СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Из моего опыта начинающего спелеолога"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект содержит описание самой большой пещеры Башкортостана. Самым ценным является инструкция по технике безопасности при посещении пещер.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Из моего опыта начинающего спелеолога"»


Содержание

Введение 3

1. Анализ материала о пещерах в школьных учебниках географии 4

2. В мире пещер

2.1. Удивительный мир пещер 5

2.2. Описание Киндерлинской пещеры 7

2.3. Опасности, подстерегающие людей в пещерах 9

3. Правила посещения пещер и вопросы безопасности 11

Заключение 12

Источники информации 13

Приложения 14


















Введение

Мой папа работает в МЧС и по роду деятельности должен уметь оказывать помощь людям в разных ситуациях, в том числе и в подземном мире: в шахтах, метро, в пещерах, в подземных сооружениях. Вместе с ним и братом, Юрием я посетила Киндерлинскую пещеру, расположенную в Гафурийском районе республики Башкортостан. Про пещеры и будет моя работа.

Объектом изучения является раздел географии «Спелеология». Предметом – Киндерлинская пещера.

Цель моего проекта: расширить знания школьного курса о пещерах.

Для достижения цели мне нужно решить следующие задачи:

  1. Проанализировать материал школьных учебников географии.

  2. Найти информацию о Киндерлинской пещере.

  3. Выяснить, чем спелеология отличается от спелеотуризма.

  4. Перечислить, какие опасности подстерегают людей в пещерах.

  5. Составить памятку о правилах поведения в пещере.

Это памятка станет продуктом проекта.













1. Анализ материала о пещерах в школьных учебниках географии

О пустотах в земной коре мы узнаём из учебников по физической географии - науки, описывающей природу Земли. Авторы учебников Домогацких и Алексеевский в 6 и 8 классах упоминают о пещерах, когда изучаем тему «Литосфера». Литосфера – это каменная оболочка Земли, состоящая из горных пород.

В учебнике 6 класса, в параграфе 13 «Выветривание горных пород» - то есть разрушение, рассказывается о химическом выветривании: «этот вид выветривания связан со способностью воды растворять такие горные породы как известняк, гипс и соли. В слоях таких пород образуются пустоты, промоины, пещеры». И приводится рисунок 54 пещеры с искусственным освещением [2].

В учебнике 8 класса, в параграфе 39 «Природно-территориальные комплексы Урала», упоминается, что «Средний Урал наиболее разрушенная часть наших гор и на склонах долин рек в слоях известняка много пещер. Например, в долине реки Сылва это Кунгурская ледяная пещера» [3].

Мы установили, что на изучение пустот в земной коре нет отдельного параграфа; про пещеры Южного Урала и Челябинской области нет информации; нет упоминания о профессии людей, которые изучают пустоты; нет предостережений и техники безопасности. Поэтому наша работа будет актуальной.










2. В мире пещер

2.1. Удивительный мир пещер

В настоящее время самой длинной пещерой мира считается Мамонтова в США, её длина 627 км 650 м, а самая глубокая пещера находится в Абхазии Крубера или Воронья, её глубина 2 км 191 м. В России самой длинной пещерой считается Ботовская в Иркутской области, её длина 69 км 523 м, а самая глубокая пещера находится в Карачаево-Черкессии Горло Барлога, её глубина 900 м [1]. На Урале открыто и исследовано учёными более 2,5 тысяч пещер. Самая длинная пещера Урала Киндерлинская в Башкортостане, её длина 13 км 32 м и самая глубокая та же Киндерлинская, её амплитуда 235 м [4]. 800 пещер находятся в Челябинской области. В нашей области самая длинная пещера Данко в Катав-Ивановском районе, её длина 2 км 863 м, а самая глубокая пещера Шумиха в Саткинском районе, её амплитуда 107,5 м (Приложение 1).

Больше всего пещер на западных склонах Уральских гор, так как осадки приходят с Атлантического океана, выпадают в большом количестве именно здесь и растворяют карстовые горные породы: известняк, гипс и соли (Приложение 2). С середины XIX века для обозначения пустот стали применять термин «карст». Это изменённое название гор Крас в Югославии, где очень много поверхностных воронок и подземных пустот.

Пещеры – это сложный мир. Многие слышали о сталактитах, сталагмитах, сталагматах – это натёчные отложения. Сталактиты – формы, образующиеся за счёт известняка, выделяющегося из капель, висящих с потолка. Сталагмиты – формы, образующиеся за счёт известняка, выделяющегося из упавших капель. Сталагматы – соединённые сталактиты и сталагмиты. А есть ещё коломорфные отложения – кальцитовые плотины (гуры), коры, плёнки, пещерный жемчуг (оолиты), лунное (каменное) молоко. Они образуются в горизонтальных или наклонных ходах пещер в результате выпадения из водных потоков карбоната кальция. Также можно увидеть кристаллитовые образования на стенках, потолках и полу в сухих участках пещер (Приложения 3).

