СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Дружбой надо дорожить»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект «Дружбой надо дорожить»»

ПРОЕКТ «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»

Руководители проекта: Александрова М.В., Грогуль С.П.

Срок проведения проекта: май

Тип проекта: краткосрочный, групповой, исследовательско – творческий.

Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели, родители.

Актуальность проектной идеи:

Дружба, друзья – эти слова обозначают одно из самых замечательных явлений нашей жизни и знакомо оно каждому из нас еще с детства. Это – то, о чем каждый взрослый вспоминает с теплотой и нежностью. Однако, дружба – дело непростое. Дружба не развивается спонтанно, а формируется благодаря развитию у детей нравственных качеств, таких как взаимопонимание, уважение, толерантность и сопереживание. Психологи утверждают, что у многих современных детей нет друзей, и их отношения со сверстниками поверхностные. Телевизор, компьютер, телефон заменяют им общение с друзьями.

А в средствах массовой информации, популярных видео – играх полным ходом пропагандируется жестокость и насилие, пагубно влияющая на неокрепшую психику ребенка. Как результат – растущее с каждым годом количество «трудных воспитанников», которые не умеют себя вести в общественных местах, на улице, дома, в детском саду, пренебрежительно относятся к взрослым, обижают сверстников.

Проблема:

В процессе наблюдения за детьми я выявила некоторые проблемы: в соблюдении правил поведения, в умении решать спорные вопросы и улаживать конфликты, используя речь, в культуре общения детей со сверстниками и взрослыми. В беседах с детьми выяснилось, что дети недостаточно понимают и могут пояснить понятия нравственности, как «дружба», «добро», «зло», сравнивая их просто с действиями или узкой оценкой (хорошо-плохо).

Проблемный вопрос: «Как узнать, друг может быть один или много?

Этим и обусловлен выбор моей темы.

Цель проекта: Формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в группе через художественную литературу.

Задачи:

  • Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты;

  • Научить детей бережно относиться к своим товарищам, проявлять доброту и внимание, общаться друг с другом;

  • Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении; уверенность в себе и своих возможностях, коммуникативные навыки.

  • Воспитывать культуру поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим; доброжелательное и уважительное отношение к старшим.

Ожидаемый результат:

для детей - дети стали более любознательны; научились дружно играть, договариваться, делиться; не забывают использовать вежливые слова, решать конфликты с помощью слов, поправлять друг друга в процессе игры, направляя на хорошие поступки; с удовольствием помогают и старшим и сверстникам; дети знают и называют большое количество пословиц, поговорок о доброте, дружбе; дети стали более раскрепощены и самостоятельны;

для педагогов - педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта; собран и систематизирован весь материал по теме проекта;

для родителей - у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

Основные направления работы:

ООД, беседы, выставки рисунков, поделок, чтение художественной литературы, анкетирование родителей, с/р игры, д/игры, драматизация сказок, инсценировки стихов, экскурсии в библиотеку, индивидуальные беседы с детьми.

План реализации проекта:

1 этап – Подготовительный:

В ходе данного этапа проводится предварительная работа:

  • Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта.

  • Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями.

  • Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических).

  • Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных; пополнение книжного уголка художественной литературой, картинками, играми по теме.

  • Подбор песен, музыкальных композиций, связанных с темой проекта.

  • Сотрудничество с родителями (оформление папки-передвижки для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы. Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.)

2 этап - Основной

В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:


Мероприятия по работе с детьми:

  • чтение художественной литературы и обсуждение с детьми нравственного смысла.

  • просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций,

  • беседы,

  • экскурсия в библиотеку,

  • рисование,

  • аппликации,

  • ручной труд,

  • дидактические, словесные, настольно-печатные, с\р игры,

  • создание проблемных ситуаций


Мероприятия по работе с педагогами:

  • использование раздаточного материала, в соответствии с темой проекта,

  • использование мультимедийной презентации,

  • изготовление пособий для занятий и декораций для развлечений,

  • оформление выставки детских работ «Моя любимая сказка»


Мероприятия по работе с родителями:

  • изготовление консультаций по теме.

