СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Элементы женского народного костюма Брянской области на примере костюма Комаричского района".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий проект в рамках учебных предметов: технологии, изобразительного искусства, курса внеурочной деятельности "Культура родного края".

Просмотр содержимого документа
«Проект "Элементы женского народного костюма Брянской области на примере костюма Комаричского района".»

Брянская городская администрация

Управление образования

Брянский городской информационно- методический центр

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Брянска

Конкурс учебных проектов учащихся общеобразовательных учреждений г. Брянска

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ


«ЭЛЕМЕНТЫ НАРОДНОГО КОСТЮМА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ ЖЕНСКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА КОМАРИЧСКОГО РАЙОНА»

Технология, изобразительное искусство, курс внеурочной деятельности «Культура родного края»


Выполнили: ученики 4в класса

Зайцев Сергей

Ремезова Елизавета

Ремезова Софья

Руководитель: учитель начальных классов Зайцева О.В.

Консультанты: заведующая музеем Маслова А.Н.,

руководитель МО начальной школы Плотникова О.В.



Брянск 2019

Аннотация проекта


Русский народный костюм является одним из источников изучения истории и традиций русского народа. Зная особенности национальной одежды, можно многое рассказать о жизни людей в прошлом. Недаром говорится в известной поговорке «Встречают по одежке…»: народный костюм является своеобразной визитной карточкой наших предков, по которому современники могли определить социальное и семейное положение, происхождение человека и его место проживания.

Актуальность данной работы заключается в естественной потребности людей знать историю родного края, проявлять интерес к ее культуре и традициям.

Изученный материал и проектный продукт в виде куклы в женском народном костюме Комаричского района позволит увидеть особенности костюма конкретной местности, открыть его самобытность и уникальность, сохраненную веками.

Материал проектной работы может быть использован на уроках изобразительного искусства, технологии, изучении курса «Культура родного края».


















Цели проекта:

  • Познакомиться с элементами народного костюма Брянской области.

  • Изучить особенности женского народного костюма Комаричского района Брянской области.

  • Воссоздать элементы народного костюма жителей Комаричского района.

Задачи проекта:

  1. Собрать и изучить материал по теме на основе литературных, музейных и Интернет - источников.

  2. Подготовить презентацию с опорой на результаты исследования.

  3. Выполнить практическую работу по созданию образца женского народного костюма Комаричского района на кукле.


Практическая значимость исследовательской работы.

Теоретический и практический материал работы может быть использован учителями и учениками на уроках изобразительного искусства, технологии, изучении курса культуры родного края, в качестве экспоната школьного краеведческого музея «Русская изба».


Этапы и методы работы над проектом

  1. Постановка проблемы.

Задачи этапа:

  1. Выбрать тему проектной работы.

  2. Определить вид проекта.

На занятиях курса внеурочной деятельности «Культура родного края» мы познакомились с жизнью и бытом наших далеких предков. Нас очень заинтерисовала тема «Одежда древних славян». Дома нашлись старые фотографии нашей прапрабабушки в народном костюме. Мы рассказали о своей находке учителю. Она попросила нас подготовить информацию о женском народном костюме нашей семьи. Данных было не так много, мы смогли только описать костюм по фотографии, а показать элементы костюма нам не удалось. К сожалению, в нашей семье, кроме вышитых прапрабабушкой полотенец, ничего не осталось. Нам очень захотелось выяснить, как выглядела одежда, которую носили в нашей семье, чтобы потом можно было показать и рассказать о ней нашим детям и внукам. Вместе с руководителем мы решили выполнить работу в этом направлении. Мы сформулировали тему и выбрали творческий проект.


2.Организационный этап.

На данном этапе нам нужно были определить направление нашей работы.

Мы поставили перед собой задачи и разработали план действий.

Задачи этапа планирования:

  1. Распределить обязанности по сбору информации, обозначить сроки работы на каждом этапе проекта.

  2. Выбрать источники информации, на которой будет строиться наша работа.

  3. Определиться с продуктом проекта.

Чтобы не тратить время на сбор информации, мы решили распределить роли для поиска. Часть нашей группы решила обратиться за необходимой литературой в школьную и городскую библиотеку, остальные будут искать нужный материал в интернете.

При выборе продукта проекта было много предложений и идей. Мы решили остановиться на пошиве народного костюма на куклу.

Методы: дискуссия.

3.Поиск и сбор информации.

