Разработка проекта инклюзивной среды в образовательном учреждении.
«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»
Пояснительная записка.
Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).
Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый характер. Другим условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования. Инклюзия это серьезная интеллектуальная, организационная и эмоциональная работа, которая требует настоящей отдачи от всех субъектов образовательного процесса в контексте институциональных изменений.
Актуальность создания экспериментальной площадки.
Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания. В МОУ СОШ №92 число лиц школьного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно 8% от общего количества школьников. Согласно прогнозным оценкам число учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды.
Актуальность проекта.
Проект будет реализован через вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, участия в общественной жизни школы, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся. Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов школы, в состав которой войдут администрация школы, педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители. Всего в проекте будут принимать участие 8 педагогов 22 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Длительность проекта определяется медицинскими показаниями учащихся, индивидуальной траекторией обучения. В перспективе, это поможет решить давно назревшую российскую проблему постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному, адекватному способу интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.
В ходе реализации проекта планируется: - создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов); - повышение квалификации учителей посредствам курсовой подготовки с проведением семинаров и приглашением специалистов, распространение опыта работы планируется рассматривать на семинарах, конференциях, через стажировки.
Цель и задачи проекта
Целью проекта является создание условий для получения образования общеобразовательной, дополнительной с учетом индивидуально- образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья). Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
повышение степени реализации принципов доступности и качества образовательных услуг для детей с особыми нуждами;
разработка и реализация концептуальных основ развития инклюзивного образования в рамках региональной образовательной системы;
организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках включения их в среду общеобразовательного учреждения;
создание специальных условий реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ (образовательные программы, технологии их реализации, система управления );
организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образовательного учреждения, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
создание системы мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья, наличия условий для получения ими образования
Ресурсное обеспечение проекта.
Обеспечение успешности реализации «Модели школы инклюзивного образования» определяется следующими имеющимися оптимальными условиями:
- материально-техническая база
Здание кирпичное трехэтажное, рассчитанное на 800 учащихся. В школе имеются следующие функциональные группы помещений: 1) помещения: - общего образования, включающие классные комнаты для учащихся 1-11 классов. В школе имеются кабинеты: информатики, физики, химии, технологии, биологии, истории, русского языка и литературы, математики, английского языка; 2) спортивный зал, оснащенный гимнастическими снарядами (гимнастический конь, канат, козел, волейбольные стойки, перекладина), 3) спортивная площадка и зона отдыха - игровая комната; 4) для питания – столовая на 100 посадочных мест; 5) административно – бытовые (кабинет директора, кабинет психолога, завуча, учительская).
Школа обеспечена в полном объёме учебно-методическим комплексом для реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2017-2018 учебный год.
- кадровый состав
Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%.
Имеют: Высшее образование -82%
Среднее специальное – 18%
Из них: С высшей категорией – 5% С первой категорией – 40% Со второй категорией – 55% Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
План реализации проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве» .
Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:
1. повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;
2. материально-техническое и организационное обеспечение;
3. создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
4. создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды.
Образовательное учреждение с инклюзивными классами решает следующие задачи:
1. создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
2. обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
3. организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико -консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
4. преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;
5. постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности.
№ п/п Мероприятия Сроки Ответственные
1. Составление списков учащихся детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Составление базы данных. Август Зам. Директора по УВР, классные руководители
2. Обновление списков учащихся детей-инвалидов и детей с ОВЗ с учетом вновь прибывших. В течение года Зам. директора по УВР
3. Составление адаптированных рабочих программ. Август Учителя предметники, Зам. Директора по УВР
4. Составление индивидуальных образовательных программ психологического сопровождения детей, обучающихся по программе VIII вида Август Педагоги – психологи
5. Составление и утверждение на ПМПК индивидуальных программ психолого – педагогического сопровождения образования детей – инвалидов. Август – сентябрь. В течение года по необходимости. Зам. Директора по УВР, Зам. Директора по ВР, Педагоги – психологи, Социальный педагог, Классные руководители, Медработник
6. Работа классных руководителей с учащимися с ОВЗ: ü Сопровождение в учебно- воспитательном процессе; ü сотрудничество с родителями или лицами, их замещающими. В течение года Классные руководители
7. Сопровождение детей с ОВЗ в воспитательном процессе школы: · включение учащихся во внеурочную деятельность (кружки и секции); · включение в классное самоуправление; · привлечение к участию в общешкольных мероприятиях; · реализация социально – значимых проектов в работе с детьми с ОВЗ и инвалидами. В течение года Зам. директора по ВР, Школьная организация Педагог доп. образования Педагоги – психологи, Классные руководители.
