ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»
Направление:
естественно - научное
Исследовательская работа Роль биологических ритмов
в жизни человека
Автор работы: Галкина Алина Андреевна, 10 класс, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с. Хватовка Базарно - Карабулакского муниципального района Саратовской области". Руководитель: Галкина Нина Васильевна |
.
2022 год
Оглавление
Исследовательская работа 1
1.Введение 2
2. Теоретическая часть 3
2.1.Биологические ритмы и их классификация 3
2.3. Влияние биологических ритмов на человека 5
2.3. Концепция трех биоритмов 7
2.4. Хронотипы человека: «Совы», «Жаворонки» и «Голуби» 8
3. Практическая часть 9
3.1. Анкетирование 9
3.2«Расчет биоритмов человека» в табличном редакторе Excel 10
4. Выводы 12
5. Литература и Интернет- ресурсы 13
Приложение 1. 14
Приложение 2. 15
Приложение 3. 16
Приложение 4. 17
Приложение 5. 18
Берегите время - это ткань, из которой сделана жизнь. Ричардсон. |
1.Введение
В настоящее время для того, чтобы быть успешным человеком, необходимо много работать, совершенствовать свои знания, общаться с людьми. Но чтобы всё это для нас было не в тягость, а доставляло удовольствие и приносило успех, необходимо хорошо себя чувствовать, нас не должны отвлекать усталость, головные боли и прочие недуги. У каждого есть свои биологические часы, которые указывают нам, когда вставать, когда ложиться спать, когда выполнять ту или иную работу.
Актуальность исследования
Сейчас, когда темп жизни наиболее быстрый, дети и взрослые часто не успевают выспаться, поесть, отдохнуть, и все это приводит к нарушению в организме, а как следствие - болезням. При сбое режима в числе первых страдают биоритмы, заложенные природой. И так как темпы научно-технического прогресса сейчас приобретают стремительный характер и предъявляют серьезные требования к человеку, нам кажется, проблема изучения биоритмов является сегодня важной. Их нельзя изменить, как не изменить дату рождения. Но мы можем их изучать, анализировать. А на основании полученных результатов анализа принимать решение, что в данный период полезно для нашего организма, а что - нет.
Цель: рассмотреть структурные, функциональные и биологические процессы человека в пространстве, во времени, в тесном взаимодействии с окружающей средой и выявить влияние биологических ритмов на работоспособность, рассмотреть проблемы нарушения биологических ритмов.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Выявить влияние недельных и суточных биоритмов на работоспособность человека.
3.Провести анкетирование среди школьников МБОУ «СОШ с. Хватовка» с целью определения их хронотипов.
4. Изучить влияние физического, эмоционального и интеллектуального биоритмов на самочувствие человека.
5. Помочь присмотреться учащимся к своему организму, узнать работу биологических часов и следовать им, чтобы наметить индивидуальную программу действий для больших успехов в учебе.
Объект исследования: учащиеся с различными типами суточных биоритмов.
Предмет исследования: влияние биоритмов на работоспособность учащихся.
Гипотеза: если знать собственные биоритмы, то можно скорректировать режим работы в течение дня так, чтобы достичь наилучших результатов.
Методы исследования:
-обзор и анализ научных источников по данной теме;
-анкетирование;
-статистический метод обработки полученных данных;
-анализ полученных результатов. -
Практическая значимость:
. -материал может быть использован на уроках биологии;
- работу можно использовать на факультативах и классных часах;
Зная свои биоритмы, люди смогли бы правильно составлять расписание рабочего и выходного дня, дети изучали бы новые и трудные темы в самые продуктивные часы, а остальное время расходовали на закрепление пройденного материала.
2. Теоретическая часть 2.1.Биологические ритмы и их классификация
Биоритмы - «внутренние часы», обеспечивающие высокое совершенство и гармонию. Живая материя имеет специфику не только пространственной, но и временной организации. Приспособительная активность организмов во многом связана с формированием в процессе эволюции внутри них своеобразных моделей временной организации внешних процессов. Оказывается, что все организмы имеют как бы встроенные внутрь себя биологические часы, в функции которых входят различные жизненные ритмы - периодически возникающая и затухающая активность клеток и отдельных органов.
