СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Языковые средства художественной выразительности"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема является актуальной, так как этот материал изучается на уроках литературы и русского языка и его знание необходимо для успешной работы на этих уроках и прохождения итоговой аттестации

Просмотр содержимого документа
«Проект "Языковые средства художественной выразительности"»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Шипиловская основная общеобразовательная школа







Проект

«Языковые средства

художественной выразительности»







Автор работы: Гаврилова Снежанна Алексеевна

Руководитель: Свиткова Юлия Николаевна

















2023 год

Введение

    Издревле слово имело великую силу. Очень давно люди понимали   значение слова так: что сказано, то осуществляется. Именно тогда возникла вера в магическую силу слова. “Слово может все!” – говорили древние.

        Более четырех тысяч лет назад египетский фараон говорил своему    сыну: “Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие”.

       Как актуальны эти слова сегодня! Об этом следует помнить каждому человеку.

Также следует вспомнить известные слова поэта В.Я. Брюсова о  родном языке:

Мой верный друг! Мой друг коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык!..

      Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживается и тесно переплетается красивое и некрасивое.

      Я думаю, что  средства выразительности,  выполняющие  стилистическую и изобразительно-выразительную функцию,  создают особую организацию речи.

      Средств выразительности  много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех    изобразительно – выразительных средств языка, которые используются в  тексте, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.

       Знание и умелое употребление лексических норм делают нашу речь правильной, нормированной. Но кроме знания норм необходимо ещё и использование в речи изобразительно-выразительных средств, т.е. таких средств, которые сделают нашу речь красивой, образной, выразительной, богатой



Цель: развитие речи путем обогащения ее средствами художественной выразительности

Задачи:

- изучить историю возникновения средств художественной выразительности

- проанализировать стихотворение Н. А. Некрасова на предмет использования средств художественной выразительности

-выяснить, знание каких средств выразительности необходимо для успешного прохождения итоговой аттестации и создать пособие-буклет для одноклассников

Актуальность:

Данная тема является актуальной для меня и моих одноклассников, так как этот материал изучается на уроках литературы и русского языка и его знание необходимо для успешной работы на этих уроках и прохождения итоговой аттестации. Для меня лично важно также более широко изучить этот вопрос. Я думаю, что это обогатит мою речь, сделает ее более выразительной и образной, что позволит мне развивать свое увлечение поэзией.

Гипотеза: Поэтическая речь невозможна без средств художественной выразительности.

План работы

I.Введение

II. Художественные средства выразительности в поэтической речи

1) История развития художественной выразительности в русском языке

3) Анализ стихотворения Н.А.Некрасова

4) Что должен знать выпускник школы о средствах выразительности

5)Анкетирование учащихся

III. Заключение







Основная часть

Языковые средства выразительности используются в русском языке для придания тексту особого смысла, красоты и глубины. Они помогают выразить отношение автора к предмету обсуждения, обратить внимание на самые выразительные черты предмета, события или явления. Русскую поэзию и литературу невозможно представить, если исключить употребление языковых средств. Использование слов, делающих текст выразительным, не только украшают его, но и показывают уровень мастерства писателя, его речевую культуру, стиль. Описание самого обыденного предмета можно сделать прекрасным и необычным, употребив языковые художественные средства.

В лингвистике и методике преподавания языков особое внимание уделяется изобразительно-выразительным средствам языка как фактору порождения прагматически значимого, яркого высказывания. В качестве таких изобразительно-выразительных средств в лингвистике обычно рассматриваются тропы и стилистические фигуры, которые традиционно изучаются в рамках классической теории фигур. Вместе с тем до сих пор не существует общепринятойклассификации тропов и фигур, в среде ученых до сих пор есть разногласия по их терминологическому и понятийному статусу.

Риторика как искусство и теория эффективной коммуникации стала, по мнению И. В. Пекарской, гениальным подарком Античности человечеству. До сих пор ее теоретические положения переосмысливаются и дополняются в лингвистике и литературоведении.