  • организация выставки детских работ: рисунков, аппликаций.

  • проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к участию в выставках совместного творчества родителей и детей и к посещению детской библиотеки совместно с детьми группы.

3 этап - Заключительный:

На третьем, заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы:


Коллективная работа Лепка «Дружный хоровод»


Образовательные области

Виды деятельности

Социально- коммуникативное развитие

Этические беседы: «Зачем говорят – Здравствуй», «Вежливая просьба», «Секрет вежливости», «Воспитанность и вежливость», «Дружба, добро и зло».

Ситуативный разговор: «Мой друг», «Вежливые слова», « Что такое дружба?» и д.р.

Создание проблемных ситуаций: «Чем ты можешь помочь другу?», «Почему ты поссорился с другом?»

Утро радостных встреч (после болезни, новенькие в группе)

Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток, альбомов о дружбе.

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Автобус», ,«Семья принимает гостей», «Детский сад».

Дидактические игры: «Назови ласково соседа», «Сломанный телефон», «Угадай, кто позвал», «Угадай мое настроение», «Передай свое настроение» и д.р.

Игры на сотрудничество: «Слепой и поводырь», «Путаница», «Дорожка препятствий», «Обруч».

Заучивание пословиц и поговорок о добре, дружбе,

Пальчиковые игры: «Дружная семейка», «Строим дом», «Друзья» и д.р.

Драматизация: В. Сутеева «Яблоко», р.н.с. «Теремок», «Сказка о глупом мышонке», «Путаница» и д.р.

Инсценировка проблемных ситуаций: «Мой друг меня обидел», «Я хочу с тобой дружить».

Обыгрывание ситуаций из жизни «Плохое настроение», «Когда человек улыбается?», «Приглашаем друзей на день рождения», «Мой друг в беде...»

Настольно – печатные игры: «Сложи картинку», «В гостях у сказки», «Лото» (по сказкам) и д.р.

Строительные игры: «Детский сад».

Просмотр мультфильмов и презентаций по теме.

Познавательное развитие

ООД: «Если с другом вышел в путь», «Дарите людям доброту».

Беседа с детьми о понятиях «дружба», «добро» и «зло». Котик и ежик на качелях», «Помощь бельчонку»,

Игровые упражнения «Кто первым поздоровается?», «Мост дружбы», «Добрые и вежливые слова», «Добрые приветствия».

Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Школа вежливости», «Закончи предложение», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать», «Наши добрые слова», «Давай познакомимся», «Всем – всем, до свидания».

Рассматривание картин по теме.

Речевое развитие

ООД: «Сказочный денек»

Составление творческих рассказов на тему «Мой лучший друг».

Разучивание мирилок, стихов, пословиц о дружбе.

Словесные игры «Кто больше скажет добрых и теплых слов», «Угадай слово», «Как хорошо с тобой дружить».

Чтение художественной литературы: Л.Толстого «Косточка», Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»; немецкие сказки «Айога», «Три сына», Осеева «Добрые слова», стихи А. Кузнецова «Подружки», Е.Серова «Нехорошая история», Е.Благинина «Подарок», сказка «Как светлячок друга искал», А.Барто «Вовка – добрая душа», В. Сутеева «Яблоко», В.Осеева «Волшебное слово», Драгунский. В. «Друг детства», Вересаев «Братишка»

Выставка детских художественных литературных произведений морального содержания.

Проигрывание игровых ситуаций по стихотворению В. Маяковского «Что такое «хорошо» и что такое «плохо?»

Художественно-эстетическое развитие

ООД: Рисование: «Рисунок другу», «Мои друзья».

Лепка: «Дружный хоровод».

Конструирование: «Детский сад».

Ручной труд: «Подарки моим друзьям».

Выставка детских рисунков»: «Если с другом вышел в путь»

Прослушивание музыки «Дорогою добра», «Доброта» (м/ф про Фунтика), Барбарики: «Доброта», «Если друг не смеется», Леопольд «Ярко светит солнце», музыкальная игра - танец – «Дружба крепкая не сломается», «От улыбки» Шаинского.

