МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ АКРАКМОВА АНИФА АКРАМОВИЧА Д.ШТАНДЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАЛТАЧЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республиканский конкурс
«Лучший информационно-библиотечный центр»
Номинация
«Современная сельская школьная библиотека- центр продвижения чтения»
ТЕМА РАБОТЫ: Проект «Читаем всей семьей»
| Подготовила: Нуртдинова Ирина Рафаиловна, библиотекарь, учитель начальных классов муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа имени Акрамова Анифа Акрамовича д.Штанды муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан |
| Контактный телефон: 8 917 376 08 67 e-mail: nurtdinova.irina@yandex.ru |
Штанды
Никогда не откладывай на завтра книгу,
которую можешь прочесть сегодня.
Холбрук Джексон
Аннотация проекта.
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге. Ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека: открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих взаимоотношений, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Поэтому данный проект направлен на приобщение детей и их родителей к чтению художественной литературы, создание активной читательской среды. Совместное чтение сближает взрослых и детей, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. От взрослого в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Актуальность проекта
Основными проблемами последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше направлено на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных.
Вместе с тем, чтение остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Исследователи делают вывод о том, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать и т. д.
Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль, так как совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. В то время как библиотеки являются центром нашего общества и играют важную роль в жизни семьи.
Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве: педагогов, детей, родителей. Таким образом, для успешного решения проблемы необходимо внедрение новой модели организации семейного чтения.
Такой подход к семейному чтению делает единицей проекта не книгу, а семью, а сам проект становится средством двойного действия: семейное чтение помогает становлению и укреплению семьи; а семья становится средством трансляции ценности чтения.
Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации - визуальная грамотность, равно как и навыки управления электроникой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой.
Книги дают ребенку:
- интеллектуальное и эмоциональное развитие;
- развитие языка;
- социальное и образовательное развитие;
- влияют на социализацию личности.
Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.
Цель проекта, основные задачи:
Цель:
- Разработать и апробировать систему знаний по приобщению детей и родителей к книжной культуре, пропаганде и развитию детского чтения в семье.
Задачи:
-
Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
-
Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
-
Повысить культуру речи педагогов, родителей, детей.
-
Воспитывать бережное отношение к книге.
Проблема проекта:
- Снижение интереса к чтению художественной литературы среди детей и родителей.
- В последние годы наблюдается все больше детей с нарушением устной и письменной речи в начальной школе.
- Проблема чтения книг детьми в большей степени зависит от родителей, от семьи.
Гипотеза проекта:
- У детей появится стремление к постоянному общению с книгой.
- У детей младшего школьного возраста повысится грамотность устной и письменной речи
- Если вы хотите воспитать читающего ребенка, надо, чтобы был читающий вместе с ребенком родитель.
Ожидаемый результат
-
Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
-
Возрождение традиции домашнего чтения.
-
Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
-
Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
-
Повышение статуса семьи, укрепление семейных традиций в области семейного чтения.
-
Повышение компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
-
Формирование потребности семей с детьми в активном организованном досуге.
-
Раскрытие творческого потенциала детей и родителей через совместную читательскую деятельность.
Содержание проекта
Современная система образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания детей весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, тот есть заложить основы настоящего человека.
Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители не всегда осознанно, ненавязчиво способствуют:
- развитию личности ребенка, его творческих способностей;
- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;
- формированию творческого воображения;
- развитию любознательности, как основа познавательной активности.
Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать в семье и в школе.
В семье | В школе |
ежедневное чтение детям художественных произведений; | ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном; |
использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы созданные детьми; | ввести в круг чтения детскую периодику; |
ввести в круг чтения детскую периодику; | контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения; |
следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения; | развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения; |
заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного; | привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения; |
учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал; | активизировать работу сельской библиотеки (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению); |
создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки; | вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни; |
Проект предусматривает введение классических и хрестоматийных произведений.
