СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль биологических ритмов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный исследовательский проект "Роль биологических ритмов в жизни человека".  В настоящее время для того, чтобы быть успешным человеком, необходимо много работать, совершенствовать свои знания, общаться с людьми. Но чтобы всё это для нас было не в тягость, а доставляло удовольствие и приносило успех, необходимо хорошо себя чувствовать, нас не должны отвлекать усталость, головные боли и прочие недуги. У каждого есть свои биологические часы, которые указывают нам, когда вставать, когда ложиться спать, когда выполнять ту или иную работу. В настоящее время для того, чтобы быть успешным человеком, необходимо много работать, совершенствовать свои знания, общаться с людьми. Но чтобы всё это для нас было не в тягость, а доставляло удовольствие и приносило успех, необходимо хорошо себя чувствовать, нас не должны отвлекать усталость, головные боли и прочие недуги. У каждого есть свои биологические часы, которые указывают нам, когда вставать, когда ложиться спать, когда выполнять ту или иную работу. В настоящее время для того, чтобы быть успешным человеком, необходимо много работать, совершенствовать свои знания, общаться с людьми. Но чтобы всё это для нас было не в тягость, а доставляло удовольствие и приносило успех, необходимо хорошо себя чувствовать, нас не должны отвлекать усталость, головные боли и прочие недуги. У каждого есть свои биологические часы, которые указывают нам, когда вставать, когда ложиться спать, когда выполнять ту или иную работу.

Просмотр содержимого документа
«Роль биологических ритмов»


ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»







Направление:

естественно - научное


Исследовательская работа

Роль биологических ритмов

в жизни человека












Автор работы:

Галкина Алина Андреевна, 10 класс,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с. Хватовка Базарно - Карабулакского муниципального района Саратовской области".

Руководитель:

Галкина Нина Васильевна


.



2022 год



Оглавление

Исследовательская работа 1

1.Введение 2

2. Теоретическая часть 3

2.1.Биологические ритмы и их классификация 3

2.3. Влияние биологических ритмов на человека 5

2.3. Концепция трех биоритмов 7

2.4. Хронотипы человека: «Совы», «Жаворонки» и «Голуби» 8

3. Практическая часть 9

3.1. Анкетирование 9

3.2«Расчет биоритмов человека» в табличном редакторе Excel 10

4. Выводы 12

5. Литература и Интернет- ресурсы 13

Приложение 1. 14

Приложение 2. 15

Приложение 3. 16

Приложение 4. 17

Приложение 5. 18












































Берегите время - это ткань, из которой сделана жизнь. Ричардсон.

1.Введение

В настоящее время для того, чтобы быть успешным человеком, необходимо много работать, совершенствовать свои знания, общаться с людьми. Но чтобы всё это для нас было не в тягость, а доставляло удовольствие и приносило успех, необходимо хорошо себя чувствовать, нас не должны отвлекать усталость, головные боли и прочие недуги. У каждого есть свои биологические часы, которые указывают нам, когда вставать, когда ложиться спать, когда выполнять ту или иную работу.

Актуальность исследования

Сейчас, когда темп жизни наиболее быстрый, дети и взрослые часто не успевают выспаться, поесть, отдохнуть, и все это приводит к нарушению в организме, а как следствие - болезням. При сбое режима в числе первых страдают биоритмы, заложенные природой. И так как темпы научно-технического прогресса сейчас приобретают стремительный характер и предъявляют серьезные требования к человеку, нам кажется, проблема изучения биоритмов является сегодня важной. Их нельзя изменить, как не изменить дату рождения. Но мы можем их изучать, анализировать. А на основании полученных результатов анализа принимать решение, что в данный период полезно для нашего организма, а что - нет.

Цель: рассмотреть структурные, функциональные и биологические процессы человека в пространстве, во времени, в тесном взаимодействии с окружающей средой и выявить влияние биологических ритмов на работоспособность, рассмотреть проблемы нарушения биологических ритмов.

Задачи:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Выявить влияние недельных и суточных биоритмов на работоспособность человека.

3.Провести анкетирование среди школьников МБОУ «СОШ с. Хватовка» с целью определения их хронотипов.

4. Изучить влияние физического, эмоционального и интеллектуального биоритмов на самочувствие человека.

5. Помочь присмотреться учащимся к своему организму, узнать работу биологических часов и следовать им, чтобы наметить индивидуальную программу действий для больших успехов в учебе.

