Муниципальное общеобразовательное учреждение
Шипиловская основная общеобразовательная школа
Проект
«Языковые средства
художественной выразительности»
Автор работы: Гаврилова Снежанна Алексеевна
Руководитель: Свиткова Юлия Николаевна
2023 год
Введение
Издревле слово имело великую силу. Очень давно люди понимали значение слова так: что сказано, то осуществляется. Именно тогда возникла вера в магическую силу слова. “Слово может все!” – говорили древние.
Более четырех тысяч лет назад египетский фараон говорил своему сыну: “Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие”.
Как актуальны эти слова сегодня! Об этом следует помнить каждому человеку.
Также следует вспомнить известные слова поэта В.Я. Брюсова о родном языке:
Мой верный друг! Мой друг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!..
Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживается и тесно переплетается красивое и некрасивое.
Я думаю, что средства выразительности, выполняющие стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, создают особую организацию речи.
Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно – выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.
Знание и умелое употребление лексических норм делают нашу речь правильной, нормированной. Но кроме знания норм необходимо ещё и использование в речи изобразительно-выразительных средств, т.е. таких средств, которые сделают нашу речь красивой, образной, выразительной, богатой
Цель: развитие речи путем обогащения ее средствами художественной выразительности
Задачи:
- изучить историю возникновения средств художественной выразительности
- проанализировать стихотворение Н. А. Некрасова на предмет использования средств художественной выразительности
-выяснить, знание каких средств выразительности необходимо для успешного прохождения итоговой аттестации и создать пособие-буклет для одноклассников
Актуальность:
Данная тема является актуальной для меня и моих одноклассников, так как этот материал изучается на уроках литературы и русского языка и его знание необходимо для успешной работы на этих уроках и прохождения итоговой аттестации. Для меня лично важно также более широко изучить этот вопрос. Я думаю, что это обогатит мою речь, сделает ее более выразительной и образной, что позволит мне развивать свое увлечение поэзией.
Гипотеза: Поэтическая речь невозможна без средств художественной выразительности.
План работы
I.Введение
II. Художественные средства выразительности в поэтической речи
1) История развития художественной выразительности в русском языке
3) Анализ стихотворения Н.А.Некрасова
4) Что должен знать выпускник школы о средствах выразительности
5)Анкетирование учащихся
III. Заключение
Основная часть
Языковые средства выразительности используются в русском языке для придания тексту особого смысла, красоты и глубины. Они помогают выразить отношение автора к предмету обсуждения, обратить внимание на самые выразительные черты предмета, события или явления. Русскую поэзию и литературу невозможно представить, если исключить употребление языковых средств. Использование слов, делающих текст выразительным, не только украшают его, но и показывают уровень мастерства писателя, его речевую культуру, стиль. Описание самого обыденного предмета можно сделать прекрасным и необычным, употребив языковые художественные средства.
В лингвистике и методике преподавания языков особое внимание уделяется изобразительно-выразительным средствам языка как фактору порождения прагматически значимого, яркого высказывания. В качестве таких изобразительно-выразительных средств в лингвистике обычно рассматриваются тропы и стилистические фигуры, которые традиционно изучаются в рамках классической теории фигур. Вместе с тем до сих пор не существует общепринятойклассификации тропов и фигур, в среде ученых до сих пор есть разногласия по их терминологическому и понятийному статусу.
Риторика как искусство и теория эффективной коммуникации стала, по мнению И. В. Пекарской, гениальным подарком Античности человечеству. До сих пор ее теоретические положения переосмысливаются и дополняются в лингвистике и литературоведении.
В античной традиции первым, кто обратил внимание на словесные фигуры, изобразительно-выразительные средства, считается Горгий, в частности на антитезу, синтаксический параллелизм, симметрию слогов и их созвучия. Он учел их значение как средства повышения звуковой стороны языка и сознательно применил их в больших количествах в своих произведениях.
