Проект
«Что в имени тебе моём?»
Цели:
Познавательная
Познакомить учащихся с миром имен, их историей, значением и своеобразием.
Дать представление о происхождении имени людей, вызвать интерес к собственному имени. Показать связь имен с историей определенной эпохи.
Развивающая
Развивать исследовательские навыки и умения работать с научно-популярной литературой, отбирать материал по предложенной теме, излагать его перед классом; вызвать интерес к особым словам – именам.
Сформировать умение работать в группе и индивидуально; формулировать выводы.
Воспитательная
Воспитать человеческое достоинство, уважение к личности.
Планируемые результаты:
-обучающиеся познакомятся с такими разделами науки о языке, как ономастика и антропонимика;
-проведут исследовательскую работу в рамках выяснения истории собственных имен и фамилий;
-составят антропонимический словарик фамилий;
-подготовят выступления по теме и презентуют их;
-произведут самооценку и взаимооценку деятельности в контексте данной темы.
Компетенции обучающихся:
-обучающиеся самостоятельно учатся находить необходимую информацию, необходимые знания для решения поставленных задач;
-приобретают экспертные умения и навыки;
-развивают презентационные умения;
-формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
-развивают коммуникативные способности.
Подготовительный этап:
1. Исследовательская работа: подготовить сообщение по теме:
Происхождение и значение собственного имени. Учащиеся пишут работы о своих именах. С некоторыми учащимися готовятся сообщения по теме урока. Все учащиеся ищут пословицы, дразнилки, поговорки, частушки, песни с упоминанием имени.
2. План сбора материала:
а) выясни, что означает твое имя, из какого языка оно пришло в русский язык;
б) спроси у родителей, почему они выбрали для тебя именно такое имя, чем они руководствовались (имя понравилось своим звучанием, назвали в честь кого-либо из родственников или известных людей, назвали по имени святых, другие причины);
Оборудование: интерактивная доска для отображения текстов, литература о происхождении имён, книги об именах и фамилиях.
Используемые методы: словесный, наглядный, исследовательский, методы устной и письменной работы, анализ и синтез.
Ход урока
1.Организация начала урока.
2. Самоопределение к деятельности.
Слово учителя:
- Тема нашего занятия связана с традициями русского народа. Все традиции уходят корнями в далекое-далекое прошлое.
- Кто Я? – вы не задавали себе такой вопрос?
- Вы рождаетесь и выбор имени своему ребенку – нередко единственному, всегда проблема для родителей.
“Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных: В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный, имя, как сладостный дар, от родимых своих получает.”, – так писал Гомер – древний греческий философ, поэт (текст отображается на интерактивной доске).
Запишите в тетрадях число и тему сегодняшнего урока (запись на доске)
3. Изучение нового материала.
Слово учителя
- Ребята! Как вы думаете, какое слово вы слышите за свою жизнь чаще других...
- Да, действительно, ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.
- Как и все на свете, имена имеют свою историю. Они рождаются, живут своей особой жизнью, умирают, а иногда воскресают вновь.
Существует мнение, что первыми словами на земле были имена собственные. По имени окликают человека. Но не все на земле считают, что свое имя нужно оглашать каждому, кто о нем спросит. Например, у некоторых племен Африки существовал обычай скрывать имена, особенно от чужестранцев. В Эфиопии мать не звала своих детей по имени. А в индийских семьях даже муж и жена обращались друг к другу иносказательно. Эти люди верили, что имя человека – его душа. Чем дольше оно сохранится нетронутым, тем дольше будет жить человек.
В древнем мире считалось, что стереть имя покойного с гробницы – величайшее преступление. Чтобы этого никто не мог сделать, в Древней Греции имена вырезали на свинцовых дощечках, которые бросали на дно залива.
Чтобы обмануть злых духов, родители меняли имя больного ребенка, так как верили, что человеку можно причинить вред, прокляв или околдовав его имя. Связь имени и человека не подлежала сомнению.
- Какие вы знаете пословицы, где употреблено слово «имя»?