Во многих пещерах так как они образуются за счёт просачивающейся через горные породы воды образуются подземные озёра и реки.

Интересен биологический мир пещер. При нехватке света, 100% влажности, температуре от -80 до +40 здесь растут грибы типа плесени, живут летучие мыши, рачки, жуки, мокрицы, многоножки, черви, ногохвостки, брюхоногие моллюски, бабочки на зимовке, лягушки, пещерные рыбы. Есть даже хищники – жужелицы, сенокосцы, лжескорпионы.

Пещеры на различных этапах развития человеческого общества использовались по-разному. В них жили, проводили магические обряды, использовали как храмы, хоронили умерших, прятались от преследований, рисовали на стенах, содержали скот, хранили продукты, выдерживали вино, использовали как театры, концертные залы (хорошая акустика), лечили астму. Отложения использовали для изготовления стрел (Приложение 4).

Антропогенные отложения, связанные с жизнедеятельностью людей представлены костями животных, орудиями труда из камня, бронзы, железа, украшениями из камня, раковин, кости и металлов, осколками керамической посуды.

Более полную информацию о пещерах Челябинской области можно почитать в книге спелеологов и спелеотуристов Семёна Михайловича Баранова и Леонида Дмитриевича Волкова «Пещеры Челябинской области» (Приложение 5) [1]. Спелеология – это наука по изучению пещер. Спелеотуризм – это вид спорта, связанный с прохождением и изучением подземных карстовых полостей.

В последнее время возрос интерес к путешествиям с посещением пещер. Мы прилагаем карту самых известных пещер Челябинской области (Приложение 6). Ближайшие к Троицку пещеры расположены недалеко от города Красногорска Увельского района. Они интересны тем, что находятся в равнинной, а не горной части Урала.

2.2. Описание Киндерлинской пещеры

Мой опыт спелеотуриста небольшой. Вместе с папой, Лаврентьевым Николаем Сергеевичем и братом, Юрием Николаевичем, я была только в одной пещере, но она оказалась самой длинной и самой глубокой на Урале. Киндерлинская пещера может называться Пещера Победы или Пещера 30-летия Победы — пещера Башкортостана (Приложение 7), расположена у правого берега реки Киндерля, в 5 км к востоку от деревни Таш-Асты (Гафурийский район). Её географические координаты 54°09′ с. ш. 56°51′ в. д. Длина 13 км 32 м, из них 230 м под водой. Мной пройдено 8 км.

Пещера имеет 4 яруса и 7 гротов. Средняя ширина пещерных ходов – 5 м, а средняя высота – 7 м. Вход в пещеру располагается на высоте 94 м от реки в виде трапеции 12 м на 7 м и обращён на юг (Приложение 8). Он соединяется с наклонным тоннелем, в котором можно увидеть ледник самый длинный из пещер Башкирии, его длина 120 м и ширина 12 м. Даже летом здесь температура -120C. Рассказывают, что в прошлом ледник использовали местные охотники в качестве холодильника – хранили здесь тела убитых животных. Сейчас ледник постепенно тает. В результате таяния в углу ледника образовался колодец глубиной 14 метров. Вход в него постепенно увеличивается. За ледником температура в пещере повышается, достигая +40+80, она постоянна в любое время года.

В пещере есть колодцы, шкуродеры, пещерные озера. Здесь множество гротов, некоторым из которых спелеологи придумали забавные названия: Летучий голландец, Пепси, Хлеборезка, Атлантида, Концертный зал, Кощеево царство. Мной пройдены залы Бороды, Люстровый, Лифт, Атлантов, Классический, то есть Первая и Вторая части пещеры (Приложение 9).

Пещеру открыл стерлитамакский спелеолог Андреев в 1974 году, который первым оценил все величие и масштаб пещеры. Под сводами Киндерлинской может поместиться дом высотой 30 метров. Пещера славилась богатством сталактитов, сталагмитов, красивыми натечными образованиями, но туристы многие из них разрушили. В советское время (в конце 1970-х) пещера была экскурсионным объектом.

Если для пещер характерны особый микроклимат, отсутствие вредных микробов и бактерий, чистая вода в пещерных озерах и речках, то в отношении Киндерлинской пещеры активное посещение людьми с разбитием лагерей внутри пещеры и антисанитарией привело к печальным последствиям. Стены и пол пещеры покрыла плесень, а употребление воды стало опасным. Фактически пещера постепенно погибает.