В разное время в своих работах, посвященных риторике, затрагивали также проблему фигур Платон, Аристофан, Еврипид, Исократ, Аристотель, Теофраст и многие другие. Для них важным было исследовать общие вопросы риторики, выработать основные требования к воздействующей речи. В связи с этим фигурам уделялось не так много внимания.
Создателем теории фигур считается Квинтилиан, знаменитый римский ритор, автор монументального сочинения в 12-ти томах «Риторические наставления». Считается, что ни до, ни после Квинтилиана не было работ, которые с такой тщательностью подходили бы к ораторскому искусству, учитывая достижения теоретической риторики и опыт классического красноречия. Выделение фигур мысли и фигур слова, которое привело к двоякому пониманию фигур - узкому и широкому, было весьма характерно для древних риторов. Данный подход, когда в широком смысле фигурами назывались любые языковые средства, включая тропы (которые рассматривались в группе фигур мысли), придающие речи образность и выразительность, а в узком смысле фигурами определялись
В Средние века продолжается разработка вопросов, связанных с разграничением тропов и фигур, а также с описанием их разновидностей. Поэзия в Средние века во многом развивалась в направлении освоения этих образныхсредств. В частности, в XV веке расцвета достигла школа так называемых поэтов-риториков, основным признаком которого было активное (и осознанное) использование фигур и тропов и вообще разного рода средств повышения смысловой и эстетической насыщенности текста.
На смену Средневековью приходит эпоха Возрождения, в период которой риторика вновь становится доминирующей дисциплиной среди наук о языке. Это связано с началом книгопечатания, способствовавшего развитиюхудожественной литературы и высокого стиля, отличительным свойством которого было интенсивное использование тропов и фигур.
Риторики предыдущего периода подготовили появление первой научной риторики М. В. Ломоносова «Краткое руководство к красноречию». В книге вся 2-я глава посвящена «украшению» -учениям о тропах и фигурах с подробной классификацией.
Любой развитой язык, будь то русский или китайский, испанский или монгольский, английский французский или немецкий, необычайно красив и богат. Многие помнят вдохновенные строки М.В. Ломоносова о русском языке:
«КАРЛ ПЯТЫЙ, РИМСКИЙ ИМПЕРАТОР, ГОВАРИВАЛ, ЧТО ИШПАНСКИМ ЯЗЫКОМ С БОГОМ, ФРАНЦУЗСКИМ – С ДРУЗЬЯМИ,
НЕМЕЦКИМ – С НЕПРИЯТЕЛЯМИ,
ИТАЛЬЯНСКИМ – С ЖЕНСКИМ ПОЛОМ ГОВОРИТЬ ПРИЛИЧНО. НО ЕСЛИ БЫ ОН РОССИЙСКОМУ ЯЗЫКУ БЫЛ ИСКУСЕН, ТО, КОНЕЧНО, К ТОМУ ПРИСОВОКУПИЛ БЫ, ЧТО ИМ СО ВСЕМИ ОНЫМИ ГОВОРИТЬ ПРИСТОЙНО, ИБО НАШЁЛ БЫ В НЁМ ВЕЛИКОЛЕПИЕ ИШПАНСКОГО, ЖИВОСТЬ ФРАНЦУЗСКОГО, КРЕПОСТЬ НЕМЕЦКОГО, НЕЖНОСТЬ ИТАЛЬЯНСКОГО, СВЕРХ ТОГО, БОГАТСТВО И СИЛЬНУЮ В ИЗОБРАЖЕНИИ КРАТКОСТЬ ГРЕЧЕСКОГО И ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА».
В чём же заключается богатство, красота, сила, выразительность русского языка?
Художник передаёт красоту материального и духовного мира посредством красок, линий, цвета; музыкант, композитор выражает гармонию мира в звуках, скульптор использует камень, глину, гипс. Слову же, языку, доступны и цвет, и звуки, и объёмы, и психологическая глубина. Возможности его безграничны. В сохранившихся стихах из сожжённой тетради А.Ахматова писала:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово.