Круг чтения детей расширяется и усложняется, как постоянный вводится такой вид работы, как чтение «с продолжением», вводится периодика: детские журналы, детские страницы отдельных газет. Организовывается «издание» собственного журнала, группового или домашнего. В журнал помешаются детские стихи и рисунки, совместные произведения взрослых и детей, понравившиеся литературные произведения.
Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми:
- подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя;
-пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение родителя;
-словесное рисование – цель которого: приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.
Детям предлагается широкий спектр игр:
- сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Книжкина больница»;
- игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
- игры – драматизации - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;
- театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.
Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию.
Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение родителя и ребенка, которого взрослые побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к художественной литературе.
Реализация проекта предполагает:
- совместную деятельность родителей и детей;
- взаимодействия учителя с родителями;
- взаимодействие учителя с детьми;
- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.
Участники | Формы взаимодействия |
Дети | непосредственно образовательная деятельность; |
организация книжного уголка ; |
утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» ; |
игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры; |
дневные литературные чтения; |
создание книг-самоделок, книжные выставки; |
беседы, ситуативное обучение; |
мастерская по изготовлению творческих работ; |
родители | презентация опыта семейного воспитания; |
наглядное информирование, анкетирование, практические консультации, родительские встречи |
традиция «Гость библиотеки» |
родители, дети | консультация «Как организовать домашнее чтение». |
конкурс семейной рукописной книги; |
арт-выставки «Вместе с книгой я расту»; |
выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям; |
экскурсия в сельскую библиотеку; |
книжные выставки «Книжный парад для детей»; |
традиции : «Гость библиотеки», «Книга напрокат», «Книжное дерево»; |
конкурс «Папа, мама, я – читающая семья», «Самые начитанные» |
Для учащихся начальных классов в школе организован кружок «В мире книг».
Кружок «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели :
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность занятий в кружке с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т.д.
Содержание занятий создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Программа рассчитана на 4 года с проведением занятий 1 раз в неделю в каждом классе.
Ценностные ориентиры содержания факультатива.
Содержание программы кружка «В мире книг» создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка – это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержания занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из ее аппарат, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опт и эрудицию.
2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка.
В результате освоения программы кружка «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать свое суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
К концу 1 класса ученик научится:
-
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
-
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
-
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
-
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
-
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
-
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
-
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
-
пользоваться аппаратом книги;
-
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
-
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
2 класс
К концу 2 класса ученик научится:
- знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
-
ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской при-
-
надлежности в открытом библиотечном фонде);
-
пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
-
заполнять каталожную карточку;
-
систематизировать книги по авторской принадлежности;
-
составлять список прочитанных книг;
-
выделять особенности учебной книги;
-
работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
-
аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
-
классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
3 класс
К концу 3 класса ученик научится:
-
работать с книгой-сборником басен И. Крылова;
-
сравнивать басни по структуре и сюжету;
-
выделять книги-произведения и книги-сборники из группы пред-
ложенных книг или открытого библиотечного фонда;
-
собирать информацию для библиографической справки об авторе;
-
составлять таблицу жанров произведений писателя;
-
выполнять поисковую работу по проекту;
-
презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
-
готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
-
находить по каталогу нужную книгу;
-
заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
-
писать отзыв о книге или героях книги;
-
пользоваться библиографическим справочником;
-
рассматривать и читать детские газеты и журналы;
-
находить нужную информацию в газетах и журналах;
-
собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;
-
готовить материал для классной и школьной газеты;
-
пользоваться электронными газетами и журналами.
4 класс
К концу 4 класса ученик научится:
-составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
-различать виды и типы книг:
-писать отзыв о книге, пользуясь ее справочным аппаратом;
-знать структуру книги и ее элементы, справочный аппарат;
-пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
-писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
-пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;
-составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;
-задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
-выполнять роль библиотекаря -выдавать книги и заполнять формуляры;
-собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации ( выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т.д.);
-работать с детскими журналами и газетами.
3. Содержание программы
1 класс
Здравствуй, книга
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).
Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.
Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Детские журналы «Мурзилка», «Понимашка». Произведения детских писателей на страницах журналов.
