СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект "Элементы женского народного костюма Брянской области на примере костюма Комаричского района".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к проектной работе  "Элементы женского народного костюма Брянской области на примере костюма Комаричского района".

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект "Элементы женского народного костюма Брянской области на примере костюма Комаричского района".»

Творческий проект : «Элементы женского народного костюма Брянской области на примере  костюма Комаричского района». Выполнили : ученики 4 В класса МБОУ «СОШ № 28» г.Брянска Зайцев Сергей Ремезова Елизавета Ремезова Софья Руководитель: Зайцева Ольга Владимировн а

Творческий проект : «Элементы женского народного костюма Брянской области на примере костюма Комаричского района».

Выполнили :

ученики 4 В класса

МБОУ «СОШ № 28» г.Брянска

Зайцев Сергей

Ремезова Елизавета

Ремезова Софья

Руководитель:

Зайцева Ольга Владимировн а

Введение  Перелистывая семейный альбом, мы наткнулись на фотографию женщин в народных костюмах. Оказалось, что среди них наша прапрабабушка. Родом она из Комаричского района Брянской области. Нам стало интересно как одевались наши далекие предки ? Из каких элементов одежды состоял женский народный костюм? Какие цвета в нем преобладали?

Введение

  • Перелистывая семейный альбом, мы наткнулись на фотографию женщин в народных костюмах. Оказалось, что среди них наша прапрабабушка. Родом она из Комаричского района Брянской области.
  • Нам стало интересно как одевались наши далекие предки ?
  • Из каких элементов одежды состоял женский народный костюм?
  • Какие цвета в нем преобладали?

Цель работы:  Познакомиться с элементами народного костюма Брянской области. Изучить особенность женского костюма Комаричского района Брянской области. Воссоздать элементы народного костюма жителей Комаричского района.  Задачи : Собрать и изучить материал по теме на основе литературных, музейных и Интернет- источников. Подготовить презентацию с опорой на результаты исследования. Выполнить практическую работу по созданию образца женского народного костюма Комаричского раойна.

Цель работы:

  • Познакомиться с элементами народного костюма Брянской области.
  • Изучить особенность женского костюма Комаричского района Брянской области.
  • Воссоздать элементы народного костюма жителей Комаричского района.

Задачи :

  • Собрать и изучить материал по теме на основе литературных, музейных и Интернет- источников.
  • Подготовить презентацию с опорой на результаты исследования.
  • Выполнить практическую работу по созданию образца женского народного костюма Комаричского раойна.

Методы исследовательской работы: Теоретический анализ литературы и материалов сети Интернет. Интервью. Метод фотографирования. Анализ полученных данных . Моделирование.

Методы исследовательской работы:

  • Теоретический анализ литературы и материалов сети Интернет.
  • Интервью.
  • Метод фотографирования.
  • Анализ полученных данных .
  • Моделирование.
Практическая значимость исследовательской работы .  Теоретический и практический материал работы может быть использован учителями и учениками на уроках изобразительного искусства, технологии, изучении курса «Культуры родного края», в качестве экспоната школьного краеведческого музея «Русская изба».

Практическая значимость исследовательской работы .

Теоретический и практический материал работы может быть использован учителями и учениками на уроках изобразительного искусства, технологии, изучении курса «Культуры родного края», в качестве экспоната школьного краеведческого музея «Русская изба».

Актуальность темы.  Русский народный костюм является вещественным источником, позволяющий узнать о прошлом наших предков, культуре родного края и сохранить семейные традиции.

Актуальность темы.

Русский народный костюм является вещественным источником, позволяющий узнать о прошлом наших предков, культуре родного края и сохранить семейные традиции.

В опросе приняли участие 60 учащихся МБОУ «СОШ № 28» г. Брянска. 1.Знаете ли вы как выглядит женский народный костюм вашего края?  2. Есть ли в вашем доме элементы русского народного костюма?  3.Как вы думаете, что означают эти элементы народного костюма?    4.Нужно ли знать историю народного костюма?

В опросе приняли участие 60 учащихся МБОУ «СОШ № 28» г. Брянска.

1.Знаете ли вы как выглядит женский народный костюм вашего края?

2. Есть ли в вашем доме элементы русского народного костюма?

3.Как вы думаете, что означают эти элементы народного костюма?

4.Нужно ли знать историю народного костюма?

Немного истории. Русский костюм формировался на протяжении многих веков на обширных территориях расселения наших предков.   В этнографической литературе принято выделять четыре комплекса женской одежды: Рубаха - понева – кичка(головной убор). Рубаха - сарафан – кокошник. Рубаха – юбка. Распашное платье – кубелек.

Немного истории.

  • Русский костюм формировался на протяжении многих веков на обширных территориях расселения наших предков.

