Просмотр содержимого документа
«Проект "азбука."»
Проект «Азбука»
Шигорина Татьяна Борисовна
г. Иркутск, МАОУ Центр образования №47, 1 класс
Литературное чтение. Проект «Азбука». Составление книжки-малышки «Азбука», запись и монтаж видеоролика «Азбука»
На данное занятие отведено 4 часа работы с учащимися и время на монтирование ролика. Занятия проводились во внеурочное время за счет занятий внеурочной деятельности во втором полугодии, после прохождение этапа «Обучения грамоте». В составления ролика «Азбука» приняли участие все 33 ученика 1 класса. Учащимся было предложено выбрать свою букву для представления, найти в стихотворении Григория Виеру «Азбука» стишок о своей букве, проиллюстрировать его, подготовить выразительное чтение стишка и записать его для озвучивания «Азбуки».
1.Проектирование занятия
Предметные компетенции, формируемые на занятии
| Предметная компетентность, формируемая у учеников на занятии | Знания и умения, составляющие данную компетентность | Методические приемы (учебные задания) | Способ оценки уровня сформированности предметной компетентности учеников |
1. | «Литературоведческая пропедевтика» | Умение слушать, различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку. Знать литературоведческие понятия. | Аудирование.(слушание). Восприятие на слух произведения. Восприятие и понимание содержания произведения | Ответы на вопросы по содержанию. |
2 | «Виды речевой и читательской деятельности» | Уметь моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему. | Моделирование обложки | Оформление обложки книжки-малышки «Азбука» Запись автора, схематическое изображение жанра, запись названия. |
3. | «Чтение: работа с информацией» | Знание Алфавита. Умение читать Умение работать с несложными схемами | Нахождение в тексте стихотворения нужный стишок на определенную букву | Оценивается правильность выбранного стишка и место данного стишка в группе. |
4. | «Творческая деятельность» | Иллюстрировать отдельные эпизоды произведения. Умение списывать текст | Изображение своей буквы на страницах «Азбуки»; списывание текста, оформление работы | Выставки рисунков |
5. | «Виды речевой и читательской деятельности» | Уметь читать вслух произведения разных жанров | Запись выразительного чтения на электронный носитель | Прослушивание прочитанного и его оценка |
| | | | |
Учебные задачи, которые решают ученики (метапредметные компетентности)
| Метапредметная компетентность, формируемая у учеников на уроке | Знания и умения, составляющие данную компетентность | Методические приемы (учебные задания) | Критерии наблюдения за деятельностью учеников с целью оценки уровня сформированности метапредметной компетентности у учеников |
1 | Воспринимать прослушанные или прочитанные произведения разных жанров | Слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников | Аудирование | Ответы на вопросы по содержанию |
2. | Понимать учебную задачу | Умение сосредоточиться и следить за сюжетом. Выполнять задания учителя. | Нахождение стишка на выбранную букву | Соотнесение выбранной буквы и стишка |
3. | Составлять модели | Моделирование обложек к произведению | Иллюстрация отдельных эпизодов | Оценивание оформления обложки книжки- малышки |
3. | Овладение алгоритмом учебного действия | Подготовка выразительного чтения. | Самостоятельное чтение стишка. Работа в паре: чтение стишков друг другу | Умение работать в паре, контроль выполнять задания |
План-конспект занятий
Этап занятия | Проектирование содержание деятельности | Время (необходимый инструментарий) | Возникшие в ходе занятия изменения | Рекомендации | Комментарии |
1 занятие. Актуализация | Опора на опыт, извлечение из памяти знаний и умений, необходимых для составления Азбуки. Повторение алфавита | 10 мин. Разрезные буквы русского алфавита | | Предложить ученикам взять карточку с буквой. Построить «живой» алфавит | Алфавит ученики выучили на уроках русского языка |
Проблематизация | Знакомство с книгой Гигоре Виеру «Азбука». Оформление обложки книжки-малышки | 10 мин Чистые листы формата А8, карандаши, фломастеры | | Подготовить книгу Г.Виеру для каждого ученика | Знакомство с книгой. Чтение книги учителем и обсуждение макета обложки. |
Целеполагание | Научиться выразительно читать; Списывать стихотворный текс и иллюстрировать его | 5 мин | | Записать цели на листе ватмана для того, чтобы возвращаться к ним на следующих занятиях | Цели определяет учитель с помощью учеников |
