МОУ « Милославская школа »
Тема проекта:
«История советской игрушки»
Работу выполнили:
ученики 6 б класса: Блохина Анастасия
Кащук Вадим
Дедова Анна
Бакланов Артём
Гуськов Александр
Руководитель: Кулешова С.Ю.,
учитель математики
р.п. Милославское, 2018г
Содержание
1.Введение…………………………………………………………………… 3- 4
2.План выполнения работы……………………………………………………5
3. Подготовительная часть……………………………………………………6 -7
Анкетирование учащихся. Анализ и вывод.
4.Основная часть……………………………………………………………8-13
4.1.Из истории советской игрушки.
4.2. Описание собранных игрушек.
5.Практическая часть…………………………………………………………… 14
Оформление выставки в школьном музее.
6. Заключительная часть…………………………………………………………… 15
7.Использованная литература…………………………………………………….. 16.
8.Приложения……………………………………………………………………………
Введение
В давние время игрушки практически не менялись, но к концу 19, началу 20 века в этой сфере произошел невиданный скачек, связанный в первую очередь с тем, что игрушки стали товаром, нашедшим своего покупателя. С каждым десятилетием игрушки начали становится все красивее, ярче, сложнее и приближеннее к реальности.Наши бабушки и дедушки, мамы, папы,когда были маленькими, в какие игрушки играли?А что это были за игрушки? Из какого материала они были изготовлены? Кто был героем этих игрушек?
Проблема: Мы не знаем, какие игрушки были в советские времена, во что играли дети в прошлом веке. Нам хотелось бы знать историю советской игрушки.
Реальная ситуация | Желаемая ситуация |
Мы не знаем, какие игрушки были в советские времена, во что играли дети в прошлом веке. | Узнать,как выглядели советские игрушки. Рассказать историю их возникновения. Оформить выставку в школьном музее. |
Актуальность проблемы: знать историю игрушек необходимо потому что, игрушка – это важная часть детского мира. Играя, ребенок развивает фантазию, изучает окружающий мир. Играющий ребенок продвигается к новым ступеням мастерства. И учится чему- то новому.
Цель:
- провести исследовательскую работу по данной теме и поделиться собранной информацией с другими учащимися.
- оформить выставку в школьном музее
Способы достижения цели:
Найти советские игрушки и оформить выставку игрушек прошлого века.
Задачи проекта:
1. Изучить историю и этапы развития советской игрушки.
2. Узнать, как видоизменилась советская игрушка.
3.Провести социологический опрос среди учащихся начальных классов.
4. Изготовить продукт проекта. Защитить проектную работу перед учащимися своего класса.
Ресурсы:
Для работы с проектом мы использовали – поисковые сайты интернета, журнал «Родной вестник».
Объект проектирования (исследования): для исследования мы выбрали советские игрушки 50-х -80-х годов 20 века.
Методы проектирования:
- Наблюдение.
- Опрос.
- Анализ и синтез.
- Исследование.
Анализ источников:
В книге Елены Родионовой «Историясоветскойигрушки» мы нашли ответы на вопрос: Как менялась детская игрушка? Из чего делали советские игрушки?...
Сергей Романов, историк игрушки. Из его статьи взяли много полезной информации.
План выполнения работы
| Этап выполнения работы | Срок выполнения работы |
Подготовительный этап | Описание и анализ ситуации. Определение целей проекта и способы достижения цели.
| Сентябрь
|
Основной этап
| Поиск информации в информационно- методических изданиях, в Интернете. Поиск советских игрушек. Описание собранных игрушек. | Сентябрь-Октябрь |
Консультации с руководителем проекта. | Октябрь- декабрь. |
Проведение анкетирования на тему «Что я знаю о советской игрушке?». Обработка результатов, вывод. |
январь
|
Систематизация собранной информации. Оформление проектной работы. | Конец января, начало февраля |
Заключительныйэтап | Подведение итогов работы. Представление проектной работы на классном часе и родительском собрании. | Середина февраля |
Продукт | Выставка советских игрушек. | март |
Подготовительный этап
Наш проект групповой, поэтому, во –первых, мы определились с тем, какую работу будет выполнять каждый участник нашего проекта. Во- вторых, начали поиск советских игрушек, с которыми играли много лет назад.В- третьих, посетили детскую районную библиотеку с целью поиска информации по теме проекта, а также осуществляли поиск информацию в Интернете. Затем решили провести анкетирование в 4-5-х классах на тему «Что я знаю о советской игрушке?». Бакланов Артём, Блохина Анастасия, Дедова Анна,
Бокарёв Андрей, Бабина Анастасия, Гуторина Анастасия принесли несколько советских игрушек, которые были переданы им родственниками. Это игрушки, выпущенные в 50-80 годы прошлого века.
Основной этап
Приложение
Во многом особенности игрушек зависели от того, для какого сословия они были изготовлены. Одновременно с такими вот незамысловатыми коньками, существовали уже и фарфоровые куклы в дорогих нарядах идентичных настоящим, в руках у которых могли быть столь же настоящие веера или зонтики. В двадцатом же веке игрушки начали меняться с такой скоростью, что рассматривать их нужно уже отдельными десятилетиями. И уж тут можно полноправно говорить о моде на игрушки.