Биологические ритмы обнаружены на всех уровнях организации живой природы – от одноклеточных до биосферы. Это свидетельствует о том, что биоритмика – одно из наиболее общих свойств живых систем. Биологические ритмы признаны важнейшим механизмом регуляции функций организма, обеспечивающим гомеостаз, динамическое равновесие и процессы адаптации в биологических системах. Изучением ритмов активности и пассивности, протекающих в живом организме, занимается особая наука – биоритмология.
Классификация биоритмов
Биоритмы подразделяются на физиологические и экологические. Физиологические ритмы, как правило, имеют периоды от долей секунды до нескольких минут. Это, например, ритмы давления, биения сердца и артериального давления.
Экологические ритмы по длительности совпадают с каким-либо естественным ритмом окружающей среды. К ним относятся суточные, сезонные (годовые), приливные и лунные ритмы. Благодаря экологическим ритмам, организм ориентируется во времени и заранее готовится к ожидаемым условиям существования. Так некоторые цветки раскрываются незадолго до рассвета, как будто зная, что скоро взойдет солнце. Многие животные еще до наступления холодов впадают в зимнюю спячку или мигрируют. Таким образом, экологические ритмы служат организму как биологические часы.
Циркадные ритмы.
Главное понятие хронобиологии – дневные циклы, длительность которых периодична – около дня. Поэтому сменяющие друг друга дневные циклы называются циркадными ритмами. Эти ритмы напрямую связаны с циклической сменой освещенности, то есть с вращением Земли вокруг своей оси. Они есть у всех живых существ на Земле: растений, микроорганизмов, беспозвоночных и позвоночных животных, вплоть до высших млекопитающих и человека.
Циркадианные ритмы – главные в организме. С ними сверяют часы все остальные биоритмы. Понятие циркадианного (околосуточного) ритма ввел в 1959 году Халберг. Циркадианный ритм является видоизменением суточного ритма с периодом в 24 часа. Эти ритмы с периодом, не навязанным внешними условиями. Они врожденные, эндогенные, т. е. обусловлены свойствами самого организма.
Околонедельные биоритмы отвечают за трудовой настрой. Благодаря им в середине недели работоспособность больше, а в начале и конце – меньше. Околомесячные (28–31 день) регулируют скорость роста бороды и усов у мужчин, менструальный цикл у женщин, а также изменения веса и трудоспособности в течение месяца у тех и других. Сезонные биоритмы совпадают по длительности со временами года (3 месяца). Они руководят многими вещами. Например, зимой человеку хочется спать дольше. Весной и летом интенсивнее происходят обменные процессы, выше устойчивость к стрессам.
Окологодовые биоритмы совпадают по скорости со временем оборота Земли вокруг Солнца (12 месяцев). Они заставляют детей расти быстрее в первом полугодии, и медленнее – во втором. Есть у каждого и собственный годовой ритм, связанный с днем рождения: в преддверии этого дня и некоторое время после ощущается спад жизненных сил организма ,потому что выше утомляемость, слабее иммунитет.
2.3. Влияние биологических ритмов на человека
Человеку свойственно и интуитивное чувство времени, не всегда им осмысливаемое. Его можно зафиксировать экспериментально. В период подготовки космонавтов к полету, когда они проходят испытания в сурдокамерах (особых изолированных помещениях), проводили эксперименты по ориентации во времени без часов. Большинство испытуемых довольно точно определяли продолжительность часа (с ошибкой в 1-3 мин) и суток (с ошибкой, не превышающей получаса).
На чем же основано интуитивное чувство времени? В нашем организме существует множество периодических процессов, которые выступают в функции часов. По ним как бы измеряется длительность внешних процессов. Например, известно, что в разное время суток печень, почки, легкие, сердце работают с разной интенсивностью. У них есть свои ритмы. Медики отмечают где-то между двумя и четырьмя часами ночи наибольшую активность печени, очищающей организм от всяких ядовитых отходов, а в четыре часа ночи ритмы организма таковы, что активность всех органов снижается. Кстати, это самые неприятные часы для больного организма; не случайно в это время наблюдается наибольшее число смертей.
