Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Увинский детский сад №7»
Познавательно-исследовательский проект
«Деревья нашего края»
Воспитатель: Радыгина М.С
Пос.Ува 2017г.
Паспорт проекта
Автор проекта | Воспитатель МДОУ «Увинский детский сад №7» Радыгина Марина Саитовна |
Предмет проекта | Экологическое воспитание дошкольников |
Участники проекта | Дети подготовительной группы (6-7 лет), родители |
Вид проекта | Познавательно-исследовательский |
Назначение проекта | Сбор, изучение, сохранение материалов о деревьях |
Принцип реализации проекта | Интеграция, системность, учёт возрастных особенностей детей, доступность, взаимодействие с родителями |
Цель проекта | Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей |
Задачи проекта | расширять представления детей о деревьях нашего края; развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое; развивать познавательный интерес, творческие способности; создать развивающую среду по данной теме учить охранять окружающую среду. |
Актуальность
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
Деревья окружают нас постоянно, однако дети часто не обращают на них внимание, относятся к ним небрежно. Не секрет, что и у некоторых родителей низок уровень экологической культуры.
Мы должны показать ребенку, что экологическое состояние родного края зависит только от человека, развить способность понимать и любить окружающий мир и бережно к нему относиться.
Дети, которые ощущают природу: сезонную красоту деревьев, аромат цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Научить воспитанников любить наши леса и реки, деревья и цветы без помощи родителей, без искреннего устремления сохранить красоту окружающего мира сделать сложно.
Растительный мир нашего края это неоценимый источник развития любознательности, сопереживания. Впечатления, полученные от природы в детстве, остаются в памяти навсегда, создают прочную основу для дальнейшего ее познания.
Ресурсы обеспечения проекта
Организационное обеспечение | Деятельность педагога и детей регулируется в соответствии с содержанием образовательной работы в ДОУ – программа «От рождения до школы» |
Информационное обеспечение | Приобретение методической литературы по данной теме, ресурсы Интернета, оформление папок-передвижек, изготовление буклетов по теме, взаимодействие участников проекта |
Материально-техническое обеспечение | Фотоаппаратура, компьютер, принтер цветной, папки-скоросшиватели, файлы |
Ожидаемые результаты реализации проекта
расширение знаний у воспитанников о деревьях родного края;
привитие навыков заботливого отношения к деревьям;
активизация родителей в исследовательской деятельности;
ощущение удовлетворённости от совместной деятельности детей, родителей и воспитателя.
Этапы реализации проекта «Деревья нашего края»
Подготовительный этап Цели: |
Обсуждение цели и задач с детьми и родителями. Создания необходимых условий по реализации проекта Перспективное планирование проекта (подбор дидактического материала, книг, публикаций по теме). Накопление и разработка методических материалов по проблеме. |
Основной этап Цель: Формирование партнёрской деятельности взрослого с детьми, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность Совместная деятельность педагога и воспитанников |
Игровая деятельность | «Опиши дерево по мнемокарте», «Сдуй листик» на развитие речевого дыхания, «Подбери листик к дереву», «Четвёртый лишний» и т.д «Найди, дерево по семенам, «Лесник», «Путешествие», «Найди листок», «Найди пару» и т.д «Найди дерево по описанию», «Что будет, если…», «Дерево – это. ..» «Найди такой же лист», «Кто быстрее найдет ель, дуб, березу», «Найди пару» |
Познавательная деятельность | Классификация «Лиственные, хвойные деревья». Составление плана – схемы «Деревья нашего детского сада» Экскурсия в лес. Рассматривание коры деревьев, годичных колец, листьев через микроскоп и лупу. Исследование «Что держит дерево в земле?», «Что будет если деревья не сбросят листву?», «Как помочь дереву зимой?» Просмотр мультфильма «Почему желтеют и опадают листья осенью?» Беседа «Кому нужны деревья в лесу?» Занятия экологической направленности: «Что растет в лесу?», «Что мы знаем о деревьях?», «Загадки Лесовика», «Деревья родного края |
