Проект
«Хлеб – всему голова»
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: одна неделя.
Подготовила: Поляруш К.В.
Участники проекта: дети и воспитатели старшей группы «Лапушки», родители.
Актуальность:
Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.
Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?
Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб (анкета), и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Цель: Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Задачи:
- расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
- показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
- воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Ожидаемые результаты:
- улучшение предметно-развивающей среды;
- развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;
- активное участие воспитанников и родителей в изготовлении хлебобулочных изделий;
- расширение кругозора детей о хлебе.
Методы исследования:
сбор информации;
беседы;
наблюдения;
экскурсия;
эксперимент
анализ.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
- определение уровня знаний детей о хлебе;
- обсуждение темы проекта, задач с детьми;
- подбор необходимой литературы, загадок, пословиц, скороговорок по данной теме.
2 этап – разработка проекта:
- перспективное планирование проекта;
- подготовка информации в родительский уголок;
- индивидуальные беседы с каждым ребёнком по изученному материалу.
3 этап - реализация проекта:
Познавательное развитие:
- беседы: «Как хлеб на стол пришел»; «Какой бывает хлеб»; «Как испечь хлеб дома»; «Берегите хлеб».
- наблюдения и рассматривание альбомов;
- рассматривание иллюстраций о сельскохозяйственных машинах, репродукций, картин русских художников на заданную тему (Шишкин Иван Иванович «Рожь»);
- знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь.
Исследовательская деятельность:
Экскурсия на пищеблок детского сада;
Рассматривание колосков и зерен пшеницы.
Опытно – экспериментальная деятельность:
Превращение зерна в муку (кофемолка).
Замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях (хлебопечка).
Чтение художественной литературы о хлебе:
Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок». Стихи, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.
Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:
Будет хлеб, будет и обед.
Хлеб – всему голова.
Хлеб – наше богатство.
У кого хлеб родится, тот всегда веселится.
Хлеба ни куска - в доме тоска.
Без труда хлеб не родится никогда.
Плох обед, коли хлеба нет.
Проговаривание скороговорок о хлебе:
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
Хорош пирожок - внутри творожок.
Саша любит сушки, Соня – ватрушки.
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Отгадывание загадок о хлебе;
Приметы о хлебе:
- Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
- Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
- Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
- Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
- Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
- Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «Булочная».
Дидактические игры: «Что сначала, что потом»; «А какой он, хлеб»; «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»; «Назови профессию»; «Узнай на вкус».
Художественное творчество (рисование, лепка):
Рисование колосков пшеницы, пшеничное поле.
Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно- ролевых игр.
4 этап – подведение итогов:
- оформление альбома иллюстраций «Как выращивают хлеб»;
- оформление результата проекта в виде фото-отчета и презентации.
Взаимодействие с родителями:
Предложили детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
Совместная творческая деятельность родителей и детей.
Угощение родителей испеченным хлебом.
Присутствие родителей на празднике «Осень золотая».
Результат реализации проекта:
у детей сформировались представления о ценности хлеба;
получили знания о том, как выращивают хлеб, донесли до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
вызвали интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
воспитали бережное отношение к хлебу.