Мозг человека также обладает определенными ритмами активности. Существуют так называемые альфа - ритмы, которые характеризуют активность мозга, - это тоже своеобразные биологические часы. Творец кибернетики Норберт Винер высказывал гипотезу, что « именно "тиканье" этих часов составляет основу интуиции времени». Пока точно неизвестно, какие именно типы часов играют главную роль в интуиции времени. Высказывается гипотеза, что у высших животных и человека мозг объединяет в единый сложный часовой механизм самые разные ритмы работы органов.
Суточные и недельные биоритмы
Динамика работоспособности испытывает влияние недельного ритма: в понедельник происходит врабатываемость после выходных дней, максимум работоспособности наблюдается в середине недели, а к пятнице уже накапливается усталость, утомление и работоспособность падает. Следовательно, в понедельник и пятницу рабочую нагрузку стоит уменьшить за счет других рабочих дней. Недельному биоритму подвержены не только физиологические, но и психические процессы, а точнее целостное протекание тех и других. Вот почему особенно удачным распорядком оказывается тот, когда попеременно усиливается то физическая, то интеллектуальная активность человека. Недельный ритм упорядочил трудовую деятельность, приспособив ее к физическим возможностям и потребностям организма.
Распределяя рабочую нагрузку, учитывайте следующее:
1) понедельник – день конфликтов, инфарктов и инсультов;
2) дни активных действий – вторник, среда, четверг;
3) пятница – день спокойной, рутинной работы, не требующей нагрузки и напряжения.
Суточным колебаниям оказались подвержены содержания различных веществ в тканях и органах, например, глюкозы, натрия и калия в крови, плазмы и сыворотки в крови, гормонов роста и др. По существу, в околосуточном ритме колеблются все показатели эндокринные и гематологические, показатели нервной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем. Смена дня и ночи, времени года приводит к тому, что органы человека также ритмично изменяют свою активность. Самочувствие человека во многом зависит от того, насколько режим труда и отдыха соответствует его индивидуальным биоритмам. Активизация органов подчиняется внутренним биологическим часам. При энергетическом возбуждении организма происходит взаимодействие главных органов, подстройка их друг под друга, и под изменения окружающей среды. Полный цикл энергетического возбуждения органов завершается примерно за 24 часа. Причем максимальная активность органов длится около двух часов. Именно в это время органы человека лучше поддаются лечебному воздействию. Ниже приводится время максимальной активности человека в его суточном биоритме:
печень - с 1 до 3 часов ночи;
легкие - с 3 до 5 часов утра;
толстая кишка - с 5 до 7 часов утра;
желудок - с 7 до 9 часов утра;
селезенка и поджелудочная железа - с 9 до 11 часов утра;
сердце - с 11 до 13 часов дня;
тонкая кишка - с 13 до 15 часов дня;
мочевой пузырь - с 15 до 17 часов дня;
почки - с 17 до 19 часов вечера;
органы кровообращения, половые органы - с 19 до 21 часов вечера;
органы теплообразования - с 21 до 23 часов ночи;
желчный пузырь - с 23 до 1 часа ночи.
Суточный ритм в работе органов пищеварения значительно зависит от привычного приема пищи. У людей, ведущих дневной образ жизни и питающихся 3 раза в день, в первой половине дня происходит переваривание белков и жиров, а во второй половине дня - накапливание гликогена и воды, поэтому клетки печени увеличиваются в объеме в 3 раза. Строгая ритмичность в работе сердца является главным признаком его нормального состояния. Наибольшая частота пульса отмечается в 18 часов, минимальная - около 4 часов. Днем в крови человека больше тироксина и адреналина.
Физиологическая подготовка организма к активной деятельности начинается до пробуждения, а подготовка ко сну - задолго до засыпания. Поэтому просыпаться и ложиться спать нужно в одно и то же время, так как в организме, пытающемся приспособиться к дневным ритмам, будут происходить постоянные сбои, что приведет к нарушению ЦНС, а точнее к истощению и разрушению коры головного мозга, что в свою очередь влечет к различного рода тяжелым заболеваниям. Между ритмом жизни и здоровьем есть прямая и тесная связь, которую можно сформулировать так: ритм-это бодрость и высокая работоспособность, нарушение ритма - нездоровье.
2.3. Концепция трех биоритмов
Самочувствие человека зависит от циклов его биоритмов:
- физического – способность к физическим нагрузкам;
- эмоционального – настроение;
- интеллектуального – умственная деятельность.
