Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №18 «Рябинушка»
Проект
«Экологическая тропа»
в старшей группе (5 - 6 лет)
«Семицветик»
Воспитатель:
Хромыченко А.Б.
г. о. г. Кулебаки
2017 г.
Содержание
Актуальность.
Цели.
Задачи.
Обоснование значимости проекта.
Экологическая тропа, разнообразные видовые точки.
Основные мероприятия по реализации проекта.
Перспективный план по маршруту экологической тропы.
Заключение.
Список литературы.
Наш по тропе неспешен шаг,
Слух услаждает птичий гомон,
Щекочет ноздри запах трав,
Мы упиваемся озоном.
Актуальность
Лето – самое подходящее и наиболее свободное время года, которое даёт возможность в полном объёме знакомить детей с теми природными объектами, которые окружают их каждый день, даёт возможность увидеть объект в разные отрезки времени. Летом большую часть времени дети проводят на свежем воздухе. Учитывая все это, воспитатели уделяют особое внимание созданию предметно-развивающей среды на территории и за территорией детского сада.
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.
Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Цели:
Обогащать и систематизировать экологические знания у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья средствами экологической тропы ДОУ.
Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе.
Задачи:
При работе с детьми дошкольного возраста являются – уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, формировании знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие), развитие интереса к миру природы; воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности. Повысить экологическое просвещение родителей.
4. Обоснование значимости проекта.
Проект «Экологическая тропа» открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.
При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы.
Работу в рамках проекта необходимо проводить регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность, осуществляет тесный контакт всех педагогов и воспитанников, работающих по проекту.
К работе по проекту привлечены родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.
Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.
Экологическая тропа расположена по периметру МБДОУ и за территорией детского сада. Что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.
Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки:
Деревья и кустарники детского сада.
Соседние участки группы детского сада.
Летняя лаборатория (песочница).
Жужжащий и ползающий мир.
Аптечный городок.
Лесная полянка.
Березовая роща.
Спортивное поле школы № 6.
Посещение мемориала И. Морева.
Интересная тропа на карьеры (пруды)
Незабываемый поход в лес.
Экскурсия к проезжей части, дорожные знаки.
Деревянная церковная сторожка.
Основные мероприятия по реализации проекта.
Подготовительный этап
Цель этапа: |
Определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта «Экологическая тропа» Содержание : 1. Анализ работы по экологическому воспитанию. 2. Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание» с детьми старшего дошкольного возраста. 3.Детальное обследование территории ДОУ и за территорией, выделение наиболее интересных объектов. 4. Разработка маршрута и составление карты - схемы экологической тропы. 5. Составление конспектов по маршруту экологической тропы. Промежуточный результат: 1. Разработан маршрут экологической тропы. 2. Разработаны занятия по маршруту экологической тропы. 3. Созданы необходимые условия: методическая подготовка воспитателей, материально-техническое оснащение. Основной этап Цель этапа : Реализация работы по маршруту экологической тропы. Содержание : Составление конспектов занятий по маршруту экологической тропы. 1. Выбор объектов для проведения занятий. 2. Проведение последовательных занятий по маршруту экологической тропы. 3. Изготовление гербариев: «Лекарственные травы», «Цветы», «Листья». Промежуточный результат: Отработана технология проведения занятий по маршруту экологической тропы. |
Заключительный этап
Цель этапа :
Анализ результативности выполнения поставленных задач.
Содержание :
1. Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе со старшими дошкольниками.
2. Выставка детских рисунков.
Промежуточный результат:
Выполнение задач проекта.
Перспективный план по маршруту экологической тропы.
№ | Наименование | Цели | Объекты наблюдения |
1. | Деревья и кустарники детского сада. | -закрепить название деревьев и кустов, их строение, внешние признаки; -учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам; -систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях; -воспитывать бережное отношение. | - береза; - рябина; - ель; - туя; - черемуха; - осина; - сирень (белая, сиреневая |
2. | Соседние участки группы детского сада. | Познакомить детей с участками, оборудованием. Развивать чувство безопасности и самосохранения. Развивать умение наблюдать за играми детей. | Группы № 3, 6, 7. |
3. | Летняя лаборатория (песочница) | Экспериментирование с песком в песочнице. | Песочница, различные принадлежности. |
4. | Жужжащий и ползающий мир. | Формировать первоначальные понятия об эстетической ценности растений и их обитателей. | Пчелы, осы, бабочки, муравьи. |
5. | Аптечный городок. | Закрепить умение узнавать и называть лекарственные травы. Расширить знания о пользе и применении лекарственных растений. Закрепить правило поведения при сборе лекарственных растений. | Крапива, ромашка подорожник, шиповник, одуванчик. |
6. | Лесная полянка. | Расширять кругозор детей, развивать навыки мышления, умения применять полученные знания в жизненных ситуациях; формировать основы экологической культуры. | Полянка. |
7. | Березовая роща. | Умение видеть, наблюдать, закреплять азы экологических знаний в процессе сравнения двух- трёх признаков. | Березы. |
8. | Экскурсия к проезжей части, дорожные знаки. | Наблюдение за транспортом. Учить узнавать и называть некоторые виды транспорта. Развивать наблюдательность, память детей. | Дорога, дорожные знаки. |
9. | Спортивное поле школы № 6. | Формирование здорового образа жизни. | Мячи, различные спортивные принадлежности. |
10. | Посещение мемориала И. Морева. | Воспитание патриотических чувств. | Мемориал. |
11. | Интересная тропа на карьеры (пруды) | Искусственный водоем с обитателями (рыбки, жучки) дает возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности. | Рыбки, жучки. |
12. | Незабываемый поход в лес. | Оздоровить организмы детей во время пешеходной прогулки, вызвать положительный эмоциональный настрой у детей. | Деревья, шишки, следы зверей. |
13. | Деревянная церковная сторожка. | Развивать кругозор детей путем знакомства с устройством православных храмов и традициями поведения в них. | Церковная сторожка, иконы. |
Вывод:
Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.
Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.
В результате реализации проекта:
Повысился уровень экологических знаний у дошкольников;
Улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;
Повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.
Список литературы
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008г.
2. Грехова Л. И. В союзе с природой. «ЦГЛ».«Сервис школа» Москва, 2002г.
3. Елкина Н. В., Мариничева О. В. «Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль «Академия Развития», 1997
4. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка – М, 2006.
5. Захлебный А. Н. На экологической тропе Москва, 1981г.
6. Зубкова Н.М. Опыты и эксперименты для детей от 3до 7 лет. – М., 2007.
7. Николаева С.Н. Эколог в детском саду – М., 2003.
8. Рыжова Н.А. Я и природа.– М., 1996.