В античной традиции первым, кто обратил внимание на словесные фигуры, изобразительно-выразительные средства, считается Горгий, в частности на антитезу, синтаксический параллелизм, симметрию слогов и их созвучия. Он учел их значение как средства повышения звуковой стороны языка и сознательно применил их в больших количествах в своих произведениях.

В разное время в своих работах, посвященных риторике, затрагивали также проблему фигур Платон, Аристофан, Еврипид, Исократ, Аристотель, Теофраст и многие другие. Для них важным было исследовать общие вопросы риторики, выработать основные требования к воздействующей речи. В связи с этим фигурам уделялось не так много внимания.

Создателем теории фигур считается Квинтилиан, знаменитый римский ритор, автор монументального сочинения в 12-ти томах «Риторические наставления». Считается, что ни до, ни после Квинтилиана не было работ, которые с такой тщательностью подходили бы к ораторскому искусству, учитывая достижения теоретической риторики и опыт классического красноречия. Выделение фигур мысли и фигур слова, которое привело к двоякому пониманию фигур - узкому и широкому, было весьма характерно для древних риторов. Данный подход, когда в широком смысле фигурами назывались любые языковые средства, включая тропы (которые рассматривались в группе фигур мысли), придающие речи образность и выразительность, а в узком смысле фигурами определялись

В Средние века продолжается разработка вопросов, связанных с разграничением тропов и фигур, а также с описанием их разновидностей. Поэзия в Средние века во многом развивалась в направлении освоения этих образныхсредств. В частности, в XV веке расцвета достигла школа так называемых поэтов-риториков, основным признаком которого было активное (и осознанное) использование фигур и тропов и вообще разного рода средств повышения смысловой и эстетической насыщенности текста.

На смену Средневековью приходит эпоха Возрождения, в период которой риторика вновь становится доминирующей дисциплиной среди наук о языке. Это связано с началом книгопечатания, способствовавшего развитиюхудожественной литературы и высокого стиля, отличительным свойством которого было интенсивное использование тропов и фигур.


Риторики предыдущего периода подготовили появление первой научной риторики М. В. Ломоносова «Краткое руководство к красноречию». В книге вся 2-я глава посвящена «украшению» -учениям о тропах и фигурах с подробной классификацией.

Любой развитой язык, будь то русский или китайский, испанский или монгольский, английский французский или немецкий, необычайно красив и богат. Многие помнят вдохновенные строки М.В. Ломоносова о русском языке:

«КАРЛ ПЯТЫЙ, РИМСКИЙ ИМПЕРАТОР, ГОВАРИВАЛ, ЧТО ИШПАНСКИМ ЯЗЫКОМ С БОГОМ, ФРАНЦУЗСКИМ – С ДРУЗЬЯМИ,

НЕМЕЦКИМ – С НЕПРИЯТЕЛЯМИ,

ИТАЛЬЯНСКИМ – С ЖЕНСКИМ ПОЛОМ ГОВОРИТЬ ПРИЛИЧНО. НО ЕСЛИ БЫ ОН РОССИЙСКОМУ ЯЗЫКУ БЫЛ ИСКУСЕН, ТО, КОНЕЧНО, К ТОМУ ПРИСОВОКУПИЛ БЫ, ЧТО ИМ СО ВСЕМИ ОНЫМИ ГОВОРИТЬ ПРИСТОЙНО, ИБО НАШЁЛ БЫ В НЁМ ВЕЛИКОЛЕПИЕ ИШПАНСКОГО, ЖИВОСТЬ ФРАНЦУЗСКОГО, КРЕПОСТЬ НЕМЕЦКОГО, НЕЖНОСТЬ ИТАЛЬЯНСКОГО, СВЕРХ ТОГО, БОГАТСТВО И СИЛЬНУЮ В ИЗОБРАЖЕНИИ КРАТКОСТЬ ГРЕЧЕСКОГО И ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА».


В чём же заключается богатство, красота, сила, выразительность русского языка?

Художник передаёт красоту материального и духовного мира посредством красок, линий, цвета; музыкант, композитор выражает гармонию мира в звуках, скульптор использует камень, глину, гипс. Слову же, языку, доступны и цвет, и звуки, и объёмы, и психологическая глубина. Возможности его безграничны. В сохранившихся стихах из сожжённой тетради А.Ахматова писала:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней – царственное слово.

Посмотрите, с каким уважением говорит поэт о слове – царственное! И оно долговечней золота, мрамора, стали. Всё проходит. Остаётся Слово.

Как же это происходит? Как слово становится царственным? Как из самых обычных слов, состоящих из звуков и букв (на письме), рождаются волшебные строки «Я помню чудное мгновенье…» или «Чуден Днепр при тихой погоде…»?

На этот труднейший вопрос пытается ответить стилистика. Начиная с античных времён пытливые и любознательные люди (философы, психологи, лингвисты) стремятся разгадать эту загадку, объяснить чудо превращения слова в поэзию, гармонию. Одно из возможных, но далеко не полных и не окончательных объяснений – существование особых выразительных слов и выражений, составляющих богатство языка. Этими словами и интересуется стилистика.



Языковые средства выразительности бывают:

  • Фонетические;

  • Словообразовательные;

  • Лексические;

  • Синтаксические.



1.Фонетические средства выразительности

Данные языковые средства отличает принцип выразительности — они красивы по звучанию, а не по контексту. Поэтому чаще всего фонетические средства выразительности используются в поэзии. Современный слушатель постоянно находит их в рэпе: чем выше мастерство автора, тем интереснее и благозвучнее звучит его куплет. Научно доказано, что человек выделяет для себя приятные и неприятные акустические явления. В русском языке особенно много приятных. И это не пустые слова. Если сравнить звучание, например, финского и русского языка, то Вы сами поймете, что последний сравнительно благозвучен и легок в произношении. Поэтому в нашей речи много фонетических средств художественной выразительности. Рассмотрим каждое из них.

  • Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность ( «Я говорю с тобой под свист снарядов, угрюмым заревом озарена» О.Ф. Берггольц)

  • Ассонанс - приём звуковой организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков(« Всюду родимую Русь узнаю»…. Некрасов



2. Словообразовательные средства выразительности:

  • Суффиксы – уменьшительно-ласкательные суффиксы, которые образуют новые слова (дороженька, столбики… Некрасов)

  • Редупликация – удвоение слов (еле-еле», «только-только», «едва-едва».)



3. Лексические средства выразительности:

В отличие от фонетических, лексические языковые средства выразительности опираются не на красоту звучания, а на значение слов. Наиболее распространенный тип — тропы. Это слова, которые употребляются в переносном значении. «Ну ты вообще красавчик!» — говорим мы и тут же добавляем: «В переносном смысле, конечно же». Такие слова встречаются сплошь и рядом, из них состоит образная и богатая речь развитого человека. Также в этот обширный раздел входят средства выразительности, для которых определяющими являются контекст и окружение из слов. Например, оксюморон не может состоять из одного слова. Чтобы он проявился, нужно хотя бы два. Все многообразие лексических средств выразительности отражено в этом списке.

  • Метафора - Употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. В широком смысле любой вид употребления слов в непрямом значении («Весёлой, пёстрою стеной, Стоит над светлою поляной» Бунин «Листопад» Обугленное сердце, бессоны ночи)

  • Олицетворение - разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками, свойствами человека или какого-либо другого живого существа( «Умывши бледное лицо Последний день в лесу встречая Выходит осень на крыльцо.» «Зацветут знамена, ветер бьет» О.Ф.Берггольц)

  • Оксюморон - соединение противоположных по смыслу и даже взаимоисключающих определений и понятий с целью получить новый неожиданный смысловой эффект, новое значение (грустная радость, далёкая близость)

  • Сравнение - прямое сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного другим («Лес точно терем расписной» Бунин «Листопад»)

