Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – Боровская средняя школа № 84
Проект
«Я гражданин России»
Выполнила:
Макарова Наталья Михайловна, учитель высшей квалификационной категории
Краткая аннотация проекта
Данный проект направлен на изучение истории родного города, подразумевает содействие воспитанию чувства любви к малой и большой Родине, изучение жизни и подвигов участников Великой Отечественной войны.
Гражданственно – патриотическое направление выбрано по причине того, что на основе беседы с учащимися были выявлены пробелы в знаниях и, одновременно, интерес к изучению таких понятий как «гражданин», «патриот», «гражданская позиция».
Целью данного проекта является содействие воспитанию гражданственно – патриотических качеств у младших школьников – юных граждан РФ. Цель проекта полностью соответствует цели программы развития воспитательного пространства «Воспитание для будущего» МБОУ-Боровская СШ №84.
Для реализации данной цели ставятся следующие задачи:
создание условий для формирования духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края, страны;
развитие нравственных качеств, добрых отношений с семьёй, родственниками и друзьями;
создание условий для формирования способности к восприятию добра, справедливости, красоты окружающего мира;
содействие формированию активной гражданской позиции.
Поставленные выше задачи раскрываются в поэтапных мероприятиях.
Этапы проекта:
В процессе реализации данного проекта совместно с учащимися 1-4 класса (7-11 лет) планируется содействие научению детей осознавать себя частичкой большого мира, чувствовать свою необходимость, ценность в этой жизни.
Таким образом, если мне удастся воспитать хоть кого-то из своих ребят человеком социально ориентированным, человеком с активной, чётко обозначенной гражданской позицией, человеком, способным жить в многообразном мире в гармонии со всеми людьми, патриотом своего Отечества, значит, я на правильном пути.
Описание учреждения
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 84 основана в 1908 году.
Осуществляет деятельность по концепции воспитательной работы, по программе развития воспитательного пространства «Воспитание для будущего».
Основная цель:
формирование целостной, интеллектуальной, развитой, социально активной личности, обладающей нравственными принципами.
Основными направлениями деятельности являются:
Эстетическое, культурное развитие. Соуправление.
1. предоставление возможностей к развитию творческих,
интеллектуальных, лидерских качеств;
2. стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, культурным критериям;
3. воспитание чувственной сферы, чуткости и видения прекрасного;
Воспитание у учащихся гражданских, патриотических качеств
1. воспитание активной гражданской позиции;
2. приобщение к ведущим духовным ценностям;
III. Нравственное воспитание
ознакомление детей с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях;
формирование навыков организованности и вежливости;
3. формирование нравственной среды воспитания в классе и создание условий личностного, нравственного развития ценностных ориентаций;
IV. Интеллектуальное развитие
1.формирование целостной и научно-обоснованной картины мира;
2. развитие познавательных способностей;
V. Здоровье
1. формирование стремления к здоровому образу жизни;
2. осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей;
VI. Воспитание семейной культуры
работа по созданию родительского коллектива единомышленников;
воспитание у учащихся ответственности за близких;
вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями
Постановка проблемы
Почему мы акцентируем внимание именно на гражданственно-патриотическом направлении?
Вследствие беседы с классом было выявлено, что не все ребята осознают значение понятий «гражданин», «патриот», «гражданская позиция», но дети проявляют интерес к данной теме, активно участвуют в проведении и планировании мероприятий гражданственно-патриотической направленности.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина.
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества.
В статье №2 Закона РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.
На мой взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.
Вот почему я обратила внимание на патриотическое направление в воспитательной работе Мной составлен проект по патриотическому воспитанию, рассчитанный на четыре года (с первого по четвёртые классы).
С учётом особенностей классного коллектива и реальных возможностей сложились следующие цели и задачи проекта.
Цели и задачи проекта
Цель проекта «Я гражданин России»:
содействие воспитанию гражданственно – патриотических качеств у младших школьников.
Поставленной цели соответствуют следующие задачи:
Создание условий для формирования духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны;
Развитие нравственных взаимоотношений в семье;
Создание условий для формирования способности к восприятию добра, справедливости, красоты окружающего мира;
Воспитание Человека, способного встать на защиту государственных интересов России
Стратегия достижения поставленных целей и задач
I этап “Россия – Родина моя!”
Цель: Изучение истории родного города Новосибирска
Задачи:
сбор материала об истории возникновения города Новосибирска;
экскурсия по городу Новосибирску;
посещение музеев, театров, выставок;
совместное создание альбома, посвящённого любимому городу.
Результат: знакомство детей с историей города Новосибирска, памятными датами, достопримечательностями, выдающимися личностями. Альбом, посвящённый городу Новосибирску, в создании которого примет участие каждый ребёнок.