Посмотрите, с каким уважением говорит поэт о слове – царственное! И оно долговечней золота, мрамора, стали. Всё проходит. Остаётся Слово.
Как же это происходит? Как слово становится царственным? Как из самых обычных слов, состоящих из звуков и букв (на письме), рождаются волшебные строки «Я помню чудное мгновенье…» или «Чуден Днепр при тихой погоде…»?
На этот труднейший вопрос пытается ответить стилистика. Начиная с античных времён пытливые и любознательные люди (философы, психологи, лингвисты) стремятся разгадать эту загадку, объяснить чудо превращения слова в поэзию, гармонию. Одно из возможных, но далеко не полных и не окончательных объяснений – существование особых выразительных слов и выражений, составляющих богатство языка. Этими словами и интересуется стилистика.
Языковые средства выразительности бывают:
-
Фонетические;
-
Словообразовательные;
-
Лексические;
-
Синтаксические.
1.Фонетические средства выразительности
Данные языковые средства отличает принцип выразительности — они красивы по звучанию, а не по контексту. Поэтому чаще всего фонетические средства выразительности используются в поэзии. Современный слушатель постоянно находит их в рэпе: чем выше мастерство автора, тем интереснее и благозвучнее звучит его куплет. Научно доказано, что человек выделяет для себя приятные и неприятные акустические явления. В русском языке особенно много приятных. И это не пустые слова. Если сравнить звучание, например, финского и русского языка, то Вы сами поймете, что последний сравнительно благозвучен и легок в произношении. Поэтому в нашей речи много фонетических средств художественной выразительности. Рассмотрим каждое из них.
-
Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность ( «Я говорю с тобой под свист снарядов, угрюмым заревом озарена» О.Ф. Берггольц)
-
Ассонанс - приём звуковой организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков(« Всюду родимую Русь узнаю»…. Некрасов
2. Словообразовательные средства выразительности:
-
Суффиксы – уменьшительно-ласкательные суффиксы, которые образуют новые слова (дороженька, столбики… Некрасов)
-
Редупликация – удвоение слов (еле-еле», «только-только», «едва-едва».)
3. Лексические средства выразительности:
В отличие от фонетических, лексические языковые средства выразительности опираются не на красоту звучания, а на значение слов. Наиболее распространенный тип — тропы. Это слова, которые употребляются в переносном значении. «Ну ты вообще красавчик!» — говорим мы и тут же добавляем: «В переносном смысле, конечно же». Такие слова встречаются сплошь и рядом, из них состоит образная и богатая речь развитого человека. Также в этот обширный раздел входят средства выразительности, для которых определяющими являются контекст и окружение из слов. Например, оксюморон не может состоять из одного слова. Чтобы он проявился, нужно хотя бы два. Все многообразие лексических средств выразительности отражено в этом списке.
