СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Юные экскурсоводы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект был создан для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, прививать любовь к Родине, родному селу.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Юные экскурсоводы"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новотырышкинская средняя общеобразовательная школа»

















Проект «Клуб юных экскурсоводов»

(Социализация дошкольников

через экскурсоводческую деятельность)













Автор – составитель:

Воспитатель: Цыганкова Т.А.









с. Новотырышкино

2024

Содержание проекта:

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность

1.2. Планируемые результаты проекта

2. Содержание проекта

3. Календарно-тематический план работы «Клуба юных экскурсоводов»

4. Методическое сопровождение





































1. Пояснительная записка

Социо-культурную сферу современного общества невозможно представить без такого важнейшего элемента просветительской деятельности, как экскурсия. Данная форма ознакомления с историей того или много региона, музея, объекта культурно-исторического наследия является наиболее доступной и увлекательной для слушателей, а поэтому широко востребована в различных сферах деятельности. Это определяет необходимость развития экскурсионного дела и подготовки юных экскурсоводов, способных им заниматься. Целесообразно начинать эту работу уже в детском саду, так как именно в этот период формируются интересы воспитанников, что способствует развитию познавательной активности дошкольников и их интеллектуальных компетенций.

Деятельность «Клуба юных экскурсоводов» может быть интересна не только тем воспитанникам, которые проводят экскурсии, но и тем, кто захочет расширить свои представления по истории и культуре большой и малой Родины, развить коммуникативные способности, научиться основным формам и методам исследовательской работы.

Практика показывает, что воспитанники, вовлеченные в краеведческую, поисковую деятельность проявляют высокие гражданские, патриотические качества, с уважением относятся к ценностям, созданным предками и современниками, проявляют интеллектуальные способности.

Таким образом, деятельность Клуба юных экскурсоводов дает возможность:

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на познавательном интересе к исследовательской деятельности детей;

- сочетать эмоциональное и интеллектуальное воздействие на воспитанников;

- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

- расширить кругозор педагогов и воспитанников, систематизировать представления по отдельным темам, изучаемых в рамках образовательной программы ДОУ;

- повысить интерес к изучению большой и малой Родины посредством использования нестандартных форм работы.

Данный проект создан для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к Родине, родному селу, тем самым обеспечить процесс социализации дошкольников через организацию экскурсоводческой деятельности. Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания восприятия ребенка, а также для воспитания музейной культуры. При помощи экскурсии можно сформировать умение детей дошкольного возраста не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, наблюдать.

Педагогическая целесообразность данного проекта заключается в том, что уровень и особенности развития ребенка определяются не столько физиологической основой, но и конкретно-историческими условиями, в которых он воспитывается. Развитие ребенка происходит не стихийно, а под определенным воздействием условий его обучения и воспитания. Представления, которые ребенок усваивает в старшем дошкольном возрасте, развивают и удовлетворяют его познавательные интересы, служат средством познания действительности, его активной социализации, а сознательное усвоение этих представлений способствует формированию мировоззрения. Ознакомление с информацией, являющейся основой музея «Горница», являющейся источником познания, которую ребенок может не только слушать, но и самостоятельно включаться в обследование и исследование многих вещей, предметов, что для ребенка старшего дошкольного возраста, является наиболее важным для понимания и осознания многих вещей. Главное во всем этом то, что дети начинают понимать, почему музейные предметы называют источником наших знаний, почему ценят и бережно собирают даже самые ветхие и невыразительные. Потому что каждый из этих предметов может стать волшебной дверцей в такой притягательный мир прошлого, а также способствует развитию исследовательской деятельности и таких компетенций дошкольников, как: умение сравнивать, анализировать, проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен к принятию собственных решений, опираясь на сформированные представления и умения в различных видах деятельности.

Федеральная образовательная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного образования:

- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;

- создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

1.1. Актуальность

В 2020 году в детском саду «Снежинка» усилиями родителей и педагогов был создан музей русского быта «Горница». Наиболее активным дошкольникам захотелось попробовать себя в роли экскурсоводов. Так возникла идея создания проекта «Клуб юных экскурсоводов». Теперь наши юные экскурсоводы проводят экскурсии в музее детского сада, проводят исследовательскую деятельность по сбору материалов о родном селе, через экскурсии в музейный комплекс, библиотеки, предприятия села, объекты исследования. В течение года тематика экскурсий расширяется в соответствии с интересами, способностями, событиями в стране и селе. Еще одной задачей проекта стало изучение истории родного села. Знакомство воспитанников с историей расширяет кругозор детей, оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов, помогает найти образец для подражания.

Участником «Клуба юных экскурсоводов» может стать любой ребенок, независимо от психологических и речевых особенностей. Подготовка и проведение экскурсий раскрывают широкие возможности для развития восприятия детей, для воспитания музейной культуры у дошкольников, а так же позитивной социализации средствами проведения экскурсий.

Цель: Создать условия для позитивной социализации дошкольников, поддержки детской инициативы детей средствами организации экскурсоводческой деятельности.

Задачи:

- способствовать развитию исследовательской, познавательной, творческой и речевой активности детей;

- продолжать формировать представления детей о родном селе, Алтайском крае, России;

- формировать у детей основы музейной культуры;

- поддерживать у дошкольников инициативу, уверенность в своих силах;

- формировать основы конструктивного общения воспитанников – экскурсоводов со сверстниками и взрослыми;

- создавать условия для интеллектуального, духовно-нравственного развития воспитанников с учетом их способностей и возможностей.