Сказки зарубежных писателей
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Книги-сборники стихотворений для детей
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С.Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Литературная игра «Послушай и назови».
Дети — герои книг
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».
Парад героев сказок.
Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».
Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Книги о животных
Книги-сборники о животных.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.
Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.
Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
2 класс
Книга, здравствуй
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации
в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей — любитель чтения
Библиотека. Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?».
Игра «Я — библиотекарь».
Книги о твоих ровесниках
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова
«Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-
кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских
газет и журналов. Детские журналы (электронная версия).
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы посло-
виц. Путешествие по тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Писатели-сказочники
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Книги о детях
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Старые добрые сказки
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других
стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь(
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы,
сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Защитникам Отечества посвящается
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.
Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
По страницам любимых книг
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
3 класс
История книги. Библиотеки
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная
карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник
«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:
титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,
«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Животные — герои детской литературы
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный
лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лон-
дона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией
А. Брема «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Дети — герои книг
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Книги о детях войны
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».
Газеты и журналы для детей
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет
и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты: «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
«Книги, книги, книги…»
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?»
4 класс
Страницы старины седой
Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре»
в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг.
Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.
Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.
Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын».
Экскурсия в типографию или книжный магазин.
Крупицы народной мудрости
Сборники произведений фольклора.
Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля».
Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».
Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.
Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии).
Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц
по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги
«Русь великая в пословицах и поговорках».
Сбор дополнительной информации о героях России, оформление по-
стера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.
Мифы народов мира
Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, ки-
тайские и т. д. Выставка книг.
Работа с системным каталогом.
Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».
Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».
Русские писатели-сказочники
Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского,
М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.
Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».
Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).
Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).
«Книги, книги, книги…»
Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.
Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку.
Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).
Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.
Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов».
Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами.
Книги о детях и для детей
Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича,
Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг.
Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка.
Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва,
А. Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».
Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Словари, справочники, энциклопедии
Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь
синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».
Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».
Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.
Родные поэты
Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.
Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина,
М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина.
Конкурс чтецов «Стихи о Родине».
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания
Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях.
Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай
Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы.
Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове».
Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.
Мир книг
Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.
Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк
В. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона».
Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита». Литературная игра «Тайны учебной книги»
Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.
Материально-техническое обеспечение:
- просторный читальный зал; зал отдыха
- аудиокассеты, диски с записями детских произведений и сказок - видеозаписи , диски с мультфильмами и сказками русских и зарубежных писателей «Три поросенка», «Цветик-семицветик», «Снежная королева», «Приключения Буратино» и т.д., познавательные фильмы о родном крае;
- книжный уголок.
Методическое обеспечение:
- демонстрационный материал: серия сюжетных картин;
- тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;
- биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;
- конспекты образовательной деятельности из опыта работы педагогов;
- сценарии литературных праздников, викторин, конкурсов, бесед;
- детская художественная литература;
Технические средства обучения:
- Музыкальный центр
- Телевизор
- Компьютер, ноутбук
- Принтер
- Процессор
- Монитор
Партнеры:
Партнеры | Формы взаимодействия |
Сельская библиотека | Цикл тематических экскурсий для детей; Совместные экскурсии для детей и родителей; Консультация для родителей «Какую книгу выбрать для ребенка»; Памятки для родителей: «Организация чтения художественной литературы»; «Рекомендательный список для совместного чтения с детьми »; |
Целевая аудитория:
Участниками проекта «Читаем всей семьей» являются: библиотекарь, учащиеся начальных классов, родители.
План мероприятий по реализации проекта.
Организационный этап.
(сентябрь – октябрь)
-
Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
-
Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников, викторин, конкурсов, бесед.
-
Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
-
Провести анкетирование родителей.
-
Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.
-
Обновить развивающую среду. Провести педагогическую диагностику с детьми на начальном этапе.
Практический этап.
(ноябрь – март )
-
Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах
-
Внедрить новые формы работы с детьми.
-
Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями.
-
Провести семинары-практикумы, консультации для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции в приобщении детей к художественной литературе.
