© 2024, Генесева Мария Игоревна 1325 4
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проект по знакомству с нетрадиционными техниками рисования детей второй младшей группы. Направлен на развитие художественно-эстетических способностей и активизацию творческого потенциала детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования. Краткосрочный. Тип проекта - познавательно-творческий.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов эстетической направленности»
Проект по знакомству с нетрадиционными техниками рисования во второй младшей группе «Фантазия в красках»
Подготовили воспитатели
второй младшей группы № 7 «Смешарики»:
Генесева М.И, Абакумова Т.В.
Тверь, 2024
Проект по освоению нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе «Фантазия в красках»
«Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру». (М. Шклярова).
Цель проекта: развитие художественно-эстетических способностей и активизация творческого потенциала детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
- Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.
Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание, рисование пальчиками т. д.)
Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.
Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
Развивающие:
Развивать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, чувство ритма, эстетическое восприятие.
Развивать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость, аккуратность целеустремлённость, творческую самореализацию.
Тип проекта – познавательно-творческий.
Сроки реализации проекта - краткосрочный (с 11 по 22 марта, две недели)
Участники проекта – дети второй младшей группы, педагоги, родители воспитанников
Возраст детей– 3-4 года
Актуальность проекта:
Я краски разные возьму
И мир волшебный нарисую.
На радость сердцу своему,
Создам фантазию цветную.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Изображать можно различными материалами на основе множества материалов.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития. Изобразительная деятельность приносит много радости маленькому человеку, потребность в рисовании заложен на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Предполагаемый результат:
1. У детей сформированы знания о нетрадиционных способах рисования;
2. Дошкольники владеют простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
Умеют с помощью взрослого применять нетрадиционные техники рисования;
Повышен профессиональный уровень педагогов по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
Повышена компетентность родителей воспитанников второй младшей группы «Смешарики» в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.
Этапы реализации проекта
1этап: Подготовительный.
Разработка проекта:
Изучение и систематизация научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данному вопросу. Подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
Расширение предметно-развивающей, материальной среды группы по тематике проекта.
Разработка консультаций: «Роль рисования в жизни ребенка», «Нетрадиционные техники рисования», памяток по данной тематике, анкеты для родителей «Развитие творческих способностей у детей»
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
2 этап: Практический.
Дидактические игры для развития воображения и фантазии: «Удивительная ладонь», «Радуга», «Кто больше и быстрее нарисует кружочки», «Подбери силуэт к игрушке» «Собери узор». (Приложение 1)
Чтение художественной литературы: Могилевская Софья «Семь разноцветных сказок», Пляцковский Михаил «Разноцветные зверята», Сутеев Владимир «Мы ищем кляксу», Сутеев Владимир «Сказки про карандаши и краски», Маршак Самуил «Разноцветная книга».
Беседы: «Кто такие художники?», «Виды живописи, какие они бывают?», «Чем можно рисовать?» (Приложение 2)
Занятия с использованием нетрадиционных и нестандартных изобразительных техник (Приложение3).
Дата | Техника | Тема | Задачи | |
11.03 понедельник | Рисование пальчиками, кулачками | Цветы | Развивать умение рисовать в нетрадиционной изобразительной технике - рисование пальчиками, кулачком. Учить наносить ритмично точки на поверхность бумаги, вызвать интерес к нетрадиционному рисованию. | |
12.03 вторник | Рисование ладошкой | Тюльпаны | Формировать навыки рисования ладошкой. Учить выполнять работу в данной технике | |
13.03 среда | Рисование восковыми мелками + гуашь | Одуванчики, яблоня, мимоза | Учить аккуратному закрашиванию краской листа, на котором нарисовано изображение мелком | |
14.03 четверг | Монотипия | | Бабочка, Сердце, Букет в вазе | Познакомить детей с техникой Монотипия, учить рисовать с помощью данной техники, вызвать интерес к изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования. |
15.03 пятница | Оттиск вилкой | | Астры, георгины | Познакомить детей с техникой оттиска различными предметами, учить рисовать с помощью данной техники, вызвать интерес к изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования |
18.03 понедельник | Кляксография (с использованием трубочки) | | Веточка мимозы | Учить пользоваться трубочкой так, чтобы раздуть кляксу м получить изображение, похожее на веточку. Учить дорисовывать недостающие детали |
19.03 вторник | Рисование ватными палочками | | Весеннее солнышко | Закреплять умение детей рисовать с помощью ватных палочек, развивать умение выполнять законченную композицию... |
20.03 среда | Рисование (оттиск) смятой бумагой | Букет для мамы, Одуванчики | Познакомить с техникой рисования смятой бумагой, передавать образ цветов | |
21.04 четверг | Оттиск штампами (упаковочной бумагой с пупырышками) | Подсолнух | Познакомить детей с методом рисования штампами, учить аккуратному закрашиванию, прикладыванию к листу и отрыванию. | |
22.03 пятница | Рисование по мокрому листу | Фантазийный цветок | Познакомить с методом рисования по мокрому листу, показать детям, как сначала смочить лист водой губкой, затем нанести рисунок. |
Заключение:
Проект «Фантазия в красках» (нетрадиционные способы рисования для малышей) направлен на развитие творческого воображения у детей группы раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству. Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения. Применяя нетрадиционные методы рисования, мы пришли к выводу: оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Таким образом, мы намерены и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения и создает благоприятную психологическую атмосферу в группе.
