Проект по воспитательной работе в 5 «А» классе «Я – Гражданин России»
Актуальность
Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины. Все основы будущего гражданина закладываются в школе. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации патриотического воспитания школьника является актуальной задачей для педагога.
Этим и определяется необходимость организации воспитательного процесса в классе через создание долгосрочных творческих дел, среды совместных детско-взрослых проектов, на которых сходятся учебная и внеучебная жизнь.
Проект «Я – Гражданин России» ориентирован на реальную жизнь, проблемы, которые решает общество, а призван обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, социального, демократического государства, уважающих права и свободы личности.
Центральное место в воспитательной системе класса занимает гражданско-патриотическое воспитание: формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, формирование социально значимых ценностей, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе; развитие познавательных интересов и потребностей.
Цели:
создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.
Задачи проекта:
- формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развивать чувства гордости за свою страну;
- способствование развитию познавательных интересов учащихся и высокой мотивации к обучению;
- воспитание у младших подростков бережного отношения учебному заведению, а также любви к родному поселку, стране.
- содействие развитию культуры общения и формированию гуманных межличностных отношений.
- адаптация пятиклассников к обучению в основной школе;
- социализация ребенка в реальной жизни;
Сроки реализации проекта: 2014 - 2017 гг.
Этапы реализации проекта:
1.Организационный (с сентября 2014 г. по январь 2015 г.).
Цель: выявление перспективных направлений проекта и его моделирование.
Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания.
Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта.
Определение стратегии и тактики деятельности.
2.Основной этап (с января 2015 г. по январь 2017 г.).
Цель: переход воспитательной системы класса в новое качественное состояние.
Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов и методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
Моделирование системы ученического самоуправления.
3.Обобщающий (с января 2017 по август 2017 гг.).
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития класса.
Обработка данных за 3 года.
Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.
Определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.
Функции проекта:
развивающая, направленная на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;
интегрирующая, обеспечивающая расширение и углубление внутри школьных и внешкольных связей;
защитная, способствующая изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;
корректирующая, направленная на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности;
компенсирующая, предполагающая создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;
управленческая, ориентированная на оптимизацию условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы.
Участники проекта.
Учащиеся.
Классный руководитель.
Родители учащихся.
Учителя - предметники.
Педагоги дополнительного образования.
Работники учреждений культуры и спорта.
Организуемая деятельность.
Диагностическая.
Познавательная.
Общественно - полезная.
Спортивно - оздоровительная.
Трудовая.
Культурно – массовая.
Формы воспитательной работы.
- Интеллектуально – познавательные игры, викторины.
- Праздники.
- Спортивные соревнования.
- КТД
- Конкурсы.
- Кружки, секции.
- Трудовые десанты.
Организация самоуправления.
- Формирование актива класса.
- Формирование творческих групп.
Условия реализации программы:
создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и советом школы;
совместная деятельность с родителями, с учреждениями дополнительного образования, со школьным и районным краеведческим музеями, органами внутренних дел, администрацией сельского совета, сельской библиотекой, органами здравоохранения.
Направления реализации проекта
«Кто, если не мы, истоков возрожденье…»
Духовно-нравственное развитие и воспитание.
«Кто, если не мы, научное мышление…» Механизмы реализации:
Занятия внеурочной деятельности, факультативные и кружковые занятия;
Форум обучающихся;
Интеллектуальный марафон;
Активное участие в Фестивале наук, олимпиадах и творческих конкурсах;
Активное участие в работе школьного научного общества «Академик FOX»;
Ассамблея обучающихся;
Сотрудничество с образовательными учреждениями района: школами, учреждениями дополнительного образования;
Организация работы научного округа «Западный»;
Работа над проектом «От школьных проектов к профессиональной карьере»;
«Кто, если не мы, лидеры движения…»
Механизмы реализации:
Работа учащихся в структуре классного и школьного самоуправления;
Общественно-полезная деятельность на уровне класса, школы, района;
Организация встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий;
Участие в работе пресс-центрашкольного печатного издания «Вчера, сегодня, завтра»;
«Кто, если не мы, свободы пропаганда…»
Механизмы реализации:
Ознакомление с Уставом школы;
Уроки правовых знаний;
Анкетирование «Законы в нашей жизни»;
Работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и пожарной безопасности;
Участие в районном конкурсе ЮИД;
Работа над проектом «Безопасность жизни – наше будущее!».
«Кто, если не мы, память поколений…»
Механизмы реализации:
Гражданско-патриотические уроки;
Уроки Мира;
Оформление уголка символики Российского государства в кабинете;
Изучение государственной символики России;
«Уроки мужества» с участием ветеранов Великой Отечественной войны, педагогического труда;
Благоустройство воинских захоронений и мест Боевой Славы;
Участие в школьных акциях «Нам память о них дорога», «Полотно Победы»;
Практические уроки: экскурсии в музеи (Одинцовский краеведческий, Государственный Исторический музей и др.);
Посещение музеев, концертных залов, театров, выставок г. Москвы и Московской области;
Работа над проектом «Страницы истории»;
Работа над проектом «Фольклорный календарь»;
Работа над проектом «От истоков к традициям…»;
Активное участие в военно-спортивной игре «Зарница».
«Кто, если не мы, экологи столетия…»
Механизмы реализации:
Кружки экологического, краеведческого, духовно-нравственного содержания;
Природоохранные мероприятия;
Участие в экологических и благотворительных школьных акциях;
Освещение международных экологических акций и информирование обучающихся об экологической ситуации в районе;
Работа над проектом «Ландшафтный дизайн школьной территории».
«Кто, если не мы, здоровая Россия…»
Механизмы реализации:
Организация деятельности по пропаганде привлекательности здорового образа жизни;
Классные часы на тему «Школа здорового образа жизни»;
Работа над проектом «Школа жизни, или «Спасибо, нет!»;
Физкультурно-оздоровительные мероприятия;
Участие в соревнованиях в рамках школьной спартакиады;
Выпуск санитарных бюллетеней;
Ведение дневника здоровья;
«Кто, если не мы, единая команда…»
Механизмы реализации:
Педагогическая диагностика семей (выявление типа семьи);
Работа над проектом «От сердца к сердцу с любовью»;
Родительская ассамблея;
Формирование из родительского актива групп родительской поддержки;
Активное участие родителей в классном самоуправлении.
Ожидаемые результаты
Проект отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы подведения итогов реализации проекта.
При подведении итогов реализации проекта награждаются лучшие и самые активные учащиеся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами.
Диагностика: Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной. Направления диагностики:
Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
Изучение межличностных отношений:
Формы диагностики:
анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
беседы.
8