Объект исследования: учащиеся с различными типами суточных биоритмов.

Предмет исследования: влияние биоритмов на работоспособность учащихся.

Гипотеза: если знать собственные биоритмы, то можно скорректировать режим работы в течение дня так, чтобы достичь наилучших результатов.

Методы исследования:

-обзор и анализ научных источников по данной теме;

-анкетирование;

-статистический метод обработки полученных данных;

-анализ полученных результатов. -

Практическая значимость:

. -материал может быть использован на уроках биологии;

- работу можно использовать на факультативах и классных часах;

Зная свои биоритмы, люди смогли бы правильно составлять расписание рабочего и выходного дня, дети изучали бы новые и трудные темы в самые продуктивные часы, а остальное время расходовали на закрепление пройденного материала.

2. Теоретическая часть 2.1.Биологические ритмы и их классификация

Биоритмы - «внутренние часы», обеспечивающие высокое совершенство и гармонию. Живая материя имеет специфику не только пространственной, но и временной организации. Приспособительная активность организмов во многом связана с формированием в процессе эволюции внутри них своеобразных моделей временной организации внешних процессов. Оказывается, что все организмы имеют как бы встроенные внутрь себя биологические часы, в функции которых входят различные жизненные ритмы - периодически возникающая и затухающая активность клеток и отдельных органов.

Биологические ритмы обнаружены на всех уровнях организации живой природы – от одноклеточных до биосферы. Это свидетельствует о том, что биоритмика – одно из наиболее общих свойств живых систем. Биологические ритмы признаны важнейшим механизмом регуляции функций организма, обеспечивающим гомеостаз, динамическое равновесие и процессы адаптации в биологических системах. Изучением ритмов активности и пассивности, протекающих в живом организме, занимается особая наука – биоритмология.

Классификация биоритмов


Биоритмы подразделяются на физиологические и экологические. Физиологические ритмы, как правило, имеют периоды от долей секунды до нескольких минут. Это, например, ритмы давления, биения сердца и артериального давления.

Экологические ритмы по длительности совпадают с каким-либо естественным ритмом окружающей среды. К ним относятся суточные, сезонные (годовые), приливные и лунные ритмы. Благодаря экологическим ритмам, организм ориентируется во времени и заранее готовится к ожидаемым условиям существования. Так некоторые цветки раскрываются незадолго до рассвета, как будто зная, что скоро взойдет солнце. Многие животные еще до наступления холодов впадают в зимнюю спячку или мигрируют. Таким образом, экологические ритмы служат организму как биологические часы.

Циркадные ритмы.

Главное понятие хронобиологии – дневные циклы, длительность которых периодична – около дня. Поэтому сменяющие друг друга дневные циклы называются циркадными ритмами. Эти ритмы напрямую связаны с циклической сменой освещенности, то есть с вращением Земли вокруг своей оси. Они есть у всех живых существ на Земле: растений, микроорганизмов, беспозвоночных и позвоночных животных, вплоть до высших млекопитающих и человека.

Циркадианные ритмы – главные в организме. С ними сверяют часы все остальные биоритмы. Понятие циркадианного (околосуточного) ритма ввел в 1959 году Халберг. Циркадианный ритм является видоизменением суточного ритма с периодом в 24 часа. Эти ритмы с периодом, не навязанным внешними условиями. Они врожденные, эндогенные, т. е. обусловлены свойствами самого организма.

Околонедельные биоритмы отвечают за трудовой настрой. Благодаря им в середине недели работоспособность больше, а в начале и конце – меньше. Околомесячные (28–31 день) регулируют скорость роста бороды и усов у мужчин, менструальный цикл у женщин, а также изменения веса и трудоспособности в течение месяца у тех и других. Сезонные биоритмы совпадают по длительности со временами года (3 месяца). Они руководят многими вещами. Например, зимой человеку хочется спать дольше. Весной и летом интенсивнее происходят обменные процессы, выше устойчивость к стрессам.

Окологодовые биоритмы совпадают по скорости со временем оборота Земли вокруг Солнца (12 месяцев). Они заставляют детей расти быстрее в первом полугодии, и медленнее – во втором. Есть у каждого и собственный годовой ритм, связанный с днем рождения: в преддверии этого дня и некоторое время после ощущается спад жизненных сил организма ,потому что выше утомляемость, слабее иммунитет.