-
Провести беседы, консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.
-
Осуществить контроль реализации проекта.
Заключительный этап.
( апрель - май )
-
Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.
-
Обработать результаты реализации проекта.
-
Оформить методические рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».
-
Оформить выставку дидактических пособий и методических материалов.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Творческая, познавательная, исследовательская, досуговая деятельность.
УЧАСТНИКИ
Проект рассчитан на:
-учащихся начальных классов ;
- родители , семья.
- библиотекаря.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
1 учебный год
Перспективное планирование проекта
«Читаем всей семьей»
| Название мероприятий | Исполнители | Сроки исполнения |
1 | Оформление стенда «Читающие родители-читающие дети» | библиотекарь | сентябрь-ноябрь |
2 | Анкетирование родителей | библиотекарь | октябрь |
3 | Организация книжного уголка : «Вместе с книгой я расту» | библиотекарь | октябрь |
4 | Беседы «Рассказ о прочитанной книге» | Библиотекарь дети | октябрь- май |
5 | Создание книг-самоделок , книжные выставки | Библиотекарь дети | октябрь-май |
6 | Работа с сельской библиотекой по поддержке семейного чтения. | библиотекари | октябрь-май |
7 | Оформить выставку дидактических пособий и методических материалов | библиотекарь | январь |
8 | Беседы с детьми «Моя любимая сказка». | библиотекарь | октябрь-май |
9 | Сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин». | Библиотекарь дети | октябрь - май |
10 | Родительское собрание на тему: «Как организовать семейное чтение?» | Библиотекарь родители | октябрь |
11 | Настольный театр: «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Колобок» , Д/и «Из какой сказки?» | Библиотекарь дети | октябрь- май |
12 | Знакомство с пословицами, поговорками и загадками о книге и сказочных героях. | Библиотекарь Кл. руководители | октябрь - май |
13 | Памятка для родителей «Прививаем детям любовь к чтению». | Библиотекарь | октябрь - май |
14 | Д/игры «Подбери и назови», «В лесу», «Лото буквы -цифры», «Домино Насекомые» и.т.д. | Кл. руководители библиотекарь | октябрь - май |
15 | Рассматривание портретов детских писателей. | библиотекарь | октябрь - май |
16 | Драматизация сказок: «Теремок», «Три поросенка» | муз.руковод. библиотекарь | январь - март |
17 | Час беседы «Книга – источник знаний» | библиотекарь | октябрь - май |
18 | У нас в гостях Всемирная детская энциклопедия (библиотечный урок) | библиотекарь | октябрь - май |
19 | Пальчиковые игры: «Кошкин дом», «Семья». | Библиотекарь Дети Кл.рук | октябрь - май |
20 | Игра - драматизация «Под грибок». | библиотекарь кл. руководители дети | февраль |
21 | Родительское собрание «Семейная рукописная книга» | библиотекарь родители | февраль |
22 | Конкурс «Читающая семья» | библиотекарь Родители дети | февраль |
23 | Советы по оформлению детской домашней библиотеки «Книжки в Вашем доме». | Библиотекарь | октябрь - май |
24 | Традиции : «Гость библиотеки», «Книга напрокат», «Книжное дерево». | библиотекарь родители дети | октябрь - май |
25 | Отчет о реализации проекта | библиотекарь | апрель – май |
26 | Развитие интереса к чтению учащихся нач. классов | библиотекарь | апрель-май |
27 | Анкетирование родителей и детей, сбор отзывов | библиотекарь | апрель – май |
28 | Подведение итогов реализации проекта | библиотекарь | май |
Приложение
Учащиеся начальных классов Хасанова Рита и Асрарова Ильнара участвовали в муниципальном этапе конкурса «Читающие родители –читающие дети», и стали призерами.
В течение учебного года объявляю конкурс «Самые начитанные» и поощряю
активных читателей сладкими призами.
Литература:
1. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. - М.: Просвещение, 1992.
2. Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
3.Гриценко З.А. «Положи твоё сердце у чтения» - М.: Просвещение, 2000г.
4. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф.