Читательский портрет современного старшеклассника
Исполнители:
Банникова Виктория,
Лихачева Полина,
учащиеся 10 класса
Руководитель:
Перевозкина Елена Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
Цель исследования — составление литературного портрета старшеклассников в возрасте от 15 до 18 лет; изучение читательских интересов учащихся школы.
Задачи:
- Изучить психолого-возрастные особенности учеников старших классов;
- Определить и проанализировать круг чтения старшеклассников, выявить основные закономерности в их литературных предпочтениях;
- Способствовать популяризации чтения.
1
Предмет исследования : литературные предпочтения современных старшеклассников, учащихся 9-11 классов нашей школы.
Объект исследования : старшеклассники, ученики 9-11 классов в возрасте от 15 до 18 лет.
Гипотеза: читательские интересы в значительной мере определяют личность человека. От того, что сегодня читают школьники – старшеклассники, зависит не только их будущее, но и будущее нашей страны.
Психолого –возрастной потрет
Старшеклассник – это человек, находящийся в возрастном периоде «юношество», этот период стоит в промежуточном положении между детством и взрослой жизнью. Для старшеклассников характерны такие особенности развития, как осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, стремление к овладению профессией.
Всего было опрошено 104 человека в возрасте от 15 до 18 лет, из них 57 человек девятиклассники, 23 десятиклассника и 24 одиннадцатиклассника.
1
По результатам анкетирования удалось выяснить, что 66 человек (63%) любят читать, из них 10% - девятиклассники, 15% - десятиклассники и 19% - одиннадцатиклассники.
Для чего Вы читаете?
1
Большинство старшеклассников читают книги в печатном формате. Электронные книги используются ими реже, но их популярность с каждым годом растет.
1
На следующий вопрос анкеты: «Какую литературы Вы предпочитаете?» старшеклассникам - были предложены ответы «отечественную» или «зарубежную», «классическую» или «современную». Самыми популярными были ответы «зарубежную» (27%) и «современную» (57%).
1
Жанровые предпочтения: «фантастика», «комедии», «романы». Большинство старшеклассников предпочитают фантастику и фэнтэзи.
«биографии», «антиутопии», «учебники», «справочники», «спортивные, автожурналы», «психологические и философские произведения»
1
Самым любимым автором среди старшеклассников является А.С.Пушкин.
Любимый автор
Девятиклассники
Одиннадцатиклассники
Десятиклассники
- И.С.Тургенев
- А.А. Блок
- Д.Р. Кунц
- Джордж Оруэлл
- Джек Лондон
- Р.Д. Брэдбери
- Р.Д. Бах
- А. Сафарли
- А.С.Пушкин
- М.Ю.Лермонтов
- А.С. Грибоедов
- Н.М. Карамзин
- А.С. Пушкин
- Дж. Роулинг
- С.Э. Кинг
- М.А. Булгаков
- Джон Грин
- Рэй Брэдбери
- Чак Паланик
1
Самая любимая книга старшеклассников - «Гарри Поттер» — серия из семи романов, написанных английской писательницей Дж. К. Роулинг.
1
Постапокалиптический роман Д.А.Глуховского «Метро 2033»
Не читаю программные произведения
Читаю без
интереса
Не все произведения совпадают с моими интересами
Да, читаю с интересом
«Интересно ли вам читать школьные произведения?»
1
Книги 34%
Фильмы 66%
25 % старшеклассников хотели бы написать свою книгу
- о взаимоотношениях между людьми
- о смысле жизни
- о повседневной жизни подростков
- об отечестве
- об известной личности
- о современной жизни
- о НЛО
- о спорте
1
- Жажда познания
- Желание найти ответы на волнующие вопросы: Кто я? Зачем я живу? В чем смысл жизни?
- Чувство причастности к своему времени
1
В результате исследования мы выявили, что среднестатистический старшеклассник читает как для учебы, так и для души, обращается к книге хотя бы три раза в неделю. Молодежь любит современную зарубежную и русскую литературу, а также бестселлеры, имеющие большие тиражи и хорошую рекламу. Старшеклассники предпочитают различные жанры литературы, но приоритет отдают фэнтези, фантастике, современной прозе.
1
Чтобы повысить интерес к чтению книг, мы предлагаем:
- На уроках внеклассного чтения или на классных часах обсуждать книги, которые хотели бы прочитать школьники;
- Проводить встречи с писателями родного края;
- Разработать Положение о конкурсе «Лучший читатель школы» и проводить этот конкурс ежегодно;
- Проводить интеллектуальные конкурсы, викторины;
- Проводить конкурсы чтецов и «Первое перо».
1
Ты ищешь знаний, мудрости земной,
Ты ищешь смысла жизни во вселенной?
Найди на полке книгу и раскрой
Источник мысли чистый, вдохновенный…
А.А.Мирцхулава
1