  • Метонимия - замена одного слова другим, смежным по значению («А по бокам-то всё косточки русские" Некрасов)

  • Эпитет - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо (Злой ветер,)

  • Гипербола - намеренное преувеличение («Труд этот, Ваня, был страшно громаден» Некрасов)

  • Синоним - слова, пишущиеся и звучащие по-разному, а по значению совпадают или очень близки (радость- счастье)

  • Антоним - слова, противоположные по своему лексическому значению (громко- тихо)

  • Омоним - слова, имеющие одинаковое написание или произношение, но разные по лексическому значению (лук-лук, коса-коса)

4. Синтаксические средства выразительности:

Синтаксические средства выразительности проявляются только в масштабе целого предложения. Главное орудие для создания эффекта — порядок слов в предложении. Нарушая его сознательно, автор добивается своей цели — делает текст более эмоциональным и выразительным, расставляет правильные акценты и придает стиху форму. Самые заметные языковые средства этого типа употребляются в лирике



  • Эпифора - повторение слов или выражений в конце соседних или смежных предложений (Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовет их в гости)

  • Антитеза - оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия (Как мы черный день встречали, белой ночью огневой)

  • Инверсия - нарушение обычного порядка слов для придания им особого смысла («Эту привычку к труду благородную» Некрасов)

  • Риторический вопрос - вопрос, который не требует ответа, а привлекает внимание к проблеме (Но многие ль и там из вас пируют? А.С. Пушкин)

  • Попарное соединение однородных членов предложения (Труды и дороги, покой и тревоги, прощанья и встречи – на отчем пороге!)

  • Одинаковое построение рядом расположенных предложений (Нельзя научиться плавать, сидя на берегу. Невозможно научиться говорить, не выступая с речью)

Средства выразительности - это те художественно-выразительные средства, которые придают нашей речи, литературным произведениям, публицистическим выступлениям яркость, красочность, лексическую и эмоциональную выразительность.





Проанализирую стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога»

  • Славная осень! Здоровый, ядреный
    Воздух усталые силы бодрит;
    Лед неокрепший на речке студеной
    Словно как тающий сахар лежит;

  • Около леса, как в мягкой постели,
    Выспаться можно — покой и простор!
    Листья поблекнуть еще не успели,
    Желты и свежи лежат, как ковер.

  • Славная осень! Морозные ночи,
    Ясные, тихие дни…
    Нет безобразья в природе! И кочи,
    И моховые болота, и пни —

  • Всё хорошо под сиянием лунным,
    Всюду родимую Русь узнаю…
    Быстро лечу я по рельсам чугунным,
    Думаю думу свою…

  • 2

  • Добрый папаша! К чему в обаянии
    Умного Ваню держать?
    Вы мне позвольте при лунном сиянии
    Правду ему показать.

  • Труд этот, Ваня, был страшно громаден
    Не по плечу одному!
    В мире есть царь: этот царь беспощаден,
    Голод названье ему.

  • Водит он армии; в море судами
    Правит; в артели сгоняет людей,
    Ходит за плугом, стоит за плечами
    Каменотесцев, ткачей.

  • Он-то согнал сюда массы народные.
    Многие — в страшной борьбе,
    К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
    Гроб обрели здесь себе.

  • Прямо дороженька: насыпи узкие,
    Столбики, рельсы, мосты.
    А по бокам-то всё косточки русские…
    Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

  • Чу! восклицанья послышались грозные!
    Топот и скрежет зубов;
    Тень набежала на стекла морозные…
    Что там? Толпа мертвецов!

  • То обгоняют дорогу чугунную,
    То сторонами бегут.
    Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную
    Любо нам видеть свой труд!

  • Мы надрывались под зноем, под холодом,
    С вечно согнутой спиной,
    Жили в землянках, боролися с голодом,
    Мерзли и мокли, болели цингой.

  • Грабили нас грамотеи-десятники,
    Секло начальство, давила нужда…
    Всё претерпели мы, божии ратники,
    Мирные дети труда!