Ознакомление с художественной литературой | И. Токмакова «Сосны», А. Прокофьев «Березка», Н. Некрасов «Зеленый шум», В. Зотов «Лиственница», М. Пришвин «Осинкам холодно», «Дуб», «Береза», А. Твардовский «Лес осенью», В. Бианки «Лес зимой», И. Соколов – Микитов «Листопадничек», М. Михайлов «Лесные хоромы», Ю. Дмитриев «Что такое лес?»,сказка «Ивовый росток» (японская). Заучивание стихотворений: И. Бунин «Листопад», С. Есенин «Белая береза». Отгадывание загадок. Просмотр иллюстраций. Просмотр мультфильма «Чудо дерево» |
Художественное творчество | «Золотая осень» (рисование ватными палочками), «Ранняя осень», «Поздняя осень» «Листик», пластилинография «Ветка рябины», «Осеннее дерево» «Украсим землю листочками», «Осенний ковёр», «Рыбки в аквариуме» |
Музыкальное воспитание | П.И. Чайковский «Золотая осень. Октябрь» (из цикла «Времена года»). Слушание и разучивание песен о деревьях |
Работа с родителями | Создание буклета «Берегите лес!» Консультация «Роль семьи в экологическом воспитании детей» Консультация «Природа в жизни вашей семьи» Выставка поделок из природного материала «В царстве природы» Создание паспорта деревьев – дуб, берёза, ель, сосна, осина, клён |
Работа педагога | Создание альбома «Деревья» для рассматривания с детьми Создание альбома «Сравнение берёзы и ели» Создание альбома «Кому нужны деревья в лесу?» Создание лэпбука «Деревья» |
Заключительный этап |
Результаты реализации проекта | Оформление результата проекта в виде презентации Подведение итогов проекта |
Выводы
Проект «Деревья и кустарники родного края» строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности, чтобы дети испытывали радость от полученных занятий. В ходе реализации проекта большое внимание уделялось развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения. Работа над проектом способствовала развитию мышления, памяти, речи, кругозора детей, интереса к окружающему миру, воспитанию любви, уважения к природе.
Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев. Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации: всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем.
Приложение 1
Д/и « Береза» на развитие речевого дыхания.
Береза моя, березонька.
(Дети идут хороводом, взявшись за руки.)
Береза моя белая, Береза кудрявая.
(Меняет направление движения.)
Стоишь ты, березонька,
(Встали, подъем рук вверх, вдох.)
Посреди долинушки,
(Опустили руки, выдох.)
На тебе, березонька,
(Подъем рук, вдох.)
Листья зеленые,
(Опустили руки, выдох.)
Под тобой, березонька,
(Подъем рук, вдох.)
Трава шелковая.
(Опустили руки, выдох.)
Приложение 2
Физкультминутка « Листья»
Листья осенние тихо кружатся,
( кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги ложатся
( приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят,
( движения руками вправо - влево.)
Будто опять закружиться хотят.
(поднимаются кружатся)
Приложение 3
Пальчиковая гимнастика. «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы, листья рябины,
листики тополя, листья осины,
листики дуба мы соберём,
(загибают пальчики, начиная с большого)
маме осенний букет принесём.
(шагают по столу средним и указательным пальчиками)
Приложение 4
П/и «Листопад» Листопад! Листопад!
Действия выполняют дети с желтыми листьями.
Листья желтые летят!
Кружатся красивые желтые листочки!
Кружатся красивые красные листочки!
Сели! Уселись и замерли.
Прилетел легкий ветерок, подул. Дуют.
Поднялись листья, Разбежались.
разлетелись в разные стороны.
Закружились, Кружатся. закружились!
Листопад! Листопад! Листья по ветру летят!
Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю то желтые, то красные листья. Игра повторяется несколько раз
Приложение 5
Занятие по развитию речи «Загадки лесовика»
Цель: Упражнять в образовании новых слов, словосочетаний с прилагательным. Продолжать учить заканчивать фразу, образовывать прилагательные со словами, объяснять значение слов, составлять предложения и рассказы. Воспитывать бережливое отношение к природе. Закрепить знания детей о лесе. Активизировать словарь детей по теме. Продолжать рисовать по трафаретам. Воспитывать интерес к лесу. Закрепить штриховки. Предшествующая работа: составление предложений о лесе, составление рассказов о лесе, знакомство с растениями и обитателями леса.