Критерии оценки результата | Составление книжки- малышки «Азбука»; выразительное чтение учениками стишков;запись видеоролика | 5 мин | | Вместе с учащимися определяются критерии оценивания | Определили формат работы |
Планирование | Определить свою букву (порядковый номер ученика соответствует определенной букве) Найти стишок на свою букву Проиллюстрировать свой стишок Записать свой стишок на аудио носитель Сшить книжку-малышку Смонтировать видеоролик | 10 мин | | Записать последовательность действий на ватмане | Учащиеся работают самостоятельно, учитель оказывает помощь индивидуально каждой паре |
2 занятие Основная часть | Выбор буквы Списывание стихотворного текста; Оформление страниц книжки Подготовка выразительного чтения | 40 мин Распечатанные книги Г.Виеру для каждого ребенка. Лист А4 | Ученики подходили и брали любую карточку, на перевернутой странице была написана буква | Организовать работу в парах. Ученики самостоятельно определяют свои стишки, планируют расположение буквы, стишков и рисунков на станицах книги. | Можно проиллюстрировать расположение любой буквы на согнутом пополам листе формата А4. |
3 занятие Основная часть | Сбор книжки-малышки в алфавитном порядке | 10 мин | | Для сбора книжки группировать детей по 10 человек. | Ученики смотрели на своих соседей-букв |
| Сканирование страниц книжки | 15мин | Сначала отсканировали каждую страницу | Учить детей вставлять правильно листы в сканер | Этот этап проводили вместе с родителями |
| Аудио запись страниц книжки | 15 мин | | Прочитать свои странички в алфавитном порядке | Этот этап проводили вместе с родителями |
4 занятие Фиксация и оценивание результата | Просмотр книжки- малышки и видеоролика | 20 мин | | Распечатать на цветном принтере получившуюся книжку, записать на диск видеоролик | Ученикам понравились книжки- малышки |
Рефлексия | Беседа по вопросам, помогающим учащимся осознать новый опыт и сформулировать своего отношение к нему | 10 мин | | Обсудить что получилось, с опорой на записанные цели. Повторить этапы работы, обсудить, что было самым трудным | Принято решение подарить свои книжки в детский сад |
Перспектива | Осознание новых возможностей применения нового опыта -Где этот опыт может вам пригодиться? | 10мин | | | |
II. Оценка педагогической компетенции учителя
№ | Критерии анализа | Уровни -даётся собственная оценка | Обоснование |
низкий | средний | высокий | |
1. | Умение организовать продуктивную групповую учебную деятельность | | | Х | Работу в парах и группе организовываю регулярно. Ученики умеют работать как в группах постоянного состава, так и сами образовывать группы |
2. | Умение создавать условия для становления самостоятельной учебной деятельности учеников | | Х | | Для развития самостоятельной деятельности учеников в группе использую алгоритмы |
3. | Умение выстраивать понимающую коммуникацию, диалог и полилог в учебном процессе | | Х | | Развиваю навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. Распределяю инициативу между участниками группы |
4. | Умение вовлекать учеников в процесс решения учебных задач, организовывать ситуации исследования на уроке (мотивация, познавательная активность и вовлеченность детей) | | | Х | Выдвижение познавательного мотива «Зачем?» Постановка цели как прообраз результата деятельности ( Что в результате получим?) |
5. | Умение управлять эмоциональным состоянием детей в ходе урока, их работоспособностью ( мобилизация, релаксация, экспрессивность-спокойствие) | | | Х | Своевременная смена деятельности, опора на индивидуальный темп обучения |
6. | Способность к педагогической гибкости- менять план урока в соответствии с актуальной ситуацией на уроке ( как ученики повлияли на ход урока, живой урок или нет) | | | Х | |
7. | Умение взаимодействовать с «трудными» учениками (учениками, имеющими особые образовательные потребности) | Х | | | Учеников, имеющих особые образовательные потребности в школе нет |
8 | Умение взаимодействовать в зоне ближайшего развития (учебной группы) | | | Х | Опора на зону актуального развития. Выполняют определенные действия с небольшой помощью учителя |
III. Педагогическая рефлексия опыта
Ценности начального образования по мнению Н.Ф.Виноградовой носят интегративный характер и состоит из двух этажей. Первый «этаж» ценностей отражает позицию ученика в процессе обучения и равен планируемым результатам; второй «этаж» ценностей отражает позицию учителя, его готовности к конструированию целенаправленного процесса обучения, педагогически целесообразный характер взаимодействий с обучающимися. Проект «Азбука» был спланирован с учетом этих ценностей.