Формы работы, методы и приёмы: беседа, показ технических приёмов, объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы.
Работа с родителями:
беседы с родителями;
консультации для родителей «Роль рисования в жизни ребенка», «Нетрадиционные техники рисования» (Приложение 4).;
мастер-класс по теме проекта;
оформление уголка для родителей по данной теме папка-передвижка «Нетрадиционные техники рисования», памятки (Приложение 5);
анкетирование (анкета «Развитие творческих способностей у детей», Приложение 6).
совместная творческая деятельность.
Пополнение уголка по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (ватные палочки, печатки с различным изображением, вилки, поролон, пробки и т. д.).
Работа с детьми:
совместная деятельность взрослого и ребенка;
рассматривание иллюстраций;
чтение художественной литературы;
продуктивная деятельность под музыку,
игры и упражнения под тексты стихотворений;
наблюдение за природой;
оформление выставки.
3 этап: Заключительный.
Анализ деятельности.
Оформление отчетной документации и фотоотчёта.
Оформление выставки детских работ в нетрадиционной технике рисования.
Проведение родительского собрания «Арт-час» (беседа о нетрадиционных техниках рисования и демонстрация образцов работ воспитанников)
Продукт проекта:
Выставка детских работ в нетрадиционной технике рисования «Цветы для мамы»
Альбом «Образцы работ, выполненных с помощью нетрадиционных техник рисования и техника их выполнения»
Список литературы:
1. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования»,
2. М: Скрипторий 2003.
3. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования», КАРО, 2010.
4. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество».- М.:Мозайка-Синтез, 2008. 5. О. Г. Жукова «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности», АЙРИС-пресс, 2006.
6. О. Э. Литвинова «Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность)», разработано в соответствии с ФГОС, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
7. И. А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
8. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]
Приложение 1
Дидактические игры для развития воображения и фантазии:
1. «УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛАДОНЬ»
Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.
Оборудование: образцы рисунков, выполненных на основе эталона (изображение раскрытой ладони); лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждого ребенка).
Ход игры: Воспитатель предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок». Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.
Примечание: При возникновении затруднений, взрослый показывает образцы выполнения задания, но предупреждает детей, что копировать их не следует.
2. «РАДУГА»
Цель игры: научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета, помочь запомнить их расположение, развивать речь и словарный запас ребят.
Оборудование: образец рисования радуги, альбомные листы для детей, кисточки, гуашевые или акварельные краски разных цветов, баночки с чистой водой, тряпочки, палитра для смешивания красок (если понадобится).
Ход игры: когда все подготовлено на столах детей, воспитатель говорит, что сегодня игра будет посвящена радуге, и спрашивает, видел ли кто-нибудь радугу на улице, в какое время года это было – зимой или летом, какая погода была в это время – солнечно или только что прошел сильный дождь.
После того как дети ответят на поставленные вопросы, воспитатель показывает всем образец рисования радуги и просит ребят назвать цвета, которые они увидели. Затем все хором разучивают фразу, которая помогает запомнить расположение цветов в радуге: каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (желтый) знать (зеленый) где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый).
Следующим этапом можно попросить ребят нарисовать радугу самостоятельно, используя для этого акварельные краски. Если дети в группе хорошо усвоили материал и знают способы получения разных цветов из красного, синего и желтого, то они вполне могут нарисовать радугу, используя для этого только три основных цвета.