Словарная работа: Лесничество, лесничий, лесосека, лесовод. Материал к занятию: Для воспитателя: изображение деревьев, кустарников и их листьев, грибов, лесных ягод, цветов, изображение леса. Для детей: картинки с изображением «Что сначала, что потом», простой карандаш, белый лист бумаги, трафареты, цветные карандаши. Индивидуальная работа: Активизировать малоактивных детей во время опроса. Приемы обучения: Сюрпризный момент. Телеграмма от Лесовика. Задания: Доскажи словечко. Умный словесник. Назови лист дерева. Что таким бывает? Каким бывает лес? Лесные растения. Что это? Физкультминутка. Подскажи словечко. Объяснялки. Составь предложение. Найди ошибку. Разминка. Что такое хорошо и что такое плохо? Что будет, если…
Ход занятия Воспитатель. Утром почтальон принес в детский сад телеграмму. Интересно, от кого она? (Распечатывает и читает) «Дорогие друзья! Скоро в лесу состоится праздник. Для получения пригласительных билетов вы должны выполнить мои задания. Лесовик». Дети, вы хотите принять участие в празднике? (Да) Давайте посмотрим, какие задания приготовил для нас Лесовик. 1. «Доскажи словечко» (каждая отгадка выставляется на фланелеграф)
Они весну встречают – сережки надевают.
Накинута на спинку зеленая косынка,
а платьице в полоску.
Ты узнаешь…. березку.
Ну и платье: сплошь иголки!
Его вечно носят …елки!
Банан на пальме – для мартышки,
а для белки на сосне и елки …шишки.
Высокое дерево! Макушкой до неба достанет она – это…сосна.
Как это скучно – 100 лет без движенья
в воду глядеть на свое отражение!
Свесила ветки с обрыва.
Очень грустная …ива.
Если дунет ветерок,
задрожит ее листок,
ветерок совсем не сильный,
но дрожит листок… осины.
За рекой росли, их на праздник принесли.
На веточках иголки, что же это…елки.
Дупло и березку, дом лисий и птичий
в лесу охраняет надежно…лесничий.
2. Умный словесник. Назови ласково. (лесок, лесочек) Кто ухаживает за лесом? (лесник) Кто выращивает лес? (лесовод) Ходит по лесу лесник, в лесу живет (лесовик). Лесовод сажает лес, а (лесничий) охраняет его. Как называют ягоды, растущие в лесу? (лесные) В. предлагает назвать слова, которые еще можно образовать из слова «лес». ( лесничество, лесосека, лесоруб).
3.Назови лист дерева В. называет дерево, дети от него образуют прилагательные. Береза - березовый, осина - осиновый, рябина - рябиновый, смородина - смородиновый, тополь – тополиный.
4. Что таким бывает? Называет прилагательное, дети должны подобрать существительные в соответствующем роде и числе. Лесной - зверь, пень… Лесная – тишина, прохлада, поляна… Лесные – птицы, ягоды… Лесное – озеро, дерево…
5. Каким бывает лес? В. предлагает подобрать определения к слову «лес» (весенний, хвойный, грибной, лиственный, смешанный, волшебный, таинственный, загадочный, нарядный..)
6. Лесные растения. Что это? В. Называет вид растений. Дерево – осина, пихта, ель, береза... Кустарник - малина, калина, смородина… Ягода – черника, клюква, черемуха, земляника… Цветок – ромашка, Иван – чай… В. Называет растение, дети должны определить, к какому виду они относятся. Например. Пихта - дерево, калина – кустарник, масленок – гриб.
Физкультминутка «Руки подняли, покачали…»
7. Подскажи словечко. Дети составляют словосочетания с прилагательными, которые называет воспитатель. Высокая (сосна), толстый (ствол), узкая (тропинка), быстрый (ручей), широкая (река), хвойный (лес), березовая (роща), сосновый (бор), густой (ельник)
8. Объяснялки В. предлагает объяснить значение слов и словосочетаний: ягодная пора, грибная пора, чаща, бурелом, роща…
9. «Составь предложение». Ребенок, которого называет воспитатель, составляет предложение с заданным словом. Лесные дары, длиннохвостая, шишки, береста, ельник, орешки…(В норе живет длиннохвостая лиса).
10. Найди ошибку. Воспитатель просит детей, исправить ошибки, которые допущены при составлении предложений. На дятле сидит дерево. (На дереве сидит дятел) Лес растет в ягоде. (Ягоды растут в лесу) Елка спряталась за зайцем. (Заяц спрятался за елкой)
Разминка. Мы к лесной лужайке вышли, поднимаем ноги выше, Через кустики и кочки, через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал – не споткнулся, не упал.
11. Дети по картинкам «Что сейчас, что потом» составляют рассказ из 2-3 предложений.
12. «Что такое хорошо и что такое плохо». Назвать одной команде, что для дерева хорошо. Другой команде назвать, что для дерева плохо.
13. «Что будет если…» Что случится с деревом, если… исчезнут птицы, дождевые черви, грибы, снег не укроет корни, не прилетят пчелы, человек повредит кору.
Затем дети рисуют на тему «Лес - богатство и краса - береги свои леса».
Пальчиковая игра «Деревья». В поле дерево стоит. Ветер ветки шевелит. Весной набухли почки. Раскрылись все листочки. Воспитатель. Вы много знаете о лесе. Ваши рисунки мы отправим Лесовику и будем ждать от него приглашение на праздник леса.
Приложение 6
Консультация для родителей на тему:
«Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка».
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.
Одним из важнейших направлений в решении проблемы охраны природы является воспитательная работа с подрастающим поколением.
Мы привыкли уносить из леса охапки цветов, ветви хвойных деревьев, грибы, ягоды, различных животных. Мы привыкли уносить из леса охапки цветов, ветви хвойных деревьев, грибы, ягоды, различных животных. Нам надо воспитать такого человека, который удовлетворялся бы возможностью любоваться несорванным цветком, имея потребность не только брать от природы, сколько ей, отдавать, который бы чувствовал свою ответственность за судьбу всего живого на земле.
Экологическая культура людей, культура их взаимоотношений с природой, зависит от общей культуры человека, от уровня биологических знаний и составляет неотъемлемую черту личности человека.
Экология изучает взаимоотношения живых существ с окружающей их средой. В переводе с греческого этот термин означает «изучение дома». Ведь у каждого живого существа есть свой «адрес» - это физические условия (свет, влажность, температура) и различные взаимоотношения между видами (пища, партнёры и враги), с которыми оно связано множеством невидимых нитей – экологических связей.
Экологическое воспитание необходимо всем. Без этого невозможно реальное осуществление обязанностей граждан, указанных в основном законе страны – Конституции РФ, в которой записано, что все граждане обязаны беречь природу и охранять её богатства. Отсюда вытекают и гражданские обязанности родителей по экологическому воспитанию своих детей. Корни этического поведения в природе закладываются не только в детском саду и школе, но в первую очередь – в семье.
Кажется, вечна природа и вечна её красота. Но так ли это? Сломал кто-то просто так тонкоствольную берёзку, выдернул с корнем подснежник, спугнул с гнезда птицу – и вот уже потеряла лесная поляна всю прелесть. Но только ли в красоте дело? Меньше стало на земле одним цветком, одним деревом, одним выводком птиц. Чтобы оберегать и любить по- настоящему природу, её надо знать. Только незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать ногой жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе.
Экологическое воспитание дошкольников в семье складывается из знакомства с видовым составом растений и животных местного края, их взаимосвязями с окружающей средой, а также путём чтения книг о природе, организации наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений и животных, небольших экспериментов с растениями и животными в различных условиях дома и на даче.
У детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет начинает формироваться смысловая память и произвольное внимание. В этом возрасте дети маленькие исследователи. Они стремятся всё взять в руки, рассмотреть. Предметом их интереса становятся окружающие растения и животные. И вот тут-то и встаёт сама по себе перед родителями задача сообщать детям как можно больший объём знаний о природе. Отвечая на вопросы детей, желательно поддерживать возникший у них интерес к природе, побудить в них желание самостоятельно искать пути решения возникших задач. Очень полезно детей брать на дальние прогулки в лес, на речку. И чем чаще это делается, тем лучше. Используйте каждый свободный час. Идите с ребёнком в поле, лес, на берег пруда, самый непримечательный овражек, заросший кустарником, таит в себе изумительные вещи, если только вы умеете увидеть их и раскрыть глаза на них вашему ребёнку.
Внимание ребёнка на прогулках желательно обращать на красоту и особенности сезона, увеличение или уменьшение длины дня и ночи, температуру воздуха (тепло, холодно, очень тепло, очень холодно), на характер выпавших осадков (снег зимой и дождь в другие сезоны года). Очень целесообразно показать малышу солнце, луну, звёзды и связанные с ним явления: закат, восход солнца, изменения формы луны. Детям интересно наблюдать грозу, радугу и другие природные явления.
Одновременно внимание детей необходимо направлять на зависимость между сезоном и состоянием растений, на то, что весной у деревьев и кустарников распускаются почки, растения цветут, осенью происходит листопад и плодоношение, зимой кустарники и деревья находятся в безлистном состоянии, в состоянии покоя. Постепенно, во время прогулок, ребёнка необходимо научить распознавать наиболее распространённые деревья и кустарники (ель, сосну, лиственницу, липу, рябину, клён, дуб, вяз, тополь). Научить различать детей хвойные и лиственные деревья.