2.3. Влияние биологических ритмов на человека

Человеку свойственно и интуитивное чувство времени, не всегда им осмысливаемое. Его можно зафиксировать экспериментально. В период подготовки космонавтов к полету, когда они проходят испытания в сурдокамерах (особых изолированных помещениях), проводили эксперименты по ориентации во времени без часов. Большинство испытуемых довольно точно определяли продолжительность часа (с ошибкой в 1-3 мин) и суток (с ошибкой, не превышающей получаса).

На чем же основано интуитивное чувство времени? В нашем организме существует множество периодических процессов, которые выступают в функции часов. По ним как бы измеряется длительность внешних процессов. Например, известно, что в разное время суток печень, почки, легкие, сердце работают с разной интенсивностью. У них есть свои ритмы. Медики отмечают где-то между двумя и четырьмя часами ночи наибольшую активность печени, очищающей организм от всяких ядовитых отходов, а в четыре часа ночи ритмы организма таковы, что активность всех органов снижается. Кстати, это самые неприятные часы для больного организма; не случайно в это время наблюдается наибольшее число смертей.

Мозг человека также обладает определенными ритмами активности. Существуют так называемые альфа - ритмы, которые характеризуют активность мозга, - это тоже своеобразные биологические часы. Творец кибернетики Норберт Винер высказывал гипотезу, что « именно "тиканье" этих часов составляет основу интуиции времени». Пока точно неизвестно, какие именно типы часов играют главную роль в интуиции времени. Высказывается гипотеза, что у высших животных и человека мозг объединяет в единый сложный часовой механизм самые разные ритмы работы органов.

Суточные и недельные биоритмы


Динамика работоспособности испытывает влияние недельного ритма: в понедельник происходит врабатываемость после выходных дней, максимум работоспособности наблюдается в середине недели, а к пятнице уже накапливается усталость, утомление и работоспособность падает. Следовательно, в понедельник и пятницу рабочую нагрузку стоит уменьшить за счет других рабочих дней. Недельному биоритму подвержены не только физиологические, но и психические процессы, а точнее целостное протекание тех и других. Вот почему особенно удачным распорядком оказывается тот, когда попеременно усиливается то физическая, то интеллектуальная активность человека. Недельный ритм упорядочил трудовую деятельность, приспособив ее к физическим возможностям и потребностям организма.

Распределяя рабочую нагрузку, учитывайте следующее:

1) понедельник – день конфликтов, инфарктов и инсультов;

2) дни активных действий – вторник, среда, четверг;

3) пятница – день спокойной, рутинной работы, не требующей нагрузки и напряжения.

Суточным колебаниям оказались подвержены содержания различных веществ в тканях и органах, например, глюкозы, натрия и калия в крови, плазмы и сыворотки в крови, гормонов роста и др. По существу, в околосуточном ритме колеблются все показатели эндокринные и гематологические, показатели нервной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем. Смена дня и ночи, времени года приводит к тому, что органы человека также ритмично изменяют свою активность. Самочувствие человека во многом зависит от того, насколько режим труда и отдыха соответствует его индивидуальным биоритмам. Активизация органов подчиняется внутренним биологическим часам. При энергетическом возбуждении организма происходит взаимодействие главных органов, подстройка их друг под друга, и под изменения окружающей среды. Полный цикл энергетического возбуждения органов завершается примерно за 24 часа. Причем максимальная активность органов длится около двух часов. Именно в это время органы человека лучше поддаются лечебному воздействию. Ниже приводится время максимальной активности человека в его суточном биоритме:


  • печень - с 1 до 3 часов ночи;

  • легкие - с 3 до 5 часов утра;

  • толстая кишка - с 5 до 7 часов утра;

  • желудок - с 7 до 9 часов утра;

  • селезенка и поджелудочная железа - с 9 до 11 часов утра;

  • сердце - с 11 до 13 часов дня;

  • тонкая кишка - с 13 до 15 часов дня;

  • мочевой пузырь - с 15 до 17 часов дня;

  • почки - с 17 до 19 часов вечера;

  • органы кровообращения, половые органы - с 19 до 21 часов вечера;

  • органы теплообразования - с 21 до 23 часов ночи;

  • желчный пузырь - с 23 до 1 часа ночи.

