Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №17 «Малютка»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Проект
для детей старшего дошкольного возраста
«Моя республика родная»
Подготовила воспитатель
А.Е. Атрохова
Актуальность.
Учеными уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился он и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам.
Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию - это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Для дошкольного периода характерны - наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.
Цель:
• Закрепить у детей стойкий интерес к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.
• Закрепить у детей представления о своей малой Родине, о культуре и быте наших предков.
Задачи:
1. Способствовать приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов, проживающих в Республике Башкортостан, их духовным, материальным ценностям;
2. Создать условия для ознакомления детей нравственных ценностей и духовных традиций разных народов, проживающих в Республике Башкортостан;
3. Воспитывать интерес и любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Родители:
1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность путем
ознакомления с историей родного города и края.
2. Ориентировать родителей воспитанников на воспитание патриотических
качеств в семье.
Предполагаемый результат:
1. Дети должны получить знания о поселке, в котором живут, о его достопримечательностях, памятных местах, уметь принимать участие в беседе и составлять рассказы.
2. В детях должна воспитываться любовь к своей малой Родине.
Этапы реализации проекта
I этап - подготовительный | Сроки |
1 | Диагностический: | 1. Анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей, 2. Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города. | Сентябрь |
Организационный: | 1. Подобрать энциклопедическую, методическую и художественную литературу. 2.Довести до участников проекта важность данной проблемы. 3. Подобрать иллюстрации о республике Башкортостан. 4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей. 5. Подобрать дидактические игры о республике Башкортостан. 6. Подобрать материалы, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности детей. | Октябрь |
II этап – основной |
Работа с воспитанниками |
Ноябрь |
| Познавательное развитие | 1. Познавательные беседы: Тема: «Мы живем в России»; «Мой родной край Башкортостан» 2. ООД по познавательному развитию «Дом Дружбы» |
Речевое развитие | 1. Составление рассказов «Город, в котором я живу» 2. Чтение башкирской сказки: «Егет, звавший на помощь нужду» Л. Кузьмин. |
Художественно – эстетическое развитие | 1. Рисование Тема: «Флаг России» 2. Художественно – эстетическое развитие. Аппликация. Тема: «Заснеженный город» |
Социально – коммуникативное развитие | 1. Дидактические игры: «Башкирская национальная одежда», «Кто скорее составит флаг РБ? ». 2. Настольно – печатные игры: «Башкирская посуда», «Башкирские узоры», «Узнай свой элемент башкирского орнамента» 3. Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по родному городу Октябрьский» |
Физическое развитие | 1. Пальчиковая гимнастика «Дом» Цель: развивать мелкую моторику рук 2. Подвижная игра «Трамвай» Подвижные игры «Найди свой дом», «Юрта». 3. Башкирская подвижная игра: «Айгуль и цыплята»; |
Декабрь |
2 | Познавательное развитие | 1. Познавательные беседы: Тема: «Флаг Башкортостана»; «Мой родной край»; 2. Рассматривание иллюстраций: «Национальные блюда башкир»; 3. ООД по познавательному развитию «Башкирское жилище» |
Речевое развитие | 1. Составление рассказов «Город, в котором я живу» 2. Чтение башкирской сказки «Лиса сирота»; |
Художественно – эстетическое развитие | 1. Художественно – эстетическое развитие. Рисование. Тема: «Раскрась герб города». 2. Художественно – эстетическое развитие. Аппликация. Тема: «Белая юрта (Ак тирмэ)» |
Социально – коммуникативное развитие | 1. Дидактическая игра «Найди среди гербов разных стран герб России»; 2. Настольно – печатные игры: «Башкирская посуда», «Башкирские узоры», «Узнай свой элемент башкирского орнамента» 3. Сюжетно – ролевая игра «Издание журнала «Чудеса Башкортостана» |
Физическое развитие | 1. Пальчиковая гимнастика «Дом» Цель: развивать мелкую моторику рук 2. Подвижная игра «Трамвай» Подвижные игры «Найди свой дом», «Юрта». 3. Спортивный досуг «Мы будущие спортсмены нашей республики»! |
Работа с родителями |
1. Консультация на тему: «Семейный маршрут выходного дня» 2. Фотовыставка: «Наш край родной - Юашкортостан» | Декабрь |
1. Совместные творческие задания: а) придумать и нарисовать герб своей семьи; б) составить карту своего микрорайона; в) выращивание в каждой семье комнатного растения для группы. 2. Консультация на тему: «Воспитываем элементы гражданственности» 3. Тематическая выставка на тему: «Увлекательное путешествие по родному городу» |
Литература:
1. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» - М. :ЦГЛ,2004
2. Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России» М. ,2003
3. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?» М., 2005
4. «Как знакомить дошкольников с природой» Под ред. П. Г. Саморуковой М. ,Просвещение,1978
5. М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Управление ДОУ 2005, №1
6. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина» Управление ДОУ 2005,№1
7. Шорыгина Т. А. «Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание» М., 2007
1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1-2005.
2. Федорова Л. Ф. План патриотического воспитания детей подготовительной к школе группы//Управление ДОУ. -2005, №1