-
Метафора - Употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. В широком смысле любой вид употребления слов в непрямом значении («Весёлой, пёстрою стеной, Стоит над светлою поляной» Бунин «Листопад» Обугленное сердце, бессоны ночи)
-
Олицетворение - разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками, свойствами человека или какого-либо другого живого существа( «Умывши бледное лицо Последний день в лесу встречая Выходит осень на крыльцо.» «Зацветут знамена, ветер бьет» О.Ф.Берггольц)
-
Оксюморон - соединение противоположных по смыслу и даже взаимоисключающих определений и понятий с целью получить новый неожиданный смысловой эффект, новое значение (грустная радость, далёкая близость)
-
Сравнение - прямое сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного другим («Лес точно терем расписной» Бунин «Листопад»)
-
Метонимия - замена одного слова другим, смежным по значению («А по бокам-то всё косточки русские" Некрасов)
-
Эпитет - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо (Злой ветер,)
-
Гипербола - намеренное преувеличение («Труд этот, Ваня, был страшно громаден» Некрасов)
-
Синоним - слова, пишущиеся и звучащие по-разному, а по значению совпадают или очень близки (радость- счастье)
-
Антоним - слова, противоположные по своему лексическому значению (громко- тихо)
-
Омоним - слова, имеющие одинаковое написание или произношение, но разные по лексическому значению (лук-лук, коса-коса)
4. Синтаксические средства выразительности:
Синтаксические средства выразительности проявляются только в масштабе целого предложения. Главное орудие для создания эффекта — порядок слов в предложении. Нарушая его сознательно, автор добивается своей цели — делает текст более эмоциональным и выразительным, расставляет правильные акценты и придает стиху форму. Самые заметные языковые средства этого типа употребляются в лирике
-
Эпифора - повторение слов или выражений в конце соседних или смежных предложений (Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовет их в гости)
-
Антитеза - оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия (Как мы черный день встречали, белой ночью огневой)
-
Инверсия - нарушение обычного порядка слов для придания им особого смысла («Эту привычку к труду благородную» Некрасов)
-
Риторический вопрос - вопрос, который не требует ответа, а привлекает внимание к проблеме (Но многие ль и там из вас пируют? А.С. Пушкин)
-
Попарное соединение однородных членов предложения (Труды и дороги, покой и тревоги, прощанья и встречи – на отчем пороге!)
-
Одинаковое построение рядом расположенных предложений (Нельзя научиться плавать, сидя на берегу. Невозможно научиться говорить, не выступая с речью)
Средства выразительности - это те художественно-выразительные средства, которые придают нашей речи, литературным произведениям, публицистическим выступлениям яркость, красочность, лексическую и эмоциональную выразительность.
Проанализирую стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога»
-
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
-
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
-
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
-
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…
-
2
-
Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.
-
Труд этот, Ваня, был страшно громаден
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
-
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.
-
Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
-
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
-
Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные…
Что там? Толпа мертвецов!
-
То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд!
-
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
-
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда…
Всё претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!
-
Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено…
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно?..»
-
Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого —
Это всё братья твои — мужики!
-
Стыдно робеть, закрываться перчаткою,
Ты уж не маленький!.. Волосом рус,
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый больной белорус:
-
Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;
-
Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век…
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!
-
Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!
-
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
-
Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что господь ни пошлет!
-
Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе.
-
3
-
В эту минуту свисток оглушительный
Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов!
«Видел, папаша, я сон удивительный,-
Ваня сказал,- тысяч пять мужиков,
-
Русских племен и пород представители
Вдруг появились — и он мне сказал:
«Вот они — нашей дороги строители!..»
Захохотал генерал!
-
«Был я недавно в стенах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же… всё это народ сотворил?
-
Вы извините мне смех этот дерзкий,
Логика ваша немножко дика.
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?
-
Вот ваш народ — эти термы и бани,
Чудо искусства — он всё растаскал!»-
«Я говорю не для вас, а для Вани…»
Но генерал возражать не давал:
-
«Ваш славянин, англо-сакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц!..
Впрочем, Ванюшей заняться пора;
-
Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону…»
-
4
-
Рад показать!
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены — немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ
-
Тесной гурьбой у конторы собрался…
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!
-
Всё заносили десятники в книжку —
Брал ли на баню, лежал ли больной:
«Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот, поди ты!..» Махнули рукой…
-
В синем кафтане — почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.
-
Праздный народ расступается чинно…
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченяськартинно:
«Ладно… нешто… молодца!.. молодца!..
-
С богом, теперь по домам,- проздравляю!
(Шапки долой — коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И — недоимку дарю!..»
-
Кто-то «ура» закричал. Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:
С песней десятники бочку катили…
Тут и ленивый не мог устоять!
-
Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..