  • Братья! Вы наши плоды пожинаете!
    Нам же в земле истлевать суждено…
    Всё ли нас, бедных, добром поминаете
    Или забыли давно?..»

  • Не ужасайся их пения дикого!
    С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
    С разных концов государства великого —
    Это всё братья твои — мужики!

  • Стыдно робеть, закрываться перчаткою,
    Ты уж не маленький!.. Волосом рус,
    Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
    Высокорослый больной белорус:

  • Губы бескровные, веки упавшие,
    Язвы на тощих руках,
    Вечно в воде по колено стоявшие
    Ноги опухли; колтун в волосах;

  • Ямою грудь, что на заступ старательно
    Изо дня в день налегала весь век…
    Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
    Трудно свой хлеб добывал человек!

  • Не разогнул свою спину горбатую
    Он и теперь еще: тупо молчит
    И механически ржавой лопатою
    Мерзлую землю долбит!

  • Эту привычку к труду благородную
    Нам бы не худо с тобой перенять…
    Благослови же работу народную
    И научись мужика уважать.

  • Да не робей за отчизну любезную…
    Вынес достаточно русский народ,
    Вынес и эту дорогу железную —
    Вынесет всё, что господь ни пошлет!

  • Вынесет всё — и широкую, ясную
    Грудью дорогу проложит себе.
    Жаль только — жить в эту пору прекрасную
    Уж не придется — ни мне, ни тебе.

  • 3

  • В эту минуту свисток оглушительный
    Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов!
    «Видел, папаша, я сон удивительный,-
    Ваня сказал,- тысяч пять мужиков,

  • Русских племен и пород представители
    Вдруг появились — и он мне сказал:
    «Вот они — нашей дороги строители!..»
    Захохотал генерал!

  • «Был я недавно в стенах Ватикана,
    По Колизею две ночи бродил,
    Видел я в Вене святого Стефана,
    Что же… всё это народ сотворил?

  • Вы извините мне смех этот дерзкий,
    Логика ваша немножко дика.
    Или для вас Аполлон Бельведерский
    Хуже печного горшка?

  • Вот ваш народ — эти термы и бани,
    Чудо искусства — он всё растаскал!»-
    «Я говорю не для вас, а для Вани…»
    Но генерал возражать не давал:

  • «Ваш славянин, англо-сакс и германец
    Не создавать — разрушать мастера,
    Варвары! дикое скопище пьяниц!..
    Впрочем, Ванюшей заняться пора;

  • Знаете, зрелищем смерти, печали
    Детское сердце грешно возмущать.
    Вы бы ребенку теперь показали
    Светлую сторону…»

  • 4

  • Рад показать!
    Слушай, мой милый: труды роковые
    Кончены — немец уж рельсы кладет.
    Мертвые в землю зарыты; больные
    Скрыты в землянках; рабочий народ

  • Тесной гурьбой у конторы собрался…
    Крепко затылки чесали они:
    Каждый подрядчику должен остался,
    Стали в копейку прогульные дни!

  • Всё заносили десятники в книжку —
    Брал ли на баню, лежал ли больной:
    «Может, и есть тут теперича лишку,
    Да вот, поди ты!..» Махнули рукой…

  • В синем кафтане — почтенный лабазник,
    Толстый, присадистый, красный, как медь,
    Едет подрядчик по линии в праздник,
    Едет работы свои посмотреть.

  • Праздный народ расступается чинно…
    Пот отирает купчина с лица
    И говорит, подбоченяськартинно:
    «Ладно… нешто… молодца!.. молодца!..

  • С богом, теперь по домам,- проздравляю!
    (Шапки долой — коли я говорю!)
    Бочку рабочим вина выставляю
    И — недоимку дарю!..»

  • Кто-то «ура» закричал. Подхватили
    Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:
    С песней десятники бочку катили…
    Тут и ленивый не мог устоять!

  • Выпряг народ лошадей — и купчину
    С криком «ура!» по дороге помчал…
    Кажется, трудно отрадней картину
    Нарисовать, генерал?..