Суточный ритм в работе органов пищеварения значительно зависит от привычного приема пищи. У людей, ведущих дневной образ жизни и питающихся 3 раза в день, в первой половине дня происходит переваривание белков и жиров, а во второй половине дня - накапливание гликогена и воды, поэтому клетки печени увеличиваются в объеме в 3 раза. Строгая ритмичность в работе сердца является главным признаком его нормального состояния. Наибольшая частота пульса отмечается в 18 часов, минимальная - около 4 часов. Днем в крови человека больше тироксина и адреналина.

Физиологическая подготовка организма к активной деятельности начинается до пробуждения, а подготовка ко сну - задолго до засыпания. Поэтому просыпаться и ложиться спать нужно в одно и то же время, так как в организме, пытающемся приспособиться к дневным ритмам, будут происходить постоянные сбои, что приведет к нарушению ЦНС, а точнее к истощению и разрушению коры головного мозга, что в свою очередь влечет к различного рода тяжелым заболеваниям. Между ритмом жизни и здоровьем есть прямая и тесная связь, которую можно сформулировать так: ритм-это бодрость и высокая работоспособность, нарушение ритма - нездоровье.



2.3. Концепция трех биоритмов

Самочувствие человека зависит от циклов его биоритмов:

- физического – способность к физическим нагрузкам;

- эмоционального – настроение;

- интеллектуального – умственная деятельность.

Теории " трех биоритмов" около ста лет. Австрийский психолог Герман Свобода, немецкий врач Вильгельм Флисс и австрийский инженер Альфред Тельчер в конце XIX и начале XX века создали известную концепцию о трех ритмах, согласно которой человеку присущи особые ритмы: 23 - суточный (физический), 28 - суточный (эмоциональный) и 33- суточный (интеллектуальный). Все три ритма возникают одновременно в момент рождения, или же в момент самого зачатия - образования зиготы. Они имеют строго синусоидальную форму, не изменяющуюся на протяжении всей жизни человека и, следовательно, неизменную частоту, т.е. длительность периода. Дни перехода положительной части каждой синусоиды трех типов в отрицательную, т.е. точки пересечения синусоиды с нулевой волной отмечены резким снижением "надежности" организма и его устойчивости к любым негативным воздействиям. Такие дни называются критическими или нулевыми. Считают, что именно в эти дни чаще всего допускаются разнообразные ошибки в производственных и бытовых ситуациях, причем опасность появления ошибок возрастает в двойные критические дни, когда в одной точке на уровне нулевой линии пересекаются одновременно две синусоиды. Но наиболее опасными являются тройные критические дни, соответствующие взаимному пересечению сразу трех синусоид и нулевой линии.

Положительный период эмоционального цикла, как правило, проявляется в хорошем настроении, бодрости, оптимизме и общительности людей. Человек весел, агрессивен, оптимистичен, переоценивает свои возможности. Отрицательный период эмоционального цикла характеризуется плохим настроением и пессимизмом. Человек раздражителен, легко возбудим, недооценивает свои возможности, пессимистичен, все критически анализирует. Эмоциональный минимум приносит упадок душевных сил, апатию, раздражительность, наихудший день для людей творческих, когда не хватает эмоций и чувств для работы.

Положительный период физического цикла представляет собой хорошее время для интенсивных занятий спортом, а также для любой другой деятельности, требующих физических сил. В течение первой половины физического цикла человек энергичен и достигает лучших результатов в своей деятельности. В течение отрицательного периода физического цикла возникает снижение тонуса и выносливости организма, человек легче устает, энергичность уступает лености, повышается вероятность заболеваний.

Для интеллектуального цикла характерна интенсивность работы мозга. При его положительном периоде человеку легче дается учеба, решение математических задач и вообще любое интеллектуальное задание. Интеллектуальный минимум характеризуется снижением умственной активности, мышления, ухудшением памяти. В этот день лучше выполнять механическую работу или отдохнуть.

