СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "азбука."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Азбука" осуществляется за счет занятий внеурочной деятельности. В основу прокта положены стихи Григори Виеру "Азбука"

Проект рассчитан на учащихся 1 классов после периода обучения грамоте, как завершающий этап. Проект предполагает записи и монтажа видеоролика "Азбука"

Просмотр содержимого документа
«Проект "азбука."»

Проект «Азбука»

Шигорина Татьяна Борисовна

г. Иркутск, МАОУ Центр образования №47, 1 класс

Литературное чтение. Проект «Азбука». Составление книжки-малышки «Азбука», запись и монтаж видеоролика «Азбука»

На данное занятие отведено 4 часа работы с учащимися и время на монтирование ролика. Занятия проводились во внеурочное время за счет занятий внеурочной деятельности во втором полугодии, после прохождение этапа «Обучения грамоте». В составления ролика «Азбука» приняли участие все 33 ученика 1 класса. Учащимся было предложено выбрать свою букву для представления, найти в стихотворении Григория Виеру «Азбука» стишок о своей букве, проиллюстрировать его, подготовить выразительное чтение стишка и записать его для озвучивания «Азбуки».

1.Проектирование занятия

Предметные компетенции, формируемые на занятии


Предметная компетентность, формируемая у учеников на занятии

Знания и умения, составляющие данную компетентность

Методические приемы (учебные задания)

Способ оценки уровня сформированности предметной компетентности учеников

1.

«Литературоведческая пропедевтика»

Умение слушать, различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку.

Знать литературоведческие понятия.

Аудирование.(слушание).

Восприятие на слух произведения.

Восприятие и понимание содержания произведения


Ответы на вопросы по содержанию.

2

«Виды речевой и читательской деятельности»

Уметь моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему.


Моделирование обложки

Оформление обложки книжки-малышки «Азбука»

Запись автора, схематическое изображение жанра, запись названия.

3.

«Чтение: работа с информацией»


Знание Алфавита.

Умение читать

Умение работать с несложными схемами


Нахождение в тексте стихотворения нужный стишок на определенную букву

Оценивается правильность выбранного стишка и место данного стишка в группе.

4.

«Творческая деятельность»

Иллюстрировать отдельные эпизоды произведения.

Умение списывать текст

Изображение своей буквы на страницах «Азбуки»; списывание текста, оформление работы

Выставки рисунков

5.

«Виды речевой и читательской деятельности»

Уметь читать вслух произведения разных жанров

Запись выразительного чтения на электронный носитель

Прослушивание прочитанного и его оценка








Учебные задачи, которые решают ученики (метапредметные компетентности)


Метапредметная компетентность, формируемая у учеников на уроке

Знания и умения, составляющие данную компетентность

Методические приемы (учебные задания)

Критерии наблюдения за деятельностью учеников с целью оценки уровня сформированности метапредметной компетентности у учеников

1

Воспринимать прослушанные или прочитанные произведения разных жанров

Слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников

Аудирование

Ответы на вопросы по содержанию

2.

Понимать учебную задачу

Умение сосредоточиться и следить за сюжетом. Выполнять задания учителя.

Нахождение стишка на выбранную букву

Соотнесение выбранной буквы и стишка

3.

Составлять модели

Моделирование обложек к произведению

Иллюстрация отдельных эпизодов

Оценивание оформления обложки книжки- малышки

3.

Овладение алгоритмом учебного действия

Подготовка выразительного чтения.


Самостоятельное чтение стишка. Работа в паре: чтение стишков друг другу

Умение работать в паре, контроль выполнять задания



План-конспект занятий

Этап занятия

Проектирование содержание деятельности

Время (необходимый инструментарий)

Возникшие в ходе занятия изменения

Рекомендации

Комментарии

1 занятие.

Актуализация

Опора на опыт, извлечение из памяти знаний и умений, необходимых для составления Азбуки. Повторение алфавита

10 мин.