В этнографической литературе принято выделять четыре комплекса женской одежды:

  • Рубаха - понева – кичка(головной убор).
  • Рубаха - сарафан – кокошник.
  • Рубаха – юбка.
  • Распашное платье – кубелек.
  Наибольшее распространение нашли два первых комплекса, - «сарафанный» и «поневный».  В отличие от сарафана, который носили и горожане и крестьяне северных областей России, поневная одежда в XIX - начала XX века была только крестьянской. «Понёвный» комплекс закрепился лишь в отдельных местах центральных областей (Орловская, Калужская, Тульская, Пензенская, Рязанская, Воронежская губернии. Брянский уезд принадлежал ранее к Орловской губернии.)  На Брянщине, относящейся к южным областям России, можно выявить такой вид народного костюма:  Рубаха - понева - кичка (головной убор)

Наибольшее распространение нашли два первых комплекса, - «сарафанный» и «поневный».

В отличие от сарафана, который носили и горожане и крестьяне северных областей России, поневная одежда в XIX - начала XX века была только крестьянской.

«Понёвный» комплекс закрепился лишь в отдельных местах центральных областей (Орловская, Калужская, Тульская, Пензенская, Рязанская, Воронежская губернии. Брянский уезд принадлежал ранее к Орловской губернии.)

На Брянщине, относящейся к южным областям России, можно выявить такой вид народного костюма:

Рубаха - понева - кичка (головной убор)

Народный костюм Брянской области состоял из : рубаха понева передник украшение лапти головной убор пояс

Народный костюм Брянской области состоял из :

рубаха

понева

передник

украшение

лапти

головной убор

пояс

  Костюм Комаричского района имел свои отличительные особенности.

Костюм Комаричского района имел свои отличительные особенности.

Об истории народного костюма нам рассказала в интервью заведующая Комаричским краеведческим музеем Анна Николаевна Маслова.               Мы составили и задали  вопросы руководителю музея :  -К какому веку относится одежда, представленная в музее?  -Как старинные экспонаты попали в музей?  - Что символизируют цвета костюма?  Из каких элементов одежды состоит народный костюм Комаричского района?  -Используется ли костюм в современной жизни района?

Об истории народного костюма нам рассказала в интервью заведующая Комаричским краеведческим музеем Анна Николаевна Маслова. Мы составили и задали вопросы руководителю музея : -К какому веку относится одежда, представленная в музее? -Как старинные экспонаты попали в музей? - Что символизируют цвета костюма? Из каких элементов одежды состоит народный костюм Комаричского района? -Используется ли костюм в современной жизни района?

В музее мы сделали фотографии костюма.

В музее мы сделали фотографии костюма.

Женский народный костюм Комаричского района относится к 19 веку. Целостность костюма восстанавливалась по старинным фотографиям и переданным в дар музею элементов одежды жителями района.   Каждый элемент костюма имел глубокий смысл и практическое применение.  
  • Женский народный костюм Комаричского района относится к 19 веку. Целостность костюма восстанавливалась по старинным фотографиям и переданным в дар музею элементов одежды жителями района.  Каждый элемент костюма имел глубокий смысл и практическое применение.  
Цвета в одежде отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, доброте и справедливости.  Основными цветами костюма были белый и красный.  Белый цвет означает мир и чистоту совести, поэтому этот цвет ближе всего к телу.  Самым любимым цветом был красный, как символ солнца, отваги и любви.

Цвета в одежде отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, доброте и справедливости.

Основными цветами костюма были белый и красный.

Белый цвет означает мир и чистоту совести, поэтому этот цвет ближе всего к телу.

Самым любимым цветом был красный, как

символ солнца, отваги и любви.

«Своя рубашка ближе к телу». Основным элементом костюма была широкая рубаха , украшенная большим, отделанным кружевом и вышивкой воротником, с вышитыми оборками по низу рукава. Чистая белая рубаха считалась символом чистой души. Рубахи из Комарического района выглядили особо нарядно, благодаря большому кружевному воротнику, похожему на пелерину. Нигде больше на Брянщине этот элемент рубахи не встречается.

«Своя рубашка ближе к телу».

  • Основным элементом костюма была широкая рубаха , украшенная большим, отделанным кружевом и вышивкой воротником, с вышитыми оборками по низу рукава. Чистая белая рубаха считалась символом чистой души.
  • Рубахи из Комарического района выглядили особо нарядно, благодаря большому кружевному воротнику, похожему на пелерину. Нигде больше на Брянщине этот элемент рубахи не встречается.
«Каков человек, такова и одежда» Понева – основная часть костюма, набедренная одежда, надеваемая на рубаху. Выйдя замуж – женщина надевала и носила понёву до конца жизни . В отличии от других районов Брянской области она была красного цвета и состояла из шести полотнищ, сшитых между собой.

«Каков человек, такова и одежда»

  • Понева – основная часть костюма, набедренная одежда, надеваемая на рубаху. Выйдя замуж – женщина надевала и носила понёву до конца жизни .
  • В отличии от других районов Брянской области она была красного цвета и состояла из шести полотнищ, сшитых между собой.
 « Не одежда красит человека, а его добрые дела »  В народном костюме очень важную роль играл передник – запон . Он не столько предохранял от загрязнения рубаху и поневу, сколько украшал женщину.  Запон надевался поверх поневы.  Подол передника богато украшался узорным ткачеством, вышивкой и кружевом.