2.4. Хронотипы человека: «Совы», «Жаворонки» и «Голуби»

Многие родители знают, как тяжело поднимать ребенка с постели в ранние утренние часы. А вечером его не легче уложить спать - в это время он наиболее активен. Однако есть дети, которые любят рано вставать и охотно укладываются спать. Подобные различия сохраняются на всю жизнь. В чем их причины? Ученые выявили, что по различному и всегда индивидуальному расположению акрофаз (пиков) биоритмов люди делятся на три основные хронотипа: «жаворонки» (утренние), «голуби» (дневные) и «совы» (вечерние). Их различия проявляются в функциональных возможностях организма в те или иные часы суток. А это, в свою очередь, связано с целым рядом других характеристик конституции. Известно, что важнейший показатель реактивности организма - его способность переносить нехватку кислорода (гипоксию). Оказалось, что «жаворонки» отличаются минимальной устойчивостью к гипоксии. Они, безусловно, подтверждают давным-давно сложившееся на бытовом уровне деление людей на три основных хронотипа.

«Жаворонки» в утренние часы имеют четко выраженную синхронизацию работоспособности, уровня функционального состояния центральной нервной системы и ее периферического двигательного отдела. У «сов» же в утренние часы отмечено повышенное напряжение функций центральных регуляторных систем. Статистически доказано, например, что в утренние часы «совы» делают в полтора раза больше ошибок при чтении корректур, чем «жаворонки».

Один французский психолог пишет: «Общество бичует «сов», которые охотно бы отказались ходить в школу утром. Еще совсем маленьких нас учат не обращать внимание на наше тело и не доверять своим ощущениям. Мы вынуждены ходить в школу с восьми до шестнадцати часов и подчиняться произвольному рабочему расписанию. Поэтому ничего удивительного нет в том, что мы потеряли контакт с нашим телом, страдаем многими болезнями, а к пятидесятилетнему возрасту «наживаем» массу патологий».

Как показали исследования В. А. Доскина и Н. Н. Куинджи, хронотип ребенка во многом определяет и его поведенческую активность, и реактивность его организма. Вот почему они должны служить одним из важных ориентиров для разработки научно обоснованного режима труда и отдыха. «Жаворонки» -школьники показывают повышение внимания в 8-10 часов, а «совы» бывают внимательней в 16 часов. Как же не учитывать этой закономерности?

«Жаворонки» имеют 24 - часовой ритм, синхронизированный с астрономическими сутками. У «сов» же он несколько больше 24 часов, потому в условиях обыденной жизни частично происходит его «подгонка» к суточному ритму, а частично — «скольжение».

Установлено, что лица с удлиненным естественным суточным периодом быстрее адаптируются к сдвигу фаз ритма сна — бодрствования после перелета в западном направлении, а лица с укороченным естественным суточным периодом легче переносят смену фаз после перелета в восточном направлении.

За рубежом на хронотип человека обращают серьезное внимание. Крупные предприятия Германии, Франции, Японии и других развитых стран подбирают рабочих для ночных смен исключительно из «сов». Это повышает производительность труда до 25%, снижает травматизм и процент брака. При таком режиме работы у работников ночных смен любого производства сохраняется работоспособность на достаточно высоком уровне.


3. Практическая часть 3.1. Анкетирование

В ходе исследования мной был проведен опрос, с целью определения хронотипов обучающихся школы с. Хватовка. В опросе принимало участие 27 респондентов: 9 класс - 12 человек, 10 класс - 9 человек, 11класс - 6 человек. Им было предложено несколько вопросов из теста для определения индивидуального биологического профиля (Доскин В.А., Куиджи Н.Н., 1989).

Вопросы теста.

1. Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?

2. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое вечернее время совершено свободно?

3. Как велика ваша потребность в будильнике, если утром вам необходимо встать в точно определенное время?

4. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимся впервые полчаса после подъема?

5. Каков ваш аппетит впервые полчаса после подъема?

Проанализировав результаты анкетирования среди обучающихся, выявлено:

(Приложение 1.Таблица 1.)

- 9 класс: 66%- «жаворонки»; 8%- «совы»; 26%- «голуби»;

- 10 класс:44 % - «голуби»; 66%- «совы»;

-11 класс: 33% - «жаворонки»; 67% - «совы».

(Приложение 2. Диаграмма 1)

Учащимся с хронотипом «жаворонок» легко утром вставать и учиться в первую смену. Для учащихся с хронотипом «сова» подошла бы вторая смена, так как они тяжело встают и им все-таки трудно включится в учебный процесс с утра. Но учитывая, что наша школа работает в одну смену, таким учащимся можно порекомендовать откорректировать свой режим дня (Приложение 3).