Учащиеся приводят примеры пословиц (Ответы: Всяк человек свое имя знает; сын не родился, а уже имя ему дали; от доброго дерева добрый и плод; береги честь смолоду;)
- В каждой пословице – свой скрытый смысл, в ней мудрость народа, его наблюдательность. О различных именах есть дразнилки, частушки, песни.
- Так что такое имя? И трудно ли его выбирать. Иногда это сделать нелегко. Вот что пишет в шутливом стихотворении Юрий Благов
Индивидуальное задание: ученик рассказывает стихотворение.
Дед старался для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имён, звучащих звонко,
Товий, Муций, Свен, Арфей.
Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
Назовём посовременней
Гелий, Атом, Космодром.
Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором
Эдвин, Мельвин, Сельвин, Джон.
Бабка с нехристями знаться не желает
И сама вносит лепту в святцы
Псой, Сысой, Кузьма, Фома.
Сочинительством премудрым
Заниматься вчетвером
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.
- Почему спорщикам удалось договориться? (из любви к ребенку дали все же понятное всем имя)
- В разные времена популярными были определенные имена. Так в 18 веке не существовало семьи, где бы не было Катерины. По убеждению родителей многочисленных Катерин, и дочери, получив в дар такое имя, должны были хоть в чем – то уподобиться матушке – царице Екатерине Великой, которая была богом в глазах тогдашнего общества.
Многие ученые, которые занимаются ономастикой, т.е. изучением собственных имен, утверждают, что огромное значение на формирование характера ребенка имеет месяц рождения и время года. Ономастика изучает не только личные имена людей, но и названия населённых пунктов, рек, стран, звёзд и другие имена собственные.
Происхождение и значение личных имён интересует каждого человека. Так было всегда. А. С. Пушкина, как многих из нас, волновала загадочность и таинственность имени.
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнести его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…
Александр Пушкин
Большинство русских личных имён по своему происхождению не исконно русские. Все Елены и Марины, Ирины и Натальи, Михаилы и Александры, Николаи и Викторы, десятки других имён с точки зрения своего происхождения к русскому языку никакого отношения не имеют. В чём тут дело?
Наши имена, которые мы привыкли считать исконно русскими, такие как Иван,
Андрей, Петр, Александр, Мария, Татьяна, Елена, Анна и др., и которые составляют основу современных русских имен, пришли на Русь из Византии в конце Х века вместе
с принятием христианства и обрядом Крещения. Имена эти разные по происхождению: греческие, латинские, арабские, древнеиудейские и др. Все они были канонизированы церковью, т.е. внесены в святцы - Церковный календарь имен.
Известно, что имена собственные произошли от имен нарицательных. Канонические имена в тех языках, из которых они взяты, имели свое значение, были понятны тем, кто их носил.
С течением времени в составе христианских канонических имён произошли
значительные изменения. Одни из них совсем исчезли из обихода (такие, как Феогнид, Елезвой), другие были оттеснены своими производными формами (например,
бывшие разговорные варианты Сергей, Алексей стали вполне официальными именами, а старые формы Сергий, Алексий сохранились лишь в церковном лексиконе).
И только сравнительно небольшая часть старых христианских имен сохранилась до
наших дней без существенных изменений (Константин, Анатолий и др.).
Были у русских людей свои имена и до принятия христианства, непосредственно
происходящие от слов русского языка. Они делились на две группы: так называемые «низшие» (для простого люда) икняжеские.
Имена первой группы либо указывали на какой-то внешний признак (Пусен,
Первуша (рожденный первым), Третьяк (третий ребенок или сын в семье), Молчан),
либо возникли в результате переноса на человека названий животных или растений
(Волк, Заяц, Береза и т.п.). Например, малыша, родившегося зимой, могли назвать Морозом. С пожеланиями красоты, доброты и других качеств связаны имена Красава, Добрыня, которые родители давали своим детям. И наоборот, довольно распространёнными именами были с нашей точки зрения ругательные – Дурак, Некрас, Волк. Так наши далёкие предки пытались обмануть нечистую силу, сберечь от неё детей некрасивыми именами. В такого рода переносах проявились языческие, мифологические представления древних славян - язычников. С принятием христианства эти имена постепенно перешли в разряд прозвищ (Волков, Зайцев, Молчанов, Третьяков и
т.п.). Что касается княжеских имен, то они возникли на русской почве, но в основном
носили общеславянский характер (Будемир, Ярослав, Владимир, Всеволод и т.п.). Многие из них сохранились до наших дней наряду с другими старорусскими именами (Любим, Вера, Людмила и пр.).
