МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ПО МАТЕМАТИКЕ
«История развития математики в России»
Выполнил:
Радченко Владислав Васильевич,
Ученик 9 «А» класса
Руководитель:
Молюкова Людмила Николаевна
учитель математики
Липецк
2024 г.
Содержание:
1.Введение 3
2.Теоретическая часть 4-7
Глава 1 – История развития математики в России
1.1—Математика на Руси.
1.2—Роль Петра I в развитии математики.
1.3—Первый учебник математики.
1.4—Биография Магницкого
1.5—19 век
1.6—Послереволюционный период
Глава 2 – Использование математики в современности.
2.1—Роль математики в современной жизни
3.Практическая часть 8
4. Заключение 9
5. Литература 10
2
Введение
Мой отец часто говорил мне о таком важном предмете как математика. - Эта наука используется людьми повсеместно – так говорил мне мой папа. Наверное, поэтому мой интерес к математике, возник довольно рано. В школе мое отношение к математике, еще более улучшилось. Здесь я узнал, что математика в настоящее время получила очень широкое применение. Не только точные науки пользуются ею. Методы математики вошли и в экономические, и в социологические науки. Математика необходима не только как орудие при изучении другой науки. Современный человек должен понимать мир, в котором он живет и математика учит его этому. Благодаря этой науке мы сейчас используем то, что ещё несколько десятилетий назад людям казалось невозможным. Поэтому у меня к математике особый интерес и особое отношение. Мне хотелось больше узнать об этой науке и о её развитии, а после рассказать и другим ребятам о ней.
Актуальность исследования обусловлена стремлением углубить исторические знания о таком предмете как математика, а также показать, как она повлияла на развитие нашей страны.
Цели исследования:
1.Узнать, как развивалась математика и как она повлияла на развитие нашей страны.
2.Узнать, где математика используется в современности.
Задачи:
1.Изучить литературу по данному вопросу, а также найти всё необходимое в сети Интернет.
2.Создать презентацию для 5-6 классов на данную тему.
Гипотеза:
Учащиеся школы очень мало знают о истории такого предмета как математика.
3
Теоретическая часть.
История развития математики в России.
1.1—Математика на Руси.
Письменные памятники математических знаний русского народа мы имеем, начиная примерно с 1000 года н.э. Эти знания являются результатом долгого развития.
В древности на Руси писали числа при помощи букв славянского алфавита, над которыми ставился особый значок – титло.
В хозяйственной жизни довольствовались сравнительно небольшими числами, которые доходили до числа 10000. Их называли «малым счётом». В дальнейшем граница «малого счета» была отодвинута до 100000000(ста миллионов).
Также употреблялась и другая система, называвшаяся «великим счётом». В нём употреблялись более высокие разряды. Для обозначения этих больших чисел наши предки использовали обычные числа и окружали их специальным «бордюром».
Дальнейшее развитие науки в России в XIII веке было прервано нашествием монголов.
1.2— Роль Петра I в развитии математики.
После свержения ига оказалось, что Россия значительно отстала от других стран. Меры для преодоления этого отставания предпринял в конце 17 века царь Петр I. Для нужд в промышленности, армии, строительстве и флоте понадобилось много людей, знакомых с техникой. Поэтому в стране начали открываться учебные заведения.
Одним из первых таких заведений стала Школа математических и навигационных наук, которая выпускала капитанов и штурманов. Она была расположена в Сухаревой башне. В этой башне тогда жил генерал Яков Вилимович Брюс, который интересовался науками и организовал в ней первую в России обсерваторию. В дальнейшем он руководствовал школой. В это заведение принимали не только дворян, но и людей иных сословий. Это образовательное учреждение вскоре стало выпускать десятки молодых людей всех сословий для военной, морской и гражданской службы каждый год. Позже были созданы инженерная, артиллерийская и другие школы.
Но для преподавания во всех школах было одно препятствие. Оно заключалось в том, что многие пособия были иностранными и это мешало усвоению материала ученикам. Также было много заграничных учителей. Это поставило вопрос о создании первого российского учебника математики.
4
1.3—Первый учебник математики.
Первый российский учебник математики создал Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году. В этом учебнике по математике Л.Ф. Магницкий знакомил людей с десятичным исчислением, сложением, вычитанием, дробями, основами геометрии и тригонометрии. Все задания в книге были построены на бытовых и жизненных сюжетах. В конце книги имелся отдел, посвященный морскому делу. При составлении книги Магницкий использовал не только иностранную литературу, но и русскую. Магницкий хотел, чтобы математическим знанием овладел весь русский люд поэтому данное произведение было разбито на две книги. Первая из которых была предназначена для решения практических вопросов, без доказательств. Вторая же для решения более сложных вопросов, с доказательствами. Михаил Ломоносов назвал эту книгу «вратами учености». Полвека это было единственное творение по математике.
В дальнейшем были опубликованы и другие русские учебники по математике. Облегченные пособия выпускались для школ, где обучались солдатские дети. Один из таких учебников написал в 1765 году Александр Васильевич Суворов.