Теории " трех биоритмов" около ста лет. Австрийский психолог Герман Свобода, немецкий врач Вильгельм Флисс и австрийский инженер Альфред Тельчер в конце XIX и начале XX века создали известную концепцию о трех ритмах, согласно которой человеку присущи особые ритмы: 23 - суточный (физический), 28 - суточный (эмоциональный) и 33- суточный (интеллектуальный). Все три ритма возникают одновременно в момент рождения, или же в момент самого зачатия - образования зиготы. Они имеют строго синусоидальную форму, не изменяющуюся на протяжении всей жизни человека и, следовательно, неизменную частоту, т.е. длительность периода. Дни перехода положительной части каждой синусоиды трех типов в отрицательную, т.е. точки пересечения синусоиды с нулевой волной отмечены резким снижением "надежности" организма и его устойчивости к любым негативным воздействиям. Такие дни называются критическими или нулевыми. Считают, что именно в эти дни чаще всего допускаются разнообразные ошибки в производственных и бытовых ситуациях, причем опасность появления ошибок возрастает в двойные критические дни, когда в одной точке на уровне нулевой линии пересекаются одновременно две синусоиды. Но наиболее опасными являются тройные критические дни, соответствующие взаимному пересечению сразу трех синусоид и нулевой линии.
Положительный период эмоционального цикла, как правило, проявляется в хорошем настроении, бодрости, оптимизме и общительности людей. Человек весел, агрессивен, оптимистичен, переоценивает свои возможности. Отрицательный период эмоционального цикла характеризуется плохим настроением и пессимизмом. Человек раздражителен, легко возбудим, недооценивает свои возможности, пессимистичен, все критически анализирует. Эмоциональный минимум приносит упадок душевных сил, апатию, раздражительность, наихудший день для людей творческих, когда не хватает эмоций и чувств для работы.
Положительный период физического цикла представляет собой хорошее время для интенсивных занятий спортом, а также для любой другой деятельности, требующих физических сил. В течение первой половины физического цикла человек энергичен и достигает лучших результатов в своей деятельности. В течение отрицательного периода физического цикла возникает снижение тонуса и выносливости организма, человек легче устает, энергичность уступает лености, повышается вероятность заболеваний.
Для интеллектуального цикла характерна интенсивность работы мозга. При его положительном периоде человеку легче дается учеба, решение математических задач и вообще любое интеллектуальное задание. Интеллектуальный минимум характеризуется снижением умственной активности, мышления, ухудшением памяти. В этот день лучше выполнять механическую работу или отдохнуть.
2.4. Хронотипы человека: «Совы», «Жаворонки» и «Голуби»
Многие родители знают, как тяжело поднимать ребенка с постели в ранние утренние часы. А вечером его не легче уложить спать - в это время он наиболее активен. Однако есть дети, которые любят рано вставать и охотно укладываются спать. Подобные различия сохраняются на всю жизнь. В чем их причины? Ученые выявили, что по различному и всегда индивидуальному расположению акрофаз (пиков) биоритмов люди делятся на три основные хронотипа: «жаворонки» (утренние), «голуби» (дневные) и «совы» (вечерние). Их различия проявляются в функциональных возможностях организма в те или иные часы суток. А это, в свою очередь, связано с целым рядом других характеристик конституции. Известно, что важнейший показатель реактивности организма - его способность переносить нехватку кислорода (гипоксию). Оказалось, что «жаворонки» отличаются минимальной устойчивостью к гипоксии. Они, безусловно, подтверждают давным-давно сложившееся на бытовом уровне деление людей на три основных хронотипа.
«Жаворонки» в утренние часы имеют четко выраженную синхронизацию работоспособности, уровня функционального состояния центральной нервной системы и ее периферического двигательного отдела. У «сов» же в утренние часы отмечено повышенное напряжение функций центральных регуляторных систем. Статистически доказано, например, что в утренние часы «совы» делают в полтора раза больше ошибок при чтении корректур, чем «жаворонки».