Физическое развитие

Подвижные игры: «Кто быстрей займет свой дом»; «Ловишки» (в парах); «Бездомный заяц», «Волшебный стул», «Мы веселые ребята», «Каравай» и д.р.

Целевые прогулки «Кому нужна моя помощь»

Спортивные игры – эстафеты.

Взаимодействие с родителями

Анкетирование родителей «Как хорошо мы знаем своих детей», «Взаимопонимание в семье»;

Фотовыставка: «А мы умеем дружить» (фотографии детей группы в повседневной деятельности с разными эмоциональными настроениями);

Консультации для родителей: «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста», «Добр ли Ваш ребенок?», «Ребенок-зеркало семьи», «Почитайте дома» и др.



ПРИЛОЖЕНИЕ


К артотека

«Стишки -мирилки»

для детей дошкольного возраста


Мячик.

Мячик прыгает по кругу!

Мы прощаем всё друг другу!

Между нами уговор:

Дружим мы без драк и ссор!


Раз – мирись.

Раз - мирись! Два - мирись!

И со мной не дерись!

Три - прощенья попросили!

На четыре - всё забыли!

Пять - надутым быть нельзя:

Мы теперь опять друзья!


Подкралась ссора.

К нам с тобой подкралась ссора.

Надо нам ее прогнать.

Мы за пальчики возьмемся.

Раз, два, три, четыре, пять,

Подружились мы опять.


Хватит сердиться.
Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться.

-Ты мне друг!

-И ты мне друг!

Мы обиды все забудем

И дружить как прежде будем.


Беда случилась с нами.

Беда случилась с нами –

Поссорились слегка.

Без друга просто скука,

Мириться нам пора.

Мирись, мирись, мирись

Друг другу улыбнись!


Драться не будем.

Больше драться мы не будем!

И обиды все забудем!

Ты меня сейчас прости!

Улыбнись и не грусти!

Все обиды забыли.

Все обиды мы забыли!

Быстро ссору прекратили!

Если мы с тобой друзья –

Драться, ссориться - нельзя!!!


Пальчик за пальчик.

Пальчик за пальчик

Крепко возьмем.

Раньше дрались,

А теперь ни по чем.


Не дерись.

Не дерись, не дерись,

Ну-ка быстро помирись!


Мирись, мирись.

Мирись, мирись, мирись.

И больше не дерись.

А если будешь драться,

То я буду кусаться.

А кусаться нам нельзя,

Потому что мы друзья!


Ссориться не будем.

Ссориться не будем.

Будем мы дружить,
Клятву не забудем,
Пока мы будем жить!

 

Давайте все мириться.

Давайте все мириться,
Игрушками делиться.
А кто не станет мириться,
С тем не будем водиться!


Давай дружить.

Чем ругаться и дразниться,
Лучше нам с тобой мириться!
Очень скучно в ссоре жить,
Потому – давай дружить!


Солнце.

Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей,
И мириться нам скорей!


Тёплый лучик.

Солнце выйдет из-за тучек,
Нас согреет тёплый лучик.
А ругаться нам нельзя,
Потому что мы – друзья!


Подружки

Давайте не ссориться, подружки,

Нам ведь так грустно друг без дружки!

Сказки о дружбе народов


  1. Сказка о дружбе народов

На нашей красивой планете есть место, где всегда дружно и весело жили русские, казахи, татары: дети и их родители.

Год летел за годом и, казалось, ничто не может изменить их счастливую жизнь.

У казахской семьи, как и у русских, татар, был свой уютный домик. Он стоял на окраине, у самого городка. С наступлением весны казахская семья покрасила домик в розовый цвет, а ставни и двери в белый с розовым горошком. Зелёная трава покрылась жёлтенькими цветочками, и в голубой речке, которая протекала в их яблоневом саду, появились золотые рыбки.