Моя младшая сестра - типичный «совенок». Ей очень трудно просыпаться по утрам. Вечером у неё просыпается неуемная энергия. Воспользовавшись рекомендациями по режиму дня, она стала легче просыпаться по утрам, выяснила для себя, что спортом заниматься лучше в вечернее время, её тренировки совпали с рекомендуемым временем, так же как и выполнение домашней работы. Она стала меньше болеть. Современная жизнь не дает нам прислушаться к себе, к той сложной и точной системе, которая существует внутри нас. Игнорирование биологических импульсов приводит к болезням и критическим последствиям.

3.2«Расчет биоритмов человека» в табличном редакторе Excel

Каждый биоритм изменяет свое значение во времени от самого благоприятного до минимального. Биоритмы изменяются циклически, но не синхронно. Цикл для физического биоритма составляет 23 дня, для эмоционального – 28, а для интеллектуального – 33 дня.

Для того чтобы построить график биоритмов человека, построим таблицу вычисления физического, эмоционального и интеллектуального состояния испытуемого. (Приложение 4. Таблица 2.)

Для построения графика биоритмов нужно задать дату рождения (ячейка В1) и дату начала расчета (ячейка В2) (Приложение 5.Диаграмма 2)

Формула для вычисления физического состояния:

=SIN(2*ПИ()*(A5-$B$1)/23) .

Формула для вычисления эмоционального состояния:

=SIN(2*ПИ()*(A5-$B$1)/28).

Формула для вычисления интеллектуального состояния: =SIN(2*ПИ()*(A5-$B$1)/33).

Исследования проводились 30 дней (с 09. 01. 2021 по 08.01.2021г.). Проанализировав графики биологических ритмов на личном примере, я пришла к следующим результатам:

-физическое состояние:

18.01.- максимум;

30.01.- минимум;

11.01., 24.01., 04.02. - критические точки;

-интеллектуальное состояние:

08.02.-максимум;

22.01.-минимум;

12.01., 31.01.- критические точки;

- эмоциональное состояние:

20.01.- максимум;

04.02.- минимум;

12.01., 27.01. - критические точки.

18 января (максимум физического ритма) занятия спортом не утомляют, а придают сил, энергии. В день моей наименьшей физической активности (30 января) я чувствовала усталость и слабость, поэтому на этот день не планировала каких- либо важных дел. В пик интеллектуального ритма (18 января) заметила, что полученная мною информация с легкостью воспроизводилась. Достаточно много занималась подготовкой к ГИА.

22 января (минимум интеллектуального ритма) заметила ухудшение концентрации внимания, поэтому выполняла работу, не требующую особых умственных затрат. Особенно точно я почувствовала совпадения положительного и отрицательного периодов эмоционального цикла, а именно хорошее или плохое настроение, подъем или упадок творческих сил. В соответствии с показаниями графика легко и быстро приготовила визитную карточку финалиста регионального этапа «Ученик года - 2021» с 18 по 21 января.

4. Выводы

В ходе исследования было сделано следующее:

1. Проведён обзор литературных источников и интернет - ресурсов по теме исследования.

2.Выявлено влияние недельных и суточных биоритмов на работоспособность человека.

3.Проведено анкетирование, которое показало, что среди обучающихся МБОУ «СОШ с. Хватовка» встречаются все три хронотипа: «Совы», «Жаворонки» и «Голуби». Наибольший интерес представляют отличия в поведении. Возможности организма людей разных типов надо учитывать, используя оптимальные периоды психофизиологического состояния для повышенных нагрузок, щадя организм в периоды естественного спада активности.

4. Изучено влияние физического, эмоционального и интеллектуального биоритмов на самочувствие человека. Каждый из этих ритмов на половине своей длины достигает наивысшей фазы, затем резко опускается вниз, достигает критической точки и переходит в фазу спада, где достигает низшей точки. Потом снова поднимается наверх, где начинается новый ритм. Критические дни имеют особое значение для каждого биоритма. Их влияние на тело, мысли и чувства можно сравнить с влиянием, которое оказывает перемена климата или движение энергии в ту или другую сторону во время полнолуния. В каждом цикле первая половина составляет положительную фазу, а вторая - отрицательную. Заранее созданные поверхностные диаграммы позволяют правильно распределить свою деятельность.

5. Выдвинутая мной в начале исследования гипотеза нашла свое подтверждение. Да, действительно, если знать собственные биоритмы, то можно скорректировать режим работы в течение дня так, чтобы достичь наилучших результатов.



























































5. Литература и Интернет- ресурсы


1.Алексеев С.В. Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: учебное пособие для учащихся.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005.- 304 с.- (Элективный курс для старшей профильной школы).