« Не одежда красит человека, а его добрые дела »

  • В народном костюме очень важную роль играл передник – запон . Он не столько предохранял от загрязнения рубаху и поневу, сколько украшал женщину.

Запон надевался поверх поневы.

  • Подол передника богато украшался узорным ткачеством, вышивкой и кружевом.
«ПОЯС — РАЗВЯЖИСЬ, ЗЕМЛЕ — РАССТУПИСЬ!»  Дополнением к костюму служил красный с желтыми полосками пояс, концы которого свисают по левому боку(так носили только женщины). Пояс служил оберегом и охранял от зла и бед.
  • «ПОЯС — РАЗВЯЖИСЬ, ЗЕМЛЕ — РАССТУПИСЬ!»

Дополнением к костюму служил красный с желтыми полосками пояс, концы которого свисают по левому боку(так носили только женщины). Пояс служил оберегом и охранял от зла и бед.

  «В какой народ попадешь, такую и шапку наденешь»   Головной убор «кичка» - представлял собой расшитую золотыми и серебряными нитями шапочку. Её украшали кисти из разноцветных шерстяных ниток. Носили ее замужние женщины, впервые надев в день свадьбы, а затем бережно хранили и надевали его по большим праздникам .

«В какой народ попадешь, такую и шапку наденешь»

  • Головной убор «кичка» - представлял собой расшитую золотыми и серебряными нитями шапочку.
  • Её украшали кисти из разноцветных шерстяных ниток.
  • Носили ее замужние женщины, впервые надев в день свадьбы, а затем бережно хранили и надевали его по большим праздникам .
  « Что к лицу, то и красит » К праздничной женской одежде непременно надевали бусы и бисерные украшения. Всё это называлось нарядом, или снарядом платья. Без украшений одежда называлась чистой. 

« Что к лицу, то и красит »

  • К праздничной женской одежде непременно надевали бусы и бисерные украшения. Всё это называлось нарядом, или снарядом платья. Без украшений одежда называлась чистой. 
 «Дом вести -не лапти плести» Ансамбль костюма заканчивали лапти русского типа, сплетенные из липового лыка косым плетением. Надевали их на онучи ( широкие длинные полосы плотной ткани, применявшиеся для обмотки ног   ) или на толстые шерстяные чулки и прикрепляли оборами.

«Дом вести -не лапти плести»

  • Ансамбль костюма заканчивали лапти русского типа, сплетенные из липового лыка косым плетением.
  • Надевали их на онучи ( широкие длинные полосы плотной ткани, применявшиеся для обмотки ног   ) или на толстые шерстяные чулки и прикрепляли оборами.
Практическая работа. Чтобы закрепить связь с прошлым, расширить интерес к русской старине, к своей малой родине, мы решили воссоздать элементы народного костюма Комаричского района на кукле. И эта работа сохранит память о жизни наших предков и укрепит связь между поколениями .  Этапы работы над созданием костюма:  1) Создание эскиза костюма, на основе исследования. 2) Подбор необходимых инструментов и материалов. 3)Пошив костюма.

Практическая работа.

Чтобы закрепить связь с прошлым, расширить интерес к русской старине, к своей малой родине, мы решили воссоздать элементы народного костюма Комаричского района на кукле. И эта работа сохранит память о жизни наших предков и укрепит связь между поколениями .

Этапы работы над созданием костюма:

  • 1) Создание эскиза костюма, на основе исследования.
  • 2) Подбор необходимых инструментов и материалов.
  • 3)Пошив костюма.
 Создание эскиза костюма, на основе исследования.

Создание эскиза костюма, на основе исследования.

Процесс изготовления костюма.

Процесс изготовления костюма.

Продукт проекта.

Продукт проекта.

Вывод: В результате работы мы выяснили отличительные особенности народного костюма Комаричского района, который восхищает нас своей красотой и неповторимостью на протяжении двух столетий. Когда-то в нем ходили наши предки. А сейчас, по особым случаям, одевают его наши современники, чтобы показать его первозданность, особенность и окунуться в прошлое.

Вывод:

  • В результате работы мы выяснили отличительные особенности народного костюма Комаричского района, который восхищает нас своей красотой и неповторимостью на протяжении двух столетий. Когда-то в нем ходили наши предки. А сейчас, по особым случаям, одевают его наши современники, чтобы показать его первозданность, особенность и окунуться в прошлое.
 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Литература. 1.Козловская Н.Б.Традиционный костюм Брянской области.-Брянск :Ваш шанс,1998-238.ил. 2.Н.И.Костомаров Домашняя жизнь и нравы великого русского народа -М.:Республика,1992- 301с. 3.http://diderix.petergen.com 4.http://www.booksite.ru/fulltext/bel/ovi/nsky/8.htm

Литература.

  • 1.Козловская Н.Б.Традиционный костюм Брянской области.-Брянск :Ваш шанс,1998-238.ил.
  • 2.Н.И.Костомаров Домашняя жизнь и нравы великого русского народа -М.:Республика,1992- 301с.
  • 3.http://diderix.petergen.com
  • 4.http://www.booksite.ru/fulltext/bel/ovi/nsky/8.htm