СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Экологический след человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект выполнен ученицей 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Проект "Экологический след человека"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя школа №7





Учебный проект на тему:

«Определение экологического следа человека»














Актуальность

Человечество постоянно перерасходует ресурсы планеты. Человек создает все более тяжелую нагрузку на планету и одновременно снижает её продуктивность из-за чрезмерной эксплуатации. Основным показателям состояния здоровья нашей планеты является «экологический след» - это условное понятие, отражающее потребление .

Разный образ, уровень жизни – разный «экологический след». «Отпечаток» жителя развитых стран в 2005 году составлял 6,4 га, т.е. в 3 раза больше, чем может предоставить биосфера! «Экологический след» в странах со средним уровнем доходов составлял 2,2 га на человека, т.е. на 0,1 га превышал средние возможности планеты. Считаю данную тему актуальной, тк экологический след каждого жителя планеты увеличивается с каждым годом.

Цель: определить «экологический след» учащихся школы.

Задачи:

1.Выяснить, что такое экологический след;

2. Изучить литературу по вопросу;

3.Провести анкетирование;

4. Проанализировать результаты анкеты и определить «экологический след» учащихся 8,9,11 классов;

5.Сделать выводы об экологическом следе учащихся;

6.Разработать мероприятия по уменьшению экологического следа.

Гипотеза: предполагаю, что экологический след учащихся выше нормы.









Обзор литературы.

  1. Что такое экологический след?

Экологический след — мера воздействия человека на среду обитания, которая позволяет рассчитать размеры прилегающей территории, необходимой для производства потребляемых нами экологических ресурсов и поглощения отходов.

Динамика экологического следа показывает, что человечество постоянно перерасходует ресурсы планеты. Еще в 2008 году экологический след в полтора раза превышал общую биоемкость Земли, а это значит, что Земле необходимо полтора года для полного воспроизводства возобновляемых ресурсов, потребляемых человечеством за год.

Экологический след можно разделить на три подгруппы:

экологический след потребления — расходование биоемкости населением конкретной страны. Этот показатель наиболее зависим от индивидуального потребителя: его можно сократить, изменив стиль индивидуального потребительского поведения;

экологический след производства — расход биоемкости вследствие ведения производственной деятельности на территории конкретной страны или региона;

Экологический след торговли — рассчитывается путем вычитания экологического следа экспорта из экологического следа импорта. Это показатель биоемкости в рамках международной торговли.

2.Состояние здоровья нашей планеты и « экологический след»

Человек создает все более тяжелую нагрузку на планету и одновременно снижает её продуктивность из-за чрезмерной эксплуатации. Основным показателям состояния здоровья нашей планеты является «экологический след» - это условное понятие, отражающее потребление .

Разный образ, уровень жизни – разный «экологический след». «Отпечаток» жителя развитых стран в 2005 году составлял 6,4 га, т.е. в 3 раза больше, чем может предоставить биосфера! «Экологический след» в странах со средним уровнем доходов составлял 2,2 га на человека, т.е. на 0,1 га превышал средние возможности планеты.

86% общей суммы личных расходов;

- 58% мировой энергии;

- 45% мяса и рыбы;

- 84% бумаги;

- 87% личных автомобилей;

- 74% телефонов

3.Загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение её свойств в результате неконтролируемого поступления различных веществ и соединений, радиоактивного излучения и тепла.

Загрязнение окружающей среды приводит к вредному воздействию на литосферу, гидросферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания, конструкции, материалы, на самого человека. Оно подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств. Главный источник загрязнения – возвращение в природу той огромной массы отходов, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества.

Причины загрязнения окружающей среды:

-рост численности населения Земли;

-огромные масштабы человеческой деятельности;

-нерациональное использование природных ресурсов.

ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В первом случае меняются физические характеристики окружающей среды. К этим видам загрязнений относятся тепловое, радиационное, шумовое и другие виды излучений. Последний вид загрязнения также связан с деятельностью человека и выбросами отходов в биосферу.

Во втором случае происходит изменение естественного химического состава загрязненной сферы путем добавления в него других химических веществ.

В третьем случае загрязнители окружающей среды — это деятельность живых организмов или антропогенные факторы.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДЫ

Люди, прошедшие долгий путь в пустыне, наверняка смогут называть цену каждой капли воды. Хотя скорее всего эти капли будут бесценны, ведь от них зависит жизнь человека. В обычной жизни, мы, увы, придаем воде не такое большое значение, поскольку ее у нас много, и доступна она в любое время. Только в перспективе это не совсем так. В процентном соотношении незагрязненными остались только 3% от всего мирового запаса пресной воды. Понимание важности воды для людей не мешает человеку загрязнять важный источник жизни нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами, радиоактивными веществами, неорганическими загрязнениями, канализационными стоками и синтетическими удобрениями.