1.4—Биография Леонтия Филипповича Магницкого
Так как этот человек внёс очень большой вклад в развитие математики в России, то нельзя не упомянуть его биографию.
Леонтий Филиппович родился 9 июня 1669 года в небольшом городке Тверской губернии в семье простого крестьянина. С ранних лет Леонтий стремился к знаниям. Большим подспорьем для него стала библиотека монастыря. В 1684 году его отправили учиться в Волокаламский монастырь, а год спустя — в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он учился 6 лет. Во время учёбы начал самостоятельно изучать математику. После окончания обучения остался жить в Москве, зарабатывая на жизнь, учёбой детей в частных домах. В 1700 году Леонтий был представлен Петру I и произвёл на царя сильное впечатление. От него он получил фамилию Магницкий. В 1701 году он был назначен преподавателем московской Навигацкой школы. В 1703 году создал учебник по математике. Также он создал и множество других пособий по геометрии, мореходству и прочему. Со временем Магницкий получил должность руководителя Навигацкой школы, в которой проработал до своей смерти. За заслуги Леонтию Филипповичу было дано дворянство. Скончался Леонтий Филиппович 19 октября 1739 года в Москве в возрасте 70 лет.
1.5—19 век
В 19 веке российская наука сделала шаг вперёд. Математика теперь включила
5
в себя несколько дисциплин: алгебру, геометрию, физику и другие. Открывались университеты, которые должны были иметь факультеты математики. Было совершено множество открытий, написано много учебников, впервые изданы задачники.
В 1864 году была проведена реформа системы начального и среднего образования: вышло «Положение о начальных народных училищах». Целью реформы было распространение базовых знаний. Срок обучения в училищах был неограничен, не был ограничен и возраст обучающихся. Обучение содержало в себе письмо, чтение, арифметику, церковное пение, Закон Божий. Велось оно на русском языке и являлось бесплатным.
1.6—Послереволюционный период
После революции начала разрушаться система образования, упразднялись старые учебники, закрывались частные учебные учреждения, было запрещено преподавание древних языков и религии. Обучение стало осуществляться только через производительный труд. Среднее и высшее профессиональное образование стали почти невозможными, так как уровень подготовки учащихся был очень низким. Все понимали, что надо было создавать новую учебную программу. В 1922 году была создана схема такой программы, но вышла она намного позже. Попытки создать новую программу не оставлялись, но они, не увенчивались успехом. Из-за этого шло переиздание книг. Появилось множество учебников специально для жителей разных местностей и даже регионов. Советские власти не могли оставить это без внимания. Поэтому в 1933 году вышел указ «Об учебниках для начальной и средней школы», что позволило стабилизировать образование. Но уже в 1936 году выбранные учебники были осуждены за неграмотность и их заменили отредактированными учебниками А. П. Киселёва. Период пользования этими учебниками (1938—1956) — был назван периодом стабильности. Народ в этот период получил хорошее образование и превратил СССР в могучую державу, добившуюся немалых достижений, и догнавшую стран соперников. Дальнейшие реформы образования после периода стабильности и до наших дней в общем ничего не изменили, разве что дали право школам выбрать ту, программу, по которой её ученики будут учиться и немного поменяли учебники.
1.7– Использование математики в современности.
На данный момент математика лежит в основе всех современных технологий и научных исследований. В последние десятилетия математика также активно используется в таких областях, как лингвистика, история, психология, не говоря уже о естественных науках. Математические методы изменили
6
характер войн. Любое направление развития государства уже требует от людей высокого уровня знания математики. Таким образом математика является одной из самых важных дисциплин в жизни людей и поэтому каждый человек обязан её знать.
7
Практическая часть
Я решил создать презентацию на тему: «История развития математики» для 5-6 классов. Это сделано мной для того что бы увеличить знания учащихся о таком замечательном предмете как математика и попробовать увеличить их интерес к этой науке. Моя презентация может пригодиться учителям, что бы провести внеурочные занятия с учениками.
8
Заключение
Проведя урок с помощью моей презентации, я убедился в том, что моя гипотеза верна. И это на самом деле очень печально, ведь математика в современном мире стала очень важной, так как она используется в любой профессиональной сфере и повседневной жизни. И несмотря на важность этой науки нам очень мало рассказывают о том, как, человечество пришло к тому, что сейчас имеет.
9
Литература
Бурбаки Н. Очерки по истории математики. Изд. 3-е, М. КомКнига, 2007. 296 с.
Гнеденко Б.В. Очерки по истории математики в России. Издание 3-е.
М.: УРСС. 2007. 296 с.
Даан-Дальмедико А., Пейффер Ж. Пути и лабиринты. Очерки по истории математики. М.Мир, 1986. 432 с.
Историко-математические исследования. Выпуск 26. - М.: Наука, 1982. - 336 c
Рыбников, К. А. Возникновение и развитие математической науки / К.А. Рыбников. - М.: Просвещение, 1987. - 160 c
https://ru.wikipedia.org/wiki/Магницкий,_Леонтий_Филиппович
10