Проект «Экология души»
Тип проекта: групповой, долгосрочный, творческо-исследовательский.
Интеграция образовательных областей: познаний (природный мир), коммуникация, художественное творчество, труд, социализация, здоровье, безопасность.
Участники проекта: педагоги, дети старшей группы, родители
Длительность проекта: долгосрочный
Цель проекта: Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Основные задачи проекта:
- Сформировать представление о растениях, животных, человеке как живых существах
- Показать взаимосвязь живых систем с окружающей средой, т.е. приспособление растений и животных к среде обитания и её сезонным изменениям
- Сформировать осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят и исчезновение любого звена нарушает равновесие в природе)
- Убедить в жизненной необходимости разумного и бережного отношения человека к природе.
Актуальность проблемы: От нас, взрослых, зависит какими вырастут наши дети! Мы, родители, воспитатели должны научить наших детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять её и приумножать её богатства.
Проблема загрязнения окружающей среды сейчас очень актуальна. Экономический рост, с точки зрения экологов, идёт дикими, необузданными шагами, не оглядываясь ни на что: зарабатывая деньги, бизнес губит леса, загрязняются и становятся безжизненными моря и реки, теряют плодородие почвы. Страна в погоне за экономических процветанием приносит в жертву окружающую среду. Пришла пора осознать , что человек не властелин природы, а её часть и выходец, Человек – единственный зоологический вид, наделённый разумом и нарушает законы экологии, уничтожая собственную среду обитания. Учёные доказали, что ныне до 80 % заболеваний прямо или косвенно связаны с факторами внешней среды. Это тревожный сигнал, призывающий нас разумно относиться к окружающему нас миру.
Проблемные вопросы. Уничтожая собственную среду обитания, люди задумываются над простыми вопросами «Что съесть?», «Чем обогреться?», и над сложными «Как сохранить природу? Как обрести истинную культуру мышления и сознания по отношению к природе?
Гипотеза. Выход один – взрослые должны «прозреть», а детей надо воспитывать в духе экологической культуры и грамотности. Опыт показывает , людей с уже сложившимися взглядами трудно убедить и перевоспитать, сформировать человека с новым экологическим типом мышления можно только с раннего детства,
Дошкольный возраст является первым звеном в системе непрерывного экологического образования, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго ( а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды , развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, основы познания окружающей действительности. Поэтому необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологическим знаний, но и эффективная деятельность с их учетом. Единственный и надёжный помощник – культура, духовность. И вся нравственная направленность ребёнка ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. У них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом, трансформаторами и ретрансляторами энергий природы в тело ребенка. Активная позиция детей – показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения, умение оценивать действия людей и формировать собственное отношение к природе.
Формы и методы проекта:
- Интеграция образовательных областей: познание (природный мир), коммуникация, художественное творчество, труд.
- наблюдения за животными и растениями на прогулке и в уголке природы
- экскурсии и целевые прогулки на территории д/с (по экотропе) и в природе ( в парк, поле, луг)
- работа с календарями природы
- сбор коллекций семян, камней, листьев
- опыты, поисковая деятельность
- создание проблемных ситуаций
- экологические досуги, праздники, фольклорные вечера
- беседы, рассказы, чтение художественной литературы на экологические темы
- дидактические игры
- игры с моделями
- подвижные игры
- диагностика экологической воспитанности детей
- консультативная работа с родителями
Ожидаемые результаты:
- повышение экологической грамотности, развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои - - - впечатления через различные виды деятельности.
- формирование первоначальных основ экологической культуры дошкольниковна основе воспитания осознанного отношения детей к природе, развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
- приходит понимание в необходимости бережного, заботливого и созидательного отношения к окружающему миру, предметам созданным руками человека.
Совершенствование психических процессов:
1. Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения;
2. Стимулирование активности, развитие сплоченности, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
3. Развитие логического мышления и памяти;
4. Речевое развитие.
Линии развития личности:
Физическое развитие :
- формирование здорового образа жизни.
Социальное развитие:
- формирование способов общения.
Познавательное развитие:
- обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
- формирование системы экологических знаний и представлений.
Эстетическое развитие:
- развитие эстетических чувств (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть красоту природы, восхищаться ею, желание её сохранить)
Нравственное воспитание:
- воспитание гуманного отношения к природе.
Трудовое воспитание:
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
1 Осознание поставленной цели.
2. Овладение различными способами решения поставленных задач;
3. Способность предвидеть результат, основываясь на своём прошлом опыте;
4. Поиск различных средств для достижения цели.
Задачи для педагога:
- развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Задачи для родителей:
- освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании;
- создавать в семье благоприятные условия для развития личности, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду;
- объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.
1 ЭТАП . ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ :
- определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результатов.
- вовлечение родителей в активное эколого-образовательное пространство детского сада
- выявление интересных идей по модернизации дизайна территории детского сада;
- сбор необходимой информации , литературы, материала, средств, необходимых для реализации проекта;
- определение содержания деятельности всех участников проекта.
2 ЭТАП .ОСНОВНОЙ :
- работа с детьми по перспективному плану;
- оформление выставок на разную тематику;
- оформление и создание развивающей среды на прогулочном участке детского сада
3 ЭТАП . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
- Анализ деятельности и обобщение результатов работы
- Презентация проекта (фото, видеозаписи развлечений, выставки рисунков и поделок детей)
- Удовлетворенность всех участников проекта
Работа с родителями
- Беседы, консультации, собрания
- Анкетирование «Экологическое образование в семье»
- Выставка на тему « Пасхальное яичко»
- Развлечение «Пасха»
- Выставка на тему «Осень»
- Развлечение «Покровские посиделки»
- Новогодняя акция «Умный взгляд на мусор»
- Летний экологический праздник «Земля – наш общий дом»