Тип проекта: творческо – исследовательский
По количеству участников: коллективный.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.
По продолжительности реализации проекта: длительный (сентябрь 2022 – май 2023)
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта: Дидактические игры по сенсорному развитию.
Проблема: Наблюдая за детьми, пришедших в детский сад, я заметила, что очень слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия. Я озадачилась проблемой, как сформировать у детей сенсорные понятия, сделать это в игровой форме.
Актуальность проекта.
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности.
Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Младший возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Цель проекта: Формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.
Задачи проекта:
создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины;
разработать и апробировать комплекс дидактических игр;
совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;
воспитать бережного отношения к игрушке;
обогатить представление родителей о сенсорном развитии детей;
пополнить предметно – развивающую среду группы;
разработать методические рекомендации и провести мастер класс для родителей;
Предполагаемый результат:
от работы с детьми:
формирование познавательно – речевой активности детей младшего возраста;
дети познакомятся с сенсорными эталонами;
дети научатся играть в дидактические игры;
после создания определенных условий, у детей формирование представлений о сенсорных эталонах будет успешным.
от работы с родителями:
формирование родительской культуры в области воспитания и развития ребенка младшего возраста;
родители научатся создавать дома условия для игр по сенсорному развитию ребёнка и подбирать их;
родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.
Этапы проекта:
1 этап – информационно-аналитический (подготовительный)
Формы организации работы 1 этапа:
- знакомство с темой проекта;
- изучение литературы;
- выявление проблемы, цели, задачи;
- составление перспективного плана работы;
- разработка консультаций, тематического пособия для родителей;
- создание условий для эффективного использования игр;
- подбор дидактического материала и игр;
- анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.
- проведение выставки для родителей «Сенсорные игры для детей младшего дошкольного возраста»
2 этап – практический
- реализация проекта;
- формирование у детей основ познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
- знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
3 этап: (заключительный)
- диагностика детей;
- проведение родительского собрания на тему проекта;
- открытое занятие для педагогов ДОУ;
- выступление с темой и презентацией проекта на педсовете.
Перспективы развития проекта:
- дальнейшая непрерывная систематическая работа по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста;
- дополнение системы необходимыми играми и материалами;
- продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
Список литературы:
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль: Академия развития, 1997;
Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
Венгер Л.А. ВВоспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» — М.: Просвещение 1995;
Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985;
Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;