В случае если малыши к этому еще не готовы, то воспитатель просит их нарисовать данную картинку, используя уже готовые краски фиолетового, оранжевого и зеленого цветов.
3. «ПОДБЕРИ СИЛУЭТ К ИГРУШКЕ»
Цель игры: научить детей зрительному анализу силуэта и формы реального предмета. Упражнять зрение в выделении формы в плоскостном изображении и объемном предмете.
Ход игры: Детям раздаются карточки с силуэтными изображениями. На подносе лежат объемные предметы: игрушки, строительный материал. Педагог предлагает подложить под каждый силуэт предмет соответствующей формы.
Варианты игры могут быть разнообразны. Например, на картинке изображены реальные предметы, дети отбирают вырезанные из картона силуэтные изображения и накладывают на реальные изображения.
Формирование способов сличения, анализа предметов и их изображений является эффективным приемом обогащения предметных представлений. Этому способствуют игры типа «Наложи предмет на его изображение», «Составь предмет из частей», «Найди такой же предмет», «Найди такую же половинку предмета, изображения».
При этом важно учитывать индивидуальные различительные возможности зрения. При низкой остроте зрения и отсутствии навыков восприятия изображения лучше начинать работу по сличению предмета с его реальным, цветным изображением, а затем можно перейти к сличению предмета с силуэтным изображением.
4.«КТО БОЛЬШЕ И БЫСТРЕЕ НАРИСУЕТ КРУЖОЧКИ»
Цель игры: упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.
Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, восковые мелки, листы бумаги.
Ход игры: Педагог предлагает рассмотреть трафареты, выделить большие и маленькие круги, показывает, как накладывать трафарет, как обводить. Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток.
5.«СОБЕРИ УЗОР»
Воспитатель предлагает детям в индивидуальном порядке выложить на бумажных кругах или полосках узор из плоских природных форм – семян тыквы, арбуза, дыни и т. д. Используется прием чередования контрастных по форме и цвету природных материалов.
6.«ВОЛШЕБНЫЕ КЛЯКСЫ»
Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях.
Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.
7.«ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ»
Цель: развивать действие соотнесения по форме.
Педагог предлагает детям представить, что они надели волшебные очки, которые могут менять свою форму. Например, очки стали круглые и через них можно увидеть только круглые вещи. Дети осматриваются и называют все круглые предметы в комнате. Затем закрывают глаза и представляют, что в этих очках они вышли на улицу. Им нужно назвать пять предметов круглой формы, которые они встретят.
8. «ОБЛАКА-ЗАГАДКИ»
Цель: учить находить в материале с нечеткими формами образы предметов.
Педагог говорит о том, как интересно летом наблюдать за плывущими по небу облаками. Облака могут быть похожи на разных животных, человеческие лица и т.д. Затем он поочередно показывает картинки с облаками и просит детей назвать как можно больше вариантов их сходства с предметами, животными, растениями, фигурами людей.
9. «ХУДОЖНИК И ЕГО ПОМОЩНИКИ»
Цель: закрепить знания детей о профессии художник и его рабочих инструментах.
Игровое правило: Дети выбирают из набора разнородных предметов только предметы изобразительного творчества, необходимые художнику для создания картины.
Игровые действия: Дети поочередно называют предмет изобразительного творчества, педагог его выбирает из общего зрительного ряда и кладет в «корзину» художника.
Игровой материал: «корзина» художника, зрительный ряд: бумага для рисования, гуашь, пастель, краски, кисти, карандаш простой, карандаши цветные, палитра, тряпочка, кукла, машинка, пластилин и др.
Ход игры: Воспитатель раскладывает перед детьми разнородные предметы. Детям предлагается выбрать только те предметы, которые являются орудиями труда художника. Дети по очереди называют предмет изобразительного творчества и его назначение, педагог убирает его в «корзину» художника.
Приложение 4
Консультация для родителей «Роль рисования в жизни ребёнка»
Уважаемые родители!
Задавались ли вы когда-нибудь вопросами:
«Зачем дети рисуют?
И так ли важно рисование в жизни ребёнка?»
Удивительное явление искусства – детское рисование. Каждый ребёнок в определённый период жизни с упоением рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит. Верными рисованию остаются только художественно одарённые дети. Но с 3-х лет (или чуть раньше) дети в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей», «головоногов». Рисунки малышей разных народов, но одного возраста удивительно схожи между собой, что говорит о биологической, внесоциальной природе детского рисования.
Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрительного и двигательного аппаратов. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребёнок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно–двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов. У них развиваются моторно–двигательные навыки, необходимые для создания тех или иных форм и линий. Всё это приводит к постепенному осмыслению младшими дошкольниками окружающего мира.
Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребёнок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно–пространственно–двигательного опыта ребёнка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому–либо научению. Суть в том, что дети, как иногда кажется взрослым, вовсе небезразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.
Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих учёных, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно– образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно–логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребёнка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко, в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико–синтетического мышления. Рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщённое знание о нём, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нём. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребёнку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».
Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями (зрением, двигательной координацией, речью и мышлением), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель всё более усложняющегося представления о мире.
Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал для развития детей. Во сколько лет можно начинать рисовать с ребёнком?
Прежде всего, вы должны решить этот вопрос сами, глядя на интерес и желание ребёнка к рисованию. Не стоит ждать воспитателей детского сада, что они научат рисовать вашего малыша. Чем раньше ребёнок начнёт рисовать, тем быстрее начнётся его развитие. Однако надо заметить, что приступать к обучению рисованию можно с трёх лет или немного раньше. Так как в этом возрасте ребёнок полнее и ярче углубится в процесс творчества и получит удовольствие от рисунков. Начало процесса рисования целиком зависит от ознакомления ребёнка с материалом для творчества. Необходимо приготовить место для рисования. Используйте детский столик и застелите его бумагой. Разноцветные краски нужно разложить по баночкам, добавьте туда немного воды. Руки ребёнка должны помещаться в ёмкости, он должен легко брать краску. Рядом с баночками положите полотенце. Отпечатки ладошек – это лёгкое упражнение, которое даёт младшему дошкольнику представление о его возможностях и способностях. Одновременно он познакомится с техникой пальчикового рисования, что подразумевает вытирание краски с пальчиков при смене цвета. Рисование пальцами развивает моторику рук, фантазию. Это способствует творческому воспитанию. Таким образом, рисование выполняет две функции: развитие речевой активности и эстетическое восприятие окружающего мира.
Вместе с ребёнком попробуйте изобразить, например, солнце. Подберите подходящую краску – выбор можно оставить за малышом. Обмакните палец в выбранный цвет и прорисуйте круг с лучами. Затем можно изобразить речку или море. Вытрете ребёнку ручку и уберите остатки краски, обмакните палец в синюю краску. Можно обмакнуть все пальцы, если рисуете море. Изобразите волны. Готовое произведение можно поставить в рамочку и повесить на стену.
Первый шедевр, нарисованный вами и ребёнком, подарит ему счастье и радость.
Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования»
“Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”.
Пабло Пикассо
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, можно использовать нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?
Рисовать можно чем угодно, и на чем угодно! Лежа на полу, под столом, на столе… На листочке дерева, на газете… Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывками бумаги и т. п.
Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому в детских дошкольных учреждениях необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.
Нетрадиционные техники рисования:
Рисование мыльными пузырямиПодмешайте немного акварели в мыльный раствор для пузырей. Разложите на полу бумагу для рисования и попросите ребенка выдувать пузыри – они будут садиться на бумагу и создавать причудливые узоры.
Выдувание трубочкойРазведите немного краски и налейте небольшое количество на бумагу, дайте ребенку трубочку и позвольте выдуть любой узор (только следите, чтобы ребенок дул на краску, а не всасывал ее) .
Рисование пальчиками
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкойСпособ получения изображения: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Восковые мелки или свеча + акварельСпособ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся не закрашенным.
Печать по трафаретуСпособ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.
Кляксография обычнаяСпособ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Тычок жёсткой полусухой кистьюСпособ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование шерстяной ниткойВ более младшем возрасте дети выполняют изображения с опорой на контур, в старшем дошкольном возрасте самостоятельно придумывают, как расположить изображение, а затем заполняют контур нитками. Тематика занятия задается взрослым.
Рисование на мокрой бумаге.
Смочите водой бумагу и сразу начинайте рисовать. Когда подсохнет -снова смочите и рисуйте дальше. Получается дымчатое изображение с размытыми очертаниями и плавными переходами.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Приложение 6
Анкета для родителей «Развитие творческих способностей у детей»
ФИ ребенка__________________________________________________________
1) Рисует ли ваш ребёнок дома?
а) да
б) нет
2) Как часто ваш ребёнок рисует дома?
