Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Сибирский»
Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игру
Оригинальные шаблоны для презентаций: https://presentation-creation.ru/powerpoint-templates.html
Бесплатно и без регистрации.
Подготовила: воспитатель
1 квалификационной категории Дегтярева А.А.
2023 г.
Актуальность проекта
Проблемы низкой финансовой грамотности в стране диктуют необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Задача повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации в течение последнего времени рассматривается руководством страны как одна из приоритетных. Поэтому разработка и внедрение стратегии финансового образования людей становится важным направлением государственной политики, что нашло отражение в ряде документов, принятых на федеральном уровне: «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023гг.), утв. Распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017г. № 2039-р.», «Соглашение сотрудничестве Банка России с Министерством образования и науки в области повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации» от 08.09.2016г. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных житейских ситуациях, творчески действовать, а значит – строить новую жизнь организованно, разумно, интересно.
Среди основных направлений развития воспитания, определенных в документе федерального уровня Основы экономического образования необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово- экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Отсюда возникла необходимость воспитания личностных качеств у дошкольников, которые определяют дальнейшую его жизнедеятельность в обществе, такие как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков и это отражено в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Ребёнок дошкольного возраста не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогами и родителями, приобретет необходимые и доступные ему знания, практические навыки основ финансовой грамотности, сформируется внутренняя социальная позиция представлений о том, какое место занимает экономика в окружающей его действительности.
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности
Задачи:
- расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;
- развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
- развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;
- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.
Срок реализации проекта : 15.02.2023-01.03.2023
Тип проекта : информационно-практическо-ориентированный
Участники проекта : педагоги ДО, дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), социальные партнеры
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в разработке образовательного контента по обучению детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности, который даёт знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем. Финансовое просвещение необходимо включать с детского сада, чтобы обеспечить формирование и развитие уникальной личности воспитанника. В процессе формирования первоначальных основ финансовой грамотности мы развиваем у ребёнка социальные компетенции, необходимые для адаптации и интеграции в систему общественных отношений и развитие его личностных ресурсов в будущем.
Ожидаемые результаты
- дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;
- родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей;
- воспитанники активно включаются в различные виды культурных практик, проявляют инициативу и самостоятельность в осуществлении продуктивных видов творческой деятельности.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
СРИ «Магазин»
«Банкомат»
Дидактические игры «Копилка»
«Что можно и что нельзя купить за деньги»
«Профессии»
Экономическая игра «Наполни копилку»
«Два мышонка»
«Кошелек»
«Расход и доход»
«Драгоценные камни»
«Собери пазлы»
Вывод
В качестве средства формирования основ экономической культуры необходимо использовать дидактические и сюжетно-ролевые игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа п. Сибирский»