СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Есть ли вторая жизнь у мусора?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Моя работа посвящена теме мусор и его второй жизни. Меня очень заинтересовала данный вопрос. Ведь проблема утилизации мусора всегда беспокоит многих и поэтому я решила узнать, как можно с ней справиться и выяснить, что можно сделать из мусора.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Есть ли вторая жизнь у мусора?»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Радищевская средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Д.П. Полынкина»








Муниципальный этап регионального конкурса экологических проектов «Волонтеры могут все»

Номинация «Мусор - угроза или вторая жизнь»

Индивидуальная работа

Зиновьева Варвара Петровна

Тема: «Есть ли вторая жизнь у мусора?»















2022 год


Паспорт проекта:

Тема: «Есть ли вторая жизнь у мусора?»


Зиновьева Варвара Петровна, 06.08.2013, 433914 Ульяновская область Радищевский район, р.п. Радищево ул. Октябрьская д.34, тел.89279827460

zinovei7388@list.ru



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Радищевская средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Д.П. Полынкина»

433914 Ульяновская область Радищевский район, р.п. Радищево пл.Радищевад.12

8 (842) 392-15-73

schoolnum1@mail.ru


Руководитель: Зиновьева Татьяна Викторовна


Привлеченные партнеры проекта: Администрация МО «Радищевский район», МКУК "Межпоселенческая библиотека.















Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

Основная часть

Информационно - исследовательский этап……………………………….…….6

Анализ анкетирования школьников………………..………….……………...…9

Вторичное использование мусора……………………………………………...10

Творческо - практический этап

Практические советы…………………………………………………...……….14

Заключение…………………………………………………………………..…...16

Список литературы………………………………………………………………17

Приложение 1…………………………………………………………………….18

Приложение 2…………………………………………………………………….20

Приложение 3…………………………………………………………………….21



























Введение


Моя работа посвящена теме мусор и его второй жизни. Меня очень заинтересовала данный вопрос. Ведь проблема утилизации мусора всегда беспокоит многих и поэтому я решила узнать, как можно с ней справиться и выяснить, что можно сделать из мусора.


Место и время выполнения: р.п. Радищево Радищевского района, ноябрь-февраль 2022-2023 года

Объект исследования:

- окружающая среда

Предмет исследования:

-бытовые и пищевые отходы

Целевая аудитория: люди, неравнодушные к проблемам экологии и загрязнения окружающей среды.

Гипотеза:

- Можно ли дать мусору вторую жизнь?

Цель:

– узнать всё о способах утилизации мусора, научиться через практическую работу находить полезное применение бытовому и пищевому мусору, тем самым внести свой посильный вклад в частичную утилизацию и сокращению мусорных свалок.


Задачи:

  • выявить, каких бытовых отходов больше всего в классе и дома;

  • выяснить, какие отходы разлагаются быстрее;

  • познакомиться со способами «борьбы» с бытовым мусором, а именно с самым безопасным - способом утилизации;

  • как можно вторично использовать мусор;

  • изготовить полезные изделия из бытового мусора.

Методы:

  1. изучение научной литературы и источников интернета по данной теме;

  2. анкетирование учащихся 3 класса Радищевской сш №1

  3. наблюдение

  4. проведение творческой работы по изготовлению поделок из вторичного мусора.









Актуальность проекта:


Человеку в процессе жизни свойственно оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. В каждом доме образуется огромное количество различных бытовых отходов, которые в конечном итоге выбрасываются на свалки, сжигаются.

Проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на первое место. По мнению специалистов, в настоящее время на каждого жителя планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год. Увеличение количества бытовых отходов связано со следующими причинами:

- рост производства товаров массового потребления одноразового использования;

- увеличение количества упаковки;

- повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменить новыми.

Большая часть бытового мусора не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Например, бумага разлагается 2 года, жестяная консервная банка – 90 лет, алюминиевая банка из-под газированного напитка – 500 лет, а для распада стекла нужно более 1000 лет.

