СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль биологических ритмов в жизни человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация итогового индивидуального проекта "Роль биологических ритмов в жизни человека".Может быть использована как в 9 классе, так и в 11.

Просмотр содержимого документа
«Роль биологических ритмов в жизни человека»

 Роль биологических ритмов  в жизни человека         Автор работы: Галкина Алина Андреевна, 9 класс, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Роль биологических ритмов в жизни человека    

Автор работы:

Галкина Алина Андреевна, 9 класс,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с. Хватовка Базарно - Карабулакского муниципального района Саратовской области".

Руководитель:

Галкина Нина Васильевна

Берегите время - это ткань, из которой сделана жизнь. Ричардсон .

Берегите время - это ткань, из которой сделана жизнь. Ричардсон .

Цель : рассмотреть структурные, функциональные и биологические процессы человека в пространстве, во времени, в тесном взаимодействии с окружающей средой и выявить влияние биологических ритмов на работоспособность, рассмотреть проблемы нарушения биологических ритмов.  Задачи: 1. Изучить литературу по теме исследования. 2. Выявить влияние недельных и суточных биоритмов на работоспособность человека. 3.Провести анкетирование среди школьников МБОУ «СОШ с. Хватовка» с целью определения их хронотипов. 4. Изучить влияние физического, эмоционального и интеллектуального биоритмов на самочувствие человека. 5. Помочь присмотреться учащимся к своему организму, узнать работу биологических часов и следовать им, чтобы наметить индивидуальную программу действий для больших успехов в учебе.

Цель : рассмотреть структурные, функциональные и биологические процессы человека в пространстве, во времени, в тесном взаимодействии с окружающей средой и выявить влияние биологических ритмов на работоспособность, рассмотреть проблемы нарушения биологических ритмов.

Задачи:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Выявить влияние недельных и суточных биоритмов на работоспособность человека.

3.Провести анкетирование среди школьников МБОУ «СОШ с. Хватовка» с целью определения их хронотипов.

4. Изучить влияние физического, эмоционального и интеллектуального биоритмов на самочувствие человека.

5. Помочь присмотреться учащимся к своему организму, узнать работу биологических часов и следовать им, чтобы наметить индивидуальную программу действий для больших успехов в учебе.

 Биоритмы - «внутренние часы», обеспечивающие высокое совершенство и гармонию жизни в постоянно меняющихся условиях окружающей среды.  Между ритмом жизни и здоровьем есть прямая и тесная связь, которую можно сформулировать так: ритм-это бодрость и высокая работоспособность, нарушение ритма – нездоровье.

Биоритмы - «внутренние часы», обеспечивающие высокое совершенство и гармонию жизни в постоянно меняющихся условиях окружающей среды.

Между ритмом жизни и здоровьем есть прямая и тесная связь, которую можно сформулировать так: ритм-это бодрость и высокая работоспособность, нарушение ритма – нездоровье.

Классификация биоритмов Физиологические Экологические Ритмы биения сердца Ритмы давления Ритмы артериального давления Дневные Суточные Недельные Сезонные Приливные Лунные ритмы

Классификация биоритмов

Физиологические

Экологические

Ритмы биения сердца

Ритмы давления

Ритмы артериального давления

Дневные

Суточные

Недельные

Сезонные

Приливные

Лунные ритмы

Циркадианные биоритмы  1959 год. Франц Халберг. Главные ритмы в организме  С ними сверяют часы все остальные биоритмы. Циркадианный ритм является видоизменением суточного ритма с периодом в 24 часа. Эти ритмы с периодом, не навязанным внешними условиями. Они врожденные, эндогенные, т. е. обусловлены свойствами самого организма.

Циркадианные биоритмы

1959 год. Франц Халберг.

Главные ритмы в организме

С ними сверяют часы все остальные биоритмы. Циркадианный ритм является видоизменением суточного ритма с периодом в 24 часа. Эти ритмы с периодом, не навязанным внешними условиями. Они врожденные, эндогенные, т. е. обусловлены свойствами самого организма.