Во время прогулок детей в лес, их знания о деревьях расширяются: деревья узнают по цвету и поверхности коры (белая у берёзы, тёмно-коричневая с глубокими трещинами у дуба, коричневая – у липы, жёлто-серая с трещинами у тополя), по форме листьев или особенностям хвои.
Строение листьев хорошо рассматривать во время листопада. Найдите по одному листу липы, берёзы, дуба и покажите ребёнку в сравнении их между собой по форме: у липы листья округлые; у берёзы гладкие, треугольные; у дуба вырезные. Интересно сравнить хвою ели, сосны, лиственницы по цвету, величине и жёсткости, сравнить шишки этих деревьев. У ели хвоя тёмно-зелёная, короткая, у сосны – сине-зелёная, у лиственницы – в отличии от них, хвоя светло-зелёная и, главное, мягкая, как бы пушистая. Такое сравнение очень помогает детям запомнить названия деревьев.
Уже в дошкольном возрасте дети должны знать, что деревья и кустарники ломать нельзя, что им больно, что порченое дерево или кустарник плохо растут.
На прогулках в парк или сквер желательно знакомить детей с различными декоративными растениями (цветами), обращать внимание на их цветение, окраску их цветков, запах, некоторые особенности строения цветка. Пусть на каждой прогулке ребёнок узнаёт какое-нибудь новое декоративное растение. Однако при этом дети должны быть строго предупреждены, что в сквере, парке ничего рвать нельзя.
Каждый должен знать, что массовый сбор цветков в букеты, подобные веникам, - браконьерство! Однако пройти мимо красивого, тем более первоцветущего растения с ребёнком все-таки трудно. Поэтому детям нужно показать растение, назвать его, полюбоваться его красотой в естественных условиях, рассмотреть его. Для удовлетворения познавательного интереса и эстетических потребностей бывает вполне достаточно составить небольшой букетик из одного – трёх, в крайнем случае, из 7-ми цветов, с добавлением какой-нибудь зелени. При сборе цветов необходима охрана их подземной части: нельзя их вырывать из земли с корнем. Дома надо показать ребёнку, как поставить букет в вазу с водой.
Семьи часто делают выходы за ягодами и грибами. Собирают землянику, малину, клюкву, калину, ежевику, костянику. Но, наряду с этими ягодами, в лесу растут и неизвестные, именуемые «волчьими» ягоды. Детям необходимо при случае показывать несъедобные ягоды и предупреждать их, чтобы они не отравились. Кажется, нет более простого, чем сбор ягод, но, оказывается, и здесь нужно позаботиться об охране природы и прививать детям правильные навыки сбора ягод. Нередко при сборе черники, брусники срывают ягоды вместе со стеблями и таким образом, бессмысленно уничтожают кустарник, который плодоносил бы ещё не один год.
Если детей привлекают к сбору лекарственного сырья, то при этом желательно проводить в каждом отдельном случае небольшую беседу: назвать лекарственное растение, показать его, рассмотреть его цветки, листья, стебли, познакомиться с условиями его обитания. Ребёнку необходимо рассказать, какую часть растения собирают и как именно и для чего его применяют. Все должны знать способы охраны лекарственных растений: на 4-х квадратных метрах оставляется 9 самых крупных плодоносящих растений. В любом случае очень важно не повреждать их подземную часть.
Родители должны прививать детям привычку бережно относится к природе в целом, к лесу, водоёму. Загрязнение почвы стеклянной и железной тарой, полиэтиленом, выжиганием растительности, рубка здоровых деревьев наносят непоправимый вред природе, оказывают отрицательное воздействие на детей. Родители должны быть примером, образцом поведения в природе. Приучайте детей, чтобы они не рвали ветвей и листьев.
Безусловно, часть работы по экологическому образованию и воспитанию в семье проходит на примерах сельскохозяйственных работ. Бывая с детьми на даче, желательно показывать им какие у сельскохозяйственных растений листья, стебли, цветки, какие плоды даёт то или иное растение, каким образом их собирают, как ведут уход за растениями, как он влияет на рост и развитие растений, как они развиваются в зависимости от сезонных изменений в природе. Однако пассивным наблюдателем происходящих сельскохозяйственных работ, ребёнок оставаться не должен. Ему нужно давать небольшое задание: посеять семена, посадить, например, несколько кустиков клубники, прополоть грядку. Желательно, чтобы были комнатные растения дома, за которыми ребёнок мог бы ухаживать.
После каждого выхода в природу с детьми в процессе наблюдений за растениями или животными обычно возникает целый ряд вопросов, которые желательно, не откладывая в долгий ящик, выяснить в тот же день. Ответы на них можно найти в справочной литературе, которая необходима в повседневной жизни. Очень важно, чтобы родители во время прогулок с детьми сами бережно относились ко всему, что их окружает, и научили этому детей.