Разрезные буквы русского алфавита


Предложить ученикам взять карточку с буквой. Построить «живой» алфавит

Алфавит ученики выучили на уроках русского языка

Проблематизация

Знакомство с книгой Гигоре Виеру «Азбука». Оформление обложки книжки-малышки

10 мин

Чистые листы формата А8, карандаши, фломастеры


Подготовить книгу Г.Виеру для каждого ученика

Знакомство с книгой. Чтение книги учителем и обсуждение макета обложки.

Целеполагание

Научиться выразительно читать;

Списывать стихотворный текс и иллюстрировать его

5 мин


Записать цели на листе ватмана для того, чтобы возвращаться к ним на следующих занятиях

Цели определяет учитель с помощью учеников

Критерии оценки результата

Составление книжки- малышки «Азбука»; выразительное чтение учениками стишков;запись видеоролика

5 мин


Вместе с учащимися определяются критерии оценивания

Определили формат работы

Планирование

  1. Определить свою букву (порядковый номер ученика соответствует определенной букве)

  2. Найти стишок на свою букву

  3. Проиллюстрировать свой стишок

  4. Записать свой стишок на аудио носитель

  5. Сшить книжку-малышку

  6. Смонтировать видеоролик

10 мин


Записать последовательность действий на ватмане

Учащиеся работают самостоятельно, учитель оказывает помощь индивидуально каждой паре

2 занятие

Основная часть

Выбор буквы

Списывание стихотворного текста;

Оформление страниц книжки

Подготовка выразительного чтения

40 мин

Распечатанные книги Г.Виеру для каждого ребенка. Лист А4

Ученики подходили и брали любую карточку, на перевернутой странице была написана буква

Организовать работу в парах. Ученики самостоятельно определяют свои стишки, планируют расположение буквы, стишков и рисунков на станицах книги.

Можно проиллюстрировать расположение любой буквы на согнутом пополам листе формата А4.

3 занятие

Основная часть

Сбор книжки-малышки в алфавитном порядке

10 мин


Для сбора книжки группировать детей по 10 человек.

Ученики смотрели на своих соседей-букв


Сканирование страниц книжки

15мин

Сначала отсканировали каждую страницу

Учить детей вставлять правильно листы в сканер

Этот этап проводили вместе с родителями


Аудио запись страниц книжки

15 мин


Прочитать свои странички в алфавитном порядке

Этот этап проводили вместе с родителями

4 занятие

Фиксация и оценивание результата

Просмотр книжки- малышки и видеоролика

20 мин


Распечатать на цветном принтере получившуюся книжку, записать на диск видеоролик

Ученикам понравились книжки- малышки

Рефлексия

Беседа по вопросам, помогающим учащимся осознать новый опыт и сформулировать своего отношение к нему

10 мин


Обсудить что получилось, с опорой на записанные цели. Повторить этапы работы, обсудить, что было самым трудным

Принято решение подарить свои книжки в детский сад

Перспектива

Осознание новых возможностей применения нового опыта

-Где этот опыт может вам пригодиться?

10мин






II. Оценка педагогической компетенции учителя

Критерии анализа

Уровни -даётся собственная оценка

Обоснование

низкий

средний

высокий


1.

Умение организовать продуктивную групповую учебную деятельность



Х

Работу в парах и группе организовываю регулярно. Ученики умеют работать как в группах постоянного состава, так и сами образовывать группы

2.

Умение создавать условия для становления самостоятельной учебной деятельности учеников


Х


Для развития самостоятельной деятельности учеников в группе использую алгоритмы

3.

Умение выстраивать понимающую коммуникацию, диалог и полилог в учебном процессе


Х


Развиваю навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. Распределяю инициативу между участниками группы

4.

Умение вовлекать учеников в процесс решения учебных задач, организовывать ситуации исследования на уроке (мотивация, познавательная активность и вовлеченность детей)



Х

Выдвижение познавательного мотива «Зачем?»

Постановка цели как прообраз результата деятельности ( Что в результате получим?)

5.

Умение управлять эмоциональным состоянием детей в ходе урока, их работоспособностью ( мобилизация, релаксация, экспрессивность-спокойствие)



Х

Своевременная смена деятельности, опора на индивидуальный темп обучения

6.

Способность к педагогической гибкости- менять план урока в соответствии с актуальной ситуацией на уроке ( как ученики повлияли на ход урока, живой урок или нет)



Х


7.