Один французский психолог пишет: «Общество бичует «сов», которые охотно бы отказались ходить в школу утром. Еще совсем маленьких нас учат не обращать внимание на наше тело и не доверять своим ощущениям. Мы вынуждены ходить в школу с восьми до шестнадцати часов и подчиняться произвольному рабочему расписанию. Поэтому ничего удивительного нет в том, что мы потеряли контакт с нашим телом, страдаем многими болезнями, а к пятидесятилетнему возрасту «наживаем» массу патологий».
Как показали исследования В. А. Доскина и Н. Н. Куинджи, хронотип ребенка во многом определяет и его поведенческую активность, и реактивность его организма. Вот почему они должны служить одним из важных ориентиров для разработки научно обоснованного режима труда и отдыха. «Жаворонки» -школьники показывают повышение внимания в 8-10 часов, а «совы» бывают внимательней в 16 часов. Как же не учитывать этой закономерности?
«Жаворонки» имеют 24 - часовой ритм, синхронизированный с астрономическими сутками. У «сов» же он несколько больше 24 часов, потому в условиях обыденной жизни частично происходит его «подгонка» к суточному ритму, а частично — «скольжение».
Установлено, что лица с удлиненным естественным суточным периодом быстрее адаптируются к сдвигу фаз ритма сна — бодрствования после перелета в западном направлении, а лица с укороченным естественным суточным периодом легче переносят смену фаз после перелета в восточном направлении.
За рубежом на хронотип человека обращают серьезное внимание. Крупные предприятия Германии, Франции, Японии и других развитых стран подбирают рабочих для ночных смен исключительно из «сов». Это повышает производительность труда до 25%, снижает травматизм и процент брака. При таком режиме работы у работников ночных смен любого производства сохраняется работоспособность на достаточно высоком уровне.
3. Практическая часть 3.1. Анкетирование
В ходе исследования мной был проведен опрос, с целью определения хронотипов обучающихся школы с. Хватовка. В опросе принимало участие 27 респондентов: 9 класс - 12 человек, 10 класс - 9 человек, 11класс - 6 человек. Им было предложено несколько вопросов из теста для определения индивидуального биологического профиля (Доскин В.А., Куиджи Н.Н., 1989).
Вопросы теста.
1. Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?
2. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое вечернее время совершено свободно?
3. Как велика ваша потребность в будильнике, если утром вам необходимо встать в точно определенное время?
4. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимся впервые полчаса после подъема?
5. Каков ваш аппетит впервые полчаса после подъема?
Проанализировав результаты анкетирования среди обучающихся, выявлено:
(Приложение 1.Таблица 1.)
- 9 класс: 66%- «жаворонки»; 8%- «совы»; 26%- «голуби»;
- 10 класс:44 % - «голуби»; 66%- «совы»;
-11 класс: 33% - «жаворонки»; 67% - «совы».
(Приложение 2. Диаграмма 1)
Учащимся с хронотипом «жаворонок» легко утром вставать и учиться в первую смену. Для учащихся с хронотипом «сова» подошла бы вторая смена, так как они тяжело встают и им все-таки трудно включится в учебный процесс с утра. Но учитывая, что наша школа работает в одну смену, таким учащимся можно порекомендовать откорректировать свой режим дня (Приложение 3).
Моя младшая сестра - типичный «совенок». Ей очень трудно просыпаться по утрам. Вечером у неё просыпается неуемная энергия. Воспользовавшись рекомендациями по режиму дня, она стала легче просыпаться по утрам, выяснила для себя, что спортом заниматься лучше в вечернее время, её тренировки совпали с рекомендуемым временем, так же как и выполнение домашней работы. Она стала меньше болеть. Современная жизнь не дает нам прислушаться к себе, к той сложной и точной системе, которая существует внутри нас. Игнорирование биологических импульсов приводит к болезням и критическим последствиям.
3.2«Расчет биоритмов человека» в табличном редакторе Excel
Каждый биоритм изменяет свое значение во времени от самого благоприятного до минимального. Биоритмы изменяются циклически, но не синхронно. Цикл для физического биоритма составляет 23 дня, для эмоционального – 28, а для интеллектуального – 33 дня.
Для того чтобы построить график биоритмов человека, построим таблицу вычисления физического, эмоционального и интеллектуального состояния испытуемого. (Приложение 4. Таблица 2.)
