Полутора часовой ритм ► Продолжительность – от 90 до 100 минут.  Характеризуется чередованием активности мозга как во время бодрствования, так и во время сна, являющийся причиной полуторачасовых колебаний умственной работоспособности и полуторачасовых циклов активности мозга. Через каждые полтора часа человек  испытывает попеременно то низкую, то повышенную  возбудимость, то умиротворенность, то беспокойство.

Полутора часовой ритм

► Продолжительность – от 90 до 100 минут.

Характеризуется чередованием активности мозга как во время бодрствования, так и во время сна, являющийся причиной полуторачасовых колебаний умственной работоспособности и

полуторачасовых циклов

активности мозга. Через

каждые полтора часа человек

испытывает попеременно

то низкую, то повышенную

возбудимость, то

умиротворенность, то беспокойство.

СУТОЧНЫЙ РИТМ ► Продолжительность – 24 часа. Влияет на состояние человека и выражается в цикле бодрствование — сон.

СУТОЧНЫЙ РИТМ

► Продолжительность – 24 часа.

Влияет на состояние человека и

выражается в цикле бодрствование — сон.

Месячный ритм ► Продолжительность – 30 (31) дней. Месячной цикличности подчинены определенные изменения в организме женщины. Недавно установлен околомесячный ритм работоспособности и настроения мужчин.

Месячный ритм

► Продолжительность – 30 (31) дней.

Месячной цикличности подчинены определенные изменения в организме женщины.

Недавно установлен околомесячный ритм работоспособности и настроения мужчин.

ГОДОВОЙ РИТМ ► Продолжительность – 365 (366) дней. Отмечаются циклические изменения организма ежегодно во время смены времен года. Установлено, что: ● в разное время года различно содержание гемоглобина и холестерина в крови ● мышечная возбудимость выше весной и летом и слабее осенью и зимой ● максимальная светочувствительность глаза наблюдается весной и ранним летом, а к осени и зиме падает.

ГОДОВОЙ РИТМ

► Продолжительность – 365 (366) дней.

Отмечаются циклические изменения организма ежегодно во время смены времен года. Установлено, что:

● в разное время года различно содержание гемоглобина и холестерина в крови

● мышечная возбудимость выше весной и летом и слабее осенью и зимой

● максимальная светочувствительность глаза наблюдается весной и ранним летом, а к осени и зиме падает.

Функции биоритмов

Оптимизация жизнедеятельности организма

Цикличность — важное правило поведения биосистем, необходимое условие их функционирования. Это связано с тем, что биологические процессы не могут интенсивно протекать длительное время. В биосистемах за всякой активностью должно следовать ее снижение для отдыха и восстановления.

Отражение фактора времени

Биоритмы — биологическая форма преобразования шкалы объективного, астрономического времени в биологическое время. Целью его является соотнесение циклов жизненных процессов с циклами объективного времени. Основными характеристиками биологического времени являются его независимость от нашего сознания и взаимосвязь его с физическим временем.

Регуляторная функция

Ритмование — это рабочий механизм создания функциональных систем в центральной нервной системе ( ЦНС ) и важный принцип регуляции функций.

Интеграционная (объединительная) функция

Биоритм — это рабочий механизм объединения всех уровней организации организма в единую суперсистему. Интеграция реализуется по принципу иерархичности : высокочастотные ритмы низкого уровня организации подчиняются средне и низкочастотным уровням более высокого уровня организации.

Практическая часть.   Определение суточных биоритмов учащихся 9класса ► Известные отечественные хронобиологи В.А. Доскин и Н.А. Лаврентьева выявили, что большинство людей испытывают ритмические колебания работоспособности: ► 41% опрошенных предпочитают для работы утренние часы, ► 30% опрошенных - вечерние и даже ночные, ► 29% опрошенных трудятся одинаково эффективно в любые часы во время бодрствования. Суточная ритмика работоспособности человека: 1 - утренний тип, 2 -средний тип, 3 - вечерний тип.