Этап I | Мероприятие | Срок | Ответственные |
| День Знаний “Тебе, Россия, пою я песнь свою!” Беседа: Права и обязанности ученика» Беседа “Мой родной город» Экскурсия на предприятия города. Заочное путешествие “Улицы Новосибирска” Классный час “Поэзия родного города”. | Сентябрь - октябрь | Классный руководитель, социальный педагог, родительский комитет. |
| Классный час “Фольклор сибиряков” Вечер “Народные традиции” (Сибирская кухня, костюмы, обряды) | Ноябрь - Декабрь | Классный руководитель, родительский комитет, библиотекарь школы. |
| Цикл бесед “История Российской государственной символики” Государственные флаги России XIX – XX веков. История гимнов на Руси. Создание гимна Российской империи. Эволюция герба России. Классный час “Мы граждане России”. Поисковая работа: сбор информации о ветеранах Великой Отечественной войны. | Январь - март | Классный руководитель, родительский комитет. |
| Викторина “Гордимся подвигами предков, изучаем и любим историю страны. Вечер-встреча с ветераном Великой Отечественной войны “Дедушкин орден на ладони внука”. | Апрель - май | Классный руководитель, родительский комитет. |
II этап “В судьбе страны – судьба моей семьи”
“Семья – это среда, где человек должен учиться творить добро”.
(В. Сухомлинский)
Цель: воспитание чувства любви и ответственности к семье и Родине
Задачи:
Возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.
Развитие у ребят осознанного восприятия семейных ценностей.
Воспитание чувства гармонического видения мира;
Установление тесного сотрудничества между школой и семьёй.
Результат: накопление материала о жизни старших поколений семьи, о трудовых и военных подвигах членов семьи, оформление материала совместно с родителями в Древо жизни.
Этап II | Мероприятие | Срок | Ответственные |
| Урок-игра “Любовь и сердце мамы” Беседа-рассуждение “Забота мамы” Урок-игра “Мудрость и любовь отца” Беседа-размышление “Роль отца”. Конкурс сочинений “Наши родители” Диалог-обсуждение “Наши братья и сёстры” Беседа с элементами игры “Дружная и счастливая семья”. Творческая мастерская “Генеалогическое древо моей семьи”. Лекция-рассуждение “Воспитание человечности | Сентябрь - май | Классный руководитель, родительский комитет. |
III этап “Патриоты”
Цели: Воспитание мужества, чувства локтя, любви к Отчизне.
Задачи:
Приобщение ребят к изучению традиций Вооружённых сил РФ.
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
Знакомство со структурой Вооружённых сил, назначением видов и родов войск.
Результат: приобретение знаний о традициях Вооружённых сил РФ, знакомство со структурой Вооружённых сил РФ, формирование понимания значимости здорового образа жизни, Мини-зарница как, возможность проверки знаний, подведения итогов (дети участвуют в разработке мероприятия).
Этап III | Мероприятие | Срок | Ответственные |
| Изучаем историю Вооружённых сил” Заочное путешествие “Древние виды стрелкового оружия; Урок-сообщение “Системы стрелкового оружия современной армии; Классный час “Современные рода войск” Викторина “Крылатые слова полководцев” Встреча с воинами-интернационалистами, участниками боевых действий в Афганистане и Чеченской Республике. | Сентябрь - декабрь | Классный руководитель, родительский комитет, библиотекарь школы. |
| “За здоровый образ жизни”. Весёлые старты “Будешь сильным, будешь ловким со спортивной подготовкой”. Викторина “Добрые молодцы и мудрые девицы”. Беседа “Состав табачного дыма и его воздействие на организм человека”. Заочное наставление курящим родителям “Пассивное курение” Деловая игра “Не начинайте курить!” Классный вечер “Будь здоров, дорогой!” | Январь – март | Классный руководитель, родительский комитет. |
| | Апрель-май | Классный руководитель, родительский комитет, библиотекарь школы. |
Ожидаемый результат.
В процессе реализации данного проекта мне бы хотелось, чтобы дети научились осознавать себя частичкой Большого мира, почувствовали свою необходимость, нужность в этой жизни, научились видеть в себе людей, полезных обществу, своей семье, своей стране.
Таким образом, если мне удастся воспитать хоть кого-то из своих ребят Человеком социально ориентированным, с чётко обозначенной гражданской позицией, патриотом своего Отечества, способным жить в многообразном мире в гармонии со всеми людьми, значит, я на правильном пути
Практическая значимость результатов
Для учеников:
приобретение знаний о родном городе (истории, достопримечательностях, выдающихся людях);
осознание ценности семьи, формирование уважения к старшему
поколению и семейным традициям;
Для школы:
дополнительное развитие гражданственно-патриотического направления по программе развития воспитательного пространства «Воспитание для будущего»;
более тесное сотрудничество школы и семьи;
воспитание активных граждан, способных в дальнейшем повышать свои знания, самостоятельно разрабатывать дела по данному направлению, развивая его.