Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новотырышкинская средняя общеобразовательная школа»
Проект «Клуб юных экскурсоводов»
(Социализация дошкольников
через экскурсоводческую деятельность)
Автор – составитель:
Воспитатель: Цыганкова Т.А.
с. Новотырышкино
2024
Содержание проекта:
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность
1.2. Планируемые результаты проекта
2. Содержание проекта
3. Календарно-тематический план работы «Клуба юных экскурсоводов»
4. Методическое сопровождение
1. Пояснительная записка
Социо-культурную сферу современного общества невозможно представить без такого важнейшего элемента просветительской деятельности, как экскурсия. Данная форма ознакомления с историей того или много региона, музея, объекта культурно-исторического наследия является наиболее доступной и увлекательной для слушателей, а поэтому широко востребована в различных сферах деятельности. Это определяет необходимость развития экскурсионного дела и подготовки юных экскурсоводов, способных им заниматься. Целесообразно начинать эту работу уже в детском саду, так как именно в этот период формируются интересы воспитанников, что способствует развитию познавательной активности дошкольников и их интеллектуальных компетенций.
Деятельность «Клуба юных экскурсоводов» может быть интересна не только тем воспитанникам, которые проводят экскурсии, но и тем, кто захочет расширить свои представления по истории и культуре большой и малой Родины, развить коммуникативные способности, научиться основным формам и методам исследовательской работы.
Практика показывает, что воспитанники, вовлеченные в краеведческую, поисковую деятельность проявляют высокие гражданские, патриотические качества, с уважением относятся к ценностям, созданным предками и современниками, проявляют интеллектуальные способности.
Таким образом, деятельность Клуба юных экскурсоводов дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на познавательном интересе к исследовательской деятельности детей;
- сочетать эмоциональное и интеллектуальное воздействие на воспитанников;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- расширить кругозор педагогов и воспитанников, систематизировать представления по отдельным темам, изучаемых в рамках образовательной программы ДОУ;
- повысить интерес к изучению большой и малой Родины посредством использования нестандартных форм работы.
Данный проект создан для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к Родине, родному селу, тем самым обеспечить процесс социализации дошкольников через организацию экскурсоводческой деятельности. Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания восприятия ребенка, а также для воспитания музейной культуры. При помощи экскурсии можно сформировать умение детей дошкольного возраста не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, наблюдать.
Педагогическая целесообразность данного проекта заключается в том, что уровень и особенности развития ребенка определяются не столько физиологической основой, но и конкретно-историческими условиями, в которых он воспитывается. Развитие ребенка происходит не стихийно, а под определенным воздействием условий его обучения и воспитания. Представления, которые ребенок усваивает в старшем дошкольном возрасте, развивают и удовлетворяют его познавательные интересы, служат средством познания действительности, его активной социализации, а сознательное усвоение этих представлений способствует формированию мировоззрения. Ознакомление с информацией, являющейся основой музея «Горница», являющейся источником познания, которую ребенок может не только слушать, но и самостоятельно включаться в обследование и исследование многих вещей, предметов, что для ребенка старшего дошкольного возраста, является наиболее важным для понимания и осознания многих вещей. Главное во всем этом то, что дети начинают понимать, почему музейные предметы называют источником наших знаний, почему ценят и бережно собирают даже самые ветхие и невыразительные. Потому что каждый из этих предметов может стать волшебной дверцей в такой притягательный мир прошлого, а также способствует развитию исследовательской деятельности и таких компетенций дошкольников, как: умение сравнивать, анализировать, проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен к принятию собственных решений, опираясь на сформированные представления и умения в различных видах деятельности.
Федеральная образовательная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного образования:
- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
- создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
1.1. Актуальность
В 2020 году в детском саду «Снежинка» усилиями родителей и педагогов был создан музей русского быта «Горница». Наиболее активным дошкольникам захотелось попробовать себя в роли экскурсоводов. Так возникла идея создания проекта «Клуб юных экскурсоводов». Теперь наши юные экскурсоводы проводят экскурсии в музее детского сада, проводят исследовательскую деятельность по сбору материалов о родном селе, через экскурсии в музейный комплекс, библиотеки, предприятия села, объекты исследования. В течение года тематика экскурсий расширяется в соответствии с интересами, способностями, событиями в стране и селе. Еще одной задачей проекта стало изучение истории родного села. Знакомство воспитанников с историей расширяет кругозор детей, оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов, помогает найти образец для подражания.
Участником «Клуба юных экскурсоводов» может стать любой ребенок, независимо от психологических и речевых особенностей. Подготовка и проведение экскурсий раскрывают широкие возможности для развития восприятия детей, для воспитания музейной культуры у дошкольников, а так же позитивной социализации средствами проведения экскурсий.
Цель: Создать условия для позитивной социализации дошкольников, поддержки детской инициативы детей средствами организации экскурсоводческой деятельности.
Задачи:
- способствовать развитию исследовательской, познавательной, творческой и речевой активности детей;
- продолжать формировать представления детей о родном селе, Алтайском крае, России;
- формировать у детей основы музейной культуры;
- поддерживать у дошкольников инициативу, уверенность в своих силах;
- формировать основы конструктивного общения воспитанников – экскурсоводов со сверстниками и взрослыми;
- создавать условия для интеллектуального, духовно-нравственного развития воспитанников с учетом их способностей и возможностей.