Экологические биоритмы  Циркадные ритмы (дневные) Эти ритмы напрямую связаны с циклической сменой освещенности, то есть с вращением Земли вокруг своей оси.  Околомесячные (28–31 день) регулируют скорость роста бороды и усов у мужчин, менструальный цикл у женщин. Сезонные биоритмы совпадают по длительности со временами года (3 месяца). Они руководят многими вещами. Например, зимой человеку хочется спать дольше. Весной и летом интенсивнее происходят обменные процессы, выше устойчивость к стрессам.  Окологодовые биоритмы совпадают по скорости со временем оборота Земли вокруг Солнца (12 месяцев). Они заставляют детей расти быстрее в первом полугодии, и медленнее – во втором.

Экологические биоритмы

  • Циркадные ритмы (дневные) Эти ритмы напрямую связаны с циклической сменой освещенности, то есть с вращением Земли вокруг своей оси.
  • Околомесячные (28–31 день) регулируют скорость роста бороды и усов у мужчин, менструальный цикл у женщин.
  • Сезонные биоритмы совпадают по длительности со временами года (3 месяца). Они руководят многими вещами. Например, зимой человеку хочется спать дольше. Весной и летом интенсивнее происходят обменные процессы, выше устойчивость к стрессам.
  • Окологодовые биоритмы совпадают по скорости со временем оборота Земли вокруг Солнца (12 месяцев). Они заставляют детей расти быстрее в первом полугодии, и медленнее – во втором.
Суточные Активизация органов подчиняется внутренним биологическим часам. печень  - с 1 до 3 часов ночи; легкие  - с 3 до 5 часов утра; толстая кишка  - с 5 до 7 часов утра; желудок  - с 7 до 9 часов утра; селезенка и поджелудочная железа  - с 9 до 11 часов утра; сердце  - с 11 до 13 часов дня; тонкая кишка  - с 13 до 15 часов дня; мочевой пузырь  - с 15 до 17 часов дня; почки  - с 17 до 19 часов вечера; органы кровообращения, половые органы  - с 19 до 21 часов вечера; органы теплообразования  - с 21 до 23 часов ночи; желчный пузырь  - с 23 до 1 часа ночи.

Суточные

Активизация органов подчиняется внутренним биологическим часам.

  • печень  - с 1 до 3 часов ночи;
  • легкие  - с 3 до 5 часов утра;
  • толстая кишка  - с 5 до 7 часов утра;
  • желудок  - с 7 до 9 часов утра;
  • селезенка и поджелудочная железа  - с 9 до 11 часов утра;
  • сердце  - с 11 до 13 часов дня;
  • тонкая кишка  - с 13 до 15 часов дня;
  • мочевой пузырь  - с 15 до 17 часов дня;
  • почки  - с 17 до 19 часов вечера;
  • органы кровообращения, половые органы  - с 19 до 21 часов вечера;
  • органы теплообразования  - с 21 до 23 часов ночи;
  • желчный пузырь  - с 23 до 1 часа ночи.
Недельные Биоритмы отвечают за трудовой настрой. Благодаря им в середине недели работоспособность больше, а в начале и конце – меньше.  1) понедельник – день конфликтов, инфарктов и инсультов;  2) дни активных действий – вторник, среда, четверг; 3) пятница – день спокойной, рутинной работы, не требующей нагрузки и напряжения.

Недельные

Биоритмы отвечают за трудовой настрой. Благодаря им в середине недели работоспособность больше, а в начале и конце – меньше.

1) понедельник – день конфликтов, инфарктов и инсультов;

2) дни активных действий – вторник, среда, четверг;

3) пятница – день спокойной, рутинной работы, не требующей нагрузки и напряжения.

Концепция трех биоритмов Самочувствие человека зависит от циклов его биоритмов: физического –  способность к физическим нагрузкам;  =SIN(2*ПИ()*(A5-$B$1)/23) - эмоционального – настроение; =SIN(2*ПИ()*(A5-$B$1)/28) - интеллектуального – умственная деятельность. =SIN(2*ПИ()*(A5-$B$1)/33 ). Биоритмы изменяются циклически. Они возникают одновременно в момент рождения, или же в момент самого зачатия - образования зиготы.

Концепция трех биоритмов Самочувствие человека зависит от циклов его биоритмов:

  • физического –

способность к физическим нагрузкам;

=SIN(2*ПИ()*(A5-$B$1)/23)

- эмоционального – настроение; =SIN(2*ПИ()*(A5-$B$1)/28)

- интеллектуального – умственная деятельность. =SIN(2*ПИ()*(A5-$B$1)/33 ).

Биоритмы изменяются циклически.

Они возникают одновременно в момент рождения, или же в момент самого зачатия - образования зиготы.