Практическая часть. Определение суточных биоритмов учащихся 9класса

► Известные отечественные хронобиологи В.А. Доскин и Н.А. Лаврентьева выявили, что большинство людей испытывают ритмические колебания работоспособности:

► 41% опрошенных предпочитают для работы утренние часы,

► 30% опрошенных - вечерние и даже ночные,

► 29% опрошенных трудятся одинаково эффективно в любые часы во время бодрствования.

Суточная ритмика работоспособности человека: 1 - утренний тип, 2 -средний тип, 3 - вечерний тип.

Анкетирование учащихся 9 класса   « Изучение индивидуального характера суточной изменчивости уровня бодрствования» В анкетировании приняли участие 16 ученика. Среди них: 3 человека «жаворонки» = 19%, «голуби» - 5 чел. = 31%, «совы» - 8чел. = 50%. Таким образом из опрошенных:  31% «голубей»  19% «жаворонков» «Сов» среди учащихся меньше всего Результаты тестирования «Что вы за птица?»

Анкетирование учащихся 9 класса « Изучение индивидуального характера суточной изменчивости уровня бодрствования»

В анкетировании приняли участие 16 ученика. Среди них: 3 человека «жаворонки» = 19%, «голуби» - 5 чел. = 31%, «совы» - 8чел. = 50%.

Таким образом из опрошенных:

31% «голубей»

19% «жаворонков»

«Сов» среди учащихся меньше всего

Результаты тестирования «Что вы за птица?»

«Тест для определения индивидуального биологического профиля (Доскин В.А., Куиджи Н.Н., 1989).   Выявление индивидуальных биоритмов учащихся 4, 6, 9 класса. Результаты индивидуальных биоритмов учащихся 4,6,9 класса ► Таким образом, из диаграммы видно, что с возрастом увеличивается учебная нагрузка, больше времени отводится на выполнение домашних заданий. Одновременно увеличивается время, затраченное на внеклассные и внешкольные занятия (творческая деятельность, общественно полезный труд, курсы), которые выбираются по собственному желанию и потребности школьника.

«Тест для определения индивидуального биологического профиля (Доскин В.А., Куиджи Н.Н., 1989). Выявление индивидуальных биоритмов учащихся 4, 6, 9 класса.

Результаты индивидуальных биоритмов учащихся 4,6,9 класса

► Таким образом, из диаграммы видно, что с возрастом увеличивается учебная нагрузка, больше времени отводится на выполнение домашних заданий. Одновременно увеличивается время, затраченное на внеклассные и внешкольные занятия (творческая деятельность, общественно полезный труд, курсы), которые выбираются по собственному желанию и потребности школьника.

Рекомендации учащимся  по соблюдению основных компонентов режима: ► После окончания учебных занятий рекомендуется в течение получаса побыть на воздухе. ► Стремитесь к правильному распределению умственной и физической нагрузки в течение дня. ► Типовой режим дня рассчитан на «голубей», они легко настраивают себя по социальным часам: и встают, когда надо, и вовремя заснут. ► Для «жаворонков» рекомендуется: перенести часы учебных занятий на утро. Плотный завтрак. Посильные домашние и собственные дела рекомендуется сделать с утра. ► Для «сов» рекомендуется: домашние задания, сборку портфеля стоит сделать с вечера. Не рекомендуется делать зарядку.

Рекомендации учащимся по соблюдению основных компонентов режима:

► После окончания учебных занятий рекомендуется в течение получаса побыть на воздухе.

► Стремитесь к правильному распределению умственной и физической нагрузки в течение дня.

► Типовой режим дня рассчитан на «голубей», они легко настраивают себя по социальным часам: и встают, когда надо, и вовремя заснут.

► Для «жаворонков» рекомендуется: перенести часы учебных занятий на утро. Плотный завтрак. Посильные домашние и собственные дела рекомендуется сделать с утра.

► Для «сов» рекомендуется: домашние задания, сборку портфеля стоит сделать с вечера. Не рекомендуется делать зарядку.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!