В загрязненной воде содержится большое количество ксенобиотиков — веществ, чуждых организму человека или животного. Если такая вода попадает в пищевую цепочку, это может привести к серьезным пищевым отравлениям и даже летальному исходу всех участников цепи. Конечно, вредные вещества содержатся и в продуктах вулканической деятельности, которые загрязняют воду и без помощи человека, но превалирующее значение имеет деятельность металлургической промышленности и химических заводов.

С появлением ядерных исследований природе нанесен довольно значительный вред во всех сферах, в том числе и воде. Попавшие в нее заряженные частицы несут большой вред живым организмам и способствуют развитию онкологических заболеваний. Сточные воды заводов, суда с ядерными реакторами и просто дождь или снег в зоне проведения ядерных испытаний могут привести к заражению воды продуктами разложения.

Канализационные стоки, несущие в себе множество мусора: моющие средства, остатки пищи, мелкие бытовые отходы и другое, в свою очередь способствуют размножению другим патогенным организмам, которые при попадании в организм человека дают ряд заболеваний, таких как брюшной тиф, дизентерия и других.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПОЧВЫ

Пожалуй, не имеет смысла объяснять, насколько почва является важной частью жизни человека. Большую часть еды, которой питается человек, приносит почва: от злаковых культур до редких видов фруктов и овощей. Загрязнение почвы — это попадание в нее токсичных химических веществ и мусора в высоких количествах, препятствующих нормальному протеканию круговорота грунтовых систем. Основные источники загрязнения почвы:

-жилые дома;

-промышленные предприятия;

-транспорт;

-сельское хозяйство;

-атомная энергетика.

В первом случае загрязнение почвы происходит из-за обычного мусора, который выбрасывается в неположенных местах. Но главной причиной следует назвать именно свалки. Сжигаемые отходы ведут к засорению больших территорий, а продукты горения портят почву безвозвратно, засоряя всю окружающую среду.

Промышленные предприятия выбрасывают множество токсичных веществ, тяжелых металлов и химических соединений, влияющих не только на почву, но и на жизнь живых организмов. Именно этот источник загрязнения ведет к техногенному загрязнению почвы.

Транспортные выбросы оксида азота, углеводорода, метана и свинца, попадая в почву, влияют на пищевые цепочки — попадают в организм человека через продукты питания.

Сегодня хоронят в земле до 98% радиоактивных отходов атомных станций, в основном продуктов расщепления урана, что ведет к деградации и истощению земельных ресурсов.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ

Атмосфера в виде газообразной оболочки Земли имеет большую ценность, поскольку защищает планету от космической радиации, воздействует на рельеф, определяет климат Земли и ее тепловой фон. Нельзя сказать, что состав атмосферы был однородным и только с появлением человека начал меняться. Но именно после начала активной деятельности людей неоднородный состав «обогатился» опасными примесями.

Основными загрязнителями в данном случае выступают химические заводы, топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство и автомобили. Они приводят к появлению в составе воздуха меди, ртути, свинца и других металлов. Разумеется, в промышленных зонах загрязнение воздуха чувствуется больше всего.

Теплоэлектростанции несут в наши дома свет и тепло, однако, параллельно они выбрасывают огромное количество углекислого газа, пыль и сажу в атмосферу.

Причиной кислотных дождей являются отходы, выбрасываемые с химических заводов, например, оксид серы или азота. Эти оксиды могут вступать в реакцию с другими элементами биосферы, что способствует появлению более губительных соединений.

Современные автомобили достаточно хороши по дизайну и техническим характеристикам, но проблему с выбросом токсинов от выхлопа в атмосферу решить до сих пор не удалось. Зола и продукты переработки топлива не только портят атмосферу городов, но и оседают на почве и приводят к ее негодности.

Многих индустриальных и промышленных районах использование бризера стало неотъемлемой частью жизни именно по причине загрязнения окружающей среды заводами и транспортом. Поэтому, если Вы обеспокоены состоянием воздуха в своей квартире, с помощью бризера Вы сможете создать здоровый микроклимат дома, что, к сожалению, не отменяет планерных проблем загрязнения окружающей среды, но хотя бы позволяет защитить себя и близких.

Практическая часть

На первом этапе для определения экологического следа я провела анкетирование среди 8 , 9, 11 классов.

АНКЕТА «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЛЕД»

1. Жилье

1.1 Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке нормальных размеров было бы тесновато +7

1.2 Большая, просторная квартира + 12

1.3 Коттедж на 2 семьи +23

Баллы, полученные за ответ на вопрос о жилье, разделите на количество людей, живущих в нем.

