СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Дифференцированное обучение русскому языку"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Дифференцированное обучение русскому языку"

Просмотр содержимого презентации
«Проект1»

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Урская средняя общеобразовательная школа»     п. Урск Гурьевский район  Кемеровской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Урская средняя общеобразовательная школа»

п. Урск

Гурьевский район

Кемеровской области

Дифференцированное обучение русскому языку в 7 классе по разделу  «Наречие» Цель: создание условий для дифференцированного обучения и контроля на индивидуальном максимально посильном уровне трудности  освоения учениками раздела русского языка 7 класса «Наречие».

Дифференцированное обучение русскому языку в 7 классе по разделу «Наречие»

Цель: создание условий для дифференцированного обучения и контроля на индивидуальном максимально посильном уровне трудности освоения учениками раздела русского языка 7 класса «Наречие».

Задачи проекта:

Задачи проекта:

  • Обеспечить высокий уровень компетентности обучающихся.
  • Стимулировать потребность в повышении уровня сложности заданий, определяющегося глубиной овладения содержанием темы.
  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Подобрать и разработать материалы по теме «Наречие»: разноуровневые задания, различные виды тестов, задания творческого характера (сочини сказку, найди ошибки, разгадай кроссворд и др.); дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков и т.п..
  • Создать методическое пособие для учителей русского языка по разделу «Наречие» в 7 классе, в котором главной концепцией обучения является проникающая технология дифференцированного обучения по уровню развития способностей детей.
  • Создать информационно – технологический комплекс презентаций к тридцати пяти урокам в программе Microsoft Office PowerPoint -2007.
Этапы реализации проекта  август 2009- сентябрь 2010   Январь-сентябрь 2010  V Ноябрь-декабрь 2009, январь 2010   IV  Октябрь 2009  III Сентябрь2009   II Август 2009 года I

Этапы реализации проекта август 2009- сентябрь 2010

Январь-сентябрь 2010

V

Ноябрь-декабрь 2009, январь 2010

IV

Октябрь 2009

III

Сентябрь2009

II

Август 2009 года

I

Ожидаемые результаты Более глубокое и прочное усвоение учащимися материала на индивидуальном максимально посильном уровне трудности обучения. Стимулирование потребности в повышении уровня сложности заданий, определяющегося глубиной овладения содержанием темы. Развитие творческих способностей учащихся. Создание методического пособия для учителей русского языка по разделу «Наречие» в 7 классе. Создание информационно - технологическо комплекса презентаций к тридцати пяти урокам. Обмен опытом:  защита проекта, открытый урок по русскому языку в 7 классе по разделу «Наречия», с использованием проникающей технологии дифференцированного обучения.

Ожидаемые результаты

  • Более глубокое и прочное усвоение учащимися материала на индивидуальном максимально посильном уровне трудности обучения.
  • Стимулирование потребности в повышении уровня сложности заданий, определяющегося глубиной овладения содержанием темы.
  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Создание методического пособия для учителей русского языка по разделу «Наречие» в 7 классе.
  • Создание информационно - технологическо комплекса презентаций к тридцати пяти урокам.
  • Обмен опытом:

защита проекта,

открытый урок по русскому языку в 7 классе по разделу «Наречия», с использованием проникающей технологии дифференцированного обучения.

Целевые группы проекта Алгоритмы, таблицы, презентации,  Ученики  Учителя

Целевые группы проекта

Алгоритмы, таблицы, презентации,

Ученики

Учителя

Речевая ситуация Где? Текст Кто? Кому? Что? Зачем?

Речевая ситуация

Где?

Текст

Кто?

Кому?

Что?

Зачем?

С чем связано неодинаковое усвоение материала ?

С чем связано неодинаковое усвоение материала ?

ПРОБЛЕМА У каждого ученика свой уровень способностей.

ПРОБЛЕМА

У каждого ученика свой уровень способностей.

Пути решения проблемы:

Пути решения проблемы:

  • Гипотеза И. Унт: в современных условиях главная форма индивидуализации обучения — самостоятельная работа учащегося в школе и дома.
  • Гипотеза А.С. Границкой: в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками.
  • Гипотеза В.Д. Шадрикова: развитие способностей эффективно, если давать ребёнку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен.
«Комбинированная система обучения» с использованием технологии дифференцированного обучения по уровню развития способностей детей Гузик Н.П. (заслуженный учитель химии РФ)

«Комбинированная система обучения» с использованием технологии дифференцированного обучения по уровню развития способностей детей

Гузик Н.П. (заслуженный учитель химии РФ)

Что такое дифференциация обучения? По определению Г. К. Селевко , «дифференцированное обучение – это:

Что такое дифференциация обучения?

