Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №11»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Проект
для детей подготовительной группы
на тему
«Свойства и качество бумаги»
Руководитель проекта:
воспитатель МБДОУ №11
Устинова Марина Никоноровна
г. Нижнекамск
2017 г.
Проект «Свойства и качество бумаги»
Проблема: Дошкольный возраст - сенситивный период в жизни дошкольника. Продуманное, системное знакомство ребенка с окружающим миром позволяет развить у него важнейшие операции мышления: умение анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь, обобщать. Ведение поисково-познавательной деятельности, доступной возрастным особенностям, даёт детям возможность путём экспериментирования получить знания об окружающем мире.
Актуальность проекта: Бумага - доступный и универсальный материал, широко применяется в рисовании, аппликации, художественном конструировании. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, её свойствах. Знакомство со свойствами бумаги, бумажных салфеток развивает такие качества, как любознательность, умение сосредоточивать внимание, действовать осознанно и целенаправленно, что очень важно для общего развития.
Знакомство с миром бумаги позволяет педагогам расширить знания ребёнка о рукотворном мире, обогатить содержание социального опыта и влиять на всестороннее развитие. К тому же существует потребность повышения уровня экологической культуры дошкольников. Мы решили поднять и озвучить проблему расточительного отношения к природным ресурсам на уровне семьи, дошкольного учреждения.
Тема изучения бумаги и её применение стала актуальной.
У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги, изготавливать что-то самим. Для этого необходимо заинтересовать и родителей в совместной ручной деятельности с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей.
Когда мы говорим о бумаге, то каждый знает, что это самый распространенный в работе с детьми материал. Но не всегда взрослые используют его возможности. Работая с бумагой и картоном, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя свой кругозор, совершенствуя мелкую моторику рук, т.о. учитывая интерес детей к данной проблеме, был разработан данный проект.
Цель проекта: формирование знаний о происхождении бумаги, понимания значимости в жизни людей, бережного отношения к ней.
Задачи:
Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления о бумаге, её разнообразии;
Совершенствовать навыки поисково-исследовательской деятельности и речевую активность детей;
Развивать умение проводить эксперимент, делать выводы на основе проведённого исследования, устанавливать причинно-следственные связи;
Познакомить детей со способом производства бумаги;
Развивать исследовательские умения, любознательность, внимание, воображение;
Воспитывать взаимопомощь и умение работать группой;
Создавать условия для развития детей в соответствии с требованиями ФГОС;
Повышать компетентность родителей в организации работы по развитию поисково-познавательной деятельности дошкольников в домашних условиях.
Тип проекта: информационный, познавательный, практико-ориентированный, творческий, групповой, краткосрочный (1 неделя), в рамках группы.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы №3 МБДОУ №11 города Нижнекамска, родители.
Вид проекта: экспериментально-творческий, краткосрочный (1 неделя).
Сроки реализации: с 20.03.2017 - 27.03.2017
Образовательные области:
«Социально-коммуникативное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Физическое развитие».
Формы и средства работы:
Информационно-коммуникативные: ООД, беседы
Игровые: словесные, дидактические
Практические: опыты, эксперименты
Предполагаемый результат:
Дети должны: получить представления о бумаге, ее свойствах, назначении; различать виды бумаги; уметь проводить опыты с бумагой; овладеть техническими навыками работы с бумагой; развитие мелкой моторики рук; развитие аналитико-синтетических процессов и коммуникативных навыков.
Продукт проектной деятельности: В группе с помощью педагога оформляют коллаж из фотографий, презентация «Наши опыты с бумагой», выставка рисунков из бумаги, сделанной своими руками, поделки, изготовленные детьми из бумаги.
Этапы проекта: подготовительный, основной (практический), заключительный.
Поэтапный план реализации проекта:
Этапы внедрения проекта | виды деятельности | Содержание деятельности |
педагог | дети | родители |
I этап подготовительный | Информационный | Создание проблемной ситуации для воспитанников по обсуждению проекта. Информирование родителей о реализации данного проекта. Разработка конспектов познавательно-творческих мероприятий с воспитанниками Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта. Поиск художественной литературы для чтения детям. | Вхождение в проблему проекта (Модель трех вопросов: Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?) (мозговая атака, обсуждение возникших вопросов); Обсуждение целей по данной теме; Расширение знаний и представлений детей подготовительной группы о бумаге, её видах, происхождении. Знакомство и закрепление загадок, пословиц, поговорок, стихов по данной теме. (см. приложение № 1); Цикл бесед. Просмотр познавательных фильмов | Сообщение в индивидуальных беседах о предстоящем проекте. С целью включения родителей в проект знакомство с паспортом, который дает возможность ознакомиться подробно о предстоящем проекте (тема, цель, задачи проекта, актуальность). Индивидуальные беседы.
|
II этап практический | Познавательно - игровой | Организация познавательной деятельности детей. Провести серию познавательных бесед. Практическая помощь детям, создание условий и мотивации для осуществления проекта. Познакомить детей с правилами дидактических и настольных игр. Познакомить детей с подвижными играми, малоподвижными играми в помещении и на улице.