Хочется верить, что наши воспитанники, когда вырастут, будут бережно относиться к природе и хранить всё живое на земле. Пусть вольно летают птицы, ползают и прыгают насекомые, пусть радуют глаз не сорванные цветы и травы, и пусть этот зелёный и голубой мир останется таким же ярким праздничным, каким мы его получили в наследство
Приложение 7
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе.
Тема: «Деревья родного края»
Задачи: Расширять представления о деревьях в республике Удмуртия, формировать умения различать некоторые виды деревьев.
Развивать познавательный и коммуникативные возможности воспитанников, расширять кругозор.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
Картины деревьев, разрезные картинки, модули разных пород деревьев, ветки деревьев, сухие листья, семена, круглое дерево. Музыкальное сопровождение «Времена года» Чайковского.
Методические приемы
Беседа «Чем славится наша республика». Предложение прогуляться по красивым местам.
Стишок «Куда сегодня мы пойдем, никто пока не знает. А может в лес мы забредем? И в мир растений попадем». Дети закрывают глаза. На счет «раз, два, три» открывают глаза и видят картины с деревьями. «Какие деревья вы узнали?». «А какие еще деревья растут в нашей республике?». «Покажите лиственные и хвойные породы деревьев». Дети берут модули и рассказывают о деревьях.
Из каких частей состоит дерево. Помогут найти ответ кубики с картинками. Дети по очереди подходят к столу, выбирают кубики и рассказывают. (У деревьев есть корни, они растут под землей). (У деревьев есть ствол, он бывает тонким, толстым, светлым, темным). (У деревьев есть ветки с листьями, зимой ветки голые).
Воспитатель знакомит с новым словом «Крона» - это ветки с листьями или просто верхняя часть дерева.
Беседа «Есть ли у деревьев соседи, кто или что они».
Создание экологических цепочек: «Дерево, птицы, насекомые».
Решение проблемной ситуации: «Что может случиться, если деревья исчезнут с Земли».
Игра с мячом: «Назови лес». (Липы – липовый, осины - осинник, березы – березняк, дубы – дубрава и т.д.)
Приложение 7
Конспект занятия в подготовительной группе
Тема: «Кора деревьев»
Задачи:
Обучающие: Уточнить с детьми понятие «кора» для чего она служит деревьям. Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная, в отличие от коры старого дерева). Закрепить название профессии людей, занимающихся изучением и уходом за лесами, за птицами, за животными.
Развивающие: Развивать логическое мышление, обогащать речь.
Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Словарная работа: древесина, лесник, сувенир.
Предшествующая работа: экскурсия в парк, рассматривание цвета коры у разных деревьев, обратить внимание на возраст дерева, его породу, величину. Наблюдение за дятлом. Беседа о том, что производят из древесины. Разучивание экологической подвижной игры «Дерево мама».
Материалы и оборудование: иллюстрация дятла, плакат с изображением дерева, образцы коры деревьев (берёзы, ели, липы, сосны» кусочки смолы, веточки тополя, схема сухого дерева. Образцы предметов, сделанных из берёзы, из коры дуба, липы. Магнитофон, кассета с записью шума леса.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Ребята, в выходные дни я была в лесу и встретила там лесника. Он мне передал для вас конверт с корзиной. Давайте, почитаем письмо и узнаем, о чем в нем говорится (читает письмо, в котором загадки)
Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший. Протянет нам десятки рук и тысяча ладошек (Дерево)
- Это дерево (показываю плакат). Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему? (оно дышит, питается, растёт, размножается).
- А как дышит дерево? Правильно листьями. Дерево вдыхает в себе грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород – этот чистый воздух, необходимый для жизни людей. Но мы с вами забыли ещё об одном подарке лесника. Корзина – это короб из бересты. Откроем корзину и посмотрим (показываю образцы коры, раскладываю их на стол). Дети, как вы думаете что, это? Правильно это кора. Скажите, для чего дереву нужна кора (кора защищает дерево).
- А от чего она может его защищать? (от солнца, мороза, ветра, от того, чтобы не вытекал сок).
- Как вы думаете, кора защищает только ствол дерева? (ветки) Давайте посмотрим. --- Что же такое кора и что под ней находится «Разденем веточку» (осторожно придерживая рукой, отделяю часть кожицы).
