МАДОУ Детский сад № 5 «Соловушка»
г. Курчатов , Курская область
Проект «Берегите Россию – нет России другой»
Подготовила
воспитатель:
Ходукина Ю.А.
2025
Введение
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое
предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Дошкольное детство – важнейший период становления личности
человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств,
формируются новые представления детей об окружающем мире, обществе и
культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми
сторонами жизни: ребёнок переживает то, что с ним происходит и им
совершается. Он определённым образом относится к тому, что его окружает,
переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и
эмоций ребёнка. Чувства ребёнка – это отношение его к миру, к тому, что он
испытывает и делает в форме непосредственного переживания.
Поэтому патриотическое воспитание детей является одной из основных
задач и дошкольного образовательного учреждения. Именно в этот период
происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций,
чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс
осознания себя в окружающем мире. В этом возрасте образы воспитания
очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а
иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и
патриотизма.
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не
знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя
воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом,
свою страну, с уважением относящегося к другим национальностям.
Важно обеспечить условия художественно — эстетического развития
ребенка (развитие художественного восприятия, мышления, воображения).
Формировать бережное отношение к культурно-историческому наследию.
Праздники не только дают человеку возможность отдохнуть, они делают его
добрее, отзывчивее, щедрее. Соприкосновение с традициями, участие в
патриотических акциях, праздниках духовно обогащают ребенка,
воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и
культуре, и что немало важно – развивают художественно-эстетический вкус
у дошкольников. Ведь, яркие впечатления, полученные в детстве, нередко
остаются в памяти человека на всю жизнь.
Актуальность:
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все
времена в Российском государстве были чертой национального характера.
Это находило отклик в народной и композиторской русской музыке. Но в
силу последних политических и экономических перемен все более заметной
стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического
сознания. Всё чаще дети обращают свое внимание на «популярную» музыку
с низким качеством исполнения. Таким образом, теряя связь с культурным,
истинно Русским наследием государства Российского. В связи с этим
очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания
патриотизма в работе с обучающимися.
Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Его трудно
определить несколькими словами. Это любовь к родным и близким людям, к
малой Родине, гордость за свой народ.
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания –
проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию
общения и практического взаимодействия детей и взрослых. В нашем
детском саду, мы стремимся формировать у своих воспитанников
патриотическое сознание, через знакомство с героическим наследием нашей
страны средствами музыки,
Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны –
России, её достопримечательностям путем комплексного подхода к
воспитанию детей в духе патриотизма.
Задачи:
Обучающие:
Формировать понятие Родины, как места, где человек родился, и
страны, где он живёт;
Формировать общественную активность личности, гражданскую
позицию;
Закрепить знания детей о государственных символах России;
Развивающие:
Развивать мышление, коммуникативные качества личности;
Развивать познавательный интерес к изучению истории, культуры,
природы родного края;
Развивать самостоятельность, ответственность;
Развивать навыки познавательной, творческой деятельности;
Воспитательные:
Воспитывать любовь к Родине и чувство патриотизма;
Воспитывать любовь к родителям, близким.
Продолжительность: краткосрочный (с 2 июня по 12 июня)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое
развитие (музыка, рисование);
физическое развитие (физ. минутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика);
речевое развитие (беседы, чтение стихотворений, отгадывание загадок)
Продукт проекта:
-сборник консультаций по патриотическому воспитанию,
-галерея рисунков
-развлечение
Тип проекта: групповой, познавательный, творческий
Результаты проекта:
Дети должны знать:
символику России (флаг, герб, гимн России).
приобретение новых неизвестных до сих пор знаний об истории нашей
Родины, Российской армии, истории ВОВ;
Дети должны гордиться:
своим народом и его достижениями, защитниками нашей страны,
чтить память погибших и уважительно относиться к ветеранам,
дорожить своей семьей и знать ее историю.
Средства и оборудование:
Технические ресурсы
Проектор, ноутбук, муз. центр, audio и video записи
Методические ресурсы
- Оформление фотоальбомов «Золотое кольцо России», «Народные
промыслы»,
- дидактические игры «Собери пазл», «Найди герб», «Определи флаг»,
«Собери флаг».
Организационные
- Канцелярские товары (картон, цветная бумага, карандаши, клей)
Используемая литература:
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и
социальной действительностью. Подготовительная группа.
2. Гербова В.В.Развитие речи в детском саду. Подготовительная к
школе группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
3. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным
окружением. Подготовительная группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,
2015.
4. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в
ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2013. (Серия «Вместе с детьми».)
5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в
подготовительной к школе группе детского сада. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2011.
6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.
Подготовительная к школе группа.- М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА»,
2009.
7. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в
подготовительной к школе группе детского сада.- М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ», 2010.
8. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред.
Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
9. Полынова В.К., Ветокина А.Я., Дмитренко С.П., Жигналь Е.Н.,
Краснощекова Г.В., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое
воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты
занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО
ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011.
10. Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и
родной стране.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010
11. 23 февраля-праздник доблести и отваги. Сценарии праздников с
нотным приложением для ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2002.-40с. (Серия
«Вместе с музыкой».)
12.Интернет ресурсы (презентации)