СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Игрушки советского периода"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Игрушки советского периода". Продуктом является экспозиция игрушек советского периода в школьном музее.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Игрушки советского периода"»

МОУ « Милославская школа »





Тема проекта:

«История советской игрушки»







Работу выполнили:

ученики 6 б класса: Блохина Анастасия

Кащук Вадим

Дедова Анна

Бакланов Артём

Гуськов Александр

Руководитель: Кулешова С.Ю.,

учитель математики

р.п. Милославское, 2018г

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………… 3- 4

2.План выполнения работы……………………………………………………5

3. Подготовительная часть……………………………………………………6 -7

Анкетирование учащихся. Анализ и вывод.

4.Основная часть……………………………………………………………8-13

4.1.Из истории советской игрушки.

4.2. Описание собранных игрушек.

5.Практическая часть…………………………………………………………… 14

Оформление выставки в школьном музее.

6. Заключительная часть…………………………………………………………… 15

7.Использованная литература…………………………………………………….. 16.

8.Приложения……………………………………………………………………………











Введение

В давние время игрушки практически не менялись, но к концу 19, началу 20 века в этой сфере произошел невиданный скачек, связанный в первую очередь с тем, что игрушки стали товаром, нашедшим своего покупателя. С каждым десятилетием игрушки начали становится все красивее, ярче, сложнее и приближеннее к реальности.Наши бабушки и дедушки, мамы, папы,когда были маленькими, в какие игрушки играли?А что это были за игрушки? Из какого материала они были изготовлены? Кто был героем этих игрушек?



Проблема: Мы не знаем, какие игрушки были в советские времена, во что играли дети в прошлом веке. Нам хотелось бы знать историю советской игрушки.

Реальная ситуация

Желаемая ситуация

Мы не знаем, какие игрушки были в советские времена, во что играли дети в прошлом веке.

Узнать,как выглядели советские игрушки. Рассказать историю их возникновения. Оформить выставку в школьном музее.





Актуальность проблемы: знать историю игрушек необходимо потому что, игрушка – это важная часть детского мира. Играя, ребенок развивает фантазию, изучает окружающий мир. Играющий ребенок продвигается к новым ступеням мастерства. И учится чему- то новому.



Цель:

- провести исследовательскую работу по данной теме и поделиться собранной информацией с другими учащимися.

- оформить выставку в школьном музее

Способы достижения цели:

Найти советские игрушки и оформить выставку игрушек прошлого века.

Задачи проекта

1. Изучить историю и этапы развития советской игрушки.

2. Узнать, как видоизменилась советская игрушка.

3.Провести социологический опрос среди учащихся начальных классов.

4. Изготовить продукт проекта. Защитить проектную работу перед учащимися своего класса.

Ресурсы:

Для работы с проектом мы использовали – поисковые сайты интернета, журнал «Родной вестник».

Объект проектирования (исследования): для исследования мы выбрали советские игрушки 50-х -80-х годов 20 века.

Методы проектирования:

- Наблюдение.

- Опрос.

- Анализ и синтез.

- Исследование.

Анализ источников:

В книге Елены Родионовой «Историясоветскойигрушки» мы нашли ответы на вопрос: Как менялась детская игрушка? Из чего делали советские игрушки?...

Сергей Романов, историк игрушки. Из его статьи взяли много полезной информации.



























План выполнения работы


Этап выполнения работы


Срок выполнения работы


Подготовительный этап

Описание и анализ ситуации. Определение

целей проекта и способы достижения цели.




Сентябрь






Основной этап




Поиск информации в информационно- методических изданиях, в Интернете.

Поиск советских игрушек. Описание собранных игрушек.

Сентябрь-Октябрь

Консультации с руководителем проекта.

Октябрь- декабрь.

Проведение анкетирования на тему «Что я знаю о советской игрушке?». Обработка результатов, вывод.




январь








Систематизация собранной информации. Оформление проектной работы.


