Государственное образовательное учреждение Калининградской области Профессиональная образовательная организация
«Педагогический колледж»
ПМ. 04 Методическое обеспечение образовательного процесса
МДК.04.03. Проектная деятельность в образовании
Тема: «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»
Проект выполнен студенткой 33 школьной группы
по специальности «Преподавание в начальных классах»
Баранцевой Кристины Павловны
Преподаватель: Погожева Ю.Д.
Черняховск, 2019
Содержание
Введение 2
Этапы реализации учебного проекта 9
Предпроектный 11
Реализация проекта 11
Рефлексивный этап 12
Послепроектный этап 12
Описание полученных результатов 12
Представление результатов учебного проекта 13
Список литературы: 14
- Введение
Исходные данные:
Для реализации данного проекта мы использовали:
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
В соответствии с ФГОС НОО на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Программу по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья», которая включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка. В программе прописаны оздоровительные результаты: осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия.
Актуальность проекта:
«Приобрести здоровье – храбрость,
сохранить его – мудрость,
а умело распорядиться им – искусство».
Франсуа Волетер
На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных.
Здоровье – самое ценное, что мы имеем. Его нельзя купить ни за какие деньги.
Каждый человек, чтобы сохранить своё здоровье, должен научиться ценить его и беречь. Для этого необходимо постоянно следовать правилам здорового образа жизни, приобретать и расширять свои индивидуальные возможности в сохранении и укреплении здоровья.
Сохранение и укрепление здоровья находится в прямой зависимости от уровня культуры личности, которая отражает меру отношения человека к себе. Культура подразумевает не только наличие определённой системы знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению, укреплению. Здоровье не перестаёт быть ценностью, даже если она не осознаётся человеком. Большинство людей начинают осознавать ценность здоровья только тогда, когда оно находится под серьёзной угрозой или почти утрачено.
Здоровый образ жизни обеспечивает каждому человеку хорошее настроение и самочувствие, желание заниматься умственным и физическим трудом, высокую умственную и физическую работоспособность. У человека, ведущего здоровый образ жизни, всегда хороший аппетит и крепкий освежающий сон. Здоровый образ жизни положительно влияет на организм и качества личности. В поведении проявляется собранность, ощущение своей физической привлекательности, оптимистичный настрой, умелое общение, высокая жизненная энергия, умение организовать свой досуг и т. п.
В психологическом отношении отмечается хорошее самочувствие, сильная воля (целеустремлённость, настойчивость в достижении поставленной цели, решительность), устойчивость к неприятным жизненным ситуациям.
В функциональном отношении - более высокое качество здоровья, хорошая работоспособность, снижение заболеваемости и болезненных ощущений; более быстрое восстановление после умственной или физической деятельности, улучшение деятельности основных систем организма, нормализация весо-ростового показателя, хорошая осанка, походка и т.д.
В школьном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего, гармонического развития личности.
Организм ребенка интенсивно растет и развивается, закладываются ценности здорового образа жизни.
Цель учебного проекта: создать благоприятные условия для формирования ответственного отношения к сохранению собственного здоровья как наиважнейшей ценности человека.
Задачи учебного проекта:
Образовательные:
1. Способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье;
2. Способствовать обучению ответственного отношения к способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья;
3. Способствовать формированию знаний о пользе зарядки, выполнении режима дня, занятий физическим трудом и физкультурой, соблюдении гигиенических норм;
4. Способствовать овладению умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.)
Воспитательные:
1. Способствовать формированию навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.),
2. Способствовать воспитанию потребности детей в ежедневном выполнении правил личной гигиены.
Развивающие:
1. Способствовать развитию показателей основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
2.Способствовать развитию физического и духовного здоровья обучающихся.
Возраст обучающихся: обучающиеся начальных классов.
Требования к результатам обучения:
Личностные:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром;
Готовность и способность обучающихся к физическому саморазвитию, сформированность мотивации к познанию нового.
