Проект по экономическому воспитанию «Экономика и дети
» Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Участники проекта – дети средней группы, воспитатели, родители.
Проект долгосрочный – сентябрь 2018 г – май 2019 г.
Проект разработан и реализован воспитателем средней группы Мамраевой О.Н.
Введение
Проект по экономическому воспитанию «Экономика и дети» включает следующую информацию:
― актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость,
― цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта,
― сроки и этапы реализации проекта,
― управление и обеспечение проекта,
― ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта,
― планируемые мероприятия в рамках проекта,
― заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
Актуальность и социальная значимость
Экономическое воспитание дошкольников- относительно новое направление дошкольной педагогики. В последние десятилетия встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими понятиями как деньги, вещи, труд, стоимость. Он узнает, что такое «мое», « твое», « наше», « цена» и пр.
Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Основные идеи проекта:
1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.
2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.
3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.
4. Заработная плата – цена работы по производству товаров.
5. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.
6. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.
7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.
Цель проекта:
Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника.
Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры, что подчеркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания. Анализ психолого – педагогических исследований показывает, что данная проблема недостаточно изучена. Наряду с усвоением основных экономических понятий происходит формирование нравственных качеств дошкольников, что находит выражение в поступках и поведении.
Задачи:
-- Формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников.
-- Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.
-- Совершенствовать коммуникативные качества детей.
-- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
-- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
--Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).
Этапы проекта:
1 этап – Организационный:
― Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
― Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Экономика – жизнь и игра».
― Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
― Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап - Практический: Реализация проектных мероприятий.
3 этап - Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономике»
Формы работы:
беседа, обсуждение, дискуссия,
просмотр слайд-презентации, мультфильма,
коллекционирование,
чтение художественной литературы,
игровые ситуации,
решение проблемных ситуаций,
рассматривание картин,
сюжетно-ролевая игра,
продуктивная деятельность,
экскурсия,
Ресурсное обеспечение:
1. Компьютерное оборудование
2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
3. Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К.И. Чуковский «Муха цокотуха»
4. Мультфильмы С.Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».
5. Карта «Путешествие денежки»
6. Сюжетные картины «В магазине», «На рынке»
7. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин», « Кафе»
8. Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы
Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети могут:
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
Критерии и показатели эффективности проекта
Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии:
1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.
2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.
3. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.
4. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.
План проектных мероприятий.
Время проведения | Мероприятия | Цель |
Сентябрь | 1.Разработка проекта. 2. Подбор методической и художественной литературы 3. Подбор наглядного, иллюстративного материала. 4. Обсуждение проекта с детьми и родителями. | Познакомиться с методическими разработками по теме, подобрать иллюстративный, наглядный, дидактический материал, обсудить цели проекта с родителями. |
Октябрь | 1.Беседа « Что такое деньги». 2.Рассматривание современных денежных знаков нашей страны. 3.Чтение произведения А. Романова « Чудеса в кошельке». 4. Беседа « Где и что покупают люди» 5.Рассматривание картины « В магазине» 6.Оформление коллекции денег. | Познакомить детей с понятиями « , денежные купюры»,» карточка»,» кошелек». |
Ноябрь | 1.Беседа « Семейный бюджет» 2.Сюжетно – ролевая игра « Гипермаркет» 3. Дидактическая игра «Бюджет моей семьи» 4. Чтение сказки Л. Ястребова «Хранители бюджете» | Познакомить детей с составляющими семейного бюджета ( зарплата, пенсия, дополнительный заработок). |
Декабрь | Беседа на тему « Товар и цена» Просмотр мультфильма « Как мужик корову продавал» Трудовая деятельность – изготовление из теста атрибутов для сюжетно – ролевых игр и ценников. Дидактическая игра « Что быстрее купят» | Формировать представление о таких понятиях как « цена» и « товар», дороже, дешевле. |
Январь | Беседа « Труд в жизни людей» Чтение сказки о труде «Терем – теремок» В.Г. Сутеева Словесная игра « Кому что нужно для работы» Просмотр презентации « Все работы хороши» | Дать представление о труде, о существовании различных профессий, их отличительных признаках, воспитывать уважение к труду, |
Февраль | 1.Ситуативный разговор « Что такое рынок» 2. Чтение стихотворения Ю. Тувина « Овощи» 3.Рассматривание картины « На рынке» 4. Сюжетно – ролевая игра « Рынок» | Развивать представление детей о том, что такое рынок. |
Март | Беседа « Для чего нужна реклама» Просмотр мультфильма « Барбоскины и реклама» Ситуативный разговор « знакомство с новыми профессиями» Экскурсия – рассматривание рекламы на баннерах. Дискуссия « Хорошо – плохо» | Дать представление о том, что такое реклама, профессия « рекламодатель», « рекламное агенство»; развивать речь детей, логическое мышление. |
Апрель | Беседа « В чем нуждается человек» Чтение стихотворения К. Чуковского « Телефон» Просмотр презентации « Все, что нужно мне для жизни» Игры с разрезными картинками «Кому что нужно» | Формировать представление о понятии « потребности», их разнообразии, научить подбирать нужные человеку потребности, осознавать, что есть жизненно важные потребности. |
Май | Беседа « Что такое бизнес и капитал» Чтение художественной литературы Успенской « Бизнес Крокодила Гены» Дидактическая игра « Экономическая рыбалка» Сюжетно – ролевая игра « Строительный бизнес» Интеллектуально -познавательная игра « Путешествие по стране Экономике» | Дать детям представления о таких понятиях как связи, прибыль , валюта, бизнес. |
Итог проекта:
Сформированы начальные представления детей о деньгах, способах их зарабатывания, о трудовых профессиях, рекламе, бизнесе, потребностях и возможностях людей.
Сформированы умения входить в роль продавца, предпринимателя, бизнесмена, правильно пользоваться деньгами.
Получили представления о том . что зарплата – это плата за труд.
Научились понимать . что расходы должны соответствовать доходам семьи
Осознавать, что сбережения семьи – это средства, которые скопились в семье и могут быть использованы по необходимости.