2. Использование энергии

2.1. Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или уголь +45

2.2. Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра +2

2.3 Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых, поэтому добавьте себе +75

2.4. Отопление вашего дома устроено так, что вы можете регулировать его в зависимости от погоды -10

2.5. В холодный период года дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами -5

2.6. Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет -10

2.7. Вы всегда выключаете свои бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме -10

3. Транспорт

3.1. На работу вы ездите на общественном транспорте +25

3.2. На работу вы идете пешком или едете на велосипеде +3

3.3.Вы ездите на обычном легковом автомобиле +45

3.4. Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом +75

3.5.В последний отпуск вы летели самолетом +85

3.6. В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял до 12 часов +10

3.7.В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял более 12 часов +20

4. Питание

4.1. В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете в основном свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых сами готовите обед +2

4.2. Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженые готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы, причем не смотрите, где они произведены +14

4.3. В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употребление продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому +5

4.4. Вы едите мясо 2-3 раза в неделю +50

4.5. Вы едите мясо 3 раза в день +85

4.6. Предпочитаете вегетарианскую пищу +30

5. Использование воды и бумаги

5.1. Вы принимаете ванну ежедневно +14

5.2. Вы принимаете ванну 1-2 раза в неделю +2

5.3. Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ +4

5.4. Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль из шланга +4

5.5. Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете ее +2

5.6. Иногда вы берете книги в библиотеке или одалживаете у знакомых -1

5.7. Прочитав газету, вы ее выбрасываете +10

5.8. Выписываемые или покупаемые вами газеты читает после вас еще кто-то +5

6. Бытовые отходы

6.1. Все мы создаем массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе +100

6.2. За последний месяц вы хоть раз сдавали бутылки -15

6.3. Выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру-17

6.4. Вы сдаете пустые банки из-под напитков и консервов -10

6.5. Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку -8

6.6. Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве -15

6.7. Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения своего участка -5


На втором этапе я подсчитала и узнала экологический след каждого класса. Результаты представлены в таблице 1

Таблица 1

Класс

Экологический след

1,6га (на 14 человек)

1,8га (на 23 человека)

11А

2,9га ( на 22 человека)

В 8В (на 14 человек) и 9Б(на 23 человека) экологический след не превышает нормы, это означает, что учащиеся этих классов не наносят ущерба окружающей среде.

В 11А классе(на 22 человека) экологический след превышает норму на 1,1 га, это значит, что учащиеся этого класса используют много электроэнергии , много воды и бумаги , слишком часто ездят на транспорте и выбрасывают много мусора. Они наносят ущерб окружающей среде.

4.Решение проблемы зависит только от нас, от каждого небезразличного человека, живущего на планете Земля. Ведь, помогать планете очень важно и совсем не сложно, для начала:

Исследования ученых говорят, что 1 тонна мусора, собранного раздельно:

· сохраняет 32 л чистой воды;

· спасает 13 взрослых деревьев;

· экономит 2,58 барреля нефти;

· сохраняет 4 100 кВт/час электроэнергии.


Способы уменьшения экологического следа:

- Поставьте счетчик воды

- Сортируйте мусор (макулатуру, батарейки, др. можно сдавать в переработку).

- Не выбрасывайте ненужные вещи - отдавайте нуждающимся.

- Принимайте душ вместо ванны.

- Используйте специальные насадки на душ и кран, уменьшающие расход воды.

- Ешьте сезонные продукты.

- Не выбрасывайте еду - покупайте столько, сколько сможете съесть.

- Избегайте полуфабрикатов

- Больше ходите пешком или ездите на велосипеде.

- Покупайте малолитражные автомобили.

- Выключайте двигатель, когда стоите.

- Бросайте мусор только в контейнеры

Ежегодно в море попадают миллионы тонн нечистот, убивающих все живое. На их естественную переработку требуются месяцы, но, к примеру, большинство пластиковых упаковочных материалов вообще не поддаются биодеградации.

Выводы по результатам работы

В ходе проведения работы я выяснила, что такое экологический след, изучила литературу, провела анкетирование, проанализировала результаты анкетирования среди учащихся, в результате чего выявила, что учащиеся 11 класса оставляют экологический след, значительно превышающий норму и следовательно наносят большой ущерб окружающей среде. Разработала мероприятия для уменьшения экологического следа.
























Источники литературы


https://tion.ru/blog/zagryaznenie-okruzhayushchej-sredy/

https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-ekologicheskiy-sled-cheloveka-2000565.html

https://nature-time.ru/2016/12/otvety-na-voprosy-ekologicheskij-sled/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4

https://studfiles.net/preview/1957407/