Всю весну казахская семья работала в огороде как и другие. Вырастили они к осени прекрасный урожай помидоров, огурцов, картофеля. Яблони, персики, груши дали необыкновенный урожай. Ветки деревьев были усыпаны плодами. Деревья были очень высокие, и казахской семье приходилось ставить большую лестницу, чтобы дотянуться до макушек деревьев.

Однажды, ранним утром, когда женщины пекли пироги, в дом вбежали дети тяжело дыша и перебивая друг друга:

— Мама, мама! Беда, беда, пришла!

— Упал огромный старый дуб и перекрыл всю воду.

— Речка потекла в обход городу, у нас нет больше воды, мы погибнем. В городе будет засуха, наш урожай, наши деревья, всё погибнет без воды.

— Наши персики, наши персики, наши любимые пироги из персиков, наше варенье!- заплакали ребятки.

-Тише, тише, не плачьте!- сказала мать.

Она обняла своих чад, поцеловала, усадила за стол, отрезала пирог из персиков и налила молока.

— Мы что-нибудь придумаем, мы обязательно придумаем.

После завтрака вся семья взялась за руки, и они побежали к тому месту, где упал дуб.

Там уже собрались и русские, и татары. Дети и их родители пытались отодвинуть дуб, но он был огромный- преогромный и ничего не получалось. Все усердно работали.

-Что теперь будет, что теперь будет, как наши сады?

Маленькие детки стали плакать. Им было страшно. Мама русской семьи вдруг вскрикнула:

— Если мы не сможем отодвинуть дерево, то тогда давайте пророем маленькие ручейки к каждому дому, пусть немного, но у нас будет вода для пищи и полива.

Все обрадовались этой идеи и побежали за лопатами. Дети вместе с родителями, старшие и младшие, трудились три дня и три ночи. И, наконец, тоненькие ручейки стали поливать сады и огороды. Но с каждым днём солнце становилось ярче и жарче. Воды не хватало. Растения и деревья стали засыхать, и урожай начал осыпаться. Тогда все люди собрались вновь и стали решать, как им теперь быть.

– А если нам всем вместе отодвинуть дуб, который перекрыл дамбу?

И тогда все русские, татары, казахи собрались с силами, обеими руками обхватили могучий дуб и освободили дамбу. Чистая, прозрачная вода заполнила высохшую речку и как прежде побежала по своему руслу, поливая все сады и огороды.


  1. «Сказка о дружбе народов»

Жил-был на свете русский богатырь Никита. Жил весело, и было у него много друзей.

Полюбил он однажды царевну и захотел на ней жениться. А царевна ему сказала, что выйдет за него замуж, если достанет он ей обручальное кольцо – перстень самоцветный. Перстень тот хранится у Змея Горыныча в башне до самых облаков. Вокруг той башни огненная стена, вокруг той стены кипящая река.

Делать нечего, пошел Никита искать – добывать самоцветное колечко. Долго ли, коротко ли он искал, набрел, наконец-то на кипящую реку. А перебраться через неё не может. Вернулся грустный на отчизну.

Встретил по дороге его давний друг армянин Арам и спрашивает:

– Что, друг Никита, невесел? Что буйную голову повесил?

– Хочу жениться на царевне, сказала она мне достать самоцветный перстень. Да как достать – через кипящую реку не перебраться. – отвечает ему Никита.

– Не печалься, друг, – говорит ему Арам, – построю тебе я каменный мост через кипящую реку.

Сказано – сделано. Сказал Никита другу спасибо и пошел через мост колечко добывать. Перешел он реку и остановился – перед ним стена огненная. Ходил – ходил богатырь вокруг да около, так ни с чем домой вернулся.

Встретил по дороге друга своего закадычного – калмыка Басанга, тот его и спрашивает:

– Что, друг Никита, невесел? Что буйную голову повесил?

– Хочу жениться на царевне, сказала она мне достать самоцветный перстень. Да как достать – через огненную стену не перебраться – отвечает ему Никита.