Для её защиты в 2010 году уфимские спелеологи установили ограждение, изолировавшее часть объекта от посещения туристами. Специалисты надеются, что со временем экологический баланс пещеры восстановится. Таким образом, для посещения доступна только часть пещеры близ входа. В дальнюю часть можно попасть лишь по согласованию с уфимским турклубом имени В.Нассонова [6].

В Башкирии насчитывалось более 200 объектов ООПТ регионального значения, из них 178 памятников природы. На территории Гафурийского района имеется 10 памятников природы. Пещерная система Киндерлинская-Леднева-Октябрьская один из них. Мне приятно, что я его видела своими глазами [7].

В июле 2010 года здесь произошло несчастье. Мужчина из Уфы в одиночку отправился в пещеру, подошел близко к краю колодца, поскользнулся и упал, получив несовместимую с жизнью травму [5]. Необходимо помнить, что пещера небезопасна, нужно быть предельно осторожными!







2.3. Опасности, подстерегающие людей в пещерах

Опасности для людей в подземных условиях делятся на две группы: природного характера и опасности, связанные с неправильными поведением.

Наиболее серьезными являются опасности первой группы, к которым можно отнести: естественные обвалы и камнепады, загазованность, подземные водоёмы, холод, темнота.

Во второй группе опасностей: искусственные обвалы и камнепады, ненадежность естественных и искусственных опор, задымление, боязнь замкнутого пространства, неумелое использование снаряжения.

Свыше 30% всех ходов пещер занимают глыбовые завалы, опасность обвалов возможна вблизи активных тектонических зон.

Повышенное содержание различных вредных газов зарегистрировано практически во всех пещерах. Особенно высоких концентраций газы достигают в плохо вентилируемых тупиках. Опасные газы не имеют цвета и запаха. Их наличие определяют по поведению пламени спичек, периодически зажигаемых при передвижении в пещере. Пламя спички при наличие углекислого газа – гаснет, при углеводороде сильно коптит, при метане горит неестественно ярко. Опасен и природный радиоактивный газ – радон. Вдыхаемый человеком, он оседает в легких и способен стимулировать возникновение некоторых онкологических заболеваний.

Необходимо следить за уровнем воды в подземных водоемах и интенсивностью шума падающей по склонам пещеры воды, чтобы не попасть в подземный паводок – подъём воды из-за дождя.

Температура в пещерах колеблется в пределах от 3-4°С до 7-9°С. При наличии подземных водоемов с температурой воды 2-7°С и почти 100% влажностью воздуха существует постоянная опасность переохлаждения организма человека.

Если нет колодцев, через которые проникает солнечный свет, то в пещере стоит абсолютная темнота. Передвижение в пещере без света невозможно.

При работе в вертикально расположенных полостях существует опасность спуска камней находящимися наверху людьми, падения камней вследствие резкого звука.

Сталагмиты легко ломаются. Психологические нагрузки вызываются боязнью неизвестности, воды, темноты, одиночества, высоты, замкнутого пространства (клаустрофобия). К тому же пещеры обладают отличными от наземных территорий биоэнергетикой и составом воздуха. Долгое пребывание под землей приводит к тому, что организм человека переходит с 24-часовых на 48-часовые сутки. В результате у человека ухудшаются зрение, память, повышается утомляемость, снижаются работоспособность и защитные функции организма, возникают галлюцинации [4].


 


 

 

 













3. Правила посещения пещер и вопросы безопасности

Соблюдение элементарных правил безопасности в пещерах сохранит Вам жизнь.

  1. Людям с клаустрофобией не желательно посещение пещер.

  2. Иметь теплую одежду и гидрокостюм как защиту от холода и сырости.

  3. На голове должна быть защитная каска.

  4. В пещерах нельзя кричать. В обвальных залах разговаривать только шепотом и передвигаться бесшумно.

  5. На подземных маршрутах необходимо иметь по два источника света на человека. Если это фонари, то к ним должны прилагаться дополнительные комплекты аккумуляторных батарей и лампочек. Свечи и средства их зажигания должны находиться в герметичной упаковке.  

  6. В атмосфере пещер, где спичка не горит, находиться в респираторах и противогазах. При наличии углеводорода и метана необходимо строго соблюдать правила пожаро- и взрывобезопасности.

  7. Не курить. При наличии радона табачный дым резко повышает вероятность онкологических заболеваний.

  8. Нельзя разводить костры, чтобы не создать задымлённость.

  9. Участки с натёчными отложениями: сталактитами, сталагмитами, сталагматами необходимо проходить быстро, не задерживаясь, не опираться на них.