Хронотипы человека                                        Сова     Жаворонок Голубь

Хронотипы человека

Сова Жаворонок

Голубь

Анкетирование   - 9 класс : 66% - «жаворонки»  8% - «совы»;   26%- «голуби»; 10 класс : 44 % - «голуби»; 66% - «совы»; -11 класс : 33% - «жаворонки»; 67% - «совы».

Анкетирование

- 9 класс :

66% - «жаворонки»

8% - «совы»;

26%- «голуби»;

  • 10 класс :

44 % - «голуби»;

66% - «совы»;

-11 класс :

33% - «жаворонки»;

67% - «совы».

«Расчет биоритмов человека» в табличном редакторе Excel   График биоритмов (Алина) -физическое состояние : 18.01.- максимум;   30.01.- минимум;  11.01., 24.01., 04.02. - критические точки; -интеллектуальное состояние :  08.02.-максимум;  22.01.-минимум;  12.01., 31.01.- критические точки; - эмоциональное состояние : 20.01.- максимум;  04.02.- минимум; 12.01., 27.01. - критические точки.

«Расчет биоритмов человека» в табличном редакторе Excel

  График биоритмов (Алина)

-физическое состояние :

18.01.- максимум;

 

30.01.- минимум;

11.01., 24.01., 04.02. - критические точки;

-интеллектуальное состояние :

08.02.-максимум;

22.01.-минимум;

12.01., 31.01.- критические точки;

- эмоциональное состояние :

20.01.- максимум;

04.02.- минимум;

12.01., 27.01. - критические точки.

Выводы  В ходе исследования было сделано следующее:  1. Проведён обзор литературных источников и интернет - ресурсов по теме исследования. 2. Выявлено влияние недельных и суточных биоритмов на работоспособность человека. 3. Проведено анкетирование, которое показало, что среди обучающихся МБОУ «СОШ с. Хватовка» встречаются все три хронотипа: «Совы», «Жаворонки» и «Голуби». Наибольший интерес представляют отличия в поведении. Возможности организма людей разных типов надо учитывать, используя оптимальные периоды психофизиологического состояния для повышенных нагрузок, щадя организм в периоды естественного спада активности. 4. Изучено влияние физического, эмоционального и интеллектуального биоритмов на самочувствие человека. Их влияние на тело, мысли и чувства можно сравнить с влиянием, которое оказывает перемена климата или движение энергии в ту или другую сторону во время полнолуния. Заранее созданные поверхностные диаграммы позволяют правильно распределить свою деятельность.  

Выводы

В ходе исследования было сделано следующее:

1. Проведён обзор литературных источников и интернет - ресурсов по теме исследования.

2. Выявлено влияние недельных и суточных биоритмов на работоспособность человека.

3. Проведено анкетирование, которое показало, что среди обучающихся МБОУ «СОШ с. Хватовка» встречаются все три хронотипа: «Совы», «Жаворонки» и «Голуби». Наибольший интерес представляют отличия в поведении. Возможности организма людей разных типов надо учитывать, используя оптимальные периоды психофизиологического состояния для повышенных нагрузок, щадя организм в периоды естественного спада активности.

4. Изучено влияние физического, эмоционального и интеллектуального биоритмов на самочувствие человека. Их влияние на тело, мысли и чувства можно сравнить с влиянием, которое оказывает перемена климата или движение энергии в ту или другую сторону во время полнолуния. Заранее созданные поверхностные диаграммы позволяют правильно распределить свою деятельность.

 

Выдвинутая мной в начале исследования гипотеза нашла свое подтверждение. Да, действительно, если знать собственные биоритмы, то можно скорректировать режим работы в течение дня так, чтобы достичь наилучших результатов. А поскольку от точности хода наших биологических часов зависит наше здоровье необходимо знать закономерности ритмов и по возможности учитывать их в повседневной жизни. И всегда помнить:   организм не прощает насилия над собой!

Выдвинутая мной в начале исследования гипотеза нашла свое подтверждение. Да, действительно, если знать собственные биоритмы, то можно скорректировать режим работы в течение дня так, чтобы достичь наилучших результатов. А поскольку от точности хода наших биологических часов зависит наше здоровье необходимо знать закономерности ритмов и по возможности учитывать их в повседневной жизни. И всегда помнить: организм не прощает насилия над собой!

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !


Скачать

© 2021 307 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!