Конец января, начало февраля

Заключительныйэтап

Подведение итогов работы. Представление проектной работы на классном часе и родительском собрании.

Середина февраля

Продукт

Выставка советских игрушек.

март



Подготовительный этап

Наш проект групповой, поэтому, во –первых, мы определились с тем, какую работу будет выполнять каждый участник нашего проекта. Во- вторых, начали поиск советских игрушек, с которыми играли много лет назад.В- третьих, посетили детскую районную библиотеку с целью поиска информации по теме проекта, а также осуществляли поиск информацию в Интернете. Затем решили провести анкетирование в 4-5-х классах на тему «Что я знаю о советской игрушке?». Бакланов Артём, Блохина Анастасия, Дедова Анна,

Бокарёв Андрей, Бабина Анастасия, Гуторина Анастасия принесли несколько советских игрушек, которые были переданы им родственниками. Это игрушки, выпущенные в 50-80 годы прошлого века.

Основной этап

Приложение

Во многом особенности игрушек зависели от того, для какого сословия они были изготовлены. Одновременно с такими вот незамысловатыми коньками, существовали уже и фарфоровые куклы в дорогих нарядах идентичных настоящим, в руках у которых могли быть столь же настоящие веера или зонтики. В двадцатом же веке игрушки начали меняться с такой скоростью, что рассматривать их нужно уже отдельными десятилетиями. И уж тут можно полноправно говорить о моде на игрушки.

Пятидесятые.

В моду вошли ватные елочные игрушки, плюшевые медведи и конечно же солдатики. Так же во всех домах стандартным украшением комодов и трюмо были фарфоровые статуэтки.

Шестидесятые.

В игрушках шестидесятых были отражены, как правило, две темы – это сельское хозяйство и космонавтика, ведь именно символом шестидесятых стали золотые початки кукурузы и радостно улыбающийся Гагарин.

Семидесятые,

Восьмидесятые.

Игрушечная промышленность этого времени достигла своего расцвета. Плюш заменил искусственный мех, а скромная тональная гамма прошлых десятилетий уступает место ярким цветам. Основные образы игрушек взяты с персонажей мультфильмов, это и Вини Пух, и Котенок Гав, и Буренка из Масленкина, ну и конечно же любимые всеми Дядя Гена и Чебурашка.

Девяностые.

Это десятилетние можно смело называть временем зарубежных игрушек, мода на которые менялась уже чаще чем раз в год. Здесь и Барби, и черепашки Ниндзя, а так же прыгуны, лизуны, радуги и прочие странные забавы в компании с киндер сюрпризами и Тамагочи.

И все-таки все эти игрушки несомненно были сделаны для чего-то и почему-то: чтобы развивать детей физически и интеллектуально, чтобы учить уважать свою страну и ее историю. Детство много веков проходило в движении и погружении в собственную фантазию. Будь то это тряпичная кукла или модница Барби с ярко розовым кухонным гарнитуром – суть игры не менялась. Ребенок создавал свой мир, свои истории, учился дружить, любить, ссориться и мириться, а главное все это было неразрывно с настоящими бытовыми тонкостями. Куклы ели, спали, ходили в школу и на работу и ребенок был готов к тому что когда-то игра в дочки матери станет реальностью, мало того, он этого



Так, одним из экспонатов нашей выставки является железная машинка – конечно, несравнимые с современным игрушечным транспортом. Они простенькие и… так и хочется сказать «убогие». Зато советский игрушечный транспорт отличался особой прочностью.

Самые популярные игрушки во все времена – это, конечно, куклы. Только в СССР не было стройных модниц вроде Барби. Раньше девочки играли с куклами, обычно изображавшими детей, а не взрослых женщин. Первых больших кукол в СССР делали из целлулоида, но этот материал был горючим, и ему на смену пришли пластик и резина.