1.2. Предполагаемый результат:
- у дошкольников сформированы речевые, коммуникативные, творческие, исследовательские и поисковые компетенции, основы музейной культуры;
- дети проявляют инициативу;
- дети демонстрируют уверенность в своих силах;
- дети узнают и называют здания, улицы, предприятия и объекты села;
- овладели приемами работы с книгой, навыки составления плана, методикой ведения экскурсии;
- понимают и сочувственно воспринимают исторический опыт других эпох, поколений, наций;
- способны к самовыражению через организацию экскурсии.
Методы, средства, приемы, формы познавательной деятельности воспитанников.
Изучение местной истории предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе работы с разнообразными источниками.
Основными методами следует считать:
- объяснительно-иллюстративный (устное изложение материала, рассказ педагога, беседа);
- метод демонстрации (использование презентаций);
- продуктивный (изготовление лэпбуков, макетов, альбомов);
- поисковый (экскурсии в музейный комплекс села Новотырышкино, в сельскую библиотеку; изучение материала);
- частично-поисковый (метод работы с дополнительной литературой, с первоисточниками);
- метод упражнения (работа над речью, отработка экскурсионного материала);
- метод презентационный (проведение экскурсии).
Формы работы коллективные и индивидуальные: беседы, обсуждение тем экскурсий, совместное с педагогом обращение к научной, художественной, справочной литературе, материалам. Особое внимание уделяется работе над речью экскурсовода. Воспитанники должны овладеть приемами работы с книгой, навыками составления плана; методикой ведения экскурсии.
2. Содержание проекта.
Проект рассчитан на 1 год.
Тип проекта: познавательно – практический
По продолжительности: долгосрочный
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагог, родители.
Проект предусматривает различные формы организации деятельности: экскурсия, игра-путешествие, беседа, рассказ педагога с презентацией, исследовательская деятельность, участие в конкурсах и др. Это поможет детям проявлять свои способности, инициативу, творческий подход в различных видах и способах деятельности.
3. Календарно – тематический план работы «Клуба юных экскурсоводов»
Месяц | Тема | Целевые ориентиры | Направление деятельности юных экскурсоводов |
Сентябрь | Знакомство с музеями, культурой поведения в общественных местах | Знакомить с понятием экскурсия, с историей экскурсий, с видами экскурсий. Знакомить с историей создания музеев. Учить правилам поведения в музее, знакомить с речевым этикетом в определенных ситуациях. | Просмотр презентаций по теме. Беседы. Зарисовка знаков с правилами поведения в музее. Развешивание значков с правилами поведения в музее. Экскурсии в библиотеку, музейный комплекс села Новотырышкино |
Октябрь | Знакомство с профессией экскурсовода и другими профессиями, которые есть в музее. Ознакомительные экскурсии в музей русского быта «Горница» | Знакомить детей с профессией экскурсовод и другими профессиями в музее. Выяснить особенности работы гида-экскурсовода. | Просмотр презентаций по теме. Беседы. Уточнение этапов проведения экскурсии экскурсоводом после посещения музея «Горница». Рисование и составление описательного рассказа «Музейный экспонат, который мне запомнился больше всего». |
Ноябрь - декабрь | «Мое любимое село» | Формировать умение рассказывать о своем селе, передавая эмоции и чувства. Формировать уверенность в себе. | Исследовательская деятельность, экскурсии по селу. Беседы после экскурсий, рассказы детей, о том, что больше всего запомнилось на экскурсии. Изготовление альбомов: «Улицы нашего села. Названия»; «Организации села Новотырышкино»; «Я живу на улице…» Работа над текстом экскурсии. Рисование «Мое любимое село» |
Январь - февраль | «Мой край» | Развивать познавательные способности дошкольников. Продолжать формировать умение рассказывать о родном селе, крае, передавая эмоции и чувства. Формировать уверенность в себе. | Проведение экскурсии по выставке «Мое любимое село» для детей старшей группы. |
Март-апрель | «Моя страна – Россия» | Развивать познавательные способности дошкольников. Продолжать формировать умение рассказывать о родном селе, крае, стране, передавая эмоции и чувства. Формировать уверенность в себе. | Рассматривание экспонатов музея русского быта «Горница». Составление описательных рассказов. Презентации: «Русская изба и предметы русского быта», «Национальные костюмы народов, проживающих на территории России», «Народные промыслы», «Народная кукла». |
Май | «Нет в России семьи такой, где б, не памятен был свой герой» | Продолжать формировать умение проводить исследовательскую работу, составлять презентации о героях войны и представлять аудитории. | Исследовательская работа, презентация подвигов дедушек и бабушек. Подготовка и защита собственных экскурсионных продуктов. |
4. Методическое сопровождение:
- Наша Родина – Россия. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2018. – 32с., цв. ил. (серия «В мире знаний»).
- Россия / Л.В. Клюшник – М.: РОСМЭН, 2019. – 48с.: ил. – (Детская энциклопедия)
- Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., переаб. И доп. – СПб : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023. – 304с.
- Детские письма о главном. Рецепты счастливой семьи. Книга седьмая. – М.:ООО «Красногорский полиграфический комбинат», 2021. – 132с., ил.