Для построения графика биоритмов нужно задать дату рождения (ячейка В1) и дату начала расчета (ячейка В2) (Приложение 5.Диаграмма 2)
Формула для вычисления физического состояния:
=SIN(2*ПИ()*(A5-$B$1)/23) .
Формула для вычисления эмоционального состояния:
=SIN(2*ПИ()*(A5-$B$1)/28).
Формула для вычисления интеллектуального состояния: =SIN(2*ПИ()*(A5-$B$1)/33).
Исследования проводились 30 дней (с 09. 01. 2021 по 08.01.2021г.). Проанализировав графики биологических ритмов на личном примере, я пришла к следующим результатам:
-физическое состояние:
18.01.- максимум;
30.01.- минимум;
11.01., 24.01., 04.02. - критические точки;
-интеллектуальное состояние:
08.02.-максимум;
22.01.-минимум;
12.01., 31.01.- критические точки;
- эмоциональное состояние:
20.01.- максимум;
04.02.- минимум;
12.01., 27.01. - критические точки.
18 января (максимум физического ритма) занятия спортом не утомляют, а придают сил, энергии. В день моей наименьшей физической активности (30 января) я чувствовала усталость и слабость, поэтому на этот день не планировала каких- либо важных дел. В пик интеллектуального ритма (18 января) заметила, что полученная мною информация с легкостью воспроизводилась. Достаточно много занималась подготовкой к ГИА.
22 января (минимум интеллектуального ритма) заметила ухудшение концентрации внимания, поэтому выполняла работу, не требующую особых умственных затрат. Особенно точно я почувствовала совпадения положительного и отрицательного периодов эмоционального цикла, а именно хорошее или плохое настроение, подъем или упадок творческих сил. В соответствии с показаниями графика легко и быстро приготовила визитную карточку финалиста регионального этапа «Ученик года - 2021» с 18 по 21 января.
4. Выводы
В ходе исследования было сделано следующее:
1. Проведён обзор литературных источников и интернет - ресурсов по теме исследования.
2.Выявлено влияние недельных и суточных биоритмов на работоспособность человека.
3.Проведено анкетирование, которое показало, что среди обучающихся МБОУ «СОШ с. Хватовка» встречаются все три хронотипа: «Совы», «Жаворонки» и «Голуби». Наибольший интерес представляют отличия в поведении. Возможности организма людей разных типов надо учитывать, используя оптимальные периоды психофизиологического состояния для повышенных нагрузок, щадя организм в периоды естественного спада активности.
4. Изучено влияние физического, эмоционального и интеллектуального биоритмов на самочувствие человека. Каждый из этих ритмов на половине своей длины достигает наивысшей фазы, затем резко опускается вниз, достигает критической точки и переходит в фазу спада, где достигает низшей точки. Потом снова поднимается наверх, где начинается новый ритм. Критические дни имеют особое значение для каждого биоритма. Их влияние на тело, мысли и чувства можно сравнить с влиянием, которое оказывает перемена климата или движение энергии в ту или другую сторону во время полнолуния. В каждом цикле первая половина составляет положительную фазу, а вторая - отрицательную. Заранее созданные поверхностные диаграммы позволяют правильно распределить свою деятельность.
5. Выдвинутая мной в начале исследования гипотеза нашла свое подтверждение. Да, действительно, если знать собственные биоритмы, то можно скорректировать режим работы в течение дня так, чтобы достичь наилучших результатов.
5. Литература и Интернет- ресурсы
1.Алексеев С.В. Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: учебное пособие для учащихся.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005.- 304 с.- (Элективный курс для старшей профильной школы).
2. Агаджанян H.A. Биоритмы, спорт, здоровье / H.A. Агаджанян, H.H. Шабатура. – М.: ФиС, 1989. – 209 с
3. Ашофф Ю. Биологические ритмы / Ю. Ашофф. – М.: Мир, 1984. – 450 с.
4. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М.: Просвещение, 1967. – 215 с. 5..
5. Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 384с. – (Библиотека элективных курсов).
6. Чернова Н.М. Основы экологии: учебное пособие для 10(11) класса общеобразовательных учреждений / Н.М. Чернова, В.В. Галушин, В.М. Константинов; под ред. Н.М. Черновой. – 10-е изд., стереотип.-т М.: Дрофа, 2006. – 302 с.
