Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Орловской области
«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
ПРОЕКТ
Тема:
БУМАГА
Учебные дисциплины:
ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, ЕСТЕСВОЗНАНИЕ
Выполнила: ПАТЕЕВА НАИЛЯ РАШИДОВНА
Студентка 42 ГРУППЫ
Специальности 44.02.05 КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Руководители:
ПАВЛОВА АНТОНИНА ИВАНОВНА, преподаватель, к.п.н.
ГРИЦАЙ НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА, преподаватель
с. Плещеево
2019
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Историческая справка………………………………………………………………..5
1. 1. Предвестники бумаги………………..……………...……………………………..5
1.2 Процесс изготовления бумаги……………….…………………..…………………6
2. Экологические проблемы и пути их решения…………………………...…………9
Вывод…………………………………………………………..……………………….11
Список использованных источников…………………………………………….…..12
Приложения…………………………………………………………………...……….13
ВВЕДЕНИЕ
"Еще немного и стало бы видно, как лихорадочно пульсируют
вены на запястьях и висках старого библиофила. Он поднес раскрытую
книгу вплотную к подслеповатым глазам. Голос его зазвучал глуше,
лицо сияло. – Великолепный экземпляр, – кивнул Корсо – Это
еще слабо сказано. Потрогайте-ка бумагу."[6, с203]
Артуро Перес-Реверте “Клуб Дюма, или Тень Ришелье"
Попробуйте представить мир без бумаги. Что нам останется? Да почти ничего. Бумага с нами везде. Книги, письма, дневники, свидетельства о рождении, настольные игры и визитные карточки, фотографии, билеты, чайные пакетики. Мы – люди бумаги. [4, с2]
Актуальность: согласно статистическим данным потребление бумаги с каждым годом возрастает на 20%, Каждые 12 минут офисный работник использует один лист формата А4, 45 – 90 кг бумаги на одного человека ежегодно выбрасывается в мусор. Актуальность данной проблемы очевидна не только для офисов предприятий, но и для детских учреждений. Детские бумажные расходы – это совсем недетские масштабы использования. Ежедневно в школьных урнах оказывается до 5 кг бумажного мусора. Мы учащиеся, забывая тетрадь, пишем на листочках несколько предложений, безжалостно мнем его, выкидывая в урну, а то и оставляем валяться под партой. Человеку пора задуматься о том, какой след он оставляет в природе после себя, каковы результаты его ошибочных действий.
Цель проекта: привлечь внимание к проблеме неэффективного использования бумаги и предложить способы сохранения бумаги с целью сохранения окружающей среды; выяснить как можно экономить природные ресурсы (деревья, воду, электричество) за счет сдачи во вторичную переработку макулатуры.
Задачи проекта:
1. Изучить история появления бумаги
2. Рассмотреть технологию производства бумаги
3. Призвать педагогов и студентов колледжа к осознанной экономии бумаги с целью сбережения лесов
4.Разработать методы экономного использования бумаги в колледже
Объект исследования: бумага
Предмет исследования: экологические проблемы, связанные с производством бумаги
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
1.1 Предвестники бумаги
«В начале было Слово…» - цитата из Библии. Обратимся к истории, вспомним, на каких материалах были начертаны первые слова, первые зачатки информации.
Самые первые формы письменности появились примерно за 4 000 лет до
н. э.
В начале был камень, стены пещеры, прибрежный валун, скалы у моря. На них первые летописцы, художники старались запечатлеть то, что их волновало вчера, сегодня и будет интересовать завтра.
Потом писали на сырых глиняных табличках. Наши далекие предки сушили их на солнце или обжигали в огне, чтобы закрепить текст. После этого таблички можно было посылать друг другу, в том числе и на весьма большие расстояния. Но эти письма-плитки были очень неудобными (тяжелыми и хрупкими), а их изготовление отнимало слишком много времени.