По определению Г. К. Селевко , «дифференцированное обучение – это:

  • форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа)
  • часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых»
Виды дифференциации  обучения

Виды дифференциации обучения

Технология дифференцированного обучения

Технология дифференцированного обучения

Уровневая дифференциация Положительные аспекты

Уровневая дифференциация

Положительные аспекты

  • Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей
  • У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному
  • Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания
  • Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам
  • Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже про­двигаться в образовании
  • Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности
  • Повышается уровень мотивации учения в сильных группах
  • В группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться
Уровневая дифференциация Отрицательные аспекты Деление детей по уровню развития негуманно Высвечивается социально-эконо­мическое неравенство Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, полу­чать от них помощь, соревноваться с ними Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства Несовершенство диагностики при­водит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети Понижается уровень Я -концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эго­истический комплекс; в слабых группах снижается уровень само­оценки, появляется установка на фатальность своей слабости Понижается уровень мотивации учения в слабых группах Перекомплектование разрушает классные коллективы

Уровневая дифференциация

Отрицательные аспекты

  • Деление детей по уровню развития негуманно
  • Высвечивается социально-эконо­мическое неравенство
  • Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, полу­чать от них помощь, соревноваться с ними
  • Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства
  • Несовершенство диагностики при­водит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети
  • Понижается уровень Я -концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эго­истический комплекс; в слабых группах снижается уровень само­оценки, появляется установка на фатальность своей слабости
  • Понижается уровень мотивации учения в слабых группах
  • Перекомплектование разрушает классные коллективы

Виды внутриклассной дифференциации Фронтальная  (класс выполняет общее задание, а учитель дифференцированно обучает разноуровневые группы) Групповая (каждая группа выполняет часть общего задания) Внутригрупповая  (деление в группе по индивидуально-психологическим особенностям, по уровню подготовки, по выполнению частей общего задания группы) Персональная  (индивидуальные задания выполняются с помощью учителя; самостоятельно с консультациями учителя; самостоятельно без помощи учителя)

Виды внутриклассной дифференциации

  • Фронтальная (класс выполняет общее задание, а учитель дифференцированно обучает разноуровневые группы)
  • Групповая (каждая группа выполняет часть общего задания)
  • Внутригрупповая (деление в группе по индивидуально-психологическим особенностям, по уровню подготовки, по выполнению частей общего задания группы)
  • Персональная (индивидуальные задания выполняются с помощью учителя; самостоятельно с консультациями учителя; самостоятельно без помощи учителя)

Стандарты базового образования состоят из двух уровней требований:   1) к содержанию образования, которое школа обязана предоставить учащемуся; 2) к содержанию образования, которое школа должна потребовать  от учащегося и усвоение которого является минимально обязательным для учащегося.

Стандарты базового образования состоят из двух уровней требований:

1) к содержанию образования, которое школа обязана предоставить учащемуся;

2) к содержанию образования, которое школа должна потребовать от учащегося и усвоение которого является минимально обязательным для учащегося.

Инновационный подход

Инновационный подход

  • Проведение психолого-педагогической диагностики, позволяющей определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, а, следовательно, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся.
  • Отслеживание результатов каждого ученика, фиксация полученных данных.
  • Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики.
  • Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному.
  • Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся.
Специфика дифференциации в обучении русскому языку Ученик Учитель Учебник

Специфика дифференциации в обучении русскому языку

Ученик

Учитель

Учебник

    Внутриклассная дифференциация по уровню развития способностей

  Внутриклассная дифференциация по уровню развития способностей

  •   Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
  • Приспособление (адаптация) к уровню и особенностям развития различных групп учащихся.
Психологическая установка учителя: « возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».

Психологическая установка учителя:

« возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».

Особенности методики

Особенности методики

  • блочная подача материала;
  • работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения;
  • наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в карточках.
Методические основания  для дифференциации обучения  русскому языку Дифференцированная диагностика  ( умения, знания развитие речи и творческих способностей) Дифференцированное обучение  (проектирование индивидуальных образовательных траекторий в зависимости от уровня развития ученика, типа урока) Дифференцированный контроль   (тематический контроль; полнота проверки обязательного уровня подготовки; открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня; итоговый- «оценка методом сложения» ).

Методические основания для дифференциации обучения русскому языку

  • Дифференцированная диагностика ( умения, знания развитие речи и творческих способностей)
  • Дифференцированное обучение (проектирование индивидуальных образовательных траекторий в зависимости от уровня развития ученика, типа урока)
  • Дифференцированный контроль

(тематический контроль; полнота проверки обязательного уровня подготовки; открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня; итоговый- «оценка методом сложения» ).