Пятидесятые.
В моду вошли ватные елочные игрушки, плюшевые медведи и конечно же солдатики. Так же во всех домах стандартным украшением комодов и трюмо были фарфоровые статуэтки.



Шестидесятые.
В игрушках шестидесятых были отражены, как правило, две темы – это сельское хозяйство и космонавтика, ведь именно символом шестидесятых стали золотые початки кукурузы и радостно улыбающийся Гагарин.


Семидесятые,
Восьмидесятые.
Игрушечная промышленность этого времени достигла своего расцвета. Плюш заменил искусственный мех, а скромная тональная гамма прошлых десятилетий уступает место ярким цветам. Основные образы игрушек взяты с персонажей мультфильмов, это и Вини Пух, и Котенок Гав, и Буренка из Масленкина, ну и конечно же любимые всеми Дядя Гена и Чебурашка.


Девяностые.
Это десятилетние можно смело называть временем зарубежных игрушек, мода на которые менялась уже чаще чем раз в год. Здесь и Барби, и черепашки Ниндзя, а так же прыгуны, лизуны, радуги и прочие странные забавы в компании с киндер сюрпризами и Тамагочи.


И все-таки все эти игрушки несомненно были сделаны для чего-то и почему-то: чтобы развивать детей физически и интеллектуально, чтобы учить уважать свою страну и ее историю. Детство много веков проходило в движении и погружении в собственную фантазию. Будь то это тряпичная кукла или модница Барби с ярко розовым кухонным гарнитуром – суть игры не менялась. Ребенок создавал свой мир, свои истории, учился дружить, любить, ссориться и мириться, а главное все это было неразрывно с настоящими бытовыми тонкостями. Куклы ели, спали, ходили в школу и на работу и ребенок был готов к тому что когда-то игра в дочки матери станет реальностью, мало того, он этого
Так, одним из экспонатов нашей выставки является железная машинка – конечно, несравнимые с современным игрушечным транспортом. Они простенькие и… так и хочется сказать «убогие». Зато советский игрушечный транспорт отличался особой прочностью.
Самые популярные игрушки во все времена – это, конечно, куклы. Только в СССР не было стройных модниц вроде Барби. Раньше девочки играли с куклами, обычно изображавшими детей, а не взрослых женщин. Первых больших кукол в СССР делали из целлулоида, но этот материал был горючим, и ему на смену пришли пластик и резина.
Интересно, что в СССР были популярны темные куклы, проще говоря, негритянки. И не просто так: в детях старались воспитывать интернациональные чувства. Куклу с темной кожей хотела иметь в коллекции каждая девочка. На выставкумы нашли плюшевого мишку и пластмассовых зверюшек, а также игрушечную посуду. Помимо «посудок», которые с детства приучали девочек к роли хозяйки, в СССР были в ходу игрушки, которые отражали подготовку к будущей профессии, как для девочек, так и для мальчиков. Например, набор «Парикмахер» или сумка врача. Одной из любимых игр была игра «В магазинчик», и для нее продавались игрушечные весы и гирьки.
Еще в СССР особой любовью пользовались маленькие куклы-пупсики. Девочки носили их в карманах и хвастались подружкам во дворе обновками своих любимцев. Вообще, пупс – это настоящее детище советской кукольной индустрии. Эти игрушки были доступными по цене, безликими и бесполыми. «Голыш», который не мальчик и не девочка, полностью соответствовал установкам педагогики советских лет. Одевать его можно было по желанию – в мальчишеские или девчоночьи наряды.