Умение взаимодействовать с «трудными» учениками (учениками, имеющими особые образовательные потребности)

Х



Учеников, имеющих особые образовательные потребности в школе нет

8

Умение взаимодействовать в зоне ближайшего развития (учебной группы)



Х

Опора на зону актуального развития. Выполняют определенные действия с небольшой помощью учителя



III. Педагогическая рефлексия опыта

Ценности начального образования по мнению Н.Ф.Виноградовой носят интегративный характер и состоит из двух этажей. Первый «этаж» ценностей отражает позицию ученика в процессе обучения и равен планируемым результатам; второй «этаж» ценностей отражает позицию учителя, его готовности к конструированию целенаправленного процесса обучения, педагогически целесообразный характер взаимодействий с обучающимися. Проект «Азбука» был спланирован с учетом этих ценностей.

На занятиях по выполнению группового проекта «Азбука» ученики решали учебные задачи. Деятельности учеников была направлена и на получение результата ( запись видеоролика), и на процесс решения поставленной задачи. Выполнение отдельно каждого задания открывает перед учениками перспективу понимания способа решения типовых учебных ситуаций, способствует переносу знания в нестандартную ситуацию. Главное – научить учиться. Главным вопросом на этих занятиях и на уроках становится вопрос: «Что я должен сделать, чтобы решить эту задачу?»

В ходе выполнении этого проекта реализуется дифференцированный подход. Каждый ребенок выполнял задания в своем темпе и на своем уровне способности, с опорой на группу и помощь учителя. Данный проект решает задачу по формированию культуры младших школьников: интеллектуальной, нравственной, коммуникативной, эстетической , экологической. Интеллектуальная культура опирается на любознательность детей, коммуникативная- на сотрудничество в процессе решения поставленной задачи, нравственная- на правила поведения в группе, взаимопомощь, эстетическая - на проявление своего творческого потенциала.

Основными принципами при выполнении данного проекта были :

  1. Принцип доступности. В работе дети опирались на свои знания и умения (знание алфавита, умение читать, писать и рисовать).

  2. Принцип природосообразности. Учитывается интерес детей к изученным буквам, интерес к чтению и рисованию. Построение индивидуальной траектории для каждого учащегося с учетом уровне его развития.

  3. Культурологический принцип: развитие кругозора, познавательного интереса.

  4. Принцип учета межпредметных связей

  5. Принцип сотрудничества. Ученики помогали друг другу, давали советы, делились идеями, помогали оформлять работу. Работа шла в содружестве с учителем и одноклассниками.

  6. Принцип деятельностного подхода. Деятельность учеников была направлена на овладение учебным материалом ( находить заданную букву в алфавите, находить стишок на заданную букву, оформлять страницу азбуки, выразительное чтение стишков на заданную букву, участвовать в записи ролика и др), развитие произвольности и трудовых усилий, удержание учебной задачи.

Занятия проходили на основе деятельностного подхода. Перед учениками была поставлена цель: создать видеоролик «Азбука», были определены задачи на каждый этап проекта, отслеживались промежуточные результаты, оценивался общий результат, рефлексия помогла определить, где эти знания могут пригодиться. Основной мотивацией служило создание книжки- малышки и видеоролика для ребят детского сада, достижение успеха каждым учеником.

Для достижения цели немаловажно было использование пространственно-предметной среды класса и использование документ-камеры. Для проекта использовалась большая магнитная доска, где ребята вывешивают свои работы, рабочие столы, оборудование для рисования, ксерокс, принтер, документ –камера, с помощью которой удалось смонтировать ролик.

Современный мир стал информационно единым. Компьютер проник во все сферы деятельности человека. Владение компьютером стало неотъемлемой частью современной жизни. Навыки, полученные в процессе образования, лежат в основе всех видов деятельности человека. Задача учителя состоит в том, чтобы самому уметь выделять главное в потоке информации и научить этому своих учеников. Совместное использование электронных информационных ресурсов активизирует образное мышление учащихся, повышает их интерес к изучаемому предмету и создает условия для реализации принципа личностно-ориентированного обучения.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!