а) каждый день
б) 2-3 раза в неделю
в) реже
3) Чем ребёнку больше нравится рисовать?
а) красками
б) цветными карандашами
в) фломастерами
г) ничем
4) Ребёнок пользуется любыми из имеющихся у него материалов для рисования, когда сам пожелает или по Вашему разрешению.
а) сам пожелает
б) разрешаю
5) Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы
(пальцем, ладошкой, другими предметами)?
а) да
б) нет
6) Аккуратен ли ребёнок во время рисования (пачкает ли лист, мебель, лицо, руки)?
а) аккуратен
б) пачкает
7) Если ребёнок пачкается во время рисования, ругаете ли вы его за это?
а) нет
б) да
8) Обращаете ли вы внимание ребёнка на красоту природы в разное время года?
а) да
б) нет
9) Часто ли ребёнок просит кого – либо из членов семьи порисовать вместе с ним?
а) часто
б) иногда
в) никогда
10) Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребёнка порисовать с ним:
а) предлагаете ребёнку самому заняться рисованием, объяснив, что сейчас
заняты
б) переносите совместное рисование на другое время (день, неделю, более удобное для Вас)
в) откладываете дело, которым занимались и включаетесь в рисование – 2
11) Рисует ли ваш ребёнок сам или вы помогаете ему?
а) сам
б) помогаю
12) Сколько времени ребёнок может заниматься рисованием?
а) 5 минут
б) 10-15 минут
в) дольше
13) Тему для рисования ваш ребёнок:
а) выбирает сам
б) с вашей помощью
14) Есть ли в убранстве вашей квартиры, комнаты ребёнка произведения изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт и др., декоративно – прикладное искусство (городецкая, хохломская, гжельская роспись и др.):
а) да
б) нет
Спасибо за внимание!
Приложение 2
Беседа «Кто такие художники?»
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я …художник.
А чем занимается художник? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, художник – это человек, который занимается изобразительным искусством, создаёт картины, художественные произведения. А давайте назовем помощников художника? (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, как много может рассказать художник в одной картине. (Воспитатель показывает детям репродукции известных художников).
Воспитатель: Нравятся ли вам эти картины? О чем рассказывают художники на своих картинах? (Ответы детей).
Воспитатель: Нас окружает большой и удивительный мир. Природа, предметы, люди. И художники хотят, чтобы все видели окружающую нас красоту.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, трудно быть художником? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, чтобы создать свои произведения художники много путешествуют, наблюдают, фантазируют. Только потом они рисуют то, что им особенно понравилось. Очень часто у художника не остается времени на отдых и развлечения. Но мы с вами знаем, что о своем здоровье нужно заботиться. Если ты устал, нужно немножко отдохнуть. Предлагаю сделать зарядку. (Физкультминутка).
Всегда я стать художником мечтала, (Жест мечтания, подперев голову рукой.)
Поэтому я всюду рисовала. (Рисование в воздухе рукой, вытянутой вверх.)
Ручкой на листе вот так (Рисование в воздухе рукой, на уровне груди.)
Кистью на холсте вот так (Рисование в воздухе рукой, вытянутой вперед.)
Карандашиком на парте (Рисование в воздухе рукой, на уровне груди.)
И мелками на асфальте. (Рисование в воздухе рукой, на уровне пола.)
Сапогами на снегу, (Рисование ногой по полу.)
Коньками я черчу на льду. (Черчение по полу ногой.)
На песочке прутиком, (Черчение в воздухе воображаемым прутиком на полу.)
На дощечке гвоздиком. (Черчение в воздухе воображаемым гвоздиком.)
Воспитатель: Чтобы картина получилась по-настоящему красивой, художник, как настоящий волшебник подбирает краски, смешивает их. Но чтобы нарисовать картину, одного умения смешивать краски не достаточно. Художник должен уметь всматриваться в окружающий мир, прислушиваться, чтобы все замечать и красиво рисовать.
Беседа «Виды живописи, какие они бывают?»
Живопись —это вид творчества, который позволяет по-новому увидеть окружающий мир.
Портрет — это изображение человека или группы людей. Важной особенностью портрета является то, что художник стремится передать не только внешнее сходство с моделью, но и её внутренний мир, чувства, характер.
-Почему портрет нам интересен? Представьте, какой интересный рассказ можно придумать, глядя на портрет старинного рыцаря или дамы! Мы можем сравнивать портреты с известными нам лицами: родителями, друзьями, героями мультфильмов.