Задачи этапа:

  1. Собрать наиболее полную и полезную информацию по теме проекта.

  2. Посетить краеведческий музей.

  3. Собрать фотоинформацию.

  4. Проанализировать и обобщить собранный материал.

Данный этап проекта оказался одним из сложных и продолжительных. Занял он более трех недель. В сборе информации нам помогали родители, библиотекари. Мы искали нужную информацию в книгах и интернете, делали необходимые заметки и распечатки, посетили краеведческий музей поселка Комаричи, взяли интервью у руководителя музея и сделали фотографии женского народного костюма и его отдельных элементов.

После всего сопоставили и собрали полученные данные для составления презентации и выполнения изделия.

Методы этапа поиска и сбора информации:

  1. Анализ литературы.

  2. Интервью.

  3. Метод фотографирования.


  1. Изготовление продукта проектной работы.

Задачи этапа:

1)Создать эскиз костюма.

2)Подобрать необходимые материалы и инструменты для работы.

3)Изготовить костюм на куклу.

Данный этап был самым продолжительным в нашей работе. На его осуществление понадобился месяц. Мы выполнили эскиз нашего будущего костюма и его отдельных элементов, для более точного соответствия образцу. Обсудили и подыскали необходимый материал для работы. Выполнили пошив костюма.


  1. Оформление презентации проекта.

Задачи этапа:

  1. Систематизировать собранный материал.

  2. Оформить презентацию проекта.

Для оформления нашей работы мы выбрали доступную и интересную информацию, результаты исследований, фотографии и рисунки. Выбрали макеты слайдов и форму оформения для простоты и восприятия работы слушателями. Данный этап занял у нас три дня, т.к. все подготовительные работы уже были выполнены.

Методы работы: системный метод, классификация.


Необходимое оборудование


Материалы для работы:

  1. ткань двух цветов (белая ткань, для пошива рубахи-50 см; красная для поневы и головного убора- 1метр);

  2. Кружево (50 см) для украшения воротника и манжет;

  3. Два вида тесьмы для фартука (50см) и головного убора-кички (20см);

  4. Нитки для шитья (две катушки белого и красного цветов);

  5. Цветные шерстяные нитки (по 50 см) для изготовления помпонов на головной убор;

  6. Бисер, бусинки для украшения кички.

  7. Шнурок для пояса;

  8. Цветные нитки для вышивания.

Инструменты:

  1. Ножницы;

  2. Набор игл для шитья.









Продукт.




Отзыв руководителя

История родного края вызывает интерес общества. Он объясняется потребностью каждого человека знать традицию и культуру своего народа. Поэтому тема «Элементы народного костюма Брянской области на примере женского костюма Комаричского района» является актуальной и значимой для изучения, расширения кругозора, развитие патриотизма и творческих способностей учащихся. Данный проект ориентирован на учащихся 4-х классов и носит творческий характер.

Целями проектной работы было познакомиться с элементами народного костюма Брянской области, изучить особенности женского народного костюма Комаричского района Брянской области и воссоздать элементы народного костюма жителей Комаричского района. В результате проделанной работы все цели и задачи, поставленные учащимися, были достигнуты.

Проектная работа выполнялась малой группой учащихся. Работа проходиа поэтапно. На каждом этапе раскрывались индивидуальные способности ребят и умение работать в группе.

Учащиеся научились находить нужную информацию, анализировать, сопоставять и приходить к общему мнению и выводам. Ребята самостоятельно определились с темой и продуктом проекта, составили анкету для своих сверстников и вопросы для интервью. Проявили познавательную активность, фантазию, аккуратность и усидчивость при выполнении практической работы.

Проявились индивидуальные способности у учеников. Зайцев Сергей активно принимал участие в пошиве костюма, хотя эта работа была для него очень непростой, в отличие от девочек, которые не раз шили одежду для кукол. Ремезова Елизавета, будучи маообщительной и замкнутой, раскрыла в себе коммуникативные способности при интерьвюировании. Ремезова Софья проявила лидерские качества.

В ходе работы над проектом ребята стали более общительны и самостоятельны.

Достоинством работы является наличие продукта проекта- куклы в народном костюме Комаричского района и простота изложения материала в презентации проекта, что способствует наглядно-образному восприятию темы. Среди недостатков работы можно выделить не совем точно распланированное время работы над проектом, в результате чего ребята не успели выполнить вышивку на эементах костюма. Но это может служить новым стимулом для дополнительного исследования.