Во времена христианства появились люди с двумя именами: одно было домашнее, мирское, другое – официальное, христианское, что и подтверждают летописи. Вот несколько примеров: боярин Феодор, зовомый Дорога; Федот Офонасьев сын, прозвище Огурец; князь Михайло, зовомый Святополк.
Однако к XVI11 —XIX векам древнерусские имена уже полностью были забыты и вышли из употребления. Все новорожденные в России получали только церковные (или, как их еще называют, календарные) имена. Кроме того, сам список имен (так называемые святцы) имел строгие ограничения. Вот что писалось в «Санкт-Петербургском духовном вестнике» в 1895 году: «Православным имена должны быть даваемы исключительно в честь святых православной церкви, и строго воспрещается давать имена римско-католические, протестантские и проч.». В соответствии с правилами прежних времен ребенку давалось имя того святого, чей день чествования приходился на день крестин. При выборе имен для девочек правила были чуть менее строгими: «При наречении имени новорожденным стараться давать имена тех святых, кои празднуются в 8-й день после рождения младенца или в промежуток этого времени, сделав исключение лишь для лиц женского пола». На деле получалось так, что многие девочки, родившиеся, например, во второй половине января, могли получить имя Татьяна (Татьянин день отмечался 25 января). Иногда священнослужители подыскивали младенцу в святцах такое имя (особенно если он был из семьи простолюдинов), что бедные родители только за голову хватались. Правда, чтобы не растерять своих приверженцев, церковь шла на уступки тогда, когда речь шла о родителях младенца из привилегированных сословий или обеспеченных семей: они могли выбирать имя, не согласовывая его с церковным календарем (но, разумеется, только из святцев).
В то же время в дореволюционной России личное имя человека зачастую несло яркую социальную характеристику, употреблялось в определенной социальной среде. Как установил В. А. Никонов, в XVIII веке крестьянских девочек часто называли Василисами, Феклами, Федосьямн, Маврами. Девочка, родившаяся в дворянской семье, такого имени получить не могла. Зато в дворянских семьях бытовали тогда такие женские имена, которые были неупотребительны у крестьянок: Ольга, Екатерина, Елизавета, Александра.
.
Выступление учащихся
Послушаем, что нам скажут ребята. (Инд.задание –монолог ученика)
- Зимой рождаются люди выносливые, мыслящие, талантливые, имеют крутой нрав, жестки, властны, тяготеют к точным наукам.
- Весенние люди – легко уязвимы и физически, и морально, нерешительны, обидчивы, брезгливы, часто эгоистичны, очень талантливы, у них чувство юмора, хорошая память, фантазеры, внимательны к чужому мнению, склонны к гуманитарным наукам.
- Летние – добродушные, бесхарактерные, легко поддаются чужому влиянию, эмоциональные, впечатлительные, гордые, настойчивые, трудолюбивые. Не злопамятны, натуры широкие, не мелочные.
- Осенние – универсальны, расчетливы, рассудительные, серьезные, мудрые, делают все не спеша, обдуманно. Хорошие дипломаты, усердны, старательны, принципиальны. Имеют четкую цель в жизни, не конфликтны, одинаково успешно занимаются и точными науками, и искусством.
Слово учителя
- Имена людей в разных странах, у разных народов чрезвычайно разнообразны по своему звучанию, происхождению и употреблению. В разные эпохи давали имена, отражавшие время, в которое живут люди
Имена, рождённые эпохой.