2. Агаджанян H.A. Биоритмы, спорт, здоровье / H.A. Агаджанян, H.H. Шабатура. – М.: ФиС, 1989. – 209 с

3. Ашофф Ю. Биологические ритмы / Ю. Ашофф. – М.: Мир, 1984. – 450 с.

4. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М.: Просвещение, 1967. – 215 с. 5..

5. Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 384с. – (Библиотека элективных курсов).

6. Чернова Н.М. Основы экологии: учебное пособие для 10(11) класса общеобразовательных учреждений / Н.М. Чернова, В.В. Галушин, В.М. Константинов; под ред. Н.М. Черновой. – 10-е изд., стереотип.-т М.: Дрофа, 2006. – 302 с.

1. http://www.zvezda-zd.ru/chronotype.php

2. http://nbazanovainfo.narod.ru/ info_cherepaha_bioritmi.htm 3.http://nsportal.ru/ap/library/ drugoe/2012/08/21/uchebno-issledovatelskiy-proekt-vliyanie-bioritmov-naumstvennuyu


































Приложение 1.

Таблица №1

Определения хронотипа человека

№ п/п

Тип

Критерии

Показатели

1

Голуби

1. Пробуждение

2. Работа

3. Спорт

4. Сон

1. Не испытывают особых трудностей с пробуждением; средний показатель.

2. Основной пик работоспособности приходится на первую половину дня, активны практически в любое время дня.

3. Физическая активность- в 11- 12 часов утра

4. Засыпают легко, особой усталости и сонливости как правило не испытывают

2

Совы

1. Пробуждение

2. Работа

3. Спорт

4. Сон

1. Засыпают и просыпаются очень поздно

2. Три пика интеллектуальной активности: с 13.00 до 14.00, с 18 до 20.00, с 23.00 до 01.00 (последний- самый плодотворный)

3. Физическая активность нарастает с 14.00, достигает пика к 19.00 и продолжается до 23.00

4. Испытывают проблем с засыпанием

3

Жаворонки

1. Пробуждение

2. Работа

3. Спорт

4. Сон

1. Нет проблем с ранним утренним пробуждением

2. Два пика интеллектуальной активности: с 8 до 13, с 16 до 18 часов

3. Физическая активность - 10-11 часов утра

4. Легко засыпают, однако чувствуют сонливость в середине и под конец рабочего дня











Приложение 2.

Диаграмма №1

Приложение 3.

Общие советы по режиму дня для «сов»

Пробуждение


Для большинства «сов» оптимальное время пробуждения 10-11 часов утра. К сожалению, рабочий день в большинстве стран мира создан для «жаворонков», и поэтому мы приводим ряд рекомендаций по облегчению процесса раннего пробуждения.

Облегчить пробуждение можно просто - постепенное возвращение к сознанию должно происходить при помощи "мягкого" будильника. Например, он должен звучать не рядом, а в соседней комнате.

Для мягкого пробуждения можно использовать магнитофон. Если он полчаса будет негромко наигрывать выбранную Вами мелодию, Вы пробудитесь самым ненасильственным образом.

Не давайте себе оставаться под одеялом "еще минуточку" - сразу же примите контрастный или горячий душ, прихватив в ванную комнату «энергетический» напиток (мед и половинка лимона на стакан горячего зеленого чая). После водных процедур можно выпить чашку натурального кофе.



Питание

Составляя свою диету, помните о том, что «совиные» желудки просыпаются только через два часа после подъема. Поэтому сразу после пробуждения «совам» рекомендуется выпить стакан минеральной воды, чтобы разбудить желудок и избавить его от накопившихся за ночь шлаков.

Завтрак «сов» должен быть по возможности безбелковым. Это могут быть кисломолочные продукты типа йогурта, мюсли, тосты с джемом. Лучшим утренним напитком для «сов» является натуральный кофе. К обеду пищеварительная система «сов» набирает силу и начинает требовать белки. Это могут быть мясные или рыбные блюда.

На полдник (с 17 до 19 часов) рекомендуется зеленый чай и сухофрукты.