  10. При преодолении узких лазов нужно пользоваться спелеокомбинезоном; в идущие вниз лазы спускаться вперед ногами (Приложение 10).

  11. Не купаться в подземных реках и озерах, учитывать возможность паводка – спасаться на возвышениях.

  12. Тщательно готовить и проверять оборудование, соблюдая правила эксплуатации инструментов, приспособлений и снаряжения.

  13. Посещать пещеры с опытным проводником, спелеологом. При любых травмах необходимо обращаться за помощью к спасателям по телефону 112.

Заключение

В ходе работы мы расширили материал школьных учебников географии о пещерах. Рассказали об удивительном мире пещер; представили таблицу с использованием пещер в разные исторические эпохи; упомянули о животном мире пещер; указали, что пещеры на Урале встречаются чаще всего на западных склонах и объяснили причину этого; приложили к работе карты расположения пещер в Челябинской области; представили рейтинг самых длинных и глубоких пещер; упомянули о профессии спелеолога; рассмотрели опасности, которые могут встретиться спелеотуристам в пещерах и прописали правила поведения для их безопасности.

Таким образом, цель проекта выполнена.

Писать проект мне было легко, так как я писала его по собственным впечатлениям после посещения Киндерлинской пещеры вместе со своей семьёй, я спелеотурист. Продуктом является памятка по правилам поведения в пещерах для таких же любителей пещер. Её можно использовать как на уроках географии, так и во внеклассной деятельности.

Проект имеет практическую значимость, так как чем больше людей знают о правилах безопасности, тем больше человеческих жизней будет сохранено.












Источники информации

  1. Баранов, С.М. Пещеры Челябинской области/С.М. Баранов, Л.Д. Волков. – Челябинск: АБРИС, 2012.

  2. Домогацких, Е.М., Алексеевский Н.И. География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016.

  3. Домогацких, Е.М., Алексеевский Н.И. География: Физическая география: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

  4. https://megalektsii.ru/s36541t2.html Предостережения спелеотуристов об опасностях в пещерах и техника безопасности (текст)

  5. https://vk.com/wall-94697408_3881 Памятники природы Гафурийского района республики Башкортостан (текст)

  6. https://uraloved.ru/samye-dlinnye-i-glubokie-peshery-urala Самые длинные и глубокие пещеры Урала (текст)

  7. https://www.ufa.kp.ru/daily/25915.5/2869249/ ГБУ Дирекция по ООПТ РБ (текст)











Приложение 1

Самые длинные и глубокие пещеры мира, России, Урала, Челябинской области

Место

Самые длинные пещеры

Самые глубокие пещеры

Мир

Мамонтова (США),

627 км 650 м

Крубера или Воронья (Абхазия), 2 км 191 м.

Россия

Ботовская

(Иркутская область),

69 км 523 м

Горло Барлога (Карачаево-Черкессия), 900 м

Урал

Киндерлинская (Башкортостан),

13 км 32 м

Киндерлинская (Башкортостан), амплитуда 235 м

Челябинская область

Данко (Катав-Ивановский район),

2 км 863 м,

Шумиха

(Саткинский район),

амплитуда 107,5 м















Приложение 2

Местоположение пещер Челябинской области









Приложения 3

Сложный мир пещер. Натёчные отложения

Виды отложений

Формы отложений

Фото

Натёчные

Сталактиты.

Сталагматы

Сталагмит


Приложения 3

Сложный мир пещер. Коломорфные и кристаллитовые отложения

Виды отложений

Формы отложений

Фото

Коломорфные

Пещерный жемчуг (оолиты) в кальцитовых плотинах (гуры)


Лунное (каменное) молоко

Кристаллитовые

Иней



Приложение 4

Использование пещер в разные этапы развития человеческого общества

(по Г.А. Максимовичу, 1972г.)

Использование

Палеолит, неолит

Средние века

XIX век

XX век

Жилища

+

+

+

+

Магические обряды, храмы

+

+

+

+

Погребения

+

+

+

+

Картинные галереи

+




Загоны для скота


+

+

+

Склады продуктов



+

+

Виноделие, сыроделие



+

+

Театры, концертные залы



+

+

Затворничество


+


+

Лечебницы

+

+


+

Туризм



+

+








Приложение 5

«Пещеры Челябинской области», авторы

Семёна Михайловича Баранова и Леонида Дмитриевича Волкова








Приложение 6

Карта самых известных пещер Челябинской области

















Приложение 7

Киндерлинская пещера, республика Башкортостан












Приложение 8

У входа в Киндерлинскую пещеру



Приложение 9

Я в пещере




Приложение 10

Узкие лазы пещер