Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 города Сычёвки
В оспитатель старшей группы:
Петракович Н.В.
2018 - 2019 учебный год
Актуальность темы педагогического проекта в том, что на современном этапе обеспечение и сохранение жизни и здоровья детей является основной целью, главной задачей цивилизованного общества. Ситуация в обществе на сегодняшний день складывается таким образом, что возникает необходимость не только улучшения условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и поиска наиболее эффективных форм и методов работы с самими детьми, тесного сотрудничества с родителями, социального партнерства детского сада с различными общественными организациями. Проблема состоит в том, что не по всем видам безопасности в дошкольных образовательных учреждениях имеется достаточное количество методических и дидактических материалов для организации практической деятельности дошкольников. Для решения этой проблемы, педагоги дошкольного образования самостоятельно занимаются разработкой пособий, материалов, а также проектов по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения по различным видам безопасности.
Цель проекта: формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата через практическую деятельность.
Задачи проекта:
Создать условия для формирования у дошкольников следующих компетенций:
предвидение опасных последствий сложившейся ситуации;
психологическая готовность к действиям;
адекватное реагирование на ситуацию.
Систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения через разные виды деятельности.
Психологически подготовить детей к вероятности возникновения различного рода ситуаций.
ЭТАПЫ | СОДЕРЖАНИЕ |
I этап (диагностика) | Диагностика знаний, умений и навыков детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности, разработка диагностических карт, которые помогут педагогу определить знания детей и уровень их возможностей. |
II этап (теоретическая подготовка) | Анализ программ, изучение и подбор литературы, дидактического материала, разработка проекта и перспективного плана по данной теме. |
III этап (практическая реализация) | Расширение первоначальных представлений детей, накопление и закрепление полученных знаний о безопасности через НОД, беседы, дидактические игры, игры-драматизации, заучивание рифмованных правил, стихов, наблюдения, экскурсии, проблемные ситуации, развлечения, соревнования, а также работа с родителями по данной проблеме. |
IVэтап (результаты практической деятельности) | Выставки детских рисунков, создание коллективных работ, изготовление коллажей по правилам безопасности, создание детско-родительских проектов по теме «Что такое безопасность», пополнение в группе центра безопасности. Трансляция опыта работы по реализации данного проекта, в том числе, выступление на педсовете, публикация материалов проекта на официальном сайте БДОУ. |
Тип педагогического проекта: информационный, познавательный, практико-ориентированный.
Субъекты проекта: дети, родители, педагоги, администрация БДОУ, социальные партнёры.
Целевая группа: дошкольники 5-6 лет.
Масштаб проекта: 2019-2020 учебный год.
Вид проекта: групповой.
Предполагаемый результат: систематизация представлений по основам жизнедеятельности у детей, их родителей и педагогов БДОУ, формирование умений у детей быстро реагировать на различные экстремальные ситуации, создать условия для воспитания чувства осторожности и самосохранения.
Основные формы реализации проекта: НОД, театрализованные представления, эстафеты, викторины, конкурсы, сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры, детское творчество, составление коллажей, проектная деятельность детей по проблемным ситуациям, работа с родительской аудиторией.
Срок реализации педагогического проекта рассчитан на период 2019-2020 учебного года, темы распределены по месяцам. Каждая тема рассчитана на два календарных месяца, имеет цель и комплекс мероприятий. В конце учебного года подведение итогов реализации проекта, награждение детей, родителей, педагогов, социальных партнёров за активное участие, трансляция опыта.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ» |
Месяц | Тема периода и задачи | Мероприятия |
Август/ сентябрь 2019 | Тема периода «Безопасность на улице» Задачи: формировать навыки безопасного поведения у детей на улице; закрепить знания о дорожных знаках; расширить грамотность родителей по вопросам безопасного поведения на дорогах. | Музыкально-спортивное развлечение по ПДД «Красный, жёлтый, зелёный»; публикация проекта в персональном блоге О.В. Махнёвой – 24mahneva.blogspot.com и на сайте «Мультиурок» мероприятия в рамках социального партнерства с инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по городу Омску – капитаном Н.