Сказано – сделано. Сказал Никита другу спасибо, сел на коня и поехал. Разбежался конь ретивый и перепрыгнул через огненную стену. Скачет дальше – видит башню до облаков, а под ней Змея Горыныча о трех головах. Да, голыми руками такого не одолеть. Пришлось снова воротиться в родную сторонку.

Встретил по дороге друга своего, казаха Тагира, тот его и спрашивает:

– Что, друг Никита, не весел? Что буйную голову повесил?

– Хочу жениться на царевне, сказала она мне достать самоцветный перстень. Да как достать – Змея Горыныча голыми руками не одолеть. – отвечает ему Никита.

– Не печалься, друг, – говорит ему Тагир, – дам я тебе меч богатырский, вмиг им змея одолеешь.

Сказано – сделано. Сказал Никита другу спасибо, сел на коня, взял меч и поскакал Змею Горынычу головы рубить.

Одолел он Змея, а в башню – то попасть не может: нет в ней двери, только окошечко под самыми облаками. Снова богатырь домой вернулся.

Встретил по дороге друга своего старинного – татарина Рустама, тот его и спрашивает:

– Что, друг Никита, невесел? Что буйную голову повесил?

– Хочу жениться на царевне, сказала она мне достать самоцветный перстень. Да как достать – в башне оно, окошечко под самыми облаками.

Сказано – сделано. Сказал Никита другу спасибо, сел на коня и поскакал к башне. Натянул тугой лук и пустил в небо стрелу, а как зацепилась она крепко за башню, залез по веревке в окошечко.

Очутился он в комнате, а в той комнате мешок золота и перстень самоцветный. Взял он и то, и другое.

Вернулся он на родину, женился на царевне, а золото раздал друзьям.



Консультация для родителей

Детская дружба - как строить общение со сверстниками


Как бы родители не любили и не развлекали своих малышей, им все равно не обойтись без общения со сверстниками. Очень важно чтобы ребенок умел не просто играться с другими детками, а именно дружить.

Дружба – это умение доверять и хранить тайны, способность помочь в трудную минуту и дать совет. О настоящей дружбе может похвастаться не каждый, тем более ребенок. Но очень важно, чтобы малыш с раннего возраста понимал, что играть вдвоем не только интересно, но и приятно. Необходимость в дружбе, а не попытка познакомится или пообщаться приходит к детям в дошкольном возрасте или когда малыш начинает посещать детский сад. Там он знакомиться с такими же малышами, как и сам он, пытается с ними общаться, играться.  Очень часто добрые и нежные детишки становятся ябедами и не умеют делиться, просить прощение. Поэтому родители должны уметь правильно объяснять малышу значение дружбы. В двухлетнем возрасте ребенок никакой поучительной беседы не поймет, а вот делится с детишками в песочнице игрушками, очень даже способен.

Потребность в дружбе у ребенка должна быть всегда, но её смысл должен меняться с возрастом малыша:

  • В двухлетнем возрасте ребенок впервые проявляет интерес к другим детям и хочет с ними играть.

  • До семи лет дети будут дружить с теми, кто не обижает их и поделится не только игрушками, но и сладостями. В дошкольном возрасте детишки стараются много времени проводить вместе, обижаются, а потом просят прощения и становятся еще дружнее.

  • В 10 лет у детей совпадают интересы, увлечения, так как в этом возрасте на первом месте – учеба. Они могут вместе ходить после школы на танцы или же любить читать похожие книги. Но в таком возрасте друзья могут очень часто меняться. Для детей подростковый период немножко сложный и каждый хочет быть лидером, так что о дружбе здесь речь практически не идет, а скорее способ выделиться из толпы сверстников, каждый стремиться обратить на себя внимание окружающих.

  • В 14-15 лет дружба нужна ребенку для развития своей самооценки, для обмена знаниями и эмоциями. В таком возрасте все пытаются найти своего единомышленника, верного друга. Дети делятся секретами и стараются их хранить, а если ребенка кто-то предает, то очень большой стресс для него.