На занятиях по выполнению группового проекта «Азбука» ученики решали учебные задачи. Деятельности учеников была направлена и на получение результата ( запись видеоролика), и на процесс решения поставленной задачи. Выполнение отдельно каждого задания открывает перед учениками перспективу понимания способа решения типовых учебных ситуаций, способствует переносу знания в нестандартную ситуацию. Главное – научить учиться. Главным вопросом на этих занятиях и на уроках становится вопрос: «Что я должен сделать, чтобы решить эту задачу?»
В ходе выполнении этого проекта реализуется дифференцированный подход. Каждый ребенок выполнял задания в своем темпе и на своем уровне способности, с опорой на группу и помощь учителя. Данный проект решает задачу по формированию культуры младших школьников: интеллектуальной, нравственной, коммуникативной, эстетической , экологической. Интеллектуальная культура опирается на любознательность детей, коммуникативная- на сотрудничество в процессе решения поставленной задачи, нравственная- на правила поведения в группе, взаимопомощь, эстетическая - на проявление своего творческого потенциала.
Основными принципами при выполнении данного проекта были :
Принцип доступности. В работе дети опирались на свои знания и умения (знание алфавита, умение читать, писать и рисовать).
Принцип природосообразности. Учитывается интерес детей к изученным буквам, интерес к чтению и рисованию. Построение индивидуальной траектории для каждого учащегося с учетом уровне его развития.
Культурологический принцип: развитие кругозора, познавательного интереса.
Принцип учета межпредметных связей
Принцип сотрудничества. Ученики помогали друг другу, давали советы, делились идеями, помогали оформлять работу. Работа шла в содружестве с учителем и одноклассниками.
Принцип деятельностного подхода. Деятельность учеников была направлена на овладение учебным материалом ( находить заданную букву в алфавите, находить стишок на заданную букву, оформлять страницу азбуки, выразительное чтение стишков на заданную букву, участвовать в записи ролика и др), развитие произвольности и трудовых усилий, удержание учебной задачи.
Занятия проходили на основе деятельностного подхода. Перед учениками была поставлена цель: создать видеоролик «Азбука», были определены задачи на каждый этап проекта, отслеживались промежуточные результаты, оценивался общий результат, рефлексия помогла определить, где эти знания могут пригодиться. Основной мотивацией служило создание книжки- малышки и видеоролика для ребят детского сада, достижение успеха каждым учеником.
Для достижения цели немаловажно было использование пространственно-предметной среды класса и использование документ-камеры. Для проекта использовалась большая магнитная доска, где ребята вывешивают свои работы, рабочие столы, оборудование для рисования, ксерокс, принтер, документ –камера, с помощью которой удалось смонтировать ролик.
Современный мир стал информационно единым. Компьютер проник во все сферы деятельности человека. Владение компьютером стало неотъемлемой частью современной жизни. Навыки, полученные в процессе образования, лежат в основе всех видов деятельности человека. Задача учителя состоит в том, чтобы самому уметь выделять главное в потоке информации и научить этому своих учеников. Совместное использование электронных информационных ресурсов активизирует образное мышление учащихся, повышает их интерес к изучаемому предмету и создает условия для реализации принципа личностно-ориентированного обучения.