Лучший ужин для «сов» - это легкоусвояемые белки, такие как рыба, сыр или орехи. Белковая пища поможет долго сохранять чувство сытости и избежать еды на ночь. Однако во время ночных бдений «совам» может потребоваться вновь перекусить. Для этого лучше всего подойдут бананы, нежирный йогурт и долька шоколада.

Из всех витаминов «совы» больше всего нуждаются в витаминах С, А и группы В. Следует также особо позаботиться о минеральных веществах, таких как кальций, железо и селен.

Работа

В отличие от «жаворонков» у большинства «сов» есть три пика интеллектуальной активности. Первый пик (дневной) наблюдается с 13.00 до 14.00, второй (вечерний) – с 18.00 до 20.00 часов и, наконец, третий (ночной) – с 23.00 до 01.00. При этом наиболее полноценным является вечерний период.

Физическая активность «сов» постепенно нарастает начиная с 14.00, достигает своего пика к 19.00, после чего снижается к 21.00.

Спорт

"Совам" не следует с утра крутить педали на велотренажере или толкать гири. Оптимальное время для спорта - с 19 до 23 часов. Именно в это время можно добиться желаемых результатов по коррекции фигуры и снижению веса.

Сон

В отличие от «жаворонков» у настоящих «сов» очень часто наблюдаются проблемы с засыпанием. Облегчить отход ко сну можно, воспользовавшись следующими простыми правилами:

1. Старайтесь ложиться в одно и то же время;

2. Примерно за 40 минут до сна прекратите работу на компьютере или просмотр телепередач;

3. Перед сном желательно прогуляться или принять расслабляющую ванну;

4. Не принимайте плотную пищу менее чем за 2 часа до сна. Вместо этого выпейте полстакана молока с медом – это способствует мягкому засыпанию;

5. Перед сном хорошо проветрите комнату.

Приложение 4.

Таблица №2

Вычисления физического, эмоционального и интеллектуального состояния испытуемого (Алина)


дата рождения

дата исследования

Физическое

Эмоционал.

Интелект.

24.11.2005

09.01.2021

0,565256

0,983892

0,846457

24.11.2005

10.01.2021

0,766766

0,999008

0,730459

24.11.2005

11.01.2021

0,911465

0,964079

0,588086

24.11.2005

12.01.2021

0,988633

0,880857

0,42448

24.11.2005

13.01.2021

0,992552

0,753509

0,245547

24.11.2005

14.01.2021

0,922933

0,588416

0,057749

24.11.2005

15.01.2021

0,784933

0,393846

-0,13213

24.11.2005

16.01.2021

0,588777

0,179548

-0,31725

24.11.2005

17.01.2021

0,348998

-0,04375

-0,4909

24.11.2005

18.01.2021

0,083361

-0,26485

-0,64684

24.11.2005

19.01.2021

-0,18845

-0,47268

-0,77942

24.11.2005

20.01.2021

-0,4463

-0,65684

-0,88385

24.11.2005

21.01.2021

-0,67109

-0,80809

-0,95638

24.11.2005

22.01.2021

-0,84615

-0,91886

-0,99437

24.11.2005

23.01.2021

-0,95852

-0,98361

-0,99646

24.11.2005

24.01.2021

-0,99987

-0,99908

-0,96257

24.11.2005

25.01.2021

-0,96714

-0,9645

-0,89393

24.11.2005

26.01.2021

-0,86276

-0,88161

-0,79301

24.11.2005

27.01.2021

-0,69445

-0,75456

-0,66346

24.11.2005

28.01.2021

-0,47469

-0,5897

-0,50995

24.11.2005

29.01.2021

-0,21976

-0,39531

-0,33804

24.11.2005

30.01.2021

0,051449

-0,18111

-0,15391

24.11.2005

31.01.2021

0,318849

0,042154

0,03577

24.11.2005

01.02.2021

0,562626

0,26331

0,22416

24.11.2005

02.02.2021

0,764717

0,471277

0,404456

24.11.2005

03.02.2021

0,91015

0,655635

0,570148

24.11.2005

04.02.2021

0,988149

0,80715

0,715255

24.11.2005

05.02.2021

0,992935

0,918233

0,834537

24.11.2005

06.02.2021

0,924155

0,983318

0,923687

24.11.2005

07.02.2021

0,786903

0,999144

0,979487

24.11.2005

08.02.2021

0,591348

0,964921

0,999921



Приложение 5.

Диаграмма №2



График биоритмов (Алина)























23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!