отовность и способность учащихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы,
отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетентности, личностные качества; сформированность основ
российской, гражданской идентичности;
отовность и способность учащихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы,
отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетентности, личностные качества; сформированность основ
российской, гражданской идентичности;
отовность и способность учащихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы,
отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетентности, личностные качества; сформированность основ
российской, гражданской идентичности;
Метапредметные:
1.Регулятивные УУД:
Учить высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Предметные:
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), в том числе подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Анализ имеющихся ресурсов:
Информационные:
В основу проекта легли реализуемые программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Азбука здоровья ”, “Развитие физической культуры и спорта”.
Материально- технические:
Для реализации проекта понадобится: учебный класс, компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал.
Вид учебного проекта:
По доминирующей деятельности ученика:
Практико – ориентированный, информационный.
По предметно-содержательной области:
Монопроект.
По составу участников и по характеру контактов между участниками:
Внутриклассный.
По срокам исполнения:
Минипроект (1 урок)
- Этапы реализации учебного проекта
1. На предпроектном этапе в период с 15 марта по 16 марта 2018 г выбрали тему проектного задания, ознакомились с целью и задачами проекта. Затем определили план работы для реализации проекта, изучили необходимую литературу.
2. Этап реализации: на данном этапе (первая неделя апреля) изучили теоретический материал по выбранной теме «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», включив в содержание основные понятия по теме проектного задания, проведена викторина.
3.Рефлексивный этап:
на рефлексивном этапе проектного задания (день проведения викторины) проанализировав и осмыслив проделанную работу, обучающиеся овладели умением оформлять и представлять результаты проектной работы.
4. Послепроектный: на данном этапе определила жизнеспособность полученного продукта (памятка о здоровом образе жизни).
Этап | Период | Содержание |
Предпроектный | | Для определения темы проекта выбрана часть стандартного учебного курса в соответствии с программой по внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению для обучающихся начальных классов. Перед детьми будет стоять данный вопрос: действительно ли знания о сохранении здоровья помогут вам (обучающимся) в сохранение собственного здоровья в течении жизни? Время проведения: при планировании проекта.) Формулировка дидактической цели проекта: "Формирование компетентности в ответственном отношении к сохранению собственного здоровья как наиважнейшей ценности человека, умений и навыков в укреплении собственного здоровья ". Время проведения: при планировании проекта. Формулировка методических задач. Освоить представление о потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье; освоить понятие «ЗОЖ», научить организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка), научить ответственному отношению к способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья. Время проведения: при планировании проекта. |
- Реализация проекта
| | Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов. На данном этапе проводится викторина на тему «Здоровый образ жизни», затем обучающиеся делятся на мини-группы по 4–6 человек, затем задаются "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, форма представления результатов - в виде памятки. Время проведения: 1 урок. Подготовка обучающимися плаката по отчету о проделанной работе. Форма плаката может быть любая, как информационная, так и творческого характера с иллюстрациями и вкладышами. Цель: мотивировать обучающихся систематизировать полученные данные. Роль учителя — консультирование, помощь. Время проведения:1 урок. Защита полученных результатов и выводов Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 4 минут. Далее - ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учитель и ученики. Заранее разрабатываются для обучающихся оценочные листы на основе Критериев оценивания. Время проведения: 1 урок. |
Рефлексивный этап | | Оценивание результатов проекта учителем Рефлексия. Учитель оценивает работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта. Время проведения:1 урок. |
- Послепроектный этап
| | Определение жизнеспособности полученного проектного продукта: Распространение результатов и продуктов проектной деятельности: представление памятки о здоровом образе жизни на родительском собрании, создание классного уголка на данную тему. Выбор вариантов продолжения проекта : объединение своего проекта с другими классами. |
Описание полученных результатов После воплощения этого проекта в классе у детей повысилась мотивация к ведению здорового образа жизни. Увеличилось число обучающихся, занятых во внеурочное время в кружках и спортивных секциях. Снизился уровень заболеваемости детей в школе. Возросла активность участия детей группы риска в спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых школой.
- Представление результатов учебного проекта
В ходе проекта ученики 3 класса изготовили памятки-плакаты о здоровом образе жизни.


- Список литературы:
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
2. Комплексная программа по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» 3 класс 2017-2018 гг.
3. Лебедева Н.И. Формирование здорового образа жизни младших школьников. Москва.: ИВЦ Минфина, 2014, 112 с.
4. Жирова Т.М. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников. Москва.: Панорама, 2015, 144 с.
5. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н.Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 256 с.