Изучая портрет, мы невольно начинаем задаваться вопросами: «Почему этот человек смеется?», «Что он чувствует?», «Почему у него такая одежда?».
Помимо этого, портреты представляют собой исторические документы, позволяющие знакомиться с культурой и бытом прошлых эпох.
Пейзаж в живописи – это изображение природы или городского пейзажа без акцента на человеческом присутствии. Это могут быть величественные горы, уютные деревенские уголки, шумящие леса или тихие озера. Каждая картина — это отдельный мир, который можно исследовать, придумывать истории о том, что происходит за пределом картины или что будет дальше.
Натюрморт — это живописное, графическое или скульптурное изображение неподвижных предметов, специально выставленных художником или случайно оказавшихся в поле его зрения. В русском языке это слово пришло из немецкого, где "Natur" означает "природа", а "Mort" — "мертвая", то есть «мертвая природа».
В жанре натюрморт художник пишет такие простые, яркие и знакомые нам предметы, как фрукты, игрушки, цветы. Каждый образ может рассказать свою историю, что в повседневных вещах скрыта красота, которую можно увидеть, если научиться смотреть внимательно и чувствовать.
Дидактическая игра «Назови жанр картины по описанию»
1.«На картинах этого жанра часто изображена природа, деревья, море или океан» (пейзаж).
2.«На картинах этого жанра ты найдешь ягоды и фрукты, встречаются вазы и тарелки» (натюрморт).
3.«Благодаря этому жанру мы знаем, как одевались люди в давние времена, какая была мода, мы можем узнать, как выглядел тот или иной человек, даже не видя его фотографии» (портрет).
Беседа «Чем можно рисовать?»
Оборудование: коробка, внутри которой находятся разнообразные материалы (бумажные салфетки, ватные палочки, поролон, краски гуашевые, пластиковые вилки, упаковочная бумага, пластиковые трубочки, листы бумаги)
-Ребята, а вы любите рисовать? (да)
-Давайте вместе с вами подумаем, чем можно рисовать? (ответы детей)
-Как вы думаете, можно ли нарисовать красивый рисунок, если у вас под рукой не оказалось ни альбома, ни кисточки, ни карандаша. (нет)
-Ребята, вы не знали, но оказывается, рисовать можно при помощи различных инструментов: ватных палочек, пальцев рук, бумагой, растениями, тканью и многим другим. И разными материалами — красками, карандашами, фломастерами, мелками, крупами и т.д. Давайте скорее откроем нашу чудесную коробочку и сами в этом убедимся!
Приложение 3
Конспекты занятий
Тема занятия: «Рисование солнышка» (ватными палочками)
Цель: учить рисовать ватной палочкой, изображая солнце, лучики.
Задачи: - развивать мелкую моторику рук, творческие способности;
- развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием;
- знакомить и продолжать разучивать потешки о солнышке;
- формировать правильную осанку при рисовании: сидеть свободно, не наклоняться низко над столом.
-воспитывать желание прийти на помощь зайчику.
-активизировать словарь по данной теме.
Материал: лист белой бумаги с изображением солнца; салфетки, картинки с изображением солнца, зонтик, игрушка – зайчик.
Предварительная работа: наблюдение за солнцем на прогулке; разучивание потешки про солнышко; рассматривание книжных иллюстраций с целью обогащения впечатлений и представлений о солнышке чтение стихов о солнышке.
Ход занятия: Сюрпризный момент: на доску прикреплена картинка с изображением солнца, на столе – игрушка - зайчик.
- Солнце по небу гуляло и всю землю согревало. На лесной лужайке прыгал, бегал зайка.
– Ребята, покажите, как зайчик прыгал и радовался солнышку (дети прыгают).
Тучка с ветром прилетела (закрываю солнышко большой тучей из цветного картона) все кругом вдруг потемнело. Дождик вдруг стал моросить, зайку бедного мочить.
Игра «Солнышко и дождик»
– Дети, прячемся скорее под зонтик, а то намокните (открываю зонтик, дети прячутся под зонт).
– Ой, смотрите, солнышко выглянуло, идем гулять (показываю немного солнца за тучкой). Снова закрываю тучкой солнце. – Опять дождь начался, скорее все под зонтик прячемся! (повторить 2-3 раза).
– Ребята, посмотрите, зайка бедный весь промок, зайка бедный весь продрог. Как же быть, как помочь зайчику? Давайте позовем солнышко, пусть скорее появится и обогреет зайку.