До революции имя давалось человеку только при посредничестве церкви; помимо церковного списка ни одно имя не допускалось. Революция уничтожила этот запрет, предоставив всем право свободно выбирать имя. В 20-е годы хлынул поток новых имен, среди которых - Октябрина (в честь Октября), Морлена (сложение первых имен Маркс и Ленин), Рев и Люция (от революция), Донара (дочь народа), Ким (сложение первых букв словосочетания Коммунистический интернационал молодёжи). Многие из имён образовывались из нарицательных имён: Новелла, Трактир, Юрист. Иногда имена создавались из букв целой фразы, например Лагшмивара (лагерь Шмидта в Арктике).
Конечно, эти имена были неудачными. Создавались и «полуновые» имена, например, новый смысл был вложен в имя Майя (в честь Первого мая), в то время как на самом деле это было имя мифической богини земли, праздники в честь которой дали название месяцу маю. Некоторые имена потеряли в нашем восприятии свою связь с прототипом. Хорошо звучат имена Владлен и Владлена, образованные от Владимир Ленин, Нинель, образованное от Ленин.
В 1934 году на борту парохода «Челюскин» во время плавания по Северному морскому пути родилась девочка, которой было дано имя Карина, близкое по звучанию восточному имени Каринэ и западному Коринна. Пароход находился в это время в Карском море, и название моря отразилось в имени Карина. Не правда ли, очень интересная история у этого имени?..
Очень точно объяснил это в своём стихотворении «Октябрины» поэт Евгений Долматовский.
Поняв, что этот век неповторим,
Старались и краскомы, и рабфаковки
Его вручить наследникам своим.
И в новых именах бессмертье видели,
Их увлеченье не было игрой.
Не надо обижаться на родителей,
Перемудривших раннею порой.
С. Маршак тоже написал “В защиту детей”стихотворение. Прослушаем это стихотворение (отображается на интерактивной доске-рассказывает подготовленный ученик).
Если только ты умён,
Не давай ребятам
Столь затейливых имён, как Протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья её звала
Сокращённо Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он, наконец,
Дочь свою Идеей.
Звали мама и сестра
Девочку Идеёкой,
А ребята со двора
Стали звать Индеёкой.
А один оригинал,
Начинён газетой, сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придётся вековать
Злополучным детям
-Какова история вашего имени.
Выступление учащихся (исследовательские работы ребят)
Слово учителя
В наши дни люди стали дорожить реликвиями прошлого и более тщательно их охранять и понимать историческую ценность, старые имена стали выглядеть и звучать по - новому. Некоторые имена пережили века. Таково имя Иван, причем во многих странах есть имя Иван. Русские имена давали в соответствии с тем, какие были в святцах (церковный календарь), из них выбирали имя ребенку при крещении.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Исследовательская работа
- Сейчас мы проанализируем имена ребят, обучающихся в нашей школе и выявим самые распространённые имена среди девочек и мальчиков.
- Так как нас в классе много, мы делимся на группы по5 человек, и каждая группа выпишет имена учащихся определённого класса (индивидуальная групповая работа), а затем вы объединитесь и составите общий вывод (совместная работа). Один из вас (по вашему выбору) озвучит результаты вашего исследования.
5. Реализация опережающего задания. Учащиеся читают исследовательские работы о своем имени (дом. задание)
6. Подведение итогов урока.
Рефлексия--Какой этап урока был самым интересным? -Интересно ли было узнать о значении своего имени? -Какое выступление запомнилось больше всего? -Продолжите предложения: -Сегодня на уроке я узнал(а)… Хотелось бы узнать о …
7.Заключительное слово.
--Ребята, храните свое имя, честь, человеческое достоинство. Храните память о своих предках и помните: необыкновенные истории случаются всегда только с людьми, чьи имена произносятся трудно.
Проспер Мериме сказал: «Имя действительно направляет жизнь человека по известному руслу и не дает потоку жизненных процессов протекать где попало. Но в этом русле сама личность должна определить свое нравственное содержание».
8. Домашнее задание
Подготовить рассказ о знаменитом (знаменитой) тезке.