А еще мы нашли неваляшку, их еще называли «Ваньками-встаньками» - игрушки, которые невозможно уложить. У этих игрушек очень интересная история. Их Родина – Япония. В 12-ом веке там создали первую неваляшку – в честь монаха Дзен Дарумы, который домедитировался до полной нирваны и… атрофии конечностей. Вот и у игрушек нет рук и ног. Аналогичные игрушки появились на Руси еще в 18-ом веке. А в 1958 году советские разработчики усовершенствовали традиционную матрешку, превратив ее в неваляшку. Так родилась любимая игрушка нескольких поколений детей.
А плюшевый мишками с олимпийскими кольцами – это отражение одного из важнейших событий в жизни СССР – Олимпиады. Все помнят знаменитого медведя – символа этого мероприятия. После Олимпиады такие игрушки стали мега-популярными.
4.2. Описание собранных игрушек
Название игрушки | Год выпуска | материал | цвет |
1.грузовик | 1963 | железо | коричневый |
2.пупсик | 1981 | пластик | розовый |
3.кукла | 1956 | резина | розовый |
4.кукла | 1976 | целлулоид | розовый |
5.чебурашка | 1973 | плюш | коричневый |
6.тигрёнок | 1983 | плюш | жёлтый |
7.плюшевый медведь | 1958 | плюш | жёлтый |
Вывод:
Много игрушек в виде пупсов. Есть розовый мишка. Возможно, она символизирует Винни – Пуха. Игрушка-грузовик символизирует военному времени. Чебурашка - герой мультфильма того времени.
Среди собранных игрушек есть редкие, те которые выпущены до 1966 года, то есть, являются раритетными. Они выполнены из фарфора, очень хрупкие. Есть паутинка, очень модная в 90-е годы.
Практическая часть
4.4. Проведение классного часа поистории советской игрушки в 6б классе
Нами был проведен классный часв 6 б классе на тему «История советской игрушки».
Сначала мы кратко рассказали об истории возникновения советской игрушки, о том, как создавалась игрушка в России и какие она претерпевала изменения.
Затем показали нашу выставку.
Заключительный этап
Результатом проекта является выставка советских игрушек в школьном музее. Мы достигли поставленных целей.В процессе работы возникали вопросы, на которые нам помогали найти ответ родители и руководитель проекта. В частности, было не просто сгруппировать весь собранный материал. Не все участники проекта работали добросовестно. Приходилось перераспределять обязанности, но мы преодолели все трудности. Решали проблемы совместно. Работая в команде, мы научились слышать друг друга, принимать решения. Одним словом, работали слажено. Считаем, что наш проект имеет практическую направленность. Он позволил расширить наши знания по многим вопросам, которые были обозначены в начале проектной работы.
Собранный нами материал поможет учителям - классным руководителям в проведении классного часа, а также при изучении исторических тем в курсе «Окружающий мир» в начальной школе.
Источники информации (используемая литература)
Елена Родионова «Историясоветскойигрушки» , Издательство: Новое литературное обозрение, 2011.с.240
2.https://bigpicture.ru/?p=587061