Муниципальное общеобразовательное учреждение
Шипиловская основная общеобразовательная школа
Проект
«Языковые средства
художественной выразительности»
Автор работы: Гаврилова Снежанна Алексеевна
Руководитель: Свиткова Юлия Николаевна
2023 год
Введение
Издревле слово имело великую силу. Очень давно люди понимали значение слова так: что сказано, то осуществляется. Именно тогда возникла вера в магическую силу слова. “Слово может все!” – говорили древние.
Более четырех тысяч лет назад египетский фараон говорил своему сыну: “Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие”.
Как актуальны эти слова сегодня! Об этом следует помнить каждому человеку.
Также следует вспомнить известные слова поэта В.Я. Брюсова о родном языке:
Мой верный друг! Мой друг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!..
Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживается и тесно переплетается красивое и некрасивое.
Я думаю, что средства выразительности, выполняющие стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, создают особую организацию речи.
Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно – выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.
Знание и умелое употребление лексических норм делают нашу речь правильной, нормированной. Но кроме знания норм необходимо ещё и использование в речи изобразительно-выразительных средств, т.е. таких средств, которые сделают нашу речь красивой, образной, выразительной, богатой
Цель: развитие речи путем обогащения ее средствами художественной выразительности
Задачи:
- изучить историю возникновения средств художественной выразительности
- проанализировать стихотворение Н. А. Некрасова на предмет использования средств художественной выразительности
-выяснить, знание каких средств выразительности необходимо для успешного прохождения итоговой аттестации и создать пособие-буклет для одноклассников
Актуальность:
Данная тема является актуальной для меня и моих одноклассников, так как этот материал изучается на уроках литературы и русского языка и его знание необходимо для успешной работы на этих уроках и прохождения итоговой аттестации. Для меня лично важно также более широко изучить этот вопрос. Я думаю, что это обогатит мою речь, сделает ее более выразительной и образной, что позволит мне развивать свое увлечение поэзией.
Гипотеза: Поэтическая речь невозможна без средств художественной выразительности.
План работы
I.Введение
II. Художественные средства выразительности в поэтической речи
1) История развития художественной выразительности в русском языке
3) Анализ стихотворения Н.А.Некрасова
4) Что должен знать выпускник школы о средствах выразительности
5)Анкетирование учащихся
III. Заключение
Основная часть
Языковые средства выразительности используются в русском языке для придания тексту особого смысла, красоты и глубины. Они помогают выразить отношение автора к предмету обсуждения, обратить внимание на самые выразительные черты предмета, события или явления. Русскую поэзию и литературу невозможно представить, если исключить употребление языковых средств. Использование слов, делающих текст выразительным, не только украшают его, но и показывают уровень мастерства писателя, его речевую культуру, стиль. Описание самого обыденного предмета можно сделать прекрасным и необычным, употребив языковые художественные средства.
В лингвистике и методике преподавания языков особое внимание уделяется изобразительно-выразительным средствам языка как фактору порождения прагматически значимого, яркого высказывания. В качестве таких изобразительно-выразительных средств в лингвистике обычно рассматриваются тропы и стилистические фигуры, которые традиционно изучаются в рамках классической теории фигур. Вместе с тем до сих пор не существует общепринятойклассификации тропов и фигур, в среде ученых до сих пор есть разногласия по их терминологическому и понятийному статусу.
Риторика как искусство и теория эффективной коммуникации стала, по мнению И. В. Пекарской, гениальным подарком Античности человечеству. До сих пор ее теоретические положения переосмысливаются и дополняются в лингвистике и литературоведении.
В античной традиции первым, кто обратил внимание на словесные фигуры, изобразительно-выразительные средства, считается Горгий, в частности на антитезу, синтаксический параллелизм, симметрию слогов и их созвучия. Он учел их значение как средства повышения звуковой стороны языка и сознательно применил их в больших количествах в своих произведениях.
В разное время в своих работах, посвященных риторике, затрагивали также проблему фигур Платон, Аристофан, Еврипид, Исократ, Аристотель, Теофраст и многие другие. Для них важным было исследовать общие вопросы риторики, выработать основные требования к воздействующей речи. В связи с этим фигурам уделялось не так много внимания.
Создателем теории фигур считается Квинтилиан, знаменитый римский ритор, автор монументального сочинения в 12-ти томах «Риторические наставления». Считается, что ни до, ни после Квинтилиана не было работ, которые с такой тщательностью подходили бы к ораторскому искусству, учитывая достижения теоретической риторики и опыт классического красноречия. Выделение фигур мысли и фигур слова, которое привело к двоякому пониманию фигур - узкому и широкому, было весьма характерно для древних риторов. Данный подход, когда в широком смысле фигурами назывались любые языковые средства, включая тропы (которые рассматривались в группе фигур мысли), придающие речи образность и выразительность, а в узком смысле фигурами определялись
В Средние века продолжается разработка вопросов, связанных с разграничением тропов и фигур, а также с описанием их разновидностей. Поэзия в Средние века во многом развивалась в направлении освоения этих образныхсредств. В частности, в XV веке расцвета достигла школа так называемых поэтов-риториков, основным признаком которого было активное (и осознанное) использование фигур и тропов и вообще разного рода средств повышения смысловой и эстетической насыщенности текста.