Наша семья ежедневно выбрасывает много мусора: пластиковые бутылки, упаковки от продуктов, полиэтиленовые пакеты, стеклянную тару из-под различных продуктов, коробки, фантики от конфет и т.п. Всего и не перечислить. Раньше я не задумывалась над тем, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной поделки. А если меньше выбрасывать мусора, значит и окружающая среда будет более экологически чистой.

В Радищеве в данный момент существует один вариант утилизации мусора– вывоз на полигон в Кузоватоском районе. Но решает ли это проблему утилизации бытовых отходов в экологическом смысле? Нет и еще раз нет.

Бытовые отходы в виде упаковочного материала загрязняют окружающую среду. Большая их часть не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Чтобы сделать окружающую среду более чистой, нужно уменьшить количество выбрасываемых упаковок, а для этого им надо дать новую жизнь.

И тогда я решила провести исследование по теме: «Есть ли вторая жизнь у мусора?».

















Основная часть.

Информационно - исследовательский этап.


Исследуя данную проблему по журналам, энциклопедиям, учебникам по экологии, сети Интернет, я узнала, что, оказывается, проблема бытового мусора актуальна для всех стран мира.

Оказалось что:

200 тыс. лет до н. э. - первые мусорные кучи, найденные археологами.

400 лет до н. э.- в Афинах основана первая в истории муниципальная свалка.

200 год - в Риме возникла городская служба по уборке мусора.

1315 год- после долгого перерыва в Париже возобновился вывоз мусора.

1388 год - Английский парламент запретил бросать мусор на улицы.

1775 год - в Лондоне появились первые мусорные баки.

1800 год - Муниципалитет Нью-Йорка приказал выгонять на улицы города свиней, которые должны были поедать мусор.

1874 год - в Ноттингеме началось организованное сжигание городского мусора.

1897 год – в Нью-Йорке открыт первый центр по сортировке и переработке мусора.

1932 год - в США изобретены машины, прессующие мусор.

1942 год - в СССР и США начинается массовый сбор мусора для переработки в военных целях.

1948 год - в Нью-Йорке открылась свалка Фреш-Киллс, до сих пор остающаяся крупнейшей в мире.

1965 год - Конгресс США принимает Акт об утилизации твёрдых отходов.

2000 год - Страны ЕС поставили задачу добиться утилизации и повторного использования 50% отходов.

В среднем на каждого жителя Земли за год накапливается около тонны отходов, а это более 5 миллиардов тонн. В каждой стране мусорные проблемы имеют свои особенности, но везде, где есть мусор, имеются и мусорные свалки. Бывают свалки "дикие" и специально оборудованные. "Дикие" свалки всем нам хорошо знакомы. На пустырях, заброшенных стройках, на опушках леса, вдоль автомобильных и железных дорог сваливают, не смотря на запреты, самый разнообразный мусор.

Из всего этого мусора серьезную опасность по загрязнению окружающей среды представляют твердые бытовые отходы. Свалки мусора существенно влияют на все компоненты окружающей среды и являются мощным загрязнителем воздуха, почвы, грунтовых вод. Эти свалки являются, кроме того, еще рассадниками мышей, крыс, насекомых и могут стать источниками инфекционных заболеваний. Особое место среди бытовых отходов занимают пластмассы и синтетические материалы, так как они не подвергаются процессам биологического разрушения и могут длительное время находиться в окружающей среде. Так, например, оставленный нами полиэтиленовый пакет, будет лежать в земле несколько веков. На Земле нет бактерий, которые могут его разрушить. А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины « сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из - за битых стёкол, которые легко прорезают даже обувь.

Я выяснила, что для разложения бытовых отходов требуется очень много лет.


Стеклянные бутылки - 1000 лет;

Изделия из пластмасс - 100 лет;

Консервные банки – 50 - 80 лет

Резиновые подошвы ботинок – 50 - 40 лет;

Кожи - 50 лет;

Изделия из нейлона – 30 - 40 лет;

Полиэтиленовый пакет – 10 - 20 лет;

Батарейки - 10 лет;

Окурки - 1 – 5 лет;

Шерстяной носок - 1 – 5 лет;

Бумага - 2 года;

Апельсиновая или банановая кожура-2 - 5 недель.



Исследовательская часть.