Более легким и надежным материалом для письма стало дерево. Например, в Древнем Китае люди использовали бамбуковые дощечки, на которых они выжигали иероглифы при помощи раскаленной иглы. Писали в Китае до изобретения бумаги и на шелке, но он всегда был очень дорогим, а на бамбуковой дощечке помещалось не больше 30 иероглифов. Можно себе представить, как выглядела «бамбуковая книга».
А вот наши предки-славяне наносили свои тексты на бересту, то есть на наружный слой березовой коры. Их древние письма называют берестяными грамотами.
В Древней Греции и в Риме люди писали на деревянных дощечках, покрытых воском. Это уже был существенный прогресс, так как слой воска позволял стирать старый и писать на той же дощечке новый текст. На Руси такие покрытые воском дощечки называли церами.
А еще в поисках более подходящих носителей люди пробовали писать на больших листьях, на коже, на кости и т.д. Например, в странах с жарким климатом для этого часто использовали высушенные пальмовые листья. Они были огромными по площади, и на них можно было уместить целые сочинения. Более «продвинутые» египтяне использовали для письма папирус, материалом для изготовления которого служили трехгранные стебли тростника, в изобилии росшего на берегах Нила. Отметим, что самый ранний из существующих зарегистрированных папирусов, возможно, использовался за 3000–3500 лет до н. э. Однако технология изготовления папируса – этой первой «бумаги» – была достаточно сложной, а потому папирусы получались очень дорогими.
Во II веке до н. э. в Малой Азии развилось производство нового материала для письма – пергамента. Свое название он получил от города Пергам Пергамского царства (ныне это территория северо-западной Турции).
Пергамент изготавливался из кожи молодых телят и овец по весьма сложной технологии, но зато он был гораздо более прочен и долговечен, чем папирус. Другим огромным плюсом пергамента было и то, что на нем можно было писать с двух сторон. Но, к сожалению, и он был дорог, поэтому для того, чтобы написать новые документы, иногда приходилось смывать чернила со старых пергаментов.
Естественно, человечество нуждалось в более практичном и дешевом материале, и таким материалом, в конечном итоге, стала бумага. Ее название (в английском языке – paper) очень похоже на слово «папирус». Некоторые ученые считают, что слово «бумага» пришло в русский язык от итальянского bambagia, другие уверены, что это слово произошло от татарского бумуг. И то и другое, кстати, переводится как «хлопок».
1.2 Процесс изготовления бумаги
Рождение бумаги произвело в человеческом обществе глубокие перемены. Можно сказать, что бумага стала материальной основой всего, что создается умом человека. А между тем история и способы получения бумаги не совсем обычны и далеко не просты.
В северной провинции Китая Шэньси есть пещера Баодяо. В 1957 году в ней обнаружили гробницу, где были найдены обрывки бумаги. Находка датируется возрастом более 2000 лет назад. До этих раскопок изобретение бумаги приписывалось Цай Луню. В 105 году он подал прошение императору об использовании способа изготовления бумаги. Материалом для бумаги служили волокна бамбука, некоторые травы и старое тряпьё.
Процесс изготовления бумаги в те далекие времена состоял из этапов:
Заготавливали бамбук –нарезали, очищали стебли и замачивали в воде. Стебли бамбука резали на мелкие куски, варили, затем толкли в каменной ступе до получения волокнистой кашеобразной массы. Её опускали в большой бассейн, промывали холодной водой, добавляли немного горячей воды, клея и тщательно размешивали.
Затем брали деревянную раму с натянутой сеткой из шёлковых нитей и опускали в бассейн с массой. Рамку быстро вынимали, встряхивали, чтобы вода стекала через отверстия сетки. Масса при этом равномерно распределялась по ней. Так получался бумажный лист.
Влажную бумагу клали на гладкую доску, опрокинув раму, прижимали другой тяжёлой доской, держали некоторое время под прессом. Затем лист помещали для просушки в нагретую каменную печь.