| Познавательно-тематические мероприятия: ООД «Что мы знаем о бумаге» (см. приложение № 3) Беседа «История возникновения бумажного производства», «Как делают бумагу из древесины» (см. приложение № 4) Словесные игры «Кто больше назовет предметов из бумаги»; «Да - нет» Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», « Почта» (см. технологическую карту) Игры малой подвижности: «Море волнуется», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» Разучить загадки, пословицы, поговорки. Сочини сказку «История бумажки». | Наглядная агитация в группе и родительском уголке. Выучить пословицы, поговорки, загадки, стихи по теме «Бумага». Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр: « Библиотека», «Почта» |
II этап практический | Творческий | Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности. Наблюдение за воспитанниками в проектной деятельности. Сбор творческой информации через информационную сеть-интернет. Оформление уголка в группе детскими поделками | Совместная деятельность детей с педагогом: Художественное творчество Рисование. «Моя любимая книга, «Поздравительная открытка» Аппликация, ручной труд. Методом сминания, обрывания, симметричного вырезывания: «Поделки из бумаги: плоскостные, объемные, оригами». Оформление коллажа «Разные виды бумаги» | 1.Совместно с ребенком сделать поделку из любого вида бумаги; 2. Спроектировать кроссворды по теме «Бумага» 3. Совместное изготовление нетрадиционного оборудования
Просмотр познавательного фильма «Интересные факты о бумаге» |
| Исследовательский | Этапы исследования: Опрос детей группы, воспитателей и родителей на темы «Что мы знаем о бумаге?» Беседы. Непосредственное проведение исследований. | Опыты: Проведение опытов с бумагой (см. приложение №2) Практическая работа «Изготовление бумаги в домашних условиях» (см. приложение № 5) | Совместное исследование дома. Индивидуальные беседы. Решение кроссвордов. |
III этап Завершающий | Контрольно-оценочный | Экскурсия для педагогов нашего детского сада: «Предметно-развивающая среда в группе: центр экспериментирования». Организация познавательного досуга. Изучение мнения родителей о пользе проекта в группе. Анализ инновационного проекта в детском саду и ее результативности. Выработка планов на будущее | Познавательный досуг «Что нового узнали?»
| Выставка детских работ Пожелание родителей о проекте с занесением в журнал отзывов и пожеланий группы |
Заключение
На основании проделанной работы по созданию условий и проведению в группе экспериментально-исследовательской деятельности по теме проекта «Свойства и качество бумаги», можно сделать следующие выводы, что в сравнении с началом изучения данной темы и результатами, полученными после проведения опытов, у детей повысился уровень теоретических знаний и практических умений.
Поставленные цели и задачи проекта были реализованы, каждый ребенок самостоятельно выполнял эксперименты, опыты и наглядно видел результат своей деятельности.
Актуальность данного проекта можно определить по итогам проведения такого рода исследовательско-экспериментальной деятельности. Проведение таких проектов, вызывает у детей много позитивных эмоций, более ярких, запоминающихся впечатлений, формирует стремление вызывать много нового, интересного, наглядно - представлять то или иное явление, расширяет кругозор детей, формирует разнообразные знаний умения и навыки детей, как теоретические, так и практические.
Таким образом, сделанные в ходе выполнения проекта, выводы - свидетельствуют о его научности и практической значимости, о перспективах дальнейшего развития детей, их познавательной активности.
Результаты проекта будут интересны для педагогов дошкольного учреждения, родителей, заботящихся о познавательно-исследовательской деятельности детей-дошкольников.
Выводы и предложения
1. В результате проделанной работы мы изучили историю возникновения бумаги, познакомились с технологией производства бумаги на целлюлозно-бумажном комбинате, закрепили свойства и качества бумаги.
2. Изучив различные источники, мы опробовали один из методов изготовления бумаги в условиях детского сада. Используя старые газеты и исписанные тетрадные листы, нам удалось получить бумагу разного качества, а при помощи красителей, отбеливателя мы смогли получить бумагу разного цвета.
Таким образом, дети познакомились с изготовлением бумаги в условиях детского сада. Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд, а также для детского творчества, что позволит сэкономить семейный бюджет и природные ресурсы нашей страны.
Паспорт проекта
Автор: Устинова Марина Никоноровна, - воспитатели муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №11» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Тема проекта: «Свойства и качество бумаги»
Вид проекта: экспериментально-творческий, краткосрочный
Цель проекта: формирование знаний о происхождении бумаги, понимания значимости в жизни людей, бережного отношения к ней.
Задачи:
Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления о бумаге, её разнообразии;
Совершенствовать навыки поисково-исследовательской деятельности и речевую активность детей;
Развивать умение проводить эксперимент, делать выводы на основе проведённого исследования, устанавливать причинно-следственные связи;
Познакомить детей со способом производства бумаги;
Развивать исследовательские умения, любознательность, внимание, воображение;
Воспитывать взаимопомощь и умение работать группой;
Создавать условия для развития детей в соответствии с требованиями ФГОС;
Повышать компетентность родителей в организации работы по развитию поисково-познавательной деятельности дошкольников в домашних условиях.
Тип проекта: информационный, познавательный, практико-ориентированный, творческий, групповой, краткосрочный (1 неделя), в рамках группы.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы №3 МБДОУ №11 города Нижнекамска, родители.
Сроки реализации проекта: с 20.03.2017 - 27.03.2017
Ожидаемый результат:
Для детей: получить представления о бумаге, её свойствах, назначении; различать виды бумаги; уметь проводить опыты с бумагой; овладеть техническими навыками работы с бумагой; развитие мелкой моторики рук; развитие аналитико-синтетических процессов и коммуникативных навыков.
Для педагогов: сплочение детско-родительских отношений, улучшение контактов между родителями и работниками детского сада.
Для родителей: улучшение взаимодействия родителей с ребенком, готовность родителей к сотрудничеству с педагогами детского сада.