На смену Средневековью приходит эпоха Возрождения, в период которой риторика вновь становится доминирующей дисциплиной среди наук о языке. Это связано с началом книгопечатания, способствовавшего развитиюхудожественной литературы и высокого стиля, отличительным свойством которого было интенсивное использование тропов и фигур.
Риторики предыдущего периода подготовили появление первой научной риторики М. В. Ломоносова «Краткое руководство к красноречию». В книге вся 2-я глава посвящена «украшению» -учениям о тропах и фигурах с подробной классификацией.
Любой развитой язык, будь то русский или китайский, испанский или монгольский, английский французский или немецкий, необычайно красив и богат. Многие помнят вдохновенные строки М.В. Ломоносова о русском языке:
«КАРЛ ПЯТЫЙ, РИМСКИЙ ИМПЕРАТОР, ГОВАРИВАЛ, ЧТО ИШПАНСКИМ ЯЗЫКОМ С БОГОМ, ФРАНЦУЗСКИМ – С ДРУЗЬЯМИ,
НЕМЕЦКИМ – С НЕПРИЯТЕЛЯМИ,
ИТАЛЬЯНСКИМ – С ЖЕНСКИМ ПОЛОМ ГОВОРИТЬ ПРИЛИЧНО. НО ЕСЛИ БЫ ОН РОССИЙСКОМУ ЯЗЫКУ БЫЛ ИСКУСЕН, ТО, КОНЕЧНО, К ТОМУ ПРИСОВОКУПИЛ БЫ, ЧТО ИМ СО ВСЕМИ ОНЫМИ ГОВОРИТЬ ПРИСТОЙНО, ИБО НАШЁЛ БЫ В НЁМ ВЕЛИКОЛЕПИЕ ИШПАНСКОГО, ЖИВОСТЬ ФРАНЦУЗСКОГО, КРЕПОСТЬ НЕМЕЦКОГО, НЕЖНОСТЬ ИТАЛЬЯНСКОГО, СВЕРХ ТОГО, БОГАТСТВО И СИЛЬНУЮ В ИЗОБРАЖЕНИИ КРАТКОСТЬ ГРЕЧЕСКОГО И ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА».
В чём же заключается богатство, красота, сила, выразительность русского языка?
Художник передаёт красоту материального и духовного мира посредством красок, линий, цвета; музыкант, композитор выражает гармонию мира в звуках, скульптор использует камень, глину, гипс. Слову же, языку, доступны и цвет, и звуки, и объёмы, и психологическая глубина. Возможности его безграничны. В сохранившихся стихах из сожжённой тетради А.Ахматова писала:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово.
Посмотрите, с каким уважением говорит поэт о слове – царственное! И оно долговечней золота, мрамора, стали. Всё проходит. Остаётся Слово.
Как же это происходит? Как слово становится царственным? Как из самых обычных слов, состоящих из звуков и букв (на письме), рождаются волшебные строки «Я помню чудное мгновенье…» или «Чуден Днепр при тихой погоде…»?
На этот труднейший вопрос пытается ответить стилистика. Начиная с античных времён пытливые и любознательные люди (философы, психологи, лингвисты) стремятся разгадать эту загадку, объяснить чудо превращения слова в поэзию, гармонию. Одно из возможных, но далеко не полных и не окончательных объяснений – существование особых выразительных слов и выражений, составляющих богатство языка. Этими словами и интересуется стилистика.
Языковые средства выразительности бывают:
Фонетические;
Словообразовательные;
Лексические;
Синтаксические.
1.Фонетические средства выразительности
Данные языковые средства отличает принцип выразительности — они красивы по звучанию, а не по контексту. Поэтому чаще всего фонетические средства выразительности используются в поэзии. Современный слушатель постоянно находит их в рэпе: чем выше мастерство автора, тем интереснее и благозвучнее звучит его куплет. Научно доказано, что человек выделяет для себя приятные и неприятные акустические явления. В русском языке особенно много приятных. И это не пустые слова. Если сравнить звучание, например, финского и русского языка, то Вы сами поймете, что последний сравнительно благозвучен и легок в произношении. Поэтому в нашей речи много фонетических средств художественной выразительности. Рассмотрим каждое из них.
Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность ( «Я говорю с тобой под свист снарядов, угрюмым заревом озарена» О.Ф. Берггольц)
Ассонанс - приём звуковой организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков(« Всюду родимую Русь узнаю»…. Некрасов
2. Словообразовательные средства выразительности:
Суффиксы – уменьшительно-ласкательные суффиксы, которые образуют новые слова (дороженька, столбики… Некрасов)
Редупликация – удвоение слов (еле-еле», «только-только», «едва-едва».)
3. Лексические средства выразительности:
В отличие от фонетических, лексические языковые средства выразительности опираются не на красоту звучания, а на значение слов. Наиболее распространенный тип — тропы. Это слова, которые употребляются в переносном значении. «Ну ты вообще красавчик!» — говорим мы и тут же добавляем: «В переносном смысле, конечно же». Такие слова встречаются сплошь и рядом, из них состоит образная и богатая речь развитого человека. Также в этот обширный раздел входят средства выразительности, для которых определяющими являются контекст и окружение из слов. Например, оксюморон не может состоять из одного слова. Чтобы он проявился, нужно хотя бы два. Все многообразие лексических средств выразительности отражено в этом списке.
Метафора - Употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. В широком смысле любой вид употребления слов в непрямом значении («Весёлой, пёстрою стеной, Стоит над светлою поляной» Бунин «Листопад» Обугленное сердце, бессоны ночи)
Олицетворение - разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками, свойствами человека или какого-либо другого живого существа( «Умывши бледное лицо Последний день в лесу встречая Выходит осень на крыльцо.» «Зацветут знамена, ветер бьет» О.Ф.Берггольц)
Оксюморон - соединение противоположных по смыслу и даже взаимоисключающих определений и понятий с целью получить новый неожиданный смысловой эффект, новое значение (грустная радость, далёкая близость)
Сравнение - прямое сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного другим («Лес точно терем расписной» Бунин «Листопад»)
Метонимия - замена одного слова другим, смежным по значению («А по бокам-то всё косточки русские" Некрасов)
Эпитет - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо (Злой ветер,)
Гипербола - намеренное преувеличение («Труд этот, Ваня, был страшно громаден» Некрасов)
Синоним - слова, пишущиеся и звучащие по-разному, а по значению совпадают или очень близки (радость- счастье)
Антоним - слова, противоположные по своему лексическому значению (громко- тихо)
Омоним - слова, имеющие одинаковое написание или произношение, но разные по лексическому значению (лук-лук, коса-коса)
4. Синтаксические средства выразительности:
Синтаксические средства выразительности проявляются только в масштабе целого предложения. Главное орудие для создания эффекта — порядок слов в предложении. Нарушая его сознательно, автор добивается своей цели — делает текст более эмоциональным и выразительным, расставляет правильные акценты и придает стиху форму. Самые заметные языковые средства этого типа употребляются в лирике
Эпифора - повторение слов или выражений в конце соседних или смежных предложений (Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовет их в гости)
Антитеза - оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия (Как мы черный день встречали, белой ночью огневой)
Инверсия - нарушение обычного порядка слов для придания им особого смысла («Эту привычку к труду благородную» Некрасов)
Риторический вопрос - вопрос, который не требует ответа, а привлекает внимание к проблеме (Но многие ль и там из вас пируют? А.С. Пушкин)
Попарное соединение однородных членов предложения (Труды и дороги, покой и тревоги, прощанья и встречи – на отчем пороге!)
Одинаковое построение рядом расположенных предложений (Нельзя научиться плавать, сидя на берегу. Невозможно научиться говорить, не выступая с речью)
Средства выразительности - это те художественно-выразительные средства, которые придают нашей речи, литературным произведениям, публицистическим выступлениям яркость, красочность, лексическую и эмоциональную выразительность.
Проанализирую стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога»
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…
2
Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.
Труд этот, Ваня, был страшно громаден
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.
Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные…
Что там? Толпа мертвецов!
То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд!
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда…
Всё претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!
Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено…
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно?..»
Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого —
Это всё братья твои — мужики!
Стыдно робеть, закрываться перчаткою,
Ты уж не маленький!.. Волосом рус,
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый больной белорус:
Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;
Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век…
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!
Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что господь ни пошлет!
Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе.
3
В эту минуту свисток оглушительный
Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов!
«Видел, папаша, я сон удивительный,-
Ваня сказал,- тысяч пять мужиков,
Русских племен и пород представители
Вдруг появились — и он мне сказал:
«Вот они — нашей дороги строители!..»
Захохотал генерал!
«Был я недавно в стенах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же… всё это народ сотворил?
Вы извините мне смех этот дерзкий,
Логика ваша немножко дика.
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?
