Социально-значимый проект
«Читать модно..»
Цель проекта: изучение социальной потребности в укреплении роли книги и чтения в жизни ребенка; приобщение школьников к чтению изданий из федерального перечня «100 книг» по истории, культуре и литературе народов РФ, рекомендуемых школьникам для самостоятельного чтения.
Задачи проекта:
организация сотрудничества между учениками, учителями и родителями;
возрождение традиции семейных чтений;
повышение культуры чтения в семье;
приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки;
повышение интереса к чтению художественной литературы школьников, развитие их творческих способностей, расширение общего и художественного кругозора;
формирование способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом
Авторы и участники проекта : учитель русского языка и литературы Радочинская О.В., обучающиеся 5 А класса и их родители.
Источники получения информации; материалы социологического опроса, ресурсы сети Интернет, встречи с библиотекарем школы, фонд школьной и районной библиотек
Основные формы работы над проектом:
Создание инициативной группы по реализации мероприятий данного проекта
«Мозговой штурм» в классном коллективе по составлению плана реализации проекта
Социологический опрос учащихся класса и их родителей по изучению круга чтения (анкетирование)
Анализ перечня «100 книг для чтения»
Библиотечные уроки и встречи с интересными людьми
Ведение читательского дневника
Создание творческих работ и участие в творческих конкурсах
Организация работы над проектом, реклама проекта для учащихся школы, подведение итогов, награждение наиболее активных участников проекта.
Объект и предмет исследования: круг чтения и творческое отношение учащихся и их родителей к чтению.
Время реализации проекта: 2018-2019 учебный год
Ожидаемые результаты:
Создание атмосферы внимания к книге и чтению. Чтение становится содержанием общения детей, учителей, родителей.
Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников, включающей разнообразные формы работы.
Повышение уровня влияния школьной библиотеки на контингент учащихся, достижение 100% охват школьников библиотечным обслуживанием. Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению. Увеличение группы систематически читающих школьников.
Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии школьников, формирование родительского актива в школьной библиотеке, активное участие родителей в реализации мероприятий данного проекта.
Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность.
Возрастание интереса к чтению художественной и познавательной литературы, повышение востребованности школьной библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития.
Получение учащимися личного индивидуального опыта, необходимого для успешной самореализации.
Практическая значимость проекта:
Приобщение к чтению книг.
Развитие речи пятиклассников и их творческих способностей.
Получение опыта в поиске нужной информации из различных источников.
Приобретение коммуникативных навыков.
Краткое описание идеи проекта
В настоящее время качество чтения учащихся указывает на снижение роли книги в системе духовных ценностей школьников. Современные школьники, выросшие главным образом не на чтении, а на просмотре телевизора и зависимости от сети Интернет, уже не могут сосредоточить внимание на том, что читают. Для них свойственна кризисная модель детского чтения. Ее характерные черты: детский читательский негативизм, отказ от добровольного чтения серьезной литературы, превалирование в репертуаре чтения низкопробных книг, невысокая культура чтения, утрата детьми чувства языка. Поэтому актуальность темы проекта очевидна. А реализация проекта, на наш взгляд, позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (конкурс, коллективные классные творческие работы, соревновательные характер). Участие в индивидуальном или совместном творческом проекте, привлекательность победы становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени. Целенаправленное систематическое внимание к чтению ребенка является залогом успешного развития и становления его как личности. Новизна проекта состоит в том, что учащиеся, заинтересовавшиеся коллективным творческим делом, духом соревнования приобщаются к чтению, сотрудничеству, открывается путь к культуре общения, к познанию, развитию и творчеству. Кроме того у данного проекта есть и теоретическая значимость: знакомство с новыми понятиями в различных областях знаний.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
Определение круга чтения для данного класса, составление списков рекомендуемой литературы (чтение сверх списков учитывается).
Разработка модели методического сопровождения проекта «Читать модно…»
Разработка анкетирования для родителей с целью изучения традиции семейного чтения.
Выбор модели творческой работы для класса.
Подготовка наглядности (презентация, выставка книг).
Социологический опрос среди учащихся «Что прочитать из перечня «100 книг».
Внедренческий этап:
«Старт» проекта – библиотечный урок.
Участие в работе библиотечного клуба.
Распространение информации среди учеников (мобильный стенд библиотеки, учитель, библиотекарь). Интервью со старшеклассником о любимых книгах.
Систематические собеседования руководителей проекта с детьми о прочитанных книгах.
Презентации интересных книг (ознакомление с писателем и книгой) из перечня «100 книг».
Чтение книг.
Работа над прочитанным (ролевая игра, литературная игра, викторина, театральная постановка, дискуссия, литературная гостиная)
Оформление индивидуальных «дневников читателя» и общей творческой работы: создание памяток для учеников и родителей, участие в акции «Говорящая закладка»
Отслеживание наполненности «дневников читателя»
Создание творческих работ.
Завершающий этап:
Реклама проекта для учащихся пятых классов и младших школьников и защита творческих работ по прочитанным книгам.
Презентация творческих работ и оформление отчёта о проделанной работе.
Проведение родительского собрания «Традиции семейного чтения» с вручением памяток для родителей.
Награждение активных участников проекта
Обработка анкетирования по изучению читательских интересов одноклассников и их родителей
Возрождение традиций семейного чтения