Данная проектная работа имеет практическую значимость. Материал работы может использоваться учителем на уроках изобразительного искусства, технологии, изучении курса «Культуры родного края».



















Описание процесса исполнения

Перелистывая семейный альбом, мы наткнулись на фотографию женщин в народных костюмах. Оказалось, что среди них наша прапрабабушка. Родом она из Комаричского района Брянской области. Нам стало интересно, как одевались наши далекие предки? Из каких элементов одежды состоял женский народный костюм? Какие цвета в нем преобладали? За ответами мы обратились к родителям и бабушкам. Но точной информации мы не получили. Мы решили, что эта тема может стать интересной для проектной работы. Однако уже на данном этапе у нас возникли сомнения: будет ли актуально и интересно наше исследование для сверстников. Чтобы оставить все сомнения, мы решили провести опрос среди учащихся 4-х классов нашей школы.

Наша группа составила анкету для одноклассников (Приложение 1).

В опросе приняли участие 60 человек. Это ученики 4-х классов МБОУ СОШ №28.В результате анкетирования мы выяснили, что большинство учащихся (42 чел.) не знают, как выглядит народный костюм нашего края. Только у 7 учащихся есть дома элементы народного костюма. Из перечисленных названий фрагментов костюма (понева, лапти, кичка, запон), ребята знают только лапти- 47, понева- 5 чел. На вопрос: нужно ли знать историю народного костюма-54 человека ответили: да, это интересно и поучительно, и 6 учащихся, что это несовременно.

В результате анкетирования, сомнений не осталось, и мы решили остановиться на выбранной теме.

У нас возникло много споров при выборе готового изделия нашего проекта. Было очень много идей, каким образом и как нам представить продукт. Мы предагали сделать книгу, вылепить модель из пластилина, сделать аппликацию, выжечь костюм на дереве и раскрасить, сделать куклу-оберег в народном костюме или просто сшить костюм. Но так как в нашей группе больше девочек, мы пришли к идее сшить костюм для куклы. Найти модель для нашего костюма не составило большого труда.

Литературы по теме русского народного костюма оказалось много. Мы сравнивали найденный материал и отбирали необходимый для нашей темы. Но в книгах и интернете информация была более общей. Нам удалось узнать о комплектах женского народного костюма, их элементах, а конкретных данных о народном костюме Брянской обасти оказалось очень мало. На данном этапе у нас возникли проблема, как и где точно узнать об особенностях костюма Комаричского района. За информацией мы отправились в Комаричи, предварительно составив список необходимых вопросов. Наша группа взяла интервью у заведующей Краеведческим музеем п. Комаричи Анны Николаевны Масловой (Приложение 2) . В музее мы смогли увидеть, сфотографировать и узнать об особенностях женского костюма Комаричского района. Данный материал дополнил нашу копилку информации и послужил основным толчком к созданию продукта проекта и оформению презентации.

На основе полученных данных и литературы мы выделили основные два вида костюма Брянской области (рубаха-понева – кичка; рубаха-сарафан -сорока). Для Комаричского района характерным ансамблем является рубаха с воротником, шестиполосная понева, передник-запон, головной убор-кичка.

Непростым для нас оказался и этап изготовления изделия.

Как настоящие модельеры мы выполнили эскизы будущего костюма и его отдельных элементов. (Приложение 4).

Следующим шагом стал подбор материалов и инструментов для изготовения костюма для куклы.

Денежных затрат на приобретение материалов и инструментов у нас не было. Тканьдля костюма мы нашли в бабушкиных запасах. Девочки нашей группы очень любят плести из бисера, вязать, и шить одежду для кукол, поэтому в их запасах были бисер, шерсть, тесьма.

Сам этап изготовения костюма занял около трех - четырех недель. Работа оказалась достаточно сложной. Требовалось огромное терпение и усидчивость, смекалка и фантазия. Перед выполнением работы мы постоянно повторяли технику безопасности при работе с ножницами и иглами.

На этапе кроя рубахи, поневы и обработки швов нам понадобилась помощь родителей. Наша группа распределила обязанности по пошиву фрагментов одежды, но нам всегда требовалась помощь друг друга. Особенно нелегко было шить мальчику нашей группы. Работу мы выполняли дома под контролем взрослых.

После изготовления продукта проекта мы принялись за оформление презентации, в которую мы включили данные из истории костюма, особенностях костюма Брянской области. И подробно рассмотрели фрагменты костюма Комаричского района, предоставили данные фотоотчета, выводы по проекту.

