1. http://www.zvezda-zd.ru/chronotype.php
2. http://nbazanovainfo.narod.ru/ info_cherepaha_bioritmi.htm 3.http://nsportal.ru/ap/library/ drugoe/2012/08/21/uchebno-issledovatelskiy-proekt-vliyanie-bioritmov-naumstvennuyu
Приложение 1.
Таблица №1
Определения хронотипа человека
№ п/п | Тип | Критерии | Показатели |
1 | Голуби | 1. Пробуждение 2. Работа 3. Спорт 4. Сон | 1. Не испытывают особых трудностей с пробуждением; средний показатель. 2. Основной пик работоспособности приходится на первую половину дня, активны практически в любое время дня. 3. Физическая активность- в 11- 12 часов утра 4. Засыпают легко, особой усталости и сонливости как правило не испытывают |
2 | Совы | 1. Пробуждение 2. Работа 3. Спорт 4. Сон | 1. Засыпают и просыпаются очень поздно 2. Три пика интеллектуальной активности: с 13.00 до 14.00, с 18 до 20.00, с 23.00 до 01.00 (последний- самый плодотворный) 3. Физическая активность нарастает с 14.00, достигает пика к 19.00 и продолжается до 23.00 4. Испытывают проблем с засыпанием |
3 | Жаворонки | 1. Пробуждение 2. Работа 3. Спорт 4. Сон | 1. Нет проблем с ранним утренним пробуждением 2. Два пика интеллектуальной активности: с 8 до 13, с 16 до 18 часов 3. Физическая активность - 10-11 часов утра 4. Легко засыпают, однако чувствуют сонливость в середине и под конец рабочего дня |
Приложение 2.
Диаграмма №1
Приложение 3.
Общие советы по режиму дня для «сов»
Пробуждение
Для большинства «сов» оптимальное время пробуждения 10-11 часов утра. К сожалению, рабочий день в большинстве стран мира создан для «жаворонков», и поэтому мы приводим ряд рекомендаций по облегчению процесса раннего пробуждения.
Облегчить пробуждение можно просто - постепенное возвращение к сознанию должно происходить при помощи "мягкого" будильника. Например, он должен звучать не рядом, а в соседней комнате.
Для мягкого пробуждения можно использовать магнитофон. Если он полчаса будет негромко наигрывать выбранную Вами мелодию, Вы пробудитесь самым ненасильственным образом.
Не давайте себе оставаться под одеялом "еще минуточку" - сразу же примите контрастный или горячий душ, прихватив в ванную комнату «энергетический» напиток (мед и половинка лимона на стакан горячего зеленого чая). После водных процедур можно выпить чашку натурального кофе.
Питание
Составляя свою диету, помните о том, что «совиные» желудки просыпаются только через два часа после подъема. Поэтому сразу после пробуждения «совам» рекомендуется выпить стакан минеральной воды, чтобы разбудить желудок и избавить его от накопившихся за ночь шлаков.
Завтрак «сов» должен быть по возможности безбелковым. Это могут быть кисломолочные продукты типа йогурта, мюсли, тосты с джемом. Лучшим утренним напитком для «сов» является натуральный кофе. К обеду пищеварительная система «сов» набирает силу и начинает требовать белки. Это могут быть мясные или рыбные блюда.
На полдник (с 17 до 19 часов) рекомендуется зеленый чай и сухофрукты.
Лучший ужин для «сов» - это легкоусвояемые белки, такие как рыба, сыр или орехи. Белковая пища поможет долго сохранять чувство сытости и избежать еды на ночь. Однако во время ночных бдений «совам» может потребоваться вновь перекусить. Для этого лучше всего подойдут бананы, нежирный йогурт и долька шоколада.
Из всех витаминов «совы» больше всего нуждаются в витаминах С, А и группы В. Следует также особо позаботиться о минеральных веществах, таких как кальций, железо и селен.
Работа
В отличие от «жаворонков» у большинства «сов» есть три пика интеллектуальной активности. Первый пик (дневной) наблюдается с 13.00 до 14.00, второй (вечерний) – с 18.00 до 20.00 часов и, наконец, третий (ночной) – с 23.00 до 01.00. При этом наиболее полноценным является вечерний период.
Физическая активность «сов» постепенно нарастает начиная с 14.00, достигает своего пика к 19.00, после чего снижается к 21.00.
