ПРОЕКТ
«Энциклопедия одного слова»
Общие сведения
Тема проекта | Энциклопедия одного слова (МЕДВЕДЬ) |
Продукт проекта | Статья в энциклопедический словарь |
Класс | 2 |
Предмет (предметы) | русский язык |
Количество уроков (занятий) | 4 |
Продолжительность (сколько дней) | 4 |
ФИО автора или авторов (полностью) | Нугаева Ирина Сергеевна |
Подготовительный этап
Что нужно подготовить заранее для проведения проекта | Форма представления (распечатка раздаточного материала, подготовка электронных документов и т.п.) |
Презентация “Почему вокруг называется так, а не иначе?” | Электронный документ. |
Анкета | Распечатка |
Инструкция по работе со словарями | Распечатка |
Представление полезных ресурсов | Интернет |
Бортовой журнал | Распечатка |
План первого занятия (урока)
Этап урока (занятия) | Приемы этапа урока (занятия) |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (10 мин) | Беседа о тайнах значения слов: Показ стартовой презентации “Почему вокруг называется так, а не иначе?” |
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений ( 10 мин) | Анкетирование. Детям предлагается ответить на вопрос “Знаете ли вы значение слова МЕДВЕДЬ? Вывод. Определение темы проекта. |
3. Формулировка проблемного вопроса ( 10 мин) | По результатам анкетирования делают выводы, фиксируют в маршрутных листах, с помощью учителя формулируют проблему. |
4.Подготовительный этап ( 10 мин) | Обсуждение вопроса о возможных источниках информации. Дети ищут различные значения слова «медведь». Определение нужных материалов и оборудования для исследования. Обсуждение дальнейших действий |
5. Рефлексия ( 5 мин) | Что узнали нового?Что у нас получилось и над чем еще надо постараться? (Производятся запись в Бортовом журнале (1)) |
| |
План второго занятия
Этап урока | Приемы этапа урока |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (10 мин) | Беседа о том, что у нас не получилось на прошлом уроке; (Не знали значение слова МЕДВЕДЬ), о том, что мы собирались делать, каких помощников мы решили взять, чтобы узнать значение слова |
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений (10 мин) | Совместное составление плана работы и фиксация в Бортовом журнале (2). Деление на группы.Повторение правила работы в группах и правила безопасной работы в интернете. |
3.Самостоятельная работа в группах (20 мин) | Группа ЛИНГВИСТОВ работают со словарями, находят значение слова. (Используют инструкцию работы со словарями).Группа ФОЛЬКЛОРИСТОВ ищут загадки, пословицы и стихи. Группа ИСКУССТВОВЕДОВ-названия картин, фильмов и сказок. ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ-готовятся к записи статьи. Запись основных понятий в Бортовом журнале (3) |
4. Рефлексия (5 мин) | Выводы по 1 части работы(запись в Бортовом журнале (4) |
План третьего занятия
Этап урока | Приемы урока |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (5 мин) | Совместная постановка задачи на данный урок. (Составление статьи) |
2. Самостоятельная работа | Знакомство с правилом составления статьи.Самостоятельная работа с источниками информации(запись в Бортовом журнале (5) по составлению статьи и ее запись. |
3.Рефлексия | Заполнение Бортового журнала (6)Самооценка 1 части работы. |
План четвертого занятия
Этап урока | Приемы урока |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Определение задач урока: отчет групп, оценка готового продукта |
2. Публичный отчет | Отчет групп.Чтение статьи. Совместное составление Ментальной карты ( значение слова-загадка-стих-картина и т.д.) Вывод. Самооценка успешности работы ученика в группе.Заполнение Бортового журнала (7) |
3.Рефлексия проекта | Самооценка “Наши успехи” Заполнение Бортового журнала (8) |
Дидактические материалы к проекту
Анкета
Знаете ли Вы значение слова МЕДВЕДЬ?
Да, знаю
Не знаю
Не совсем уверен, что знаю
2. В каких случаях Вы чаще слышите или произносите это слово?
3. Хотели бы Вы узнать значение слова МЕДВЕДЬ?
Бортовой журнал участника проекта
Мое мнение в начале изучения темы “Энциклопедия одного слова ”
2. План моей учебной деятельности
3. Работа над реализацией учебной деятельности
Теоретический материал (основные понятия)
4.Выводы по 1 части работы
5.Используемые ресурсы (ссылки на источники) для записи статьи
6.Самооценка 1 части работы
7.Самооценка успешности работы ученика в группе
8.Графическое представление материала (Ментальная карта):
9. Наши успехи
9.Рефлексия
Инструкция по работе со словарями
1.Прочитай слово.
2.Определи, на какую букву начинается слово.
3.Найди в оглавлении на какой странице эта буква.
4.Помни! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв.
Памятка по составлению статьи для словаря
Слова во всех словарях располагаются в алфавитном порядке.
Значение каждого слова разъясняется в словарной статье.
Если слово имеет несколько значений, каждое из них разъясняется и выделяется цифрой (1, 2)
Основная задача толковых словарей заключается в объяснении значения слов.
Словарная статья - краткая энциклопедия о слове, его описание. По своей структуре состоит из компонентов:
1.Заглавное слово располагается слева (выделено полужирным шрифтом прописными буквами) с указанием ударения и в трудных случаях с комментарием к произношению отдельных звуков или их сочетаний квадратных скобках после заглавного слова(транскрипция) .
2.Толкование слова- располагается справа от заглавного слова, содержащее:
а) толкование значения слова
Словарное определение может даваться разными способами.
·описательным (дается описание существенных признаков предмета, явления),
·синонимическим (значение слова объясняется с помощью подбора синонимов),
·отсылочным (с учетом значения словообразовательного средства)
б) иллюстративный материал