-
Эпитеты в описании природы: славная осень, ядреный воздух, речка студеная
-
Метафоры и сравнения: «Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит», «Ямою грудь»
-
Инверсия: привычка к труду благородная
-
Аллитерация: листья поблекнуть … не успели
-
Ассонанс: всюду родимую Русь узнаю
-
Гиперболы : “Труд этот, Ваня, был страшно громаден”.
-
Метонимия :“А по бокам-то всё косточки русские”.
-
Олицетворение : “Свисток оглушительный взвизгнул”.
-
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дороженька, столбики, Ванечка, косточки
-
Анафора: Едет подрядчик по линии в праздник / Едет работы свои посмотреть
-
Риторические восклицание: Братья! Вы наши плоды пожинаете! Варвары! Дикое скопище пьяниц
4)Средства выразительности в ОГЭ:
Минимальный набор, который нужен девятикласснику, чтобы выполнить задание 7 на средства выразительности в ОГЭ. Всего таких средств выразительности в этом задании встречается 8.
-
Эпитет- красочное прилагательное, образное определение:
изумрудные поля, лучезарная улыбка, мягкие руки
-
Метафора – скрытое сравнение:
в саду горит костёр рябины красной
-
Сравнение- сопоставление нескольких предметов или явлений по принципу сходства, выраженное при помощи специальных слов (как, будто, словно) либо через творительный падеж:
закричал петухом, упал камнем
-
Сравнительный оборот –сравнение, выраженное при помощи союзов: как, точно, словно, будто, и т. д.:
взвизгнул, будто поросёнок
-
Литота –художественное преуменьшение:
У меня во рту не было ни крошки!
-
Гипербола –художественное преувеличение:
Я не видел тебя тысячу лет!
-
Олицетворение - наделение неживых предметов качествами живых:
стены слушают, луна улыбается
-
Фразеологизмы –устойчивое сочетание слов:
у черта на куличках, зарубить на носу, в конце концов
5)Анкетирование
Я решила выяснить, со всеми ли выразительными средствами языка знакомы ученики нашей школы. С этой целью было проведено исследование, в котором приняли учащиеся 7-9 классов (21 человек). Участникам было предложено объяснить значение необходимых художественных средств.
Результаты исследования
| Знают | Затруднились ответить | Усвоили в % |
-
Эпитет | 19 | 2 | 90% |
2. Метафора | 14 | 7 | 67% |
3. Сравнение | 10 | 11 | 48% |
4. Сравнительный оборот | 3 | 18 | 14% |
5. Литота | 7 | 14 | 33% |
6. Гипербола | 12 | 9 | 57% |
7. Олицетворение | 14 | 7 | 67% |
8. Фразеологизмы | 12 | 9 | 57% |
9. Метонимия | 2 | 19 | 10% |
Исследование показало, что большинство учащихся нашей школызатрудняются вопознавании и использованииданных языковыхсредств.
Вывод:
Изучать средства выразительности языка сложно, но интересно и полезно.Знание этого материала поможет лучше справиться со сложными заданиями на экзаменах. Учащиеся нашей школы плохо знают выразительные средства языка.Возможно,данная тема слабо представлена в учебниках и дополнительных пособиях. В материале по данной теме остро нуждаются учащиеся, потому что знание этого материала проверяется на экзамене по русскому языку как в 9 классе. Поэтомуособое внимание стоит уделить сбору теоретического и дидактического материала по данной теме.
Таким образом, наш проект актуален и полезен.
Источники. использованные в работе:
http://yourspeech.ru/eloquence/talk/sredstva-hudozhestvennoj-vyrazitelnosti.html
https://studfiles.net/preview/3195992/page:4/
https://znanija.com/task/21546329#readmore
https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/nekrasov/zheleznaya-doroga.html#ixzz5l5cargyu
https://goldlit.ru
https://litrekon.ru
http://fb.ru/article/238297/osnovnyie-yazyikovyie-sredstva-v-russkom-yazyike-yazyikovyie-sredstva-opredelenie-i-upotreblenie