В. Комсюковой; загадки о транспорте; дидактические игры «Светофор», «Говорящие знаки», «Внимание, дорога!»; интегрированное занятие «Дорожные знаки» сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы»; чтение книги «Смешуроки на дороге»; тематические недели «Ребёнок на улицах города», «Знатоки дорожного движения»; родительское собрание «Дорога без опасности»; рассказывание стихотворений «Азбука города» (Я. Пишумов), «Знаки дорожные», «Светофор» (В. Кожевников); целевая прогулка «Улица родная, а на ней мой детский сад»; викторина Смешариков по правилам дорожного движения; кроссворд «Безопасное движение и правила безопасности на дороге»; разработка и защита детского проекта по теме «Почему важно соблюдать правила дорожного движения»; выставка детской литературы по теме «Правила дорожного движения»; участие детей во Всероссийском конкурсе по ПДД «Веселый светофор» консультация для родителей «Правила дорожные знать каждому положено» (папка-раскладушка) участие в акции по дорожной безопасности «Весёлый светофор» в рамках социального партнерства с библиотекой им. Г.А. Вяткина –игра-путешествие «Маленький пешеход»; лэпбук «Уголок юного пешехода»; анкетирование родителей «Я и мой ребёнок на улицах города»; анализ и обработка данных анкетирования. |
Октябрь/ ноябрь 2019 | Тема периода «Безопасность в быту» Задачи: формировать представления детей с ограниченными возможностями здоровья о видах безопасности в быту и правилах безопасного поведения дома | Тематическая неделя «Безопасность ребёнка в быту»; просмотр детского спектакля по мотивам РНС « Волк и семеро козлят» (на новый лад); просмотр и обсуждение детского спектакля «Гуси-лебеди»; психологический тренинг «Один дома»; составление с детьми коллажа «Правила безопасности дома»; мнемотаблица «Правила безопасности дома»; проблемная ситуация «Если в дверь звонит незнакомец…»; чтение книги «Правила безопасности для воспитанных детей»; драматизация сказки «Жихарка»; сюжетно-ролевая игра «Если рядом никого»; экскурсия в медицинский кабинет детского сада; беседа на тему «Лекарства – это хорошо и плохо»; участие детей во Всероссийском конкурсе по безопасности жизнедеятельности «Простые правила»; консультация для родителей «Безопасность детей на кухне». |
Декабрь 2019/ Январь 2020 | Тема периода «Пожарная безопасность» Задачи: формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил противопожарной безопасности; расширять представления, умения и навыки необходимыми для действия в чрезвычайной ситуации. | Тематическая неделя в детском саду «Огонь-друг! Огонь-враг!»; просмотр мультфильма «Осторожно с электроприборами»; презентация подвижная игра «Пожарные на учении»; психологический тренинг «Не бойся огня»; дидактическая игра «Огонь-друг, огонь-враг»; проблемная ситуация «Девочка осталась дома одна, случился пожар…» мнемотаблица «Правила пожарной безопасности»; экскурсия в пожарную часть: знакомство с профессией пожарного, сотрудника МЧС; чтение детской литературы: К.Чуковский «Путаница» С.Маршак «Неизвестный герой» «Сказка про домовёнка»; просмотр спектакля по сказке «Кошкин дом» консультационное сообщение старшей медсестры БДОУ для родителей «Первая помощь пострадавшему при пожаре»; участие в объектовой тренировке БДОУ (тренировочная эвакуация детей из здания детского сада, сверка списочного состава, размещение по заранее намеченному адресу) |
Февраль/ март 2020 | Тема периода «Безопасность в лесу» Задачи: | Загадки о грибах и ягодах; беседы о ядовитых растениях; конструирование «На лесной полянке»; сюжетно-ролевая игра «Лесная школа»; драматизация сказки Ш. Перро «Красная Шапочка»; мнемотаблица «Правила безопасности в лесу»; дидактические игры: «Четвертый лишний» (ядовитые грибы и ягоды) «Узнай по описанию» (насекомые) проект Тимофея Слептерёва «Насекомые Омской области»; интегрированное занятие «Путешествие на лесную полянку»; целевая прогулка по экологической тропе детского сада; клуб знатоков «Что? Где? Когда?»; спектакль «Теремок»; стенгазета для родителей «Лекарственные и ядовитые растения Омской области». |
Апрель/ май 2020 | Тема периода «Безопасность на воде, на льду» Задачи: формировать у детей представления о безопасности на воде, воспитывать чувства осторожности и самосохранения | Чтение Л. Пантелеев «На море»; дидактическая игра «Будь осторожен на воде»; дидактическая игра «Ледоход»; сюжетно-ролевая игра «По морю на теплоходе»; беседа «Чем опасна ледовая переправа»; целевая прогулка к реке Иртыш; развлечение «Я б в спасатели пошёл»; мнемотаблица «Безопасность на воде/льду»; составление коллективного коллажа детей и родителей «Правила безопасности на воде/льду»; участие детей в конкурсе «Безопасное лето»; участие педагогов в конкурсе «Лучший педагогический проект»; награждение активных участников проекта; оформление выставки детских творческих работ «Безопасность глазами детей»; участие детей в конкурсах творческих работ по теме проекта. |
Май 2020 | Трансляция опыта по итогам реализации проекта | Выступление на педсовете: презентация проекта; публикация материалов проекта на официальном сайте БДОУ и блоге воспитателя; социальное взаимодействие с партнерами проекта. |
Наши социальные партнёры:
Сотрудники библиотеки имени Г.А. Вяткина – Марина Владимировна Козлова, Инесса Ивановна Кухаренко.
Инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по городу Омску – капитан Н.В. Комсюкова.
Литература
Дошкольное воспитание, №7, 2007.
Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008.
Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры. – Волгоград: «Учитель», 2009.
Пекушева Е.В. Валеология для дошкольников: методические рекомендации. Ч.1.– Омск,1998.
С МЕШуроки на дороге. ООО «Издательство «Эксмо», 2008.