Расскажем солнышку потешку:
Светит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнатку,
Мы похлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку.
(произнести потешку 2 раза).
Солнышко не появляется.
– Ребята, что же делать, как помочь зайчику? (дети предлагают нарисовать солнышко). – Давайте нарисуем солнышко на листе бумаги ватными палочками.
Но перед работой выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Дай нам солнышко тепла».
Мы ладошки протянули,
И на солнышко взглянули. (Дети протягивают ладошки вперед и ритмично поворачивают их вверх – вниз).
Дай нам, солнышко тепла,
Чтобы силушка была. (Делают движение пальцами, словно маня к себе).
Наши пальчики - малютки
Не хотят ждать ни минутки, (Ритмично сгибают и разгибают пальцы).
Тук – тук, молоточками, (Наклоняются и поочередно ритмично стучат кулачками по коленям).
Хлоп – хлоп, лопаточками, (Ритмично хлопают по коленям).
Прыг - прыг, словно зайки,
Скачут на лужайке. (Стучат полусогнутыми пальцами по коленям).
– Сегодня мы будим рисовать солнышко. Дети, а на что похоже солнышко? (на мячик, круг, апельсин, блин). А можно сказать, что солнышко похоже на цветок? (Да)
- Чем оно похоже на цветок? (Серединка солнца круглая как у цветка. Лучики солнца похожи на лепестки цветка).
– Какого цвета бывает солнце? (Желтого, красного, оранжевого).
– А какое оно солнышко? (Круглое, яркое, золотое, горячее, теплое).
– Можно сказать, что оно лучистое? (Да)
- Почему? (Потому, что у него есть лучи).
– Если бы вы рисовали солнышко, с чего бы вы начали рисовать? (С круга).
– Правильно! Нарисуйте пальчиком в воздухе круг. (Дети рисуют).
– Молодцы!
- Теперь мы солнышко нарисуем на бумаге, с помощью ватных палочек. Рисовать будем тычком.
– Сначала нарисуем палочкой круг, вот так! И потыкаем ватной палочкой в нутри круга. (Показываю детям).
– После того как раскрасим круг, что следует нарисовать? (Лучики).
– Сколько лучиков нарисуем? (Много).
– Вот так рисуем прямые линии - лучики от круга вверх, вправо, вниз, влево!
- Посмотрите, у меня есть солнышко, а у вас пока нет.
– Давайте каждый из вас нарисует себе солнышко и тогда у нас будет светло и тепло.
Дети садятся за столы и рисуют ватной палочкой солнышко.
– Какие замечательные солнышки у нас получились! Сразу как-то в группе стало тепло и светло!
– Посмотрите, тучка улетела (убираю тучку с солнышка). Солнышко пришло к нам и принесло тепло и радость. Давайте поздороваемся с ним.
- Здравствуй, солнышко-колоколнышко!
- Ребята, посмотрите, зайчик уже обсох и согрелся. Давайте скажем солнышку спасибо! (Спасибо)
- Молодцы! Ребята, помогли мы зайчику? (Да).
Рефлексия:
- А что мы сегодня делали? (Рисовали солнышко ватной палочкой).
– Вам понравилось такое необычное рисование? (Да)
- Молодцы! Вы меня очень порадовали своими замечательными рисунками.
Тема занятия (рисование ладошкой) «Тюльпан для мамочки».
Цель: Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Учить детей рисовать ладошкой. Повторить знание цветов (красный, зелёный). Развивать чувство композиции.
Оборудование: гуашь, тарелочки, салфетки, иллюстрации цветов.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о празднике 8 Марта, беседы о мамах и бабушках, чтение стихов, знакомство с нетрадиционной техникой рисования (рисование ладошкой, пальчиком, кулачком).
Содержание занятия
-Ребята, какой праздник мы скоро будем отмечать? Ответы детей.
-Как мы будем поздравлять своих мам? Ответы детей.
-Конечно, мы подарим мамам рисунки, стихи. Я хочу прочитать вам стихотворение о маме, которое написала А. Барто «Подарок»
Я подарок разноцветный
Подарить решила маме.
Я старалась, рисовала
Четырьмя карандашами
Но сначала я на красный
Слишком сильно нажимала,
А потом, за красным сразу
Фиолетовый сломала,
А потом сломался синий,
И оранжевый сломала….