Формирование заданий для групп учащихся происходит на основании психолого-педагогической диагностики способностей учащихся I  группа (А ): учащиеся с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения, обладающие высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования II группа (Б): учащиеся с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением, не умеющие сконцентрировать своё внимание, им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного III группа(В): учащиеся с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя, с медленной речью, бедной по составу и эмоционально, им требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим

Формирование заданий для групп учащихся происходит на основании психолого-педагогической диагностики способностей учащихся

  • I группа (А ): учащиеся с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения, обладающие высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования
  • II группа (Б): учащиеся с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением, не умеющие сконцентрировать своё внимание, им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного
  • III группа(В): учащиеся с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя, с медленной речью, бедной по составу и эмоционально, им требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим

Оценивание знаний

Оценивание знаний

  • тематический контроль;
  • полнота проверки обязательного уровня подготовки;
  • открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;
  • оценка методом сложения (общий зачёт = сумма частных зачётов);
  • двоичность в оценке обязательного уровня (зачёт-не­зачёт);
  • повышенные оценки за достижения сверх базового уровня;
  • «закрытие» пробелов (досдача, а не пересдача); .
  • возможность «дробных» зачётов;
  • кумулятивность итоговой оценки (годовая оценка вытекает из всех полученных).
Методическое пособие для учителей русского языка по разделу «Наречие» в 7 классе На реч ие На рек ать Речь  Реч истый  Из реч ение

Методическое пособие для учителей русского языка по разделу «Наречие» в 7 классе

На реч ие

На рек ать

Речь

Реч истый

Из реч ение

О наречии мы знаем все!!!

О наречии мы знаем все!!!

Дифференцированные задания Перед вами на столе карточки, выберете уровень сложности самостоятельно  «4»  «5» Б  «3» А В

Дифференцированные задания

Перед вами на столе карточки, выберете уровень сложности самостоятельно

«4»

«5»

Б

«3»

А

В

Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на –О, -Е НЕ пишется слитно НЕ пишется  раздельно   1. Слово без НЕ не употребляется. Н: н ел еп о ( не употр. ) 2.  Слово с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ. Н: н ег ромк о ( тихо ) 1. В предложении есть противопоставление с союзом а . Н: н е д алек о , а близко

Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на –О, -Е

НЕ пишется слитно

НЕ пишется раздельно

1. Слово без НЕ не употребляется.

Н: н ел еп о ( не употр. )

2. Слово с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ.

Н: н ег ромк о ( тихо )

1. В предложении есть противопоставление с союзом а .

Н: н е д алек о , а близко

Алгоритм 1. Употребляется ли наречие без НЕ?   нет  да слитно (н ел еп о )  2. Оканчивается ли наречие на -О, -Е?   нет  да  см. «Примечание» 3. Есть ли противопоставление с союзом а ?  да  нет   раздельно  (н е г лубоко, а мелк о ) 4. Есть ли слова, усиливающие отрицание?  да  нет   раздельно  ( вовсе не легк о )  5. Можно ли заменить синонимом без НЕ?   да нет   слитно  раздельно  н ед алек о ( близко ) (н е м ужественн о )

Алгоритм

1. Употребляется ли наречие без НЕ?

нет

да слитно ел еп о )

2. Оканчивается ли наречие на -О, -Е?

нет

да

см. «Примечание»

3. Есть ли противопоставление с союзом а ?

да

нет

раздельно

е г лубоко, а мелк о )

4. Есть ли слова, усиливающие отрицание?

да

нет

раздельно

( вовсе не легк о )

5. Можно ли заменить синонимом без НЕ?

да нет

слитно раздельно

н ед алек о ( близко ) (н е м ужественн о )

Физкультминутка Медленно  встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту.

Физкультминутка

Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту.

Рефлексия отличное настроение нейтральное настроение нет настроения

Рефлексия

отличное настроение

нейтральное настроение

нет настроения

Методическое пособие для учителей русского языка по разделу «Наречие» в 7 классе На реч ие На рек ать Речь  Реч истый  Из реч ение

Методическое пособие для учителей русского языка по разделу «Наречие» в 7 классе

На реч ие

На рек ать

Речь

Реч истый

Из реч ение

СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!

Над презентацией работала: Пластун Мария Александровна,  учитель русского языка, риторики и литературы МОУ «Урская средняя общеобразовательная школа» поселка Урск Гурьевского района Кемеровской области     mariya.plastun@mail.ru

Над презентацией работала:

Пластун Мария Александровна,

учитель русского языка, риторики и литературы

МОУ «Урская средняя

общеобразовательная школа»

поселка Урск Гурьевского района

Кемеровской области

[email protected]