ü проект Благотворительный марафон «Согрей теплом своего сердца» (оказание помощи детям - инвалидам, подарки к Новому году) · организация летнего отдыха и трудовой занятости учащихся; · адресная помощь детям и семьям, в которых они проживают. апрель В течение года
8. Методическое сопровождение работы педагогического коллектива: · «Применение психолого-педагогических, в том числе инклюзивных, технологий, необходимых для адресной работы с различными категориями учащихся»; · семинар – практикум «Школа - территория для всех » · семинар – практикум «Аттестация педагогических кадров на основе профессионального стандарта · создание и пополнение раздела на официальном сайте школы «Инклюзивное образование», методические рекомендации Январь Март В течение года Педагоги - психологи
9. Организация консультаций учителей и специалистов школы с родителями. В течение учебного года Педагогический коллектив
10. Проведение заседаний школьного психолого- медико - педагогического консилиума Зам. Директора по УВР, Зам. Директора по ВР, Педагоги – психологи, Социальный педагог, Классные руководители, медработник
11. Контроль организации обучения по адаптированным программам: · посещение уроков с целью наблюдений за обучающимися; · отслеживание прохождения учебных программ; · усвоение образовательных программ детьми с ОВЗ, в том числе занимающимися на индивидуальном обучении апрель Зам. директора по УВР; педагог-психолог
16. Подготовка к итоговой аттестации и учащихся с ОВЗ: урочная, внеурочная, консультации учащимся, родителям, педагогам В течение года Учащиеся, педагоги, родители
17. Отслеживание динамики состояния здоровья детей данной категории В течение года медработник, кл. рук.
18. Формирование толерантного отношения в обществе к проблемам детей с ОВЗ: ü классные часы, ü общешкольные мероприятия социальной направленности: · Весенняя неделя добра; · Месячник семьи охраны и детства; · месячник «За здоровье и безопасность наших детей»; · «Декада инвалидов» В течение года Апрель Март Февраль – май Декабрь Кл. рук., педагоги, специалисты, общественность
19. Психолого – медико - педагогическое сопровождение, просвещение родителей: · консультации школьного медработника; · индивидуальные консультации педагогов – психологов; · семинар для родителей с приглашением специалистов здравоохранения, социальной защиты населения ; · совместные мероприятия с Центром реабилитации семьи и детей; · консультирование и помощь в профессиональном самоопределении детей с ОВЗ; · постановка детей на льготное питание; · сотрудничество с ЦРБ по вопросу обеспечения детей санаторно – курортным лечением. В течение года Зам. Директора по УВР, Зам. Директора по ВР, Педагоги – психологи, Социальный педагог, Классные руководители, Медработник
20. Организация патронажа семей детей-инвалидов, с ОВЗ. В течение года Социальный педагог
21. Обеспечение учебной литературой детей-инвалидов, детей с ОВЗ. Обеспечение бесплатным питанием детей, семьи которых, находятся в трудной жизненной ситуации. В течение учебного года Заведующий библиотекой, классные руководители Социальный педагог
Практическая значимость результатов проекта.
1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях общеобразовательного учреждения.
2. Педагоги получат опыт работы с учащимися с ОВЗ.
3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных.
4. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье.
5. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса. 6. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.