Конечно, первая бумага была грубой, несовершенной, не такой белой как сейчас. Бумага собственного производства появилась на Руси во второй половине XVI века в царствование Ивана Грозного, однако широкого распространения не получила. Первая русская бумажная мельница была построена во второй половине XVI века под Москвой и просуществовала недолго.
Массовое бумажное производство в России началось по приказу Петра I. Для производства бумаги использовали всякое ненужное тряпье, веревки. Процесс приготовления бумаги начался с подготовки волокнистой массы. Тряпье или солому загружали в ролл-машину. В двух ваннах ролла вращался барабан с ножами, раздиравший тряпье на мелкие кусочки. В водной среде получали смесь, сливали в чаны, добавляли немного крахмального или животного клея и начинали изготавливать листы бумаги. Черпальщик опускал в чан с бумажной массой прямоугольную рамку с сеточным дном и быстро поднимал ее. Излишек воды стекал, а на сетке оставался тонки слой волокна.
Но со временем тряпья, сбором которого занимались тысячи людей, не хватало. И тогда решили испробовать дерево. Древесину расщепили на отдельные волокна и превратили их в бумажную массу. С тех пор и производят бумагу из дерева.
И сегодня на современных бумажных комбинатах бумагу изготавливают из древесной массы по тем же технологическим этапам. Только теперь вместо ручного труда используют машинный, а наука химия помогает мастерам делать бумагу разной, с заданными свойствами.
Бумага занимает исключительное место в жизни людей. У нее было много предшественников. Камень и глина, дерево и кость, кожа и береста, воск и металл, папирус и пергамент – все они в разные исторические эпохи служили людям в качестве материала для письма, для передачи столь ценимой-информации
ГЛАВА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Экологические проблемы, связанные с производством бумаги весьма глобальны. ЦБ комбинаты в числе лидеров предприятий, загрязняющих атмосферу и водные ресурсы. Оперируя цифрами, специалисты напоминают: для получения одной тонны первичной древесной целлюлозы требуется 6 кубометров древесины, что равнозначно 17 деревьям высотой до 15 метров. Производство такого количества бумажного сырья требует 600 кубометров воды, 120 кг серы, 150 кг известняка, 2000 кВт/ч электроэнергии- и всё это с выделением около 450 кубометров пара и дыма.
Другая экологическая проблема увеличение в атмосфере содержания углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. И только растения способны перерабатывать углекислый газ превращая его в кислород. В связи с этим все большее значение приобретают вопросы ресурсосбережения, а именно охрана лесов от уничтожения в угоду все возрастающим потребностям человечества в бумаге, древесине и т. д.
Мы провели анкетирование студентов Мезенского педагогического колледжа (приложение А). В опросе участвовало 60 человек (студенты 21, 22, 37 и 42 групп). Каждый из опрошенных знает о пользе леса, считает его исчезновение экологической проблемой.
Так же мы предложили назвать мероприятия, которые могут решить данную проблему (приложение В): 28% студентов рекомендуют проводить мероприятия (акции, митинги, лекции) по сохранению лесов, 38% из общего числа опрошенных решили, что охрана природных ресурсов позволит решить эту проблему, 34% студентов считают, что личный вклад каждого состоит в сборе макулатуры.
И ведь верно, бумага, произведенная из вторичного сырья, имеет несколько преимуществ перед изготовленной из целлюлозы древесины. Она значительно дешевле, ее переработка уменьшает количество отходов, позволяет сэкономить воду и электроэнергию. В процессе ее производства не используется никаких химикатов, а что самое главное, переработка макулатуры сокращает интенсивность вырубки лесов.
Опрошенные студенты предложили меры для экономии бумаги: 13% - предложили хранить все на электронных носителях, 13% - распечатывать текст с 2-х сторон листа, 40% - перерабатывать бумагу, 18% - не знали, что можно предложить, 16% - рекомендовали как можно экономнее расходовать бумагу, не писать на двойных листах, когда можно воспользоваться одним листом и др. (приложение С).