Анализ анкетирования школьников.

После изучения информации, я провела анкетирование среди учащихся 3 классов Радищевской сш №1.

Ученикам была предложена анкета (см. Приложение 2) об их понимании проблемы загрязнения окружающей среды. В анкетировании участвовало 20человек. На первый вопрос анкеты о том, выбрасываете ли они мусор в урну вне дома, 15 человек ответило, что выполняют да, выбрасывают, а 5 человек, что нет. На вопрос о том, разделяют ли дети мусор, 7 человек ответили, что разделяют, остальные не делают этого. На вопрос, выбрасывают ли они ненужные вещи в хорошем состоянии, большинство ответили, что не выбрасывают. Как оказалось, многие ребята не знают, как утилизируется мусор.

Лишь 5 человек знают, что в поселке существуют места для сбора вторичного мусора. Так старые батарейки можно сдать в магазин «Горячий хлеб».

Исходя из результатов исследования, можно сказать, что не все дети знают, как утилизируют мусор и что можно из него сделать. Поэтому показатели появления новых свалок и увеличение размеров растет с каждым днем.














Эксперимент (наблюдение)


Затем мы с моими одноклассниками решили провести эксперимент. В течение недели мы проследили за накоплением мусора в классе и дома.



Бумага

Пластмасса

Стекло

Пищевые отходы

Ткань

Кожа и т.д.

День недели

Дом

Школа

Дом

Школа

Дом

Школа

Дом

Школа

Дом

Школа

Понедельник

+

+

+

-

+

-

+

-

-

-

Вторник

+

+

+

-

-

-

+

-

+

-

Среда

+

+

+

+

-

-

+

+

-

-

Четверг

+

+

+

+

-

-

+

-

-

-

Пятница

+

+

-

-

+

-

+

-

-

-

Суббота

+

-

+

-

-

-

+

-

-

-

Воскресение

+

-

+

-

+

-

+

-

-

-

+ :был

- :не был

Вывод: дома больше всего накапливается бытового мусора (бумага, пластмасса, пищевые отходы).

В школе в основном накапливается бумага.


Количество бытового мусора растёт с каждым днём стремительными темпами. А перерабатывается промышленным методом только 5% бытовых отходов.


Мусора накопилось повсюду так много, что, если его не перерабатывать, он покроет всю планету.



Беседа

Побеседовав с главным экологом Радищевского района Ивановым Анатолием Сергеевичем, я узнала, что всего в посёлке 118 контейнерных площадок. Впервые их начали устанавливать в 2018 году. Количество контейнеров с каждым годом увеличивается. Также он сказал, что в ближайшее время в посёлке планируется установка контейнеров для раздельного сбора мусора и создание пунктов по утилизации вторичного мусора. На данный момент весь мусор из посёлка вывозится на полигон, который расположен в Кузоватоском районе. Также Сергей Анатольевич сказал мне, что мусор можно переработать и получить из него новые предметы. Меня очень заинтересовало это, и я решила узнать, как же дать мусору вторую жизнь.






Творческо - практический этап.

Практические советы.



Итак, изучив литературу о применении и утилизации мусора, я выяснила различные виды переработок мусора и выступила перед ребятами 3 класса с практическими советами.

Стекло может быть переработано неограниченное число раз. Как правило, его сортируют по цвету, очищают, переплавляют и используют заново: производят новые бутылки, декоративные украшения и даже покрытие для пола.

Сдавайте бутылки и банки в пункты приема стеклотары. Если вы их выкидываете, то сложите в отдельный пакет и поставьте рядом с мусорным баком, чтобы их сдали другие.

Консервные алюминиевые банки из-под напитков могут быть переплавлены в новые банки. Банки из стали используются в производстве различных деталей.

В России, к сожалению, алюминий и сталь перерабатывается только в промышленности, и приемные пункты консервных банок мало где существуют. Поэтому просто не оставляйте банки из-под напитков где попало, а выбрасывайте в урны.