Выводы и самоанализ работы над проектом.

В результате выполненной работы мы познакомились с историей народного костюма Брянской области, изучили и увидели костюм Комаричского района. И благодаря этим знаниям, мы сумели создать образец костюма в котором, возможно, ходили наши далекие предки. Считаем, что мы достигли поставленных целей и задач.

Успехом нашей работы можно считать то, что у нас была возможность съездить в Комаричи и посетить музей в родном для нас поселке, где и сейчас живут наши родственники. Так как в литературе очень мало материала об особенностях женского костюма этого района.

Конечно, в своей работе мы не смогли точно и со всей полнотой передать настоящую красоту костюма. Возможно это из-за того, что мы еще не очень опытные мастера по пошиву одежды. А может быть, не совсем получилось, потому что наши предки трепетно и с большей любовью относились к своей одежде, которую полностью делали вручную от изготовления ткани, пряжи шерсти, пошива и украшений.

Мы надеемся, что эта работа будет полезной для наших сверстников и учителей, а может и для будущего поколения нашей семьи. Ведь, лучшая работа - эта та, которая приносит пользу.

















Список источников информации по проекту.


1.Козловская Н.Б.Традиционный костюм Брянской области.-Брянск :Ваш шанс,1998-23..8.ил.

2.Н.И.Костомаров Домашняя жизнь и нравы великого русского народа -М.:Республика,1992- 301с.

3.http://diderix.petergen.com

4. http://www.booksite.ru/fulltext/bel/ovi/nsky/8.htm































Приложение 1.



Анкета «Русский народный костюм»


  1. Знаете ли вы как выглядит женский народный костюм вашего края?



Да Нет


  1. Есть и в вашем доме элементы русского народного костюма?

Да Нет


  1. Как вы думаете, что означают эти элементы народного костюма. Запишите.

Понева-


Лапти-


Кичка-


Запон-


  1. Нужно ли знать историю народного костюма?

А) да, это интересно и поучительно

Б) нет, это не современно


















Приложение 2.


Интервью с заведующей Комаричского краеведческого музея А.Н. Масловой.


- Анна Николаевна, к какому периоду времени относится представленная в вашем музее женская одежда?


- В нашей экспозиции «Русская изба» собраны предметы быта и одежды Комаричской волости. Одним из ценных экспонатов музея считается женский народный костюм. Представленная одежда относится к 19 веку. А головной убор-кичка к концу девятнадцатого столетия.


- Как эти экспонаты попали в музей?


- Каждый костюм мы собирали по отдельным фрагментам, которые находили в «бабушкиных сундучках», в деревнях, много было передано в дар музею. Многие фрагменты одежды пришлось ремонтировать, отбеливать, восстанавливать вышивку. Целостность костюма помогли восстановить старые фотографии, представленные жителями нашего района. Это стоило больших трудов. Но нам есть чем гордиться.

- Расскажите об особенностях костюма?


- Основными цветами костюма являются красный и белый. Красный цвет символизирует солнце, любовь, отвагу. Этот цвет использовался в вышивке, головных уборах и юбках. Рубаха обязательно была белой. Белый цвет означает мир, чистоту. Поэтому этот цвет был ближе к телу.


- Из каких элементов одежды состоял костюм?


- Женская рубаха была длинной и широкой. Ворот ее украшался красивым кружевным воротником. Этот элемент был уникальным и встречался только на рубахах нашего района. Верх рукава и манжет дополнялись ручной вышивкой. Поверх рубахи надевали распашную поневу, которая подвязывалась поясом из красной шерсти. Понева была повседневной и праздничной. Праздничную поневу хранили всю жизнь и передавали из покоения в поколение. Поверх поневы надевали передник. Его называли запон. По особым случаям повязывали белые с вышивкой запоны.

Голову женщин украшал головной убор-кичка. Это шапочка, которая расшивалась золотыми и серебряными нитями, украшалась бисером и шерстяными кисточками по бокам. Цвет кистей и украшений выбирала женщина сама.


- Анна Николаевна, а сейчас, надевают такие костюмы современные люди?


- Костюмы носят по особым праздникам, когда мы представляем наш район на конкурсах и смотрах народного творчества. В нашем районном Доме культуре в костюмерной есть такие костюмы.


- Спасибо, что ответили на наши вопросы.











Приложение 3 .Фотоотчет работы.

























































18