СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Экскурсия в осенний сад" в начальной школе

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Экскурсия в осенний сад" в начальной школе»

Экскурсия в осенний сад (2класс)

Цель экскурсии: наблюдение за признаками наступления осени в неживой и живой природе.

Задачи экскурсии:

Образовательные:

-наблюдать с детьми за состоянием неживой природы;

-познакомить с жизнью растений и животных осенью

 Воспитательные:

– формировать бережное отношение к природе.

Развивающие:

– развивать у детей саморегуляцию поведения в природе;

– развивать наблюдательность, познавательный интерес.                

Оборудование: папка гербарная с газетами, термометр, коробка для сбора плодов, вертикальный шест (длиной 1,5 м), нож, копалка.

Экскурсия проводилась в пришкольном саду. Подготовительный этап включал в себя составление примерного плана движения, определение мест остановок, выбор наиболее часто встречающихся растений.

План экскурсии:

        I. Инструктаж – 2 мин.

        II. Основная часть экскурсии- 40 мин.

        III. Подведение итогов экскурсии – 3 мин.

Ход экскурсии

I. Инструктаж

Построение парами. Знакомство с правилами поведения во время экскурсии.

II. Основная часть экскурсии        

Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает,
Когда это бывает?

-Это бывает осенью.

- В загадке есть подсказки: все убрано с полей; земля, мокрая от дождей; день становится короче.

Итак, мы с вами пришли в наш школьный сад. Он дружелюбно и приветливо принимает нас и хочет поведать свои природные тайны. У него их очень много. За одну экскурсию мы все не сможем разгадать, поэтому будем приходить сюда чаще, и каждый раз открывать что-то новое.

-Посмотрите вокруг себя. Какие тела природы вас окружают?

Воздух, растения, птицы, почва…

На какие группы разделим природные тела?

Неживая и живая природа.

Как же будет звучать тема нашей экскурсии?

В гостях у осеннего сада.

- Начнем разговор об объектах неживой природы, т.к. приближение нового времени года показывает изменение температуры воздуха.

-У меня в руках прибор для измерения температуры. Кто знает, как он правильно называется?

 – Правильно, термометр.

-Посмотрим, сколько он показывает градусов? Кто дома следит за температурой воздуха? Покажите, как определить? Следуют ответы детей. Если дети затрудняются ответить, либо отвечают неточно и неполно, то учитель вносит ясность и обобщает ответы учащихся.

- Надо посмотреть на цифру, стоящую около деления шкалы у верхнего конца подкрашенной жидкости. Сегодня … градусов тепла.

-Воздух и поверхность Земли нагревает солнце. Летом солнце было высоко и светило ярко, поэтому температура достигала даже 30 градусов. Чтобы проследить за высотой солнца, выполним небольшую практическую работу.

-Существует прибор для изменения высоты солнца, называется этот прибор гномон. К сожалению, у нас нет настоящего прибора, поэтому мы воспользуемся вот чем: посмотрите на шест у меня в руках, его длина 1,5 м, как и у настоящего прибора и внешне наш шест напоминает гномон. Ставят гномон на горизонтальной площадке. В полдень, когда солнце расположено выше всего над горизонтом, тень от стержня самая короткая и направлена на север. Я продолжу беседу, а вы понаблюдайте, как расположена тень от нашего прибора и как эта тень будет двигаться.

Если мы посмотрим на небо, что можем увидеть там?

-Облака.

Что собой представляет облако?

Это множество капелек, собранных вместе.

- Правильно. И, если облако состоит их мельчайших капелек воды или маленьких кристалликов льда, то осадков не будет. А вот когда капельки соединяются вместе, они становятся тяжелыми и выпадают в виде дождя.

-Но если в облаке температура ниже нуля, то выпадет снег.

-О следующем объекте неживой природы вы узнаете из загадки:

Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я? Можешь угадать?

Это ветер.

Нас окружает воздух, который мы не видим, но чувствуем его движение. Это движение есть ветер. Он может быть легким дуновением, а может вырвать дерево с корнем.

Итак, подведем итог. Какая погода бывает осенью?

Осенняя погода становится прохладной, дождливой, ветреной.

Все эти особенности вызываются изменениями состояния воздуха, который окружает Землю, его нагреванием или охлаждением.

-Обратимся к нашему  гномону. Обратите внимание. Тень от него сдвинулась на уже довольно приличное расстояние и стала гораздо длиннее. Это лишь доказывает наше предположение о том, что с помощью данного прибора можно измерить высоту солнца. С более точным измерением вы познакомитесь в старших классах.

-Ребята, а сейчас перечислите, кто относится к телам живой природы?

Растения, животные, человек.

Верно, но сегодня мы будем говорить о растениях и животных.