  • Желание и надобность иметь друга приходит больше всего в 16-18 лет, особенно у девочек. Девочки общаются на разные темы между собой и стараются, чтобы об этом не узнали их родители. Первая любовь, первые разочарования – каждая девушка в таком возрасте нуждается в поддержке верного человека рядом.

Дружба – это общение между собой двух разных по темпераменту людей. Но, несмотря ни на что, они умеют находить общий язык, идти на уступки, быть искренними и доверять тайны. Очень хорошо, если у ребенка есть друзья, но больше – не всегда лучше. Приятелей и хороших знакомых должно быть много, а вот верных друзей – единицы. И потерять друга, не важно, в 5 или 15 лет для ребенка является большой проблемой, можно сказать испытанием.

Родители являются примером подражания для своих детей, поэтому они как никто другой должны уметь дружить и учить этому и своих детишек. Вот некоторые советы родителям, как они должны себя вести в определенных ситуациях и чем они могут помочь своему ребенку:

  1. Родителям необходимо постараться научить ребенка не стесняться, быть уверенным в себе и раскрепощенным, тогда малыш сам будет делать первые шаги к знакомству. Запишите его на танцы или на кружок рисования, так ему будет намного легче с кем-то подружиться, ведь у детей будут общие интересы и увлечения.

  2. Необходимо больше общаться со своим малышом, чтоб не упустить важного момента. Главное, с пониманием относиться к ребенку и обязательно поддержать его в разочаровании. Сочувствовать и переживать ребенок может уже с трех лет, а вот делиться своими проблемами дети не очень любят, особенно подростки.

  3. Очень важно, чтоб дружба приносила радость ребенку, поэтому заставлять его с кем-то знакомиться не нужно. Очень важно, чтоб малыш не стеснялся и сам проявлял инициативу. Подскажите, как именно можно подружиться с детишками в песочнице, например, сначала нужно подойти, поздороваться и представиться. Потом можно предложить вместе поиграть.

  4. Очень часто дети ругаются и не хотят общаться. Ничего страшного, заставлять дружить его со сверстником не нужно. Родители должны просто объяснить, что обида – это не выход из ситуации. Не хотят быть друзьями, так можно остаться хорошими приятелями.

  5. При сложностях в семье, например при переезде в другой город или же при ссоре родителей, малыш может закрыться в себе и это может повлиять на ребенка. Он может перестать доверять людям и таким образом не захочет ни с кем дружить. Даже самые простые проблемы для взрослых, малышам могут принести стресс и переживания. При любых переменах и сложностях родители должны как можно больше общаться со своими детьми на любые темы, обсуждать желания и чувства ребенка.

  6. Психологи утверждают, что дети предпочитают дружить с веселыми ребятами. Поэтому родители должны учить своего ребенка быть открытым и добрым человеком и тогда у него будет много друзей.

  7. Довольно-таки часто в жизни детей случаются временные дружеские отношения, например, на отдыхе или в лагере. Такие друзья за короткое время обычно становятся очень дорогими, поэтому желательно, чтоб родители научили ребенка уметь расставаться, не расстраиваться из-за разрыва отношений, а искать все новых и новых друзей.

Детская дружба – понятие неопределенное, но наверно каждый помнит о своих первых друзьях практически всю жизнь. Нужно учить ребенка уметь находить друзей, ведь чаще всего они и остаются самыми близкими и во взрослой жизни.

Дружеские отношения необходимы как воздух каждому ребенку, ведь общаясь со сверстником, малыш стает социумом, он общается с другом на равных, чего невозможно с родителями и другими взрослыми. Психологи утверждают, что научить ребенка дружить нельзя, а вот посоветовать малышу предлагать помощь и заботиться о других можно. Ребенок должен уметь знакомиться и поддерживать разговор, решать конфликтные ситуации мирным путем. Ребенок должен чувствовать свободу выбора в друзьях.

Источник: https://psychology-s.ru/



НОД о дружбе и друзьях в старшей группе

Цель: способствование воспитанию дружеских отношений между детьми.