- Что находится под ней? (Древесина). А какая сама кожица? (тонкая, чистая, мягкая). Кожица – это тоже кора, только молодая.
- Даша, найди, пожалуйста. На столе кору молодого дерева. Объясни, почему, ты так думаешь? (потому что кора тонкая).
- Катя, найди кору старого дерева, (потому что жесткая).
- Ребята, посмотрите и скажите с каких пород деревьев это кора? (Берёза, сосна, липа).
- Для чего человеку нужно знать возраст дерева? Хотите я вам расскажу. (Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги).
Проводится физкультминутка (включается запись – шум леса).
- А какие деревья нужно спиливать в лесу? (старые, больные).
- Как определить, узнать, что дерево болеет? (листья вянуть, кора трескается).
- А от чего деревья болеют? (Поселились вредные насекомые).
- Как вы думаете, кто лечит деревья? (Дятел).
- Кто знает, как ещё называют дятла? ( Лесной доктор).
- От чего ещё болеют деревья (Кто-то порезал кору, сломал ветку и т.д.). Да, дети, кто так делает, приносит большой вред деревьям.
Проводится экологическая подвижная игра «Я дерева, мама».
- Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными, деревьями. Кто знает, как называется это профессия? (Лесник).
- Что же можно сделать из коры дерева? Посмотрите на эту выставку, она вам поможет найти ответ (из коры березы изготавливают различные поделки, корзинки, посуду, сувениры).
Включается магнитофон с голосами птиц.
- Что мы слышим? (птичий переполох). Что случилось в лесу? Птицы кружатся над деревом (показываю схему сухого дерева)
- Что случилось с этим деревом? (она погибла). Почему это видно? (нет листьев, нет коры)
- Чем мы можем помочь ему?
Коллективная работа «Оденем дерево»
- Как сделать кору, похожую на настоящую? (смять бумагу, покрасить).
Будем делать кору липы. Дети делают листочки, воспитатель приклеивает к стволу.
- Вот мы и «подлечили дерево». А чем можем помочь. Каждое доброе дело, названные вами, будет превращаться в зелёный листочек дерева (поливать, зимой укутывать снегом, сделать скворечники, замазать ранки глиной).
- Вот видите, сколько нового и интересного мы узнали на занятии.
Деревья – это украшение нашей земли. Так давайте же беречь их.
Если бы я был деревом, моя кожа стала бы твердой и жесткой, и даже стала бы шершавой. Она была бы вся в буграх и бороздах.
Я даже чувствую, что она морщинистая. Но это моя новая морщинистая кожа.
Защитит меня от ран. А дети поймут. Что нельзя вырезать надписи и знаки. На этой новой коже, которая называется кора. Как это было бы чудесно, если бы я мог быть деревом!
Приложение 8
Конспект занятия в подготовительной группе
Тема: «Сохраним деревья».
Задачи:
Обучающие: Расширить представления детей о важной функции деревьев и необходимости их сохранения. Формировать умение различать некоторые виды деревьев.
Развивающие: Развивать познавательные и коммуникативные способности детей, расширять кругозор.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к деревьям, самостоятельность и аккуратность.
Словарная работа: рубанок, стружка, опилки, волокна, плотник.
Предшествующая работа: рисование деревьев, встреча с плотником.
Материалы и оборудование: деревянный сундук с различными деревянными предметами; столярный и плотницкий инструмент; иллюстрации деревьев, опилки, стружки, нитки, бумага различной плотности, дощечки, листы бумаги с нарисованными деревьями; красные, оранжевые, желтые салфетки, нарезанные на квадратики, клей, кисти для клея, карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
- Подойдите ко мне, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, пусть тепло ваших улыбок согреет вас.
- Ребята, вы любите путешествовать? Тогда я вам предлагаю отправиться в деревянный город, который называется Деревоград. Это город не простой, сказочный, а мы его первые гости, хотя этот город построили люди. В Деревограде нас будут окружать не дома, а самые разные деревья.
2. Сюрпризный момент:
-Посмотрите, какой красивый сундук. Очень интересно, что же у него внутри. Как вы думаете?
- Этот сундук не простой, он с секретом. Открыть его можно лишь назвав дерево, растущие в этом городе и тогда мы найдем много интересных вещей.
-Какие деревья мы знаем? (береза, сосна, клен, и т. д.).
- Молодцы! Думаю, теперь мы можем, открыть сундук. Пожалуйста, подойдите поближе, и внимательно посмотрите, что внутри? Возьмите по одному предмету и садитесь на свои места (дети разбирают предметы и садятся на свои места).