Вот ваш народ — эти термы и бани,
Чудо искусства — он всё растаскал!»-
«Я говорю не для вас, а для Вани…»
Но генерал возражать не давал:
«Ваш славянин, англо-сакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц!..
Впрочем, Ванюшей заняться пора;
Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону…»
4
Рад показать!
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены — немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ
Тесной гурьбой у конторы собрался…
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!
Всё заносили десятники в книжку —
Брал ли на баню, лежал ли больной:
«Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот, поди ты!..» Махнули рукой…
В синем кафтане — почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.
Праздный народ расступается чинно…
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченяськартинно:
«Ладно… нешто… молодца!.. молодца!..
С богом, теперь по домам,- проздравляю!
(Шапки долой — коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И — недоимку дарю!..»
Кто-то «ура» закричал. Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:
С песней десятники бочку катили…
Тут и ленивый не мог устоять!
Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..
Эпитеты в описании природы: славная осень, ядреный воздух, речка студеная
Метафоры и сравнения: «Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит», «Ямою грудь»
Инверсия: привычка к труду благородная
Аллитерация: листья поблекнуть … не успели
Ассонанс: всюду родимую Русь узнаю
Гиперболы : “Труд этот, Ваня, был страшно громаден”.
Метонимия :“А по бокам-то всё косточки русские”.
Олицетворение : “Свисток оглушительный взвизгнул”.
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дороженька, столбики, Ванечка, косточки
Анафора: Едет подрядчик по линии в праздник / Едет работы свои посмотреть
Риторические восклицание: Братья! Вы наши плоды пожинаете! Варвары! Дикое скопище пьяниц
4)Средства выразительности в ОГЭ:
Минимальный набор, который нужен девятикласснику, чтобы выполнить задание 7 на средства выразительности в ОГЭ. Всего таких средств выразительности в этом задании встречается 8.
Эпитет- красочное прилагательное, образное определение:
изумрудные поля, лучезарная улыбка, мягкие руки
Метафора – скрытое сравнение:
в саду горит костёр рябины красной
Сравнение- сопоставление нескольких предметов или явлений по принципу сходства, выраженное при помощи специальных слов (как, будто, словно) либо через творительный падеж:
закричал петухом, упал камнем
Сравнительный оборот –сравнение, выраженное при помощи союзов: как, точно, словно, будто, и т. д.:
взвизгнул, будто поросёнок
Литота –художественное преуменьшение:
У меня во рту не было ни крошки!
Гипербола –художественное преувеличение:
Я не видел тебя тысячу лет!
Олицетворение - наделение неживых предметов качествами живых:
стены слушают, луна улыбается
Фразеологизмы –устойчивое сочетание слов:
у черта на куличках, зарубить на носу, в конце концов
5)Анкетирование
Я решила выяснить, со всеми ли выразительными средствами языка знакомы ученики нашей школы. С этой целью было проведено исследование, в котором приняли учащиеся 7-9 классов (21 человек). Участникам было предложено объяснить значение необходимых художественных средств.
Результаты исследования
| Знают | Затруднились ответить | Усвоили в % |
Эпитет | 19 | 2 | 90% |
2. Метафора | 14 | 7 | 67% |
3. Сравнение | 10 | 11 | 48% |
4. Сравнительный оборот | 3 | 18 | 14% |
5. Литота | 7 | 14 | 33% |
6. Гипербола | 12 | 9 | 57% |
7. Олицетворение | 14 | 7 | 67% |
8. Фразеологизмы | 12 | 9 | 57% |
9. Метонимия | 2 | 19 | 10% |
Исследование показало, что большинство учащихся нашей школызатрудняются вопознавании и использованииданных языковыхсредств.
Вывод:
Изучать средства выразительности языка сложно, но интересно и полезно.Знание этого материала поможет лучше справиться со сложными заданиями на экзаменах. Учащиеся нашей школы плохо знают выразительные средства языка.Возможно,данная тема слабо представлена в учебниках и дополнительных пособиях. В материале по данной теме остро нуждаются учащиеся, потому что знание этого материала проверяется на экзамене по русскому языку как в 9 классе. Поэтомуособое внимание стоит уделить сбору теоретического и дидактического материала по данной теме.
Таким образом, наш проект актуален и полезен.
Источники. использованные в работе:
http://yourspeech.ru/eloquence/talk/sredstva-hudozhestvennoj-vyrazitelnosti.html
https://studfiles.net/preview/3195992/page:4/
https://znanija.com/task/21546329#readmore
https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/nekrasov/zheleznaya-doroga.html#ixzz5l5cargyu
https://goldlit.ru
https://litrekon.ru
http://fb.ru/article/238297/osnovnyie-yazyikovyie-sredstva-v-russkom-yazyike-yazyikovyie-sredstva-opredelenie-i-upotreblenie