Программные задачи

Образовательные:

1. расширение знаний детей о таких понятиях, как «друг», «дружба»;

2. активизирование словаря по данной теме;

3. формирование умения у детей оценивать поступки сверстников, объяснять свои суждения;

Развивающие:

1. развитие коммуникативных навыков, толерантности;

2. развитие речи детей;

Воспитательные: воспитание культуры общения, дружеских взаимоотношений, желания поддерживать друзей, заботиться о них;

Методы и приемы: игра, беседа, проигрывание ситуаций.

Оборудование: мяч, картинки о хороших и плохих поступках.

Предварительная работа: беседа с детьми о дружбе, о друзьях, о том, как важно совершать добрые дела, чтение и последующий анализ художественных произведений В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», «Волшебное слово». Словесные игры «Вежливо - невежливо». Отгадывание загадок о дружбе, пение песен о дружбе.

Ход занятия

(звучит песня о дружбе)

«Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся».

-Что означает слово «дружба»?

-Правильно. Дружба – это когда дети хотят быть вместе, когда вместе играют и не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзьяэто люди, с которыми нам легко и интересно.

-А сейчас я вам предлагаю посмотреть небольшую сценку про зверей. (Заяц построил пароход и стал играть. Он был капитаном. С собой в игру он пригласил Волка. Они стали играть вместе. Им было интересно вместе играть, но тут Заяц услышал, что плачет Медведь. Заяц спросил у Волка, почему плачет Медведь. Волк: «Да просто кто-то забрал его любимую машинку, не обращай внимания, поревет, поревет и перестанет. Давай играть дальше!»)

-Ребята, какими вам показались Волк и Заяц? Как они поступили?

-Как вы думаете, какие они друзья?

-Они равнодушные, невнимательные, неотзывчивые.

-Они не посочувствовали медведю, не пришли на помощь

-А как бы вы поступили на их месте? .

Надо было подойти к Мишке и утешить его.

-Надо было пригласить медведя в свою игру.

-Я бы подошел к нему и пожалел.

-Молодцы, ребята! Вы знаете, как нужно поступить, когда друг оказался в беде.

Про друзей пишут сказки и рассказы, стихи, придумывают пословицы.

Кто знает пословицы о дружбе и друзьях.

1. Нет друга – ищи, а нашел - береги.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Один за всех и все за одного.

4. Дружба – самое дорогое сокровище.

5. Дружба - дороже денег.

6. Без друга в жизни туго.

7. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

8. Человек без друзей, что дерево без корней.

9. Дружно за мир стоять - войне не бывать.


-А сейчас давайте прочитаем стихи о дружбе.

Юрий Энтин ПРО ДРУЖБУ

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям-

Никогда не надо!


Юлия Белоусова. Дружба - это дар

Дружба – это дар нам свыше,

Дружба – это свет в окне;

Друг всегда тебя услышит,

Он не бросит и в беде.

Мы ссорились, мирились

И спорили порой,

Но очень подружились,

За нашею игрой.

Игра игрой сменяется,

Кончается игра.

А дружба не кончается.

Ура! Ура! Ура!


ИГРА «Трон дружбы»

Дети под музыку бегают по кругу вокруг стульчика - «трона». С остановкой музыки кто-то из детей садится на стул и все остальные говорят ему приятные слова.

В.: Какие добрые, красивые и приятные слова вы говорите своим друзьям! Как доброжелательно относитесь вы друг к другу. Это значит, что дружба между нами хорошая и крепкая. Молодцы!


Пальчиковая гимнастика- «В гости».

В гости к пальчику большому приходили прямо к дому- Указательный и средний, безымянный и последний, Сам мизинчик – малышок постучался на порог. Вместе пальчики друзья, друг без друга - нам нельзя.


Игра «Друг-какой».

(Добрый, ласковый, вежливый, веселый, дружелюбный, заботливый, умный, красивый, дорогой, отзывчивый, смелый, надежный, любимый, бесценный.)


Игра «Что умеет делать твой друг?».