В нашей стране сбор и переработка вторичного сырья находятся на недостаточном уровне, соответственно, теряется ценный ресурс. По опросу большая часть студентов - 65% все таки сдает макулатуру, но есть студенты, не принимающие в этом участие (приложение D).
Согласно широко известным данным, одна тонна переработанной макулатуры соответствует сырью, получаемому из 17 деревьев, позволяет сэкономить 26,5 литров воды и такого объема энергии, какой требуется для сезонного отопления жилого коттеджа.
Макулатура в современном производстве используется в качестве вторичного сырья при производстве различных типов бумаги (писчей, типографской и упаковочной бумаги и т. д.), тарного картона, а также различного рода изоляционных, кровельных, и других подобных строительных материалов. Использование макулатуры в производстве и современной жизнедеятельности человека существенно экономит древесину, позволяет уменьшить вырубку лесных массивов, что, в свою очередь, улучшает мировую экологическую ситуацию.
ВЫВОД
Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы, связанной с быстрым уменьшением площади лесов, в настоящее время должны быть предприняты меры для её предотвращения. Бумага производится из древесины, поэтому нужно бережно с ней обращаться, не выбрасывать на свалку, собирать и сдавать макулатуру, перерабатывать использованную бумагу, потому что за каждым листом бумаги стоит история живого дерева. Но для этого необходимо изменить у людей потребительское отношение к ресурсам и к энергии. Необходимо задуматься об изменении стиля жизни каждого. Чем больше людей будут знать об указанной проблеме и задумываться о том, как спасти лес для себя, своих детей, тем быстрее будет найден спасительный выход.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Деркунская, В.А. Проектная деятельность дошкольников [Текст]:Учебно-методическое пособие/ В.А. Деркунская - М.: Центр педагогического образования, 2013.-144с
2.Нечаев С.Ю. Удивительные изобретения [Электронный ресурс]: С.Ю. Нечаев//История появления бумаги.книга.-2011 - Режим доступа: http://velib.com/book -(Дата обращения: 20.11.2016)
3.Claw.ru: Техническая энциклопедия [Электронный ресурс]: офиц. сайт -2006-2016 - Режим доступа: http://tehno.claw.ru/shared/kinder/1000.htm - (Дата обращения: 20.11.2016)
4. Иэн Сэнсом Бумага. О самом хрупком и вечном материале [Текст]:перевод Д.Карельского - М.:АСТ, 2015 - 38с
5. Инфоурок [Электронный ресурс]: офиц. сайт - 2012-2016 - Режим доступа: https://infourok.ru - (Дата обращения: 29.11.2016)
6. Артуро Перес Реверте Клуб Дюма, или Тень Ришелье [Текст]: перевод Н.Богомолова - М.:Эксмо, 2008 - 480с
7. Dejavu: Энциклопедия культур [Электронный ресурс]: офиц. сайт - 2002-2008 - Режим доступа: http://www.ec-dejavu.net/main.html - (Дата обращения: 12.12.2016)
Приложение А
Анкета для студентов Мезенского педагогического колледжа
1. Знаете ли Вы о пользе лесов для жизни на Земле?
2. Считаете ли Вы, что исчезновение лесов - экологическая проблема?
3. Какие мероприятия, на Ваш взгляд, могут решить данную проблему?
4. Сдаете ли Вы макулатуру на акциях, которые проводятся в Мезенском педагогическом колледже?
5. Какие меры для экономии бумаги Вы можете предложить?
Приложение В
Мероприятия, которые, на взгляд студентов, могут помочь решить проблему, связанную с лесом.
Приложение С
Меры экономии бумаги, предложенные студентами.
Приложение D
Сдают ли студенты Мезенского педагогического колледжа макулатуру