-Послушайте, пожалуйста, сказку и скажите, прав ли был тополь?

- “Жила девочка Марина и очень она любила ходить в зеленый лес. Но вот наступила осень, листья начали желтеть и падать. Стало ей очень грустно, и решила она помочь деревьям. Взяла девочка дома клей, нитки и побежала к своему любимому старому тополю. Стала последние листочки к веткам привязывать да приклеивать. Но тут прилетел ветер, и послышалось ей, что зашушукались листья над головой: “Что ты мне спать мешаешь?”- Я не хотела вас будить, я листочки вам подклеиваю. - Эх, добрая душа! Дни все короче, света все меньше, значит, пора деревьям спать. В листьях крохотные зеленые зернышки, живые заводики, исчезли, растворились, как сахар в воде. Не стало зеленых зернышек, но остались желтые, оранжевые, красные. Вот листья и разукрасились. А потом они высохнут и опадут.- Кто вас будет кормить всю зиму? – заволновалась Марина.- А я ни есть, ни пить не хочу. Зимой так спится хорошо. Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если все листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести. Поняла Марина, что не надо мешать деревьям в их жизни, и почудилось ей, что старый тополь тихонько похрапывает”.

-Согласны ли вы с тем, что не надо “мешать деревьям в их жизни”? (Ответы детей).

Подойдем к тополю, посмотрим вокруг на опавшие листья. Вот ветерок оторвал и подхватил листочки. Давайте соберем разной окраски листья в гербарную папку, а на следующих уроках внимательно их рассмотрим и найдем признаки сходства и различия.

Ребята, а как называются деревья, которые сбрасывают листья на зиму?

Их называют листопадными.

Сейчас быстренько подбегите к деревьям, о которых есть загадка:

Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.

(Дети подбегают к ели).

На эту загадку можно ответить еще так: сосна. Подбегите к соснам. (Дети разбегаются и встают к соснам, затем снова подходят к учителю). Как отличить ель от сосны? Присмотритесь к листочкам, они называются хвоинками. Потрогайте их, сравните длину и как они крепятся на стебле.

Хвоинки жесткие, колкие; у сосны они длиннее и сидят по две, а у ели – по одной.

Молодцы. Посмотрите под деревья, как много лежит хвоинок. О чем это нам говорит?

-Дети с помощью учителя делают вывод: Ель и сосна сбрасывают листья – хвою не сразу, как листопадные растения, а постепенно. Поэтому они все время стоят зелеными; называются такие растения вечнозелеными.

Посмотрите и скажите, что растет у нас под ногами?

Растет трава – травянистые растения.

В каком состоянии вы видите растущие в саду травянистые растения?

Многие травы завяли, пожелтели, но есть с зелеными листьями, а на клумбах еще цветут.

Под нашими ногами многолетняя трава. Назовите знакомые вам растения.

Дети называют известные им растения; если могут кратко рассказывают о них; листья (и, если есть, соцветия) растений в гербарную папку, а плоды и семена в коробку.

Ребята, осмотритесь вокруг и скажите, какие животные “присутствуют” на экскурсии вместе с нами?

-Вороны, воробьи, грачи, бабочки, мухи.

Как мало животных в осеннем саду. Их было здесь столько же летом?

Конечно, нет. Мы видели много жуков, бабочек, шмелей, комаров, а сейчас они попрятались. Потому что стало холодно, а тело у них тонкое, нежное.

Назовите группы, к которым относятся перечисленные животные.

Насекомые и птицы.

-У птиц тело покрыто перьями, на голове 2 глаза и клюв, 2 крыла, пара ног, хвост.

Почему же птицы осенью улетают на юг?

Становится холодно, а самая главная причина – зимой им нечего есть.

Докажите, ведь люди зимой подкармливают птиц, значит, они могут пережить зиму рядом с человеком.

Насекомые прячутся, водоемы замерзают, семена с растений падают на землю и засыпаются снегом, поэтому птицы отправляются в теплые края. Где много корма.

Как находят они путь в Африку или в Индию, или Австралию вы узнаете на уроках биологии, а на вопрос “зачем поют птицы?” ответ найдем на весенней экскурсии. А пока:

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Так написал о том, о чем мы с вами говорили в осеннем саду, замечательный русский поэт Афанасий Фет.

III. Подведение итогов экскурсии

– Что мы наблюдали сегодня на экскурсии? (Состояние неживой и живой природы весной.)

– Понравилась ли вам экскурсия?

– Мы продолжим изучать осенние изменения в природе на уроке. Постройтесь в пары, сейчас мы возвращаемся в класс.

Заканчивая экскурсию, хочу отметить: вашу заинтересованность в изучении объектов природы, вашу помощь в отыскании ответов на вопросы, которые ставят перед нами растения и животные

 Молодцы, ребята!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!