1.2. Предполагаемый результат:

- у дошкольников сформированы речевые, коммуникативные, творческие, исследовательские и поисковые компетенции, основы музейной культуры;

- дети проявляют инициативу;

- дети демонстрируют уверенность в своих силах;

- дети узнают и называют здания, улицы, предприятия и объекты села;

- овладели приемами работы с книгой, навыки составления плана, методикой ведения экскурсии;

- понимают и сочувственно воспринимают исторический опыт других эпох, поколений, наций;

- способны к самовыражению через организацию экскурсии.

Методы, средства, приемы, формы познавательной деятельности воспитанников.

Изучение местной истории предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе работы с разнообразными источниками.

Основными методами следует считать:

- объяснительно-иллюстративный (устное изложение материала, рассказ педагога, беседа);

- метод демонстрации (использование презентаций);

- продуктивный (изготовление лэпбуков, макетов, альбомов);

- поисковый (экскурсии в музейный комплекс села Новотырышкино, в сельскую библиотеку; изучение материала);

- частично-поисковый (метод работы с дополнительной литературой, с первоисточниками);

- метод упражнения (работа над речью, отработка экскурсионного материала);

- метод презентационный (проведение экскурсии).

Формы работы коллективные и индивидуальные: беседы, обсуждение тем экскурсий, совместное с педагогом обращение к научной, художественной, справочной литературе, материалам. Особое внимание уделяется работе над речью экскурсовода. Воспитанники должны овладеть приемами работы с книгой, навыками составления плана; методикой ведения экскурсии.

2. Содержание проекта.

Проект рассчитан на 1 год.

Тип проекта: познавательно – практический

По продолжительности: долгосрочный

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагог, родители.

Проект предусматривает различные формы организации деятельности: экскурсия, игра-путешествие, беседа, рассказ педагога с презентацией, исследовательская деятельность, участие в конкурсах и др. Это поможет детям проявлять свои способности, инициативу, творческий подход в различных видах и способах деятельности.

3. Календарно – тематический план работы «Клуба юных экскурсоводов»

Месяц

Тема

Целевые ориентиры

Направление деятельности юных экскурсоводов

Сентябрь

Знакомство с музеями, культурой поведения в общественных местах

Знакомить с понятием экскурсия, с историей экскурсий, с видами экскурсий.

Знакомить с историей создания музеев.

Учить правилам поведения в музее, знакомить с речевым этикетом в определенных ситуациях.

Просмотр презентаций по теме.

Беседы.

Зарисовка знаков с правилами поведения в музее.

Развешивание значков с правилами поведения в музее.

Экскурсии в библиотеку, музейный комплекс села Новотырышкино

Октябрь

Знакомство с профессией экскурсовода и другими профессиями, которые есть в музее.

Ознакомительные экскурсии в музей русского быта «Горница»

Знакомить детей с профессией экскурсовод и другими профессиями в музее.

Выяснить особенности работы гида-экскурсовода.

Просмотр презентаций по теме.

Беседы.

Уточнение этапов проведения экскурсии экскурсоводом после посещения музея «Горница».

Рисование и составление описательного рассказа «Музейный экспонат, который мне запомнился больше всего».

Ноябрь - декабрь

«Мое любимое село»

Формировать умение рассказывать о своем селе, передавая эмоции и чувства. Формировать уверенность в себе.

Исследовательская деятельность, экскурсии по селу.

Беседы после экскурсий, рассказы детей, о том, что больше всего запомнилось на экскурсии.

Изготовление альбомов:

«Улицы нашего села. Названия»;

«Организации села Новотырышкино»;

«Я живу на улице…»

Работа над текстом экскурсии.

Рисование «Мое любимое село»

Январь - февраль

«Мой край»

Развивать познавательные способности дошкольников.

Продолжать формировать умение рассказывать о родном селе, крае, передавая эмоции и чувства. Формировать уверенность в себе.

Проведение экскурсии по выставке «Мое любимое село» для детей старшей группы.

Март-апрель

«Моя страна – Россия»

Развивать познавательные способности дошкольников.

Продолжать формировать умение рассказывать о родном селе, крае, стране, передавая эмоции и чувства. Формировать уверенность в себе.

Рассматривание экспонатов музея русского быта «Горница».

Составление описательных рассказов.

Презентации: «Русская изба и предметы русского быта», «Национальные костюмы народов, проживающих на территории России»,

«Народные промыслы», «Народная кукла».

Май

«Нет в России семьи такой, где б, не памятен был свой герой»

Продолжать формировать умение проводить исследовательскую работу, составлять презентации о героях войны и представлять аудитории.

Исследовательская работа, презентация подвигов дедушек и бабушек. Подготовка и защита собственных экскурсионных продуктов.



4. Методическое сопровождение:

- Наша Родина – Россия. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2018. – 32с., цв. ил. (серия «В мире знаний»).

- Россия / Л.В. Клюшник – М.: РОСМЭН, 2019. – 48с.: ил. – (Детская энциклопедия)

- Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., переаб. И доп. – СПб : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023. – 304с.

- Детские письма о главном. Рецепты счастливой семьи. Книга седьмая. – М.:ООО «Красногорский полиграфический комбинат», 2021. – 132с., ил.