(Мой друг умеет рассказывать сказки, выразительно читать стихи, рисовать, вежливо разговаривать, решать задачи, слушать своих друзей, играть в разные игры, строить интересные постройки, помогать своим друзьям, аккуратно складывать свои вещи.)

Воспитатель: – А как много книг о дружбе! (Воспитатель проводит викторину с и иллюстрациями литературных героев, дети отгадывают и находят картинку с соответствующим героем)

Викторина «Кто с кем дружит?»

1. Зеленый крокодил Гена и... (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и… (Мальвина)

3 Смешной мишка Вини-Пух и… (Пятачок)

4. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили - не тужили. Назовите этих друзей-музыкантов.(Бременские музыканты: петух, кот, пес, осел.)

5. Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена?(Герда)

6. Этот герой бухнулся на кровать и схватившись за голову, произнес:

«Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье.)

7. Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке? Назовите их.(Львёнок и черепаха)

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев.

Физминутка.

- Я предлагаю встать всем в круг, возьмитесь за руки.

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали

И к груди своей прижали

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди.

-А как вы думаете, могут ли быть друзьями человека животные?

-Какое животное называют – лучшим другом человека?

Тысячи лет рядом с нами живут верные, незаменимые животные – собаки. Именно они стали первыми живым существами, прирученными человеком. Эти животные охраняют дом, защищают своих хозяев, помогают охотиться и выпасать скот. Во время войны собаки работали как сторожа, санитары, почтальоны

Татьяна Агибалова. «У меня теперь есть Друг»

У меня теперь есть Друг,

Преданный и верный.

Без него я, как без рук,

Если откровенно.

Мы гуляем во дворе,

Весело играем,

Скоро в школу в сентябре

Вместе зашагаем.

Другу я любой секрет

Расскажу без страха.

Я несу ему котлет,

Спрятав под рубахой.

Ешь, мой маленький Дружок,

Что еще затеешь?

Ты пока еще щенок,

Адружить умеешь.


Воспитатель: Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы мы их с вами учили, давайте вспомним их.

У меня есть волшебная палочка! Хотите с ней поиграть?

(дети передают волшебную палочку друг другу и называют правила дружбы)

-Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

-Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

-Радуйтесь вместе с друзьями.

-В беде не оставляйте друзей.

-Не обманывайте.

-Берегите друзей. Помогай другу в беде.

-Умей с другом разделить радость.

-Не смейся над недостатками друга.

-Останови друга, если он делает что-то плохо.

-Относись к другу как к себе.

-Умей признавать свои ошибки.

-Если обидел друга, попроси прощения.

-Нужно всегда помогать слабым.

-Нельзя дразнить своих товарищей.


Предлагаю вам игру: «Пирамида любви».

Каждый из вас назовет что-то или кого-то, кого он любит и положит свою руку.

-Дети, вы чувствуете тепло рук своих друзей? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая пирамида у нас получилась. Это потому, что мы с вами все дружим и любим друг друга.

-Ребята, вы много знаете о дружбе, а еще дружить – это значит заботиться о младших. Сегодня, когда я пришла в детский сад, малыши принесли нам конверт. Давайте посмотрим, что там.

Воспитатель открывает конверт, достает картинки и кладет их на стол.

-Ребята, здесь картинки о хороших и плохих поступках детей. Поможем малышам их разобрать?

-Ребята, если на вашей картинке хорошие поступки – поместите их на магнитную доску с зеленым кружком. А если вы увидели плохие поступки на картинке – поместите ваши картинки на магнитную доску с красным кружком.

-Ребята, расскажите мне, какие поступки хорошие, а какие плохие изображены на ваших картинках.

-А теперь я всех друзей приглашаю в один большой круг. Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Я очень рада, что вы умеете дружить, и мы никогда не будем ссориться.

Подведение итогов:

Воспитатель: О чем мы сегодня беседовали?

(о дружбе и друзьях)

-Что мешает дружбе?

(Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм…)

-Что помогает дружбе? (Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора, аккуратность…)

-Ребята, что вам понравилось сегодня? Что было для вас нового, интересного? О чем бы вы хотели рассказать дома своим родным?