- Кто из вас хочет рассказать о том, что у него в руках, как называется предмет и для чего он предназначен. (У меня – ксилофон, это музыкальный инструмент. У меня – шкатулка, в ней можно что-нибудь хранить).
- Скажите, пожалуйста, на ощупь эти предметы твердые или мягкие? (твердые)
Для вас у меня есть еще один сюрприз. Сегодня, я пригласила к нам в гости одного интересного человека. Он занимается обработкой дерева. Кто знает, как называется эта профессия? (плотник)
3. Появление плотника:
Плотник: Здравствуйте дети
Для того чтобы доски были гладкие и не занозистые, их строгают рубанком, вот так (показывает) А чтобы сделать доски определенной длины их пилят ножовкой, вот так (показывает). А чтобы скрепить их между собой используют гвозди и молоток (показывает).
Ребята, давайте поблагодарим нашего плотника, скажем ему «Спасибо».
4. Рассказ воспитателя:
- Так вот, ребята, люди заметили, что при обработке дерева остается много отходов - стружки и опилки. Подойдите, пожалуйста, к столу (воспитатель показывает стружки и опилки). Дети подходят к столу трогают разложенные опилки и стружки.
И научились использовать их, добавив синтетические волокна люди стали делать из еловых опилок нити. Вот посмотрите, они есть и в волшебном сундучке (показывает нитки и вещи из них). Склеивая опилки, люди научились делать доски (показывает ДСП). Конечно, древесно-стружечная плита не такая прочная, как настоящая доска, зато на ее изготовление не тратиться так много деревьев.
В стародавние времена, в стране, которая называется Китай, люди, научились делать бумагу. А вы знаете, как ее делали?
- Садитесь на свои места, а я сейчас покажу вам (показ слайдов). Китайцы собирали опилки, добавляли в них воду, специальный клей и долго варили. Затем в полученное кашеобразное варево добавляли старые, хорошо промытые тряпки, ароматические вещества. Потом эту массу черпали ситом и высушивали на солнце. Конечно, такая бумага получалась очень жесткая, сероватая, но китайцы ей очень гордились. Стоила такая бумага очень дорого, что ее могли купить очень богатые люди.
- Какая бумага бывает сейчас? (белая, цветная, бархатная и т. д.).
- Верно, вот она (показывает)
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, что в нашей группе сделано из дерева? (столы, стулья, шкафы, игрушки, бумага и т. д.)
- Какую пользу приносят деревья? Для чего они нужны? (деревья очищают воздух, из них строят дома, строят корабли и т. д.).
- Да, деревья нужны нам:
- для чистого воздуха
- для строительства
- как дом и стол для птиц и зверей
- для флота
- для укрепления почвы
- для изготовления деревянной утвари
- для изготовления игрушек
- для изготовления музыкальных инструментов.
Наши деревья - это строители, музыканты, повара, художники. Вот как много профессий имеют деревья. Вот как богат наш лес.
- А как люди относятся к деревьям?
- Скажите мне, пожалуйста, что значит «бережно относится к деревьям » (не ломать ветки, поливать и т.д.)
- Правильно, рыхлить деревья вокруг них, поливать, не ломать. А еще, ребята, бережное отношение к деревьям - это и бережное отношение к деревянным предметам, которые нас окружают, в том числе и к бумаге.
-Мы с вами – юные экологи, защитники природы, а это значит, от нас зависит будущее наших деревьев, наша жизнь.
5. Физкультурная минутка:
- Какое сейчас время года? (осень)
- Скажите мне, пожалуйста, какие изменения происходят с деревьями осенью? (облетают листья, деревья стали голые, готовятся к зиме).
6.Рисование «Осенние деревья».
- Мы с вами уже рисовали деревья, с которых облетели листья. А я предлагаю вам вспомнить золотую осень и «одеть» деревья в яркий осенний наряд.
Садитесь за столы и посмотрите, как будут преображаться наши деревья.
Перед вами на столе маленькие квадратики бумаги, которые я вырезала из цветных салфеток. Вы накрутите этот квадратик на не заточенный конец карандаша и приклейте вдоль веточки наших нарисованных деревьев. Работать вы будете в парах, каждая пара делает по одному дереву, но вместе у нас получится целая роща деревьев, которые будут нам напоминать нам о том, что деревья приносят человеку огромную пользу.
А чтобы работа шла быстрее, договоритесь между собой. Пусть один покручивает квадратики, другой приклеивает (дети начинают работу)
- Ребята, посмотрите, какие красивые стали наши деревья, надев свой осенний наряд.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.