Интересно, что в СССР были популярны темные куклы, проще говоря, негритянки. И не просто так: в детях старались воспитывать интернациональные чувства. Куклу с темной кожей хотела иметь в коллекции каждая девочка. На выставкумы нашли плюшевого мишку и пластмассовых зверюшек, а также игрушечную посуду. Помимо «посудок», которые с детства приучали девочек к роли хозяйки, в СССР были в ходу игрушки, которые отражали подготовку к будущей профессии, как для девочек, так и для мальчиков. Например, набор «Парикмахер» или сумка врача. Одной из любимых игр была игра «В магазинчик», и для нее продавались игрушечные весы и гирьки.

Еще в СССР особой любовью пользовались маленькие куклы-пупсики. Девочки носили их в карманах и хвастались подружкам во дворе обновками своих любимцев. Вообще, пупс – это настоящее детище советской кукольной индустрии. Эти игрушки были доступными по цене, безликими и бесполыми. «Голыш», который не мальчик и не девочка, полностью соответствовал установкам педагогики советских лет. Одевать его можно было по желанию – в мальчишеские или девчоночьи наряды.

А еще мы нашли неваляшку, их еще называли «Ваньками-встаньками» - игрушки, которые невозможно уложить. У этих игрушек очень интересная история. Их Родина – Япония. В 12-ом веке там создали первую неваляшку – в честь монаха Дзен Дарумы, который домедитировался до полной нирваны и… атрофии конечностей. Вот и у игрушек нет рук и ног. Аналогичные игрушки появились на Руси еще в 18-ом веке. А в 1958 году советские разработчики усовершенствовали традиционную матрешку, превратив ее в неваляшку. Так родилась любимая игрушка нескольких поколений детей.

А плюшевый мишками с олимпийскими кольцами – это отражение одного из важнейших событий в жизни СССР – Олимпиады. Все помнят знаменитого медведя – символа этого мероприятия. После Олимпиады такие игрушки стали мега-популярными.













4.2. Описание собранных игрушек

Название игрушки

Год выпуска

материал

цвет

1.грузовик

1963

железо

коричневый

2.пупсик

1981

пластик

розовый

3.кукла

1956

резина

розовый

4.кукла

1976

целлулоид

розовый

5.чебурашка

1973

плюш

коричневый

6.тигрёнок

1983

плюш

жёлтый

7.плюшевый медведь

1958

плюш

жёлтый



Вывод:

Много игрушек в виде пупсов. Есть розовый мишка. Возможно, она символизирует Винни – Пуха. Игрушка-грузовик символизирует военному времени. Чебурашка - герой мультфильма того времени.

Среди собранных игрушек есть редкие, те которые выпущены до 1966 года, то есть, являются раритетными. Они выполнены из фарфора, очень хрупкие. Есть паутинка, очень модная в 90-е годы.







Практическая часть

4.4. Проведение классного часа поистории советской игрушки в 6б классе

Нами был проведен классный часв 6 б классе на тему «История советской игрушки».

Сначала мы кратко рассказали об истории возникновения советской игрушки, о том, как создавалась игрушка в России и какие она претерпевала изменения.

Затем показали нашу выставку.

Заключительный этап

Результатом проекта является выставка советских игрушек в школьном музее. Мы достигли поставленных целей.В процессе работы возникали вопросы, на которые нам помогали найти ответ родители и руководитель проекта. В частности, было не просто сгруппировать весь собранный материал. Не все участники проекта работали добросовестно. Приходилось перераспределять обязанности, но мы преодолели все трудности. Решали проблемы совместно. Работая в команде, мы научились слышать друг друга, принимать решения. Одним словом, работали слажено. Считаем, что наш проект имеет практическую направленность. Он позволил расширить наши знания по многим вопросам, которые были обозначены в начале проектной работы.

Собранный нами материал поможет учителям - классным руководителям в проведении классного часа, а также при изучении исторических тем в курсе «Окружающий мир» в начальной школе.







Источники информации (используемая литература)

  1. Елена Родионова «Историясоветскойигрушки» , Издательство: Новое литературное обозрение, 2011.с.240

2.https://bigpicture.ru/?p=587061