  • Эпитеты в описании природы: славная осень, ядреный воздух, речка студеная

  • Метафоры и сравнения: «Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит», «Ямою грудь»

  • Инверсия: привычка к труду благородная

  • Аллитерация: листья поблекнуть … не успели

  • Ассонанс: всюду родимую Русь узнаю

  • Гиперболы : “Труд этот, Ваня, был страшно громаден”.

  • Метонимия :А по бокам-то всё косточки русские”.

  • Олицетворение : “Свисток оглушительный взвизгнул”.

  • Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дороженька, столбики, Ванечка, косточки

  • Анафора: Едет подрядчик по линии в праздник / Едет работы свои посмотреть

  • Риторические восклицание: Братья! Вы наши плоды пожинаете! Варвары! Дикое скопище пьяниц

4)Средства выразительности в ОГЭ:

Минимальный набор, который нужен девятикласснику, чтобы выполнить задание 7 на средства выразительности в ОГЭ. Всего таких средств выразительности в этом задании встречается 8.

  1. Эпитет- красочное прилагательное, образное определение:

изумрудные поля, лучезарная улыбка, мягкие руки



  1. Метафора – скрытое сравнение:

в саду горит костёр рябины красной



  1. Сравнение- сопоставление нескольких предметов или явлений по принципу сходства, выраженное при помощи специальных слов (как, будто, словно) либо через творительный падеж:

закричал петухом, упал камнем



  1. Сравнительный оборотсравнение, выраженное при помощи союзов: как, точно, словно, будто, и т. д.:

взвизгнул, будто поросёнок



  1. Литотахудожественное преуменьшение:

У меня во рту не было ни крошки!



  1. Гиперболахудожественное преувеличение:

Я не видел тебя тысячу лет!

  1. Олицетворение - наделение неживых предметов качествами живых: 
    стены слушают, луна улыбается

  2. Фразеологизмыустойчивое сочетание слов:

у черта на куличках, зарубить на носу, в конце концов

5)Анкетирование

Я решила выяснить, со всеми ли выразительными средствами языка знакомы ученики нашей школы. С этой целью было проведено исследование, в котором приняли учащиеся 7-9 классов (21 человек). Участникам было предложено объяснить значение необходимых художественных средств.





Результаты исследования

 

Знают

Затруднились ответить

Усвоили в %

  1. Эпитет

 

19

2

90%

2. Метафора

 

14

7

67%

3. Сравнение

 

10

11

48%

4. Сравнительный оборот

 

3

18

14%

5. Литота

 

7

14

33%

6. Гипербола

 

12

9

57%

7. Олицетворение

14

7

67%

8. Фразеологизмы

12

9

57%

9. Метонимия

2

19

10%





Исследование показало, что большинство учащихся нашей школызатрудняются вопознавании и использованииданных языковыхсредств.


Вывод:

Изучать средства выразительности языка сложно, но интересно и полезно.Знание этого материала поможет лучше справиться со сложными заданиями на экзаменах. Учащиеся нашей школы плохо знают выразительные средства языка.Возможно,данная тема слабо представлена в учебниках и дополнительных пособиях. В материале по данной теме остро нуждаются учащиеся, потому что знание этого материала проверяется на экзамене по русскому языку как в 9 классе. Поэтомуособое внимание стоит уделить сбору теоретического и дидактического материала по данной теме.

Таким образом, наш проект актуален и полезен.





Источники. использованные в работе:

http://yourspeech.ru/eloquence/talk/sredstva-hudozhestvennoj-vyrazitelnosti.html

https://studfiles.net/preview/3195992/page:4/

https://znanija.com/task/21546329#readmore

https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/nekrasov/zheleznaya-doroga.html#ixzz5l5cargyu

https://goldlit.ru

https://litrekon.ru

 http://fb.ru/article/238297/osnovnyie-yazyikovyie-sredstva-v-russkom-yazyike-yazyikovyie-sredstva-opredelenie-i-upotreblenie









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!