Всё равно портрет красивый,
Потому что это мама!
-Ребята, посмотрите какие красивые цветы можно подарить мамам. Давайте и мы с вами сделаем вот такие рисунки с тюльпанами. А рисовать мы будем своими ладошками и гуашью.
Дети садятся за столы, где приготовлены листочки, в тарелочках разведена краска двух цветов, салфетки.
- Дети, сейчас мы будем рисовать тюльпан, для этого мы опустим свою ладонь в тарелочку с красной краской, а затем приложим её на чистый листок получился цветок. Вытираем ладонь салфеткой. А пальчиком нарисуем стебель и листок тюльпана. Вытираем пальчик салфеткой. (Показ поэтапно)
-Ребята, давайте разомнем пальчики и приступим к работе.
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Этот пальчик большой-
Это папа дорогой.
Рядом с папой -наша мама.
Рядом с мамой- брат старшой.
Вслед за ним сестрёнка-
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш-
Это славный наш малыш.
Дети выполняют задание, кладут рисунки сушиться.
Дети рассматривают работы друг друга. Дарят подарки мамам.
Тема занятия: «Букет для мамы» (оттиск смятой бумагой)
Цель: развитие интереса к рисованию нетрадиционным способом (оттиск смятой бумагой).
Задачи: - учить комкать бумагу, передавать образ цветка, используя нетрадиционную технику рисования;
- способствовать развитию детского творчества при самостоятельном рисовании;
- воспитывать любовь и заботу к самому близкому человеку-маме, воспитывать аккуратность при работе с красками, получать радость от собственного творчества. Материалы: разведённая гуашь в тарелочке, лист формата А4, баночка с водой, влажные салфетки, кукла Катя.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, сегодня когда я пришла в детский сад, на крыльце сидела кукла Катя и плакала! Дело в том, что Катя совсем не знает ласковых слов, которыми можно выразить свою любовь к маме. Мы с вами сможем ей помочь? Вы знаете ласковые и добрые слова для мамы?
-Давайте поиграем в игру, она называется «Ласковое словечко». (Дети по очереди передают друг другу куклу, и говорят ласковые слова, завершает круг воспитатель).
- Ребята хоть я и взрослая, у меня тоже есть мама, и я ее очень люблю! Сейчас и я скажу ласковые слова для своей мамы:
Мама всех дороже,
Мама всех родней.
Без нее мне сложно,
С ней мне веселее.
- Ребята, а как вы можете порадовать маму?
Дети: подарить подарок. Вот только что мы можем им подарить?
Я вам предлагаю нарисовать букет цветов и подарить его.
Вместе с детьми рассматривает образец. Отмечает, что у цветка есть стебель- веточка, листья, цветы. Цветы — пушистые шарики. Поинтересоваться у детей, какую краску они будут использовать для рисования цветка.
Воспитатель приглашает детей к мольберту, где изображены стебли цветка, и показывает наглядно, как нарисовать цветок и листочки. После просмотра предлагает пройти за столы.
Воспитатель: - Вот дела… Я приготовила для вас много кисточек, а они пропали. Чем же нам теперь рисовать? Посмотрите на свои столы, что вы на них видите?
Дети: - Салфетки.
Воспитатель: - Правильно, именно с ее помощью мы нарисуем наши цветы. Берем салфетку в руки и сминаем ее (пальчиковая гимнастика выполняется вместе с детьми) Лист бумаги мы сжимаем,
И ладошки разминаем.
Мы стараемся, катаем
Дружно в шарик превращаем.
Не дадим ему скучать
Им и будем рисовать.
Воспитатель: - Теперь аккуратно набираем на мятую салфетку краску понравившегося вам цвета и отпечатываем на листе бумаги. (сопровождаю объяснением) (Дети рисуют разные цветы)
После окончания работы, обратить внимание детей: Чего еще не хватает у наших цветочков? – Листьев.
Теперь берем вторую салфетку и снова ее сжимаем, готовим инструмент для рисования. Каким цветом мы будем рисовать листочки? Зеленым. Продолжаем рисование.
Воспитатель: - Вот и получился наш красивый и пышный букет.
Рефлексия.
Воспитатель: - Молодцы, дети. Мне очень понравилось, как вы сегодня рисовали. А что мы сегодня рисовали?
Дети: - Цветы.
Воспитатель: - А для кого?
Дети: - Для мамы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые цветы у вас получились. Маме будет очень приятно получить такой подарок.