Спорт
"Совам" не следует с утра крутить педали на велотренажере или толкать гири. Оптимальное время для спорта - с 19 до 23 часов. Именно в это время можно добиться желаемых результатов по коррекции фигуры и снижению веса.
Сон
В отличие от «жаворонков» у настоящих «сов» очень часто наблюдаются проблемы с засыпанием. Облегчить отход ко сну можно, воспользовавшись следующими простыми правилами:
1. Старайтесь ложиться в одно и то же время;
2. Примерно за 40 минут до сна прекратите работу на компьютере или просмотр телепередач;
3. Перед сном желательно прогуляться или принять расслабляющую ванну;
4. Не принимайте плотную пищу менее чем за 2 часа до сна. Вместо этого выпейте полстакана молока с медом – это способствует мягкому засыпанию;
5. Перед сном хорошо проветрите комнату.
Приложение 4.
Таблица №2
Вычисления физического, эмоционального и интеллектуального состояния испытуемого (Алина)
дата рождения | дата исследования | Физическое | Эмоционал. | Интелект. |
24.11.2005 | 09.01.2021 | 0,565256 | 0,983892 | 0,846457 |
24.11.2005 | 10.01.2021 | 0,766766 | 0,999008 | 0,730459 |
24.11.2005 | 11.01.2021 | 0,911465 | 0,964079 | 0,588086 |
24.11.2005 | 12.01.2021 | 0,988633 | 0,880857 | 0,42448 |
24.11.2005 | 13.01.2021 | 0,992552 | 0,753509 | 0,245547 |
24.11.2005 | 14.01.2021 | 0,922933 | 0,588416 | 0,057749 |
24.11.2005 | 15.01.2021 | 0,784933 | 0,393846 | -0,13213 |
24.11.2005 | 16.01.2021 | 0,588777 | 0,179548 | -0,31725 |
24.11.2005 | 17.01.2021 | 0,348998 | -0,04375 | -0,4909 |
24.11.2005 | 18.01.2021 | 0,083361 | -0,26485 | -0,64684 |
24.11.2005 | 19.01.2021 | -0,18845 | -0,47268 | -0,77942 |
24.11.2005 | 20.01.2021 | -0,4463 | -0,65684 | -0,88385 |
24.11.2005 | 21.01.2021 | -0,67109 | -0,80809 | -0,95638 |
24.11.2005 | 22.01.2021 | -0,84615 | -0,91886 | -0,99437 |
24.11.2005 | 23.01.2021 | -0,95852 | -0,98361 | -0,99646 |
24.11.2005 | 24.01.2021 | -0,99987 | -0,99908 | -0,96257 |
24.11.2005 | 25.01.2021 | -0,96714 | -0,9645 | -0,89393 |
24.11.2005 | 26.01.2021 | -0,86276 | -0,88161 | -0,79301 |
24.11.2005 | 27.01.2021 | -0,69445 | -0,75456 | -0,66346 |
24.11.2005 | 28.01.2021 | -0,47469 | -0,5897 | -0,50995 |
24.11.2005 | 29.01.2021 | -0,21976 | -0,39531 | -0,33804 |
24.11.2005 | 30.01.2021 | 0,051449 | -0,18111 | -0,15391 |
24.11.2005 | 31.01.2021 | 0,318849 | 0,042154 | 0,03577 |
24.11.2005 | 01.02.2021 | 0,562626 | 0,26331 | 0,22416 |
24.11.2005 | 02.02.2021 | 0,764717 | 0,471277 | 0,404456 |
24.11.2005 | 03.02.2021 | 0,91015 | 0,655635 | 0,570148 |
24.11.2005 | 04.02.2021 | 0,988149 | 0,80715 | 0,715255 |
24.11.2005 | 05.02.2021 | 0,992935 | 0,918233 | 0,834537 |
24.11.2005 | 06.02.2021 | 0,924155 | 0,983318 | 0,923687 |
24.11.2005 | 07.02.2021 | 0,786903 | 0,999144 | 0,979487 |
24.11.2005 | 08.02.2021 | 0,591348 | 0,964921 | 0,999921 |
Приложение 5.
Диаграмма №2
График биоритмов (Алина)
23