Пластиковые бутылки можно перерабатывать и использовать снова. Из переплавленных бутылок в некоторых странах делают мебель и аксессуары. Лучший выход – это сортировка мусора. Для этого уже появляются контейнеры для селективного мусора. Для пластиковых бутылок предназначен желтый бак. В некоторых районах встречаются пункты приема пластиковых бутылок.

Картонные упаковки из-под соков сложнее всего перерабатывать, потому что обычно они состоят кроме картона из слоя алюминиевой фольги или полиэтилена, чтобы не пропускать жидкость. Если вы отдыхаете за городом, то не выбрасывайте такие упаковки на местную свалку, а сжигайте на костре.

Полиэтиленовые пакеты покупатели берут на кассах супермаркетов. Каждый год используются десятки миллиардов пакетов, которые не подлежат переработке. Постарайтесь не брать лишних пакетов в супермаркете. Еще лучше: вернитесь к традиции советских времен и ходите в магазин с собственной сумкой.

Бумага и картон составляют примерно 1/3 бытового мусора, который мы выбрасываем. Как раз их проще всего перерабатывать и использовать снова. В советские времена в каждом районе принималась макулатура. В настоящее время в России организации, которые этим занимаются, принимают в основном крупные партии. Но вы можете сдать накопившиеся бумагу и картон безвозмездно, привезя их самостоятельно в пункт приема.

Изделия из тканей, которые мы выбрасываем каждый год, большей частью составляют хорошую одежду, которую по объективным характеристикам еще можно носить. Одежду, которая вышла из моды, шторы, скатерти можно передавать в приюты для бездомных или в церкви, откуда эти вещи попадут к тем, кто в них нуждается. Новые вещи можно сдать в детский дом или интернат.






Практическая часть «Вторая жизнь мусора»

Изготовление кормушек из вторичного материала.

Однажды, сидя за столом у себя в комнате и глядя в окно, я заметила, что на улице совсем нет воробьёв и синиц. Я спросила у мамы, а куда пропали птицы? Мама мне сказала, что зимой птицам очень холодно и голодно. 8 из 10 птиц погибает в зимнее время не от холода, а от голода. Так я решила сделать кормушки. Для их изготовления мне как раз понадобились пищевые и бытовые отходы.

Кормушка для птиц, которую сделали своими руками, доставит огромное удовольствие не только нам, но и нашим пернатым друзьям. Сегодня я расскажу вам, как сделать такие кормушки. Это и хорошая традиция, приучающая заботиться о братьях наших меньших, и замечательная возможность дать мусору вторую жизнь.
Пакеты из-под молока, пластиковые бутылки – самый лучший вариант для кормушки.



        1. Есть интересные способы, как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки своими руками. Для изготовления понадобится пластиковая бутылка и веревка. Проделайте в пластиковой бутылке 2 сквозных отверстия, затем возьмите крышку от бутылки, сделайте в ней отверстие, проденьте веревку в отверстие и завяжите узел, положите корм для птиц . Все готово, вы сделали простую и быструю кормушку для птиц.



        1. Для изготовления кормушки из коробки из под молока не нужно специальных материалов или инструментов. Нам понадобится коробка (любая картонная, молочная, из-под сока); проволока или веревка для изготовления петли для подвешивания; ножницы. Сначала нужно коробку вымыть и протереть. Затем наметить на боковой стороне отверстие. Оно должно быть не менее 6 см в диаметре, чтобы могли залетать мелкие птицы. Вырез можно сделать с одной, двух или со всех сторон, он может быть квадратным или круглым. В верхней части коробки с 2 противоположных сторон сделать отверстия. В отверстия продеть синтетический шнур длиной 50 см или проволоку и закрепить в виде петли. Поверхность коробки можно украсить: приклеить наклейки, раскрасить красками или сделать аппликацию. Положите корм для птиц и повесите кормушку на дерево.



        1. «Эко-кормушка» из овощей и фруктов. Такой вариант очень удобный. Изготавливаем «тарелочки» апельсина, кабачка, патиссона и др. И так же выкладываем в неё смена, крупу, крошки хлеба и т.д.Разрезаем апельсин, тыкву, кабачок пополам и удаляем сердцевину, прокалываем 4 небольших отверстия на противоположных сторонах, протягиваем в них шпагат крест-накрест и собираем концы шпагата вместе и завязываем узел. Помещаем зерновую массу в основы и подвешиваем на деревья или кусты.



        1. Рулоны туалетной бумаги по существу необходимы в каждом доме, но мы в конечном итоге выбрасываем картонную трубку. Эта трубка часто становится материалом для творчества и в том числе из нее получаются прекрасные кормушки для птиц. Все, что нам нужно сделать, это покрыть трубку рулона туалетной бумаги мёдом и тщательно наклеить на нее толстый слой семечек, крупы и крошек.

Птицы очень ценят такие знаки внимания, а это значит, наш двор ждет большое количество пернатых посетителей.


Пример изготовленной мною работы можно увидеть в приложении 1. Здесь вы увидите предметы, которые могут спасти от гибели наших пернатых друзей.


После этого, я предложила свой путь вторичного применения использованных предметов и вещей своим одноклассникам. На уроке технологии мы сделали кормушки из втулок от туалетной бумаги и отдали их нашей старшей вожатой Игнатовой С.Е. Светлана Евгеньевна вместе с ребятами волонтёрского движения «Добрые сердца» повесила их во внутреннем дворе школы. Ребята других классов тоже решили к нам присоединиться и принесли из дома кормушки, сделанные из бытовых и пищевых отходов . Так во дворе нашей школы получилась настоящая птичья столовая.


ВЫВОДЫ:

1)В результате проделанной работы я узнала много нового и интересного про бытовой мусор.

2)Научилась работать с разными материалами (пластиком, бумагой пищевыми отходами и другими).

3)Поделилась с одноклассниками своими открытиями.

4) Дав ненужным предметам вторую жизнь, поняла, что можно спасти от гибели наших пернатых друзей.


Заключение


Работая над проектом, я серьезно задумалась о проблеме загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и поняла, что частично решить эту проблему может каждая семья. А для этого нужно немного пофантазировать и изготовить из использованных упаковок замечательные предметы, которые могут принести пользу.

В результате проведенных исследований по применению твердых и пищевых отходов в быту, продлевая жизнь пластиковым бутылкам, консервным банкам и другому упаковочному материалу, я сделала следующие выводы:

  • экономический (экономим семейный бюджет, создавая своими руками необычные поделки)

  • эстетический (получаем удовольствие, создавая различные изделия своими руками);

  • экологический (продлевая срок использования пластиковых бутылок и другого упаковочного материала, мы не засоряем окружающую среду!)


Таким образом, моя гипотеза «Можно ли дать мусору вторую жизнь?» подтвердилась. Не бывает ненужных вещей, а бывает мало фантазии!







Список литературы.


1. Гомарович Э.С. « Чем дышит город». М.: « Химия», 1990

2. Захлебный А.Н. « Книга для чтения по охране природы». М.: Просвещение, 1986

3. Коноплёва Н.П. «Вторая жизнь вещей». «Просвещение», Москва, 1993

4. Протасов В.Ф.« Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России», М.: « Финансы и статистика», 2001

5. Родионов С.К. и др. «Что такое мусор». М.: « Химия», 1991

6. Хефлинг Г. «Тревога в 2000 году». М.: « Мысль», 1990

7. Хотунцев Ю. Л. «Человек, технологии, окружающая среда». М.: «Устойчивый мир», 2001

Интернет-ресурсы

Istoknn.ru/ustanovka-kontejnerov-v-vykse

Выкса.РФ

















Приложение 1

Мои готовые кормушки











Приложение 2



Анкета для учащихся 3 класса

Вопросы

да

нет

1

Выбрасываете ли Вы мусор в урну вне дома?



2

Разделяете ли Вы мусор перед тем, как его выбрасываете?



3

Выбрасываете ли Вы не нужные вещи: технику, одежду, обувь, игрушки, в хорошем состоянии?



4

Знаете ли Вы, как утилизируется мусор?



5

Знаете ли Вы, как можно использовать вторично мусор?



6

Знаете ли Вы, что можно изготовить из бытового мусора?